tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

«Никогда не спрашивайте разрешения»: 7 шагов киношколы Александра Пэйна

Режиссер «О Шмидте», «На обочине» и «Потомков» посетил фестиваль «Трайбека» и поделился своими принципами съемок
 

  • 6 мая 2018
  • 5755
На фестивале «Трайбека» 2018 года сценарист, режиссер, продюсер, а также лауреат «Оскара» Александр Пэйн поделился тем, что его привлекает (а также пугает) в кинопроизводстве.

Модерировал сессию легендарный ведущий Дик Каветт. В процессе разговора Пэйн описал процесс рождения идеи и ее воплощения.
 

1. Не отвергайте возможности


Кадр из фильма «Выскочка» (1999) / Фото: Paramount
Кадр из фильма «Выскочка» (1999) / Фото: Paramount

В первую очередь Пэйн советует быть открытым. Сейчас ему 57 лет, и за это время он снял всего семь полнометражных картин. Он признает, что это немного, но в этом вопросе для него важную роль играет терпение. В том числе — способность дождаться появления подходящей идеи. «Я хочу разговаривать только тогда, когда мне есть, что сказать, — объяснил Пэйн. — Главная задача для меня — быть открытым: читать книги, статьи, сценарии. Искать идеи. До того, как я прочитал „Выскочку“ (роман-первоисточник фильма Пэйна), я совершенно не собирался снимать фильм про старшую школу. А потом взял — и снял».

Описывая свой подход к созданию сценариев, Пэйн почти раскаивается. «Это утверждение, может быть, уже стало штампом, но оно верно до сих пор: сценарий выбирает тебя. Хотелось бы, чтобы это происходило быстрее. Я не могу работать так быстро, как Вуди Аллен, который дисциплинирован настолько, что может писать сценарии один за другим. Я хотел бы снимать фильмы постоянно… а не сидеть сегодня здесь!»
 

2. Не откладывайте на потом


Александр Пэйн и Джордж Клуни на съемках фильма «Потомки» (2011) / Фото: Fox Searchlight
Александр Пэйн и Джордж Клуни на съемках фильма «Потомки» (2011) / Фото: Fox Searchlight

Пэйн постарался четко разделить терпение и прокрастинацию: открытость не значит лень. Он посоветовал пришедшим не упускать возможности и уметь их распознавать. «Куй железо, пока горячо, — сказал он. — Не ждите. Я собирался написать Марлону Брандо, но так и не сделал этого».

Пэйн сожалеет не только об этом. «Я встретил Сидни Люмета, и он сказал: „Пойдем пообедаем вместе в Нью-Йорке“. Я так и не позвонил ему, и он умер. Однажды я стоял в туалете рядом с Джоном Франкенхаймером. Ему я тоже не перезвонил, и он умер. Если вам выдался шанс — не упускайте его, как это сделал я. Я такой придурок», — сказал Пэйн, печально усмехнувшись.
 

3. Цените то, что знаете


Кадр из фильма «Семь самураев» (1954) / Фото: Toho
Кадр из фильма «Семь самураев» (1954) / Фото: Toho


Пэйн — большой поклонник Акиры Куросавы. По его словам, на страшный вопрос о любимом фильме он всегда отвечает — «Семь самураев». Среди других любимых картин Пэйна — «Быть или не быть» Эрнста Любича, «Красная борода» Акиры Куросавы, «Дикая банда» Сэма Пекинпа и «Последний наряд» Хэла Эшби.

Но больше всего Пэйна вдохновил его родной город — Омаха. Режиссер любит писать сценарии, основываясь на личном опыте. «Авторы часто используют свой родной дом как топливо для творчества. — сказал Пэйн. Для меня Небраска — это то, что я понимаю. Я могу показать местный менталитет с долей правдоподобия. Но она все равно остается таинственной. Это как пытаться воссоздать запахи из детства».
 
Трейлер фильма «Небраска» (2013)

Перенос на экран части собственной жизни — важный этап творческого пути Пэйна. «Кино — это удивительное зеркало. Снимая о том, о чем я знаю, я как будто делаю знакомых мне людей важными. Вот почему национальное кино необходимо, а остальным странам нужно снимать свои фильмы и бороться с гегемонией американского кинематографа. Я говорю не о том, что на экране нужно видеть себя в буквальном смысле. Вас должен кто-то представлять».
 

4. Цените сценарий и монтаж


Александр Пэйн на съемках фильма «Небраска» (2013) / Фото: Merie W. Wallace, Paramount Vantage
Александр Пэйн на съемках фильма «Небраска» (2013) / Фото: Merie W. Wallace, Paramount Vantage

Один из зрителей спросил, какие еще навыки должны быть у режиссера: должен ли он уметь писать, монтировать? Пэйн тут же ответил: «Сценарное мастерство и монтаж — это не вспомогательные навыки. В них как раз и заключается суть работы. Вы не можете стать режиссером, пока не овладеете сценарным мастерством. Если вы хотите снимать художественное кино, вам нужно писать самостоятельно. Изначально вы создаете фильм в голове, а сценарий — это текстовый эквивалент вашего воображения».

По словам Пэйна, сценарий и монтаж — это две стороны одной монеты, и, чтобы быть настоящим автором, вам нужно обладать всеми этими навыками. «Нет ничего страшного в том, чтобы писать больше, чем нужно. Никогда не знаешь, что придется вырезать на монтаже. Именно поэтому в него все и упирается. Я пишу и снимаю только для того, чтобы у меня был материал для монтажа. А с помощью него ты просто скрываешь, насколько плохой фильм ты снял».

По описанию Пэйна монтаж — дело долгое и утомительное, но, в то же время, это чистый вид повествования. Когда перед тобой первый неказистый монтажный вариант, нужна смелость. «Первый монтаж будет полным отстоем. Он будет отвратителен, но каждый день, проведенный в монтажной, вы будете делать его менее отвратительным. Вам постоянно нужно будет думать, что вам нужно, а что — нет».
 

5. Делайте яичницу


На съемках фильма «Короче» (2017) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Короче» (2017) / Фото: Paramount Pictures

Но если ключевые этапы создания фильма — это сценарий и монтаж, то что же тогда режиссура?

«Снимать фильм — это все равно, что готовить яйца, — объяснил Пэйн. — Вы всегда хотите сделать идеальный омлет, но в какой-то момент говорите: „А пошло оно все!“ — и жарите яичницу-болтунью. Нужно делать все настолько хорошо, насколько это возможно в данный момент».

Он усмехнулся: «На площадке полно людей, которые будут стараться вас напугать и сбить с толку: „Актер заболел! Сейчас пойдет дождь! Я держал ключи в левой руке, совсем не так, как в прошлом кадре!“».

По мнению Пэйна, что-нибудь обязательно должно пойти не так — так что режиссеру нужно готовиться к худшему. «Постарайтесь снять как можно больше разных кадров, запаситесь материалом, на который можно перебиться, если что. Доверяйте своим соавторам: они в вашей команде потому, что вам понравился их творческий инстинкт. Пусть они вам помогут».
 
Отрывок из фильма «О Шмидте» (2002)

Как пример идеального соавтора Пэйн привел Джека Николсона: «Благодаря ему я стал лучше как режиссер. Он просто замечательный, как «Феррари». Он делает все в точности так, как вы ему скажете». Пэйн начал крутить в воздухе воображаемый руль: «Я давал ему задачу, он ее выполнял с невероятной точностью, а я понимал, что я переборщил и вырулил немного не туда».

Другими словами, Пэйн посоветовал меньше управлять и больше слушать. Но еще сильнее он подчеркнул, насколько важно вдохновение.

«Снимая фильм, вы создаете своеобразную временную капсулу. Вы пытаетесь поймать суть истории. А если вы открыты к вдохновению — и остаетесь открытым на всем протяжении производства — ваши идеи могут стать еще богаче. Вы добьетесь того, что вам нужно».
 

6. Научитесь наслаждаться болью

 
Трейлер фильма «Короче» (2017)

Пэйн посоветовал присутствующим отнестись к его советам с долей скептицизма. «У меня только что фильм провалился», — засмеялся он, вспомнив картину «Короче». Амбициозная лента смогла заработать только 55 миллионов долларов при бюджете 68 миллионов. Для Пэйна это был серьезный удар.

Вот как он описывал создание фильма: «Это был мучительный процесс, все шло невероятно сложно. Сценарий было трудно писать, финансировать — практически невозможно, громадное расписание съемок, тяжелый монтаж. Но мне все равно это нравилось».

Кто-то из присутствующих спросил: «Но почему „Короче“ не сработал?». Пэйн нахмурился и сказал: «Возможно, мы как сценаристы были слишком жадными. У нас была масштабная идея, которая могла бы стать сериалом, но мы попытались загнать все в два часа. Какие-то сюжетные повороты были слишком резкими, возможно, протагонист слишком пассивный… Кто же знает».
 

7. Не спрашивайте разрешения


Александр Пэйн на съемках фильма «Короче» (2017) / Фото: Paramount Pictures
Александр Пэйн на съемках фильма «Короче» (2017) / Фото: Paramount Pictures

Учитывая недавнюю неудачу, Пэйн, вполне возможно, страдает, но не показывает этого. Как и многие признанные авторы, он не боится быть самокритичным и готов двигаться дальше. Сейчас он работает над следующим проектом, хотя студия с осторожностью подходит к его бюджету. Подобное отношение к работе должен практиковать любой кинематографист, считает он.

«Главное — ни от кого не ждать разрешения. Делайте все сами, на том уровне, на котором можете. Вы можете задешево купить хорошую камеру, установить Avid, а результат выложить на YouTube. Вам не нужно искать свой голос, он у вас уже есть. Так что вставайте и начинайте делать кино!»

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: На съемках фильма «Потомки» (2011) / Фото: Fox Searchlight

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8759
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3672
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2453
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1810
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее