Слова

«В современном кинопроизводстве весь фильм должен сниматься за рабочим столом»

Преподаватель Московской школы кино и куратор интенсива «Previz фильма» Александр Каурых о том, как грамотная превизуализация может сберечь бюджет картины, облегчить постпродакшн и помочь создать адекватное экранное произведение


Александр Каурых
 
В рамках конкурса на участие в интенсиве «Previz фильма» Московской школы кино tvkinoradio.ru пообщался с куратором курса и постоянным преподавателем МШК Александром Каурых, который рассказал о плюсах превизуализации на препродакшне, почему она стимулирует креатив и что необходимо, чтобы выиграть конкурс на прохождение интенсива. 
 
- Почему практика создания превиза, общепринятая за рубежом, не столь распространена в российском кинопроизводстве?

- Для начала давайте определимся с пониманием слова «превиз». У нас под этим понимается ряд подготовительных работ по композитингу и спецэффектам, выполняемых на этапе постпродакшн, связанных с их предварительной визуализацией. Такой «превиз» требуется для того, чтобы сэкономить время и ресурсы во время рендера. Однако «превизуализация» значительно более широкое понятие, разговор о котором стоит начинать еще на этапе препродакшн. Практики превиза в этом смысле у нас почти нет. В итоге получается следующая картина. Пайплайн западного производства строится по принципу 7:1 или 5:1, то есть на один съемочный день приходится порядка семи-пяти дней подготовки. Значит месяц съемок – около полугода препродакшна. При этом постпродакшн оказывается наиболее коротким периодом производства. В результате такого подхода получается адекватное экранное произведение.



Мы, как всегда, идем своим путем – через тернии к звездам. Постпродакшн по протяженности оказывается наиболее продолжительным периодом, так как кроме работ по прямому назначению на этом этапе еще исправляются все «косяки» съемочного футажа. Проблемы во время съемочного периода возникают в первую очередь из-за отсутствия превиза на препродакшне. И все это происходит во времена «цифровой революции», когда с помощью современных технологий и программного обеспечения можно просчитать и увидеть прототип каждой сцены, каждого кадра еще до начала съемок. Но ведь день постпродакшна зачастую бывает дороже не только дня подготовительного периода, но и съемочного дня. В чем причины такой ситуации? На мой взгляд, они в отсутствии прозрачности бюджетов. В действительности – и все это прекрасно знают – бюджеты «пилят» в ущерб качеству конечной экранной продукции. Если бы превиз, как положено, начинался на препродакшне, то процесс «пиления» стал бы практически невозможным. 
 
- Расскажите подробней, какие возможности открывает перед авторами фильма превизуализация на пре-продакшне? На какие вопросы она позволяет ответить? 

- Digital Previsualization позволяет получить абсолютно точный прототип того кадра, который будет сниматься. С помощью виртуального компьютерного оборудования, с параметрами реальной операторской техники, источников света, оптики, глубины резкости и т.п. можно создать точную модель съемочной площадки хоть в интерьере, хоть на натуре. Погрешность картинки на таком превизе составит 2-3% относительно материала снятого реальной техникой на реальной площадке. Хотя даже 10% были бы не критичны.


 
- На ваш взгляд, превизуализация необходима любому проекту или только сложнопостановочному?

- Превизы бывают разные. Существует как минимум четыре варианта превиза на препрокадшне, начиная с блокинг-диаграмм и заканчивая 3D-аниматиками. Наверное, для простой постановки 3D-аниматик не нужен. С другой стороны, чем меньше бюджет, тем рациональнее его нужно использовать. А для этого требуется максимальная подготовленность всех участников съемочного процесса. Превиз на препродакшне – хорошее средство борьбы с халатностью, безалаберностью, неорганизованностью. Недавно один супервайзер рассказал мне такую вещь. Он работал с зарубежной группой и наблюдал, как они действуют на съемочной площадке, как используют систему карточек, составляющую часть технического превиза, где информация о каждом кадре тщательно расписывается. При такой системе производства в кадре воплощается то, что было заранее придумано и продумано. Непосредственно на площадке время на размышления уже нет. Конечно, жизнь вносит свои коррективы – где-то изменился свет, что-то пошло не так в кадре – и по ходу приходится трансформировать найденные заранее решения. Однако, подготовка ни в коей мере не пропадает зря.
 
- А как вы относитесь к распространенному мнению, что превиз сковывает творческую свободу на площадке? 

- Я абсолютно не согласен с утверждением, широко распространенным у нас: чтобы получить хороший кадр, режиссеру нужно прийти на площадку, пройтись босиком по травке, посмотреть на солнышко, подождать, пока на него снизойдет вдохновение, и только тогда решить, куда поставить камеру. В современном сложном производстве весь фильм должен сниматься, по сути, за рабочим столом. Чем тщательнее вы подготовлены, тем лучше вы понимаете, что у вас будет происходить на площадке. Это как раз развязывает вам руки для креатива. Еще Альфред Хичкок любил повторять: «Хорошая импровизация готовится 14 дней». В наши дни это даже более актуально, чем полвека назад.


 
- Как думаете, в дальнейшем, в связи с усложнением производства, может возникнуть отдельная профессия превиз-художника?

- Нет. На мой взгляд, скорее появится профессия режиссера превизуалиции. Я знаю, что даже в России на проектах отдельно взятых студий продюсер привлекает в помощь режиссеру специалистов, которые анализируют текст сценария в соответствии с установками режиссера, разрабатывают мизансцены на камеры, делают сториборд, аниматики и т.п. Режиссер-постановщик использует такие наработки по своему усмотрению. Многое из этого материала идет в производство, но что-то, конечно же, корректируется или даже выбрасывается. Это нормально, так как это все равно подготовка, в которой занято до поры до времени только 1-3 человека. Так что профессия режиссера-превиза в принципе потихоньку появляется даже у нас.
 
- Обратимся к вашему курсу. Для кого в первую очередь предназначены курс о превизуализации и 7-дневный интенсив?

- Если говорить о регулярном учебном процессе, то свой курс, в разных вариациях, я читаю практически для всех специальностей Московской школы кино: режиссерам, продюсерам, операторам, режиссерам монтажа. Интенсив так же предназначается для людей разных профессиональных устремлений. Прежде всего, полагаю, для тех, кто так или иначе работает в производстве. Для тех, кто еще сомневается, но хотел бы убедиться в том, что превиз эффективен и дает те результаты, которых от него ожидают. Конечно, курс будет полезен тем, кто пока работает не на ключевых позициях в кино, но кто так или иначе успел себя попробовать в реальном производстве и теперь хочет совершенствовать квалификацию. Естественно, курс подойдет и тем, кто хочет понять какие-то вещи в производственном процессе и пока только задумывается о том, чтобы идти учиться. Может быть, он будет полезен даже тем, кто только вышел из стен школы – ведь ничто не стоит на месте, в том числе и учебная программа. Даже по сравнению с прошлым годом, курс сильно изменился.


 
- Что ждет слушателей интенсива?

- Вообще, программа этих 7 дней весьма насыщена. По сути, мы проделаем всю работу по созданию превиза, пройдем все этапы. Режиссерский анализ литературного текста, построение блокинг-диаграмм, создание сториборда, технического превиза, 2D/3D-аниматиков. Художник-постановщик вместе с оператором расскажут и покажут, как сформировать пространство съемочной площадки и на что следует обратить внимание, чтобы супервайзер смог точнее реализовать замысел. Супервайзер обработает компьютерный футаж в черновом варианте и поделится некоторыми своими секретами. После этого проведем съемку в соответствии с превизом. В завершении, компьютерный футаж заменим реально снятым материалом. Таким образом, будет наглядно продемонстрировано, как превиз становится реальным кадром.


 
- Есть ли какие-то особые требования к слушателям?

- Компьютерная грамотность очень желательна, но владения какими-то особыми программами не требуется. Базовые навыки мы дадим в процессе наших занятий. Желателен опыт реального производства, поскольку мы предлагаем его альтернативный вариант с использованием превизуализации. Человек с опытом получит возможность сравнить наше реальное производство с тем, к которому стоит стремиться.   
 
- По каким критериям будут оцениваться конкурсные работы?

- Прежде всего, для нас важно творческое воображение. Не навыки художника, который может рисовать от руки, или специалиста по работе со сложным ПО, а умение просто придумать кадр и доступным способом его выразить. Мы не будем зацикливаться на том, как это нарисовано – красиво или не очень. Важнее то, как передана суть и как работает фантазия человека. Умение работать карандашом или пользоваться Photoshop’ом приветствуется, но не критично. 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 11580
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4293
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3034
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2381
Практика

Ателье для «Оскара»: кто делает обувь для кино

Могла ли носить Золушка обувь от Ferragamo, а Мария-Антуанетта от Manolo Blahnik? Вполне, если речь идет о киноперсонажах. О том, где изготавливается обувь для культовых кинофильм, читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд

7 декабря 1661
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее