Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Мишеля Гондри

Образцы сюрреализма, «чистой поэзии», романтического и социального кино — смотрим топ любимых фильмов главного фантазера и экспериментатора европейского арт-хауса Мишеля Гондри, которому вчера исполнилось 55 лет


01. «Аталанта» (Жан Виго, 1934)

 
Трейлер фильма «Аталанта» (1934)

«Аталанта» Жана Виго — фильм, который я обнаружил, когда только начал увлекаться кино. Это лента 1930-х годов, снятая на очень скромные деньги режиссером, который к тому моменту был тяжело болен. Но в этом фильме заключена чистая поэзия. В центре сюжета — простая история любви и путешествие на корабле по каналу. В кадре — Мишель Симон, играющий удивительного героя. Кино несколько сюрреалистичное и невыносимо трогательное. Один из самых волшебных фильмов, что я когда-либо видел.
 

02. «День сурка» (Харольд Рэмис, 1993)

 
Сцена из фильма «День сурка» (1993)

Мне нравится «День сурка», потому что эта картина построена на интересном концепте. Причем идея фильма применима к нашей повседневной жизни, это своего рода метафора «реки жизни»: много раз повторяющиеся действия, из которых складываются однообразные дни. Понятно, что сюжет фильма фантастический и он невозможен в реальной жизни, но ассоциировать себя с этой историей очень просто. Замечательный концепт, на который нанизывается и смысл, и юмор. И, конечно же, Билл Мюррей — гений.
 

03. «Кес» (Кен Лоуч, 1969)

 
Трейлер фильма «Кес» (1969)

«Кес» Кена Лоуча — это история 12-летнего мальчика из бедной английской семьи без определенного будущего. Он находит пустельгу, разновидность соколиных, и пытается ее приручить. Мальчик отправляется в библиотеку и ворует оттуда книгу о том, как приручать птиц. Однажды в школе, где ребенку скучно, на уроке учитель просит учеников рассказать какую-нибудь историю о себе. И если рассказы других оказываются ничем не примечательными, то история мальчика о пустельге увлекает всех. Учитель начинает посещать ученика, и так раскрывается простая мысль — как важно дать возможность человеку говорить о том, что он любит. Прекрасная история. Мне очень нравятся фильмы Кена Лоуча, потому что в Европе такого кино не существует. Большинство французских картин посвящено буржуазии.
 

04. «Золотая лихорадка» (Чарли Чаплин, 1925)

 
Сцена из фильма «Золотая лихорадка» (1925)

Я люблю всего Чаплина, но выделю «Золотую лихорадку». Удивительно, как он создает напряженные, драматичные ситуации, и выделяет в них самые уморительные моменты. А какая у него потрясающая хореография. Думаю, Чаплин во многом определил ход моего режиссерского мышления. Я не имею в виду, что я второй Чарли Чаплин, но думаю, что он очень сильно на меня повлиял. Я смотрел все его фильмы в молодости, и он определенно сформировал мое видение.
 

05. «Новые времена» (Чарли Чаплин, 1936)

 
Сцена из фильма «Новые времена» (1936)

Еще назову у Чаплина «Новые времена». Особенно мне нравится сцена, в которой рабочего на фабрике засасывает в машину. В этой сцене сконцентрировано мое видение всяких механизмов и одновременно магии.
 

06. «Мои маленькие влюбленные» (Жан Эсташ, 1974)

 
Сцена из фильма «Мои маленькие влюбленные» (1974)

Не скажу, что «Мои маленькие влюбленные» были источником вдохновения, когда я снимал «Микроб и Бензин», но в голове я этот фильм постоянно держал. Это история 12-летнего ребенка, которого воспитывала бабушка, а потом взяла мать, которая ребенка не любит. При этом мальчик учится в школе, где пытается найти подружку. Фильм снят очень просто. Когда я смотрю эту картину, то ощущаю себя на месте юного героя. Жан Эсташ был одним из величайших режиссеров Франции, хотя сделал всего три или четыре фильма. Эту картину у него я много раз пересматривал и, наверное, это был мой самый первый любимый фильм.
 

07. «Дневник сельского священника» (Робер Брессон, 1951)

 
Сцена из фильма «Дневник сельского священника» (1951)

Нельзя не выбрать какой-то фильм Робера Брессона, и пусть это будет «Дневник сельского священника». В картине аскетичный, сухой визуальный ряд, но при этом богатая эмоциональная наполненность главного персонажа.
 

08. «Сын в отца» (Хирокадзу Корээда, 2013)

 
Трейлер фильма «Сын в отца» (2013)

А эту картину я увидел недавно. Японский фильм о двух детях, которых перепутали при рождении, а теперь герои пытаются исправить эту ситуацию. Но исправить сложно, ведь судьба одного ребенка, очевидно, будет хуже судьбы другого. В итоге оказывается, что детям лучше подходят те семьи, где они росли.
 

09. «Люблю тебя, люблю» (Ален Рене, 1968)

 
Сцена из фильма «Люблю тебя, люблю» (1968)

«Люблю тебя, люблю» — это такой научно-фантастический эксперимент. По сюжету парень отправляется в прошлое, чтобы иначе пережить один час, но, разумеется, все идет не по плану, так что герой обречен возвращаться к одному и тому же моменту без надежды вырваться из замкнутого круга. Сюрреалистичная картина.
 

10. «Призрак свободы» (Луис Бунюэль, 1974)

 
Сцена из фильма «Призрак свободы» (1974)

В этом фильме каждая сцена имеет элемент следующей сцены, так что вы как будто идете по нити. Каждый раз, когда я натыкаюсь на эту картину, не могу остановиться и не досмотреть ее до конца. Помню даже, как-то раз был в видеосалоне, и у них там крутился «Призрак свободы». Я так и простоял два часа, смотря этот фильм. Я просто не мог остановиться.

Источники: Dazed Digital, Rotten Tomatoes.
 

Обложка: Мишель Гондри на съемках фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004) / Focus Features

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 13754
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 11942
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 5729
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4351
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее