Репортаж

Как долго продержится телесмотрение? В России — долго

В рамках 30 юбилейной выставки «Связь-2018» прошла форсайт-сессия «Медиа в эпоху киберпанка: глобальные тренды трансформации», участники которой обсудили, что ждет потребителя медиаконтента в ближайшем или относительно далеком будущем


Что такое киберпанк и можно ли считать Telegram медиа


На форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка: глобальные тренды трансформации» / Фото: Всеволод Колюбакин
На форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка» / Фото: Всеволод Колюбакин

Мир если не сходит с ума, то стремительно меняется, хотя простой потребитель медиарынка может не замечать этого (он может и не знать, что является этим самым потребителем). Если раньше медиа было средством доставки информации до простого пользователя или зрителя, то сегодня оно отвечает на вопрос, что делать с этой информацией. Есть люди, которые считают, что медиа — это мессенджер Telegram или приложение Foursquare. Для них информация, где поесть или на какой фильм стоит сходить, становится медиа. Модератор разговора Марианна Максимовская считает, что это и есть киберпанк.

Владислав Сорокин, основатель агентства brain»to»brain, обратил внимание на то, что сегодня не все представляют себе, что такое медиа. Информации становится так много, что никто не знает, где правда, а где — нет. Недаром появилось целое направление в современной журналистике — «фактчекинг».

На форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка: глобальные тренды трансформации» / Фото: Всеволод Колюбакин
На форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка» / Фото: Всеволод Колюбакин

Вопрос, можно ли считать Telegram медиа или СМИ, вызвал бурный спор. Михаил Демин, генеральный директор «НТВ-Плюс», считает, что если Telegram — это площадка, которая доставляет нам информацию, то ее можно назвать новым медиа. «Я бы не стал утверждать, что в случае с Telegram мы стоим на пороге каких-то перемен», — добавил Демин.

Эксперты из зала, напротив, высказали точку зрения, что Telegram — это будущее медиапотребления. Генеральный директор НАТ Александр Широких, напротив, считает, что это приложение, но никак не СМИ. «По крайней мере, это не видеомедиа, представители которых сегодня собрались на этой форсайт-сессии. Даже „Яндекс“ можно считать видеомедиа, но никак не Telegram», — подчеркнул Широких.
 

Будущее телевидения и нелинейное смотрение


Дискуссия плавно и предсказуемо перешла в разговор о главном, то есть о будущем: каким будет телесмотрение через десяток лет. Мало кто может прогнозировать сегодня, что может случиться через 15 лет. Марианна Максимовская напомнила, что в 2015 году произошел совершенно неожиданный скачок, когда информацию начали получать из соцсетей, а не из поисковых служб или новостных агентств. Тогда в интернете социальные медиа заняли второе место по степени вовлеченности (первое место, конечно, как тогда, так и сегодня, занимают ресурсы для скачивания контента: и платного, и пиратского).

Возможно, уже через 10 лет мы будем смотреть контент через специальное устройство в глазу (Марианна Максимовская тут же отреагировала на подобное измышление: «А платить как? Тоже глазом?»).

На форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка: глобальные тренды трансформации» / Фото: Всеволод Колюбакин
На форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка» / Фото: Всеволод Колюбакин

Три года назад вышла книга, которая мигом стала бестселлером, «Четвертая промышленная революция» президента Всемирного экономического форума в Давосе Клауса Шваба. В ней автор размышляет, каким будет мир, скажем, в 2025 году. Директор по дистрибуции и цифровым медиа компании Viacom Константин Владимиров привел несколько примеров из этого труда: 10% людей будут носить одежду, подключенную к интернету, и уже сегодня какое-то количество жителей планеты носят часы, которые измеряют наш пульс и подсказывают погоду. Amazon Go открыл магазин, в котором нет ни касс, ни продавцов. Facebook уже знает о нас больше, чем члены нашей семьи.

«Есть все основания предполагать, что в 2025 году вы будете приходить домой, и вам будут предлагать контент исходя из того, какое вино или пиво вы купили, какая погода за окном, с кем вы виделись… Что касается девайса, то, естественно, это может быть что угодно, но самое главное — это будет такое устройство, на котором смотреть удобно. Самая большая дилемма будущего — насколько мы готовы положиться на искусственный интеллект» — сказал Владимиров.


Мобильное приложение Netflix / Фото: Netflix

«Viacom проводит множество фокус-групп и исследований и в мире, и России в частности. Откуда идут вопросы о цифровизации и разговоры что завтра телевидение умрет? Из Штатов. Там телевидение платное, за 100 долларов в месяц. Если у вас есть альтернативные источники, вроде Netflix или Amazon, которые стоят что-то около 8 долларов, естественно, вы уходите туда. В России ситуация абсолютно обратная. У нас очень сильное линейное телевидение. 200 каналов стоят около 150 рублей, а нелинейный просмотр стоит 400-600 рублей. Вопрос еще и в ментальности: мы привыкли смотреть линейное телевидение», — резюмировал директор Viacom.
 

Возраст аудитории и спортивные трансляции


Ксения Ачкасова на форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка: глобальные тренды трансформации» / Фото: Всеволод Колюбакин
Ксения Ачкасова на форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка» / Фото: Всеволод Колюбакин

Никто не может ответить на спорный вопрос о возрасте нынешнего телезрителя (или, если быть корректным, потребителя контента) лучше, чем Ксения Ачкасова, директор по телевизионным исследованиям компании Mediascope (бывшие TNS Россия и TNS Gallup Media). Компания «меряет все»: от интернет-площадок до прессы.

Ксения Ачкасова напомнила присутствующим известную всем фразу из фильма «Москва слезам не верит»: «Пройдет время, и останется только одно телевидение». Она озвучила широко распространенную точку зрения, что телевизор как аппарат стремительно «стареет», но аудитория телеконтента как была всевозрастной, так и остается. Меняются только экраны. Количество молодежи у телеэкранов стало сокращаться достаточно давно, но по состоянию на 2018 год взрослое поколение тоже начало постепенно уходить в интернет.

В ТТЦ «Останкино» / Фото: Виктор Вытольский
В ТТЦ «Останкино» / Фото: Виктор Вытольский

По мнению представителя Mediascope, не очень корректно сравнивать телесмотрение с интернетом, так как в онлайне потребитель может делать сразу несколько вещей, а не только смотреть видео.

«Если смотреть не только на российского, но и на глобального зрителя, всегда выделяется спортивный контент. Он стабильно предсказуем. Что же касается отечественного потребителя, то наше отличие от всемирного смотрения заключается в том, что мы больше других смотрим кино и сериалы. Это, возможно, связано с политикой отечественных каналов, которые предпочитают ставить в эфир российские сериалы, а вот спорт, в отличие от западных каналов, у нас не пользуется такой же популярностью, как за рубежом», — ответила на вопрос о разнице телесмотрения у нас и на Западе Ксения Ачкасова.

На форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка: глобальные тренды трансформации» / Фото: Всеволод Колюбакин
На форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка» / Фото: Всеволод Колюбакин

Генеральный директор НАТ Александр Широких также отметил значение спортивных трансляций. Согласно пресс-релизу «Одноклассников», один из товарищеских матчей с участием России, которую транслировала соцсеть, посмотрело 11 миллионов человек. «Я очень люблю спорт и думаю, что многие со мной согласятся: 11 миллионов не могли посмотреть товарищеский матч, он неинтересен никому. Нужно перепроверять данные. Вот у меня что-то затормозилось, я нажал refresh, это что? Это плюс еще один просмотр? Спортивное телесмотрение держится — в том числе и на Западе — на букмекерстве, это огромная индустрия. Это обязательно live, потому что весь азарт держится на твоей ставке», — отметил Александр Александрович.
 

И все же, когда «схлопнется» телевидение?


Если взглянуть на ситуацию здраво, то можно отметить усталость не от телесмотрения, а от медиа в принципе. Такой точки зрения придерживается большинство спикеров. Как заметила Ксения Ачкасова, телесмотрение если и снизилось, то не так драматично: «Давайте посмотрим честно. Мы все отчасти ленивы. Мы, конечно, готовы ради премиального контента потратить какое-то время, если агрегаторы подсказали нам, что это что-то интересное, но очень многие включают телевизор не для того, чтобы заняться осознанным выбором, а чтобы перещелкнуть пару каналов. Я, конечно, не ретроград, и хочу верить в то, что персонализация когда-нибудь наступит, но, по крайней мере, в России это произойдет… ну, не очень быстро, так скажем».

На форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка: глобальные тренды трансформации» / Фото: Всеволод Колюбакин
На форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка» / Фото: Всеволод Колюбакин

В завершение разговора все, включая зал, согласились с тем, что каждый россиянин имеет свойство «застревать» на каком линейном канале или конкретном фильме, который идет по телевизору. И даже «ненавистная реклама» не заставит нас переключать на другой канал. Недаром в Топ-3 фильмов, которые идут по федеральным каналам, обязательно входят как минимум две советских картины, которые каждый из нас видел сотни тысяч раз. И цифры, которые дает, допустим «Ирония судьбы, или С легким паром», каждый Новый год идущая по нескольким каналам сразу, доказывает эту точку зрения. Так что за телесмотрение можно не волноваться, во всяком случае, в ближайшем киберпанковом будущем.
 

Обложка: на форсайт-сессии «Медиа в эпоху киберпанка: глобальные тренды трансформации» / Фото: Всеволод Колюбакин

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 11580
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4293
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3034
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2381
Практика

Ателье для «Оскара»: кто делает обувь для кино

Могла ли носить Золушка обувь от Ferragamo, а Мария-Антуанетта от Manolo Blahnik? Вполне, если речь идет о киноперсонажах. О том, где изготавливается обувь для культовых кинофильм, читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд

7 декабря 1661
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее