Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Мишеля Гондри

Образцы сюрреализма, «чистой поэзии», романтического и социального кино — смотрим топ любимых фильмов главного фантазера и экспериментатора европейского арт-хауса Мишеля Гондри, которому вчера исполнилось 55 лет

  • 9 мая 2018
  • 2197
Павел Орлов

01. «Аталанта» (Жан Виго, 1934)

 
Трейлер фильма «Аталанта» (1934)

«Аталанта» Жана Виго — фильм, который я обнаружил, когда только начал увлекаться кино. Это лента 1930-х годов, снятая на очень скромные деньги режиссером, который к тому моменту был тяжело болен. Но в этом фильме заключена чистая поэзия. В центре сюжета — простая история любви и путешествие на корабле по каналу. В кадре — Мишель Симон, играющий удивительного героя. Кино несколько сюрреалистичное и невыносимо трогательное. Один из самых волшебных фильмов, что я когда-либо видел.
 

02. «День сурка» (Харольд Рэмис, 1993)

 
Сцена из фильма «День сурка» (1993)

Мне нравится «День сурка», потому что эта картина построена на интересном концепте. Причем идея фильма применима к нашей повседневной жизни, это своего рода метафора «реки жизни»: много раз повторяющиеся действия, из которых складываются однообразные дни. Понятно, что сюжет фильма фантастический и он невозможен в реальной жизни, но ассоциировать себя с этой историей очень просто. Замечательный концепт, на который нанизывается и смысл, и юмор. И, конечно же, Билл Мюррей — гений.
 

03. «Кес» (Кен Лоуч, 1969)

 
Трейлер фильма «Кес» (1969)

«Кес» Кена Лоуча — это история 12-летнего мальчика из бедной английской семьи без определенного будущего. Он находит пустельгу, разновидность соколиных, и пытается ее приручить. Мальчик отправляется в библиотеку и ворует оттуда книгу о том, как приручать птиц. Однажды в школе, где ребенку скучно, на уроке учитель просит учеников рассказать какую-нибудь историю о себе. И если рассказы других оказываются ничем не примечательными, то история мальчика о пустельге увлекает всех. Учитель начинает посещать ученика, и так раскрывается простая мысль — как важно дать возможность человеку говорить о том, что он любит. Прекрасная история. Мне очень нравятся фильмы Кена Лоуча, потому что в Европе такого кино не существует. Большинство французских картин посвящено буржуазии.
 

04. «Золотая лихорадка» (Чарли Чаплин, 1925)

 
Сцена из фильма «Золотая лихорадка» (1925)

Я люблю всего Чаплина, но выделю «Золотую лихорадку». Удивительно, как он создает напряженные, драматичные ситуации, и выделяет в них самые уморительные моменты. А какая у него потрясающая хореография. Думаю, Чаплин во многом определил ход моего режиссерского мышления. Я не имею в виду, что я второй Чарли Чаплин, но думаю, что он очень сильно на меня повлиял. Я смотрел все его фильмы в молодости, и он определенно сформировал мое видение.
 

05. «Новые времена» (Чарли Чаплин, 1936)

 
Сцена из фильма «Новые времена» (1936)

Еще назову у Чаплина «Новые времена». Особенно мне нравится сцена, в которой рабочего на фабрике засасывает в машину. В этой сцене сконцентрировано мое видение всяких механизмов и одновременно магии.
 

06. «Мои маленькие влюбленные» (Жан Эсташ, 1974)

 
Сцена из фильма «Мои маленькие влюбленные» (1974)

Не скажу, что «Мои маленькие влюбленные» были источником вдохновения, когда я снимал «Микроб и Бензин», но в голове я этот фильм постоянно держал. Это история 12-летнего ребенка, которого воспитывала бабушка, а потом взяла мать, которая ребенка не любит. При этом мальчик учится в школе, где пытается найти подружку. Фильм снят очень просто. Когда я смотрю эту картину, то ощущаю себя на месте юного героя. Жан Эсташ был одним из величайших режиссеров Франции, хотя сделал всего три или четыре фильма. Эту картину у него я много раз пересматривал и, наверное, это был мой самый первый любимый фильм.
 

07. «Дневник сельского священника» (Робер Брессон, 1951)

 
Сцена из фильма «Дневник сельского священника» (1951)

Нельзя не выбрать какой-то фильм Робера Брессона, и пусть это будет «Дневник сельского священника». В картине аскетичный, сухой визуальный ряд, но при этом богатая эмоциональная наполненность главного персонажа.
 

08. «Сын в отца» (Хирокадзу Корээда, 2013)

 
Трейлер фильма «Сын в отца» (2013)

А эту картину я увидел недавно. Японский фильм о двух детях, которых перепутали при рождении, а теперь герои пытаются исправить эту ситуацию. Но исправить сложно, ведь судьба одного ребенка, очевидно, будет хуже судьбы другого. В итоге оказывается, что детям лучше подходят те семьи, где они росли.
 

09. «Люблю тебя, люблю» (Ален Рене, 1968)

 
Сцена из фильма «Люблю тебя, люблю» (1968)

«Люблю тебя, люблю» — это такой научно-фантастический эксперимент. По сюжету парень отправляется в прошлое, чтобы иначе пережить один час, но, разумеется, все идет не по плану, так что герой обречен возвращаться к одному и тому же моменту без надежды вырваться из замкнутого круга. Сюрреалистичная картина.
 

10. «Призрак свободы» (Луис Бунюэль, 1974)

 
Сцена из фильма «Призрак свободы» (1974)

В этом фильме каждая сцена имеет элемент следующей сцены, так что вы как будто идете по нити. Каждый раз, когда я натыкаюсь на эту картину, не могу остановиться и не досмотреть ее до конца. Помню даже, как-то раз был в видеосалоне, и у них там крутился «Призрак свободы». Я так и простоял два часа, смотря этот фильм. Я просто не мог остановиться.

Источники: Dazed Digital, Rotten Tomatoes.
 

Обложка: Мишель Гондри на съемках фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004) / Focus Features

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Проклятье «голливудского аниме» и почему его пока не получается снять

Голливудские экранизации японских комиксов и легенд почти всегда проваливаются и в финансовом аспекте, и среди кинокритиков, однако синдром «американского аниме» или «голливудской Японии» до сих пор не дает спать ни большим, ни маленьким режиссерам и продюсерам. Почему даже масштабная «Алита: Боевой ангел» не смогла снять это проклятье? Попробуем разобраться

  • 7 апреля
  • 7740
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 3825
Практика

Как театр влияет на костюмы в кино

Есть ли взаимовлияние между кино и театром? Могут ли методы создания театрального костюма использоваться в кино или они слишком специфичные для экрана? Об этом рассуждает художник по костюмам Ирина Жигмунд

  • 10 апреля
  • 2106
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 2033
Практика

Мастер: Фрэнсис Форд Коппола

Не нуждающийся в представлении Фрэнсис Форд Коппола намедни отметил 80-летие, в честь чего предлагаем подробнее изучить режиссерский стиль одного из самых эклектичных мастеров Голливуда и американского независимого кино

  • 8 апреля
  • 1887
Практика

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Как студия Trixter смогла заставить героиню Бри Ларсон стрелять из рук и оживила на экране цифровую копию кота Реджи

  • 8 апреля
  • 1571
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее