Слова

Что читать сценаристу: советы профессионалов

Аристотель и Труби, Нехорошев и Снайдер: российские сценаристы рассказали нам о том, какие книги больше всего помогают им в профессии

  • 11 мая 2018
  • 7638
Петр Скопин

Дмитрий
Сафонов

«Метро», сериалы «Другой майор Соколов» и «Дорога на остров Пасхи»
Татьяна
Арцеулова

Сериалы «Долгий путь домой», «Ласточкино гнездо» и «И все-таки я люблю…»
Валерия
Подорожнова

Сериалы «Живой», «Охота на дьявола» и «Глухарь»
Алексей
Алешковский

Сериалы «Поговори со мною о любви» и «Товарищи полицейские»
Денис
Курышев

«Черновик», «Метро», Сериалы «Защита» и «Острог. Дело Федора Сеченова»
Владимир
Нагорный

«Энский Робинзон» и «Dzidzio.Контрабас»
Андрей
Золотарев

«Ледокол», «Притяжение» и «Напарник»
Василий
Павлов

«Патент», сериалы «Березка», «Торгсин» и «Деньги»
Николай
Куликов

«Я худею», «Движение вверх», «Экипаж» и «Горько!»
Дмитрий
Петровский

Сериалы «Под напряжением» и «Петля Нестерова»

Прежде всего. Самая главная мысль. Вот она: учебники — не для того, кто только собирается писать; учебники — для того, кто пишет. Можно обложиться самоучителями по езде на велосипеде, но пока не сядешь в седло, — ничего не получится. Так что пишите и не бойтесь делать ошибки; это — ваши ошибки, за вас их все равно никто не сделает. Торопитесь!

Учебников — превеликое множество. Я бы рекомендовал «Сценарий» Сида Филда: просто и в то же время академично, не «грузит», но при этом настраивает на серьезный лад. Сразу после Филда — «Спасите котика!» Блейка Снайдера. Прочитайте обе книги и убедитесь, что «Сценарий» и «Спасите котика!» рассказывают об одном и том же, но в разной манере. А потом — переходите к «Искусству сериала» Памелы Дуглас — весьма полезное и практичное пособие. Однократным прочтением не обойдетесь. Читайте почаще и возвращайтесь к учебникам при каждом удобном случае. Я перечитываю их раз в месяц-два точно — всегда находится что-то новое, на что я не обратил внимания раньше.

Сид Филд «Киносценарий. Основы написания.»


Насколько эффективны Макки и Труби? Для человека непосвященного, ничего в своей жизни не написавшего, они не только бесполезны, но и вредны. Огромный объем частной информации, преподнесенный в заумной манере. Грубо говоря, вас там не учат жать на педали, а рассуждают о различиях устройства задних подшипников в трековых велосипедах. Но если вы освоили базовый уровень и пишете регулярно, у вас появляются свои собственные «фишки». Зачем вам чужие?

И напоследок — очень важный совет. Советую отнестись к нему крайне серьезно. В каждом из учебников приводятся разные примеры, но было бы здорово иметь один универсальный на все случаи жизни? Такой пример есть. Библия. Новый Завет, если уж вам лень читать всю.

Библия. Новый Завет


Во-первых, вы изучаете основы христианства; это очень важно, поскольку вся наша культура и цивилизация основаны на христианской парадигме. Во-вторых, вы знакомитесь с драматической историей, которая выдержала проверку временем: двумя тысячелетиями, если быть точным. История Иисуса Христа — самый мощный, доступно изложенный, и потому совершенный мономиф. Изучение Нового Завета заменит вам и Джозефа Кэмпбелла и Кристофера Воглера. В-третьих, вы увидите, насколько четко структурирована история Христа. Прочитайте Филда и Снайдера, а потом — найдите в Новом Завете все опорные сюжетные точки самостоятельно. В-четвертых, вы научитесь вникать в материал настолько глубоко, насколько это возможно.

В-пятых, вы поймете, как надо работать со второстепенными персонажами и второстепенными сюжетными линиями. В-шестых, вы увидите, как надо применять различные техники письма: флешбэки, реминисценции и т.д. В-седьмых, вы убедитесь, насколько это современный текст: и по содержанию, и по форме. Обратите внимание, насколько Новый Завет похож на Википедию: та же система отдельных статей и гиперссылок.

В-восьмых, вы получите неиссякаемый источник для собственных сюжетов. В-девятых, вы поймете, наконец, что означает первый стих первой главы Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». И что же он означает? Это, как ни странно, первое правило сценариста.
К списку спикеров


Обложка: Juliette Leufke

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7469
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3341
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 1940
Практика

Приемы: отражения

Правда и ложь, безумие и гнев, сомнения и истинные намерения или просто организация внутрикадрового пространства и оригинальная альтернатива монтажу — разбираемся, для чего в кино используют отражения

  • 5 апреля
  • 1791
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1685
Мнение

Георгий Данелия: «На речке, на речке, на том бережочке»

Не стало Георгия Николаевича Данелия. Автора, постановщика, человека, который закончил свою жизнь так же, как заканчивали свои истории персонажи его фильмов: тихо насвистывая что-то свое, одновременно легкое и печальное

  • 5 апреля
  • 1419
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее