Слова

Что читать сценаристу: советы профессионалов

Аристотель и Труби, Нехорошев и Снайдер: российские сценаристы рассказали нам о том, какие книги больше всего помогают им в профессии


Дмитрий
Сафонов

Татьяна
Арцеулова

Валерия
Подорожнова

Алексей
Алешковский

Денис
Курышев

Владимир
Нагорный

Андрей
Золотарев

Василий
Павлов

Николай
Куликов

Дмитрий
Петровский

Прежде всего. Самая главная мысль. Вот она: учебники — не для того, кто только собирается писать; учебники — для того, кто пишет. Можно обложиться самоучителями по езде на велосипеде, но пока не сядешь в седло, — ничего не получится. Так что пишите и не бойтесь делать ошибки; это — ваши ошибки, за вас их все равно никто не сделает. Торопитесь!

Учебников — превеликое множество. Я бы рекомендовал «Сценарий» Сида Филда: просто и в то же время академично, не «грузит», но при этом настраивает на серьезный лад. Сразу после Филда — «Спасите котика!» Блейка Снайдера. Прочитайте обе книги и убедитесь, что «Сценарий» и «Спасите котика!» рассказывают об одном и том же, но в разной манере. А потом — переходите к «Искусству сериала» Памелы Дуглас — весьма полезное и практичное пособие. Однократным прочтением не обойдетесь. Читайте почаще и возвращайтесь к учебникам при каждом удобном случае. Я перечитываю их раз в месяц-два точно — всегда находится что-то новое, на что я не обратил внимания раньше.

Сид Филд «Киносценарий. Основы написания.»


Насколько эффективны Макки и Труби? Для человека непосвященного, ничего в своей жизни не написавшего, они не только бесполезны, но и вредны. Огромный объем частной информации, преподнесенный в заумной манере. Грубо говоря, вас там не учат жать на педали, а рассуждают о различиях устройства задних подшипников в трековых велосипедах. Но если вы освоили базовый уровень и пишете регулярно, у вас появляются свои собственные «фишки». Зачем вам чужие?

И напоследок — очень важный совет. Советую отнестись к нему крайне серьезно. В каждом из учебников приводятся разные примеры, но было бы здорово иметь один универсальный на все случаи жизни? Такой пример есть. Библия. Новый Завет, если уж вам лень читать всю.

Библия. Новый Завет


Во-первых, вы изучаете основы христианства; это очень важно, поскольку вся наша культура и цивилизация основаны на христианской парадигме. Во-вторых, вы знакомитесь с драматической историей, которая выдержала проверку временем: двумя тысячелетиями, если быть точным. История Иисуса Христа — самый мощный, доступно изложенный, и потому совершенный мономиф. Изучение Нового Завета заменит вам и Джозефа Кэмпбелла и Кристофера Воглера. В-третьих, вы увидите, насколько четко структурирована история Христа. Прочитайте Филда и Снайдера, а потом — найдите в Новом Завете все опорные сюжетные точки самостоятельно. В-четвертых, вы научитесь вникать в материал настолько глубоко, насколько это возможно.

В-пятых, вы поймете, как надо работать со второстепенными персонажами и второстепенными сюжетными линиями. В-шестых, вы увидите, как надо применять различные техники письма: флешбэки, реминисценции и т.д. В-седьмых, вы убедитесь, насколько это современный текст: и по содержанию, и по форме. Обратите внимание, насколько Новый Завет похож на Википедию: та же система отдельных статей и гиперссылок.

В-восьмых, вы получите неиссякаемый источник для собственных сюжетов. В-девятых, вы поймете, наконец, что означает первый стих первой главы Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». И что же он означает? Это, как ни странно, первое правило сценариста.
Наверх


Обложка: Juliette Leufke

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 19772
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 17646
Практика

Разбираемся в теории кино. Часть 1

Теория кино (не путать с кинокритикой) — увлекательная дисциплина. С ее помощью вы легко сможете разобрать фильм или сериал на составные части, а также понять глубинные смыслы произведения, которые ускользают от обычного зрителя

9 августа 2967
Практика

Как это снято: «Бездна»

30 лет назад на экраны вышла одна из самых сложных и опасных в производстве картин в истории кино. Вспоминаем, как Джеймс Кэмерон затащил на дно целую съемочную группу: морская бездна на атомной электростанции, сложности подводных съемок, революция в CGI и крысы-герои

9 августа 2875
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее