Слова

«Каждую сцену нужно снимать несколькими камерами — есть моменты, которые невозможно повторить»

Как снимали триатлон в имиджевом ролике студии 29 Production, рассказывает ее основатель, продюсер и режиссер Александр Кузьмичев: создание динамики в кадре, выбор техники, ошибки и выводы

  • 28 апреля
  • 3718
Павел Орлов

— Главный герой ролика — спортсмен-триатлонист. Соответственно, в кадре бег, плавание, езда на велосипеде и на автомобиле. Какое оборудование использовали для съемок?
 
Спортивный ролик «Каждый день»

— Основной камерой у нас был RED Epic Dragon. На нее мы сняли 90% материала. Все из-за чисто субъективной любви к RED и ее технических возможностей. Конечно, можно спросить, почему не ARRI Mini, на нее ведь сейчас снимают все. Но RED пока более дружелюбен к нашей команде. На этом проекте у нас и так было, с чем экспериментировать, так что с камерой мы решили не рисковать.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

Еще была Sony A7S II, с которой мы снимали крупный план колеса с грипа и водную сцену в аква-пэке на объектив Canon 16-35 mm. Увы, аква-пэк не справился со своими задачами, и у нас не получилось снять подводные кадры так, как мы хотели. Для таких целей все-таки нужен жесткий аква-бокс.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

— Что пошло не так?

— Аква-пэк оказался неудобным — невозможно было двигать кольцо фокуса и зума. В экран камеры в грязной и мутной Черноморской воде ничего не было видно. Плюс оператор нырял без очков, что уже делало эту задачу максимально трудной. Аква-пэк постоянно выскальзывал из рук оператора, да и плавать за спортсменом сложно без должной подготовки. Под такие задачи нужен специализирующийся на водных съемках оператор.

Александр Кузьмичев на съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
Александр Кузьмичев на съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

Сценарно нам нужен был всего один водный кадр, так что в целях оптимизации бюджета мы решили справляться своими силами, без привлечения нового человека. Аква-пэк хорош для оперативных историй, для съемок в дождь и грязь. Но полноценные водные съемки, с ним, конечно, не реализовать.

— После этого опыта — что ты посоветовал бы учитывать при съемках в воде?

— Нужно снимать в более теплое время года. Мы работали в декабре — вода холодная, а оператору и атлету переохлаждаться нельзя. Мы сняли этот эпизод оперативно, примерно за час. К тому же по сценарию нужно было раннее утро, и закончить нужно было до яркого солнца.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

Второе — нужен профессиональный «водный» оператор. Они, конечно, стоят дорого, но это понятно — помимо навыков операторского мастерства, они должны прекрасно плавать. Если нет больших волн, то еще одно отличное решение — съемка пловца с параллельно идущего катера или резиновой лодки. Мы сами уже снимали так на озере. Желательно, чтобы вода была прозрачная, тогда можно сделать интересные кадры, соединив две стихии — воду и воздух.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

Третье — нужен настоящий жесткий аквабокс. На данный момент готовых решений не очень много. Один из вариантов — аквабокс с выносным экраном (что очень важно) под Sony FS7. В нем все продумано до мелочей, все кнопки и настройки выведены на корпус бокса. Также есть решения под RED с определенной оптикой.

C точки зрения продюсирования, подводная съемка — это дорого. Боксы делаются под заказ в индивидуальном порядке и стоят больших денег.

— Что еще вы с командой использовали? В ролике есть кадры с дронов, с крана, POV.

— В воздухе у нас был Inspire 1 с камерой X5R. POV-кадр всего один, когда атлет забегает в воду — это сняли на GoPro 5 c нагрудным креплением (chest mount).

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

По оптике у нас была линейка фиксов Zeiss Compact Prime: 25 mm, 35 mm, 50 mm и 85 mm. Такой комплект мы берем почти всегда. Был еще Canon 100 mm macro. Из телевиков у нас был простой вариант — 70-200mm Canon. 300 mm довольно большой с большим хард-кейсом, не лучший вариант для самолета, с учетом того, что на каждого члена команды итак было по два хардкейса. Поэтому в этот раз обошлись без него.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

Два дня мы использовали Russian Arm. Правда, это не совсем Russian Arm. Дело в том, что с точки зрения продюсирования настоящая Russian Arm стоит очень дорого. А с точки зрения физики настоящая Russian Arm имеет тилт-стабилизацию самой стрелы и стабилизационную голову. У нас же был кран Spider Arm, где стрела не стабилизирована — это, по сути, вынесенный на стреле «Ронин». Давно хотелось снять с использованием такой машины. И нам она всем безумно понравилась. Теперь не представляю себе подобных проектов без такой машины.
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

— Эпизоды с велосипедом, бегом и машиной снимались с крана?

— Да, на одну камеру RED Epic Dragon, которая висела на DJI Ronin на кране-стреле. Сначала снимали на широкоугольник, потом останавливались и меняли объектив на портретник, чтобы суммарно «закрыть» крупные и общие планы. Ехали рядом с велосипедистом, то пропуская его вперед нас, то оставляя позади. Для одного кадра мы попросили главного героя проехать «ниже» нашего уровня по серпантину, чтобы мы его сняли сверху, сквозь листву деревьев. Люблю такие ракурсы. В целом подстраивались полностью под темп героя и контролировали картинку по мониторам в салоне машины. На велосипед дополнительных камер не устанавливали. Съемки вели на небольшой скорости на горных серпантинах (около 30-40 км/ч), на автобане снимали более динамично (60-100 км/ч).
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

На самом деле можно не гнаться за скоростью, а использовать некоторые хитрости для придания динамики — например, съемку в противоходе, дополнительные объекты на переднем плане (лес, трава, камни) и съемку с телеобъектива. Чем шире объектив и меньше объектов на переднем плане, тем менее динамична картинка. А скорость, с которой едет велосипедист или машина, вторична и не играет роли в общем восприятии сцены.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

Обязательно советуем всем, кто будет заниматься подобными съемками, делать это на специальных, перекрытых от общественного транспорта и автомобилей, местах. Безопасность превыше всего.

— Кстати, в ролике эффектные локации. Как их искали?

— Мы снимали в Сочи — это идеальный регион в том плане, что там есть и горы, и море, и серпантин. Все это отлично вписывалось в концепцию триатлона. Перед съемками у нас было два дня на локейшн-чек — слетать на местность заранее мы не могли. Вообще мы живем в такое время, когда доступны Яндекс.Карты, GoogleMaps, Instagram, гео-метки. С помощью этих инструментов можно за несколько дней дистанционно накидать список подходящих для съемок мест. Разумеется, это не отменяет необходимости живого взгляда, но, сидя в Санкт-Петербурге, мы уже примерно знали, где и как будем снимать. К тому же я работал оператором в Сочи во время Олимпиады, имел необходимое представление. Наш триатлонист Виктор Осокин тоже подсказал несколько вариантов. В итоге к моменту прилета у нас был список потенциальных объектов. За два дня мы их объехали, вооружившись фотоаппаратами, поняли, можно ли там снимать и как это будет выглядеть на экране.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

Правда, большой минус Сочи — там, к моему удивлению, до сих пор нет ни одного продакшн-сервиса, ни одного рентала. Там банально нельзя взять свет или систенд. Все приходится везти из Москвы или Питера. Из-за этого нам пришлось отправлять в Сочи часть оборудования на поезде вместе с «Русской рукой», чтобы все не тащить с собой в самолете.

— Какие особенности спортивных съемок ты бы выделил?

— Каждую сцену нужно снимать несколькими камерами. Потому что бывают моменты, которые невозможно повторить — у тебя есть только один шанс, одна попытка. Спортсмен может не повторить трюк, техника подвести и так далее. Поэтому, если мы работаем в золотой час, то обязательно будем снимать и с коптера, и со стабилизатора, и со штатива.

— А работу со звуком как вы выстраивали?

— К сожалению, мы отчасти оказались заложниками формата ролика с закадровым голосом. Я считаю, что звуковое оформление равно визуальному. Но в звуковой дорожке voice-over по правилам индустрии всегда должен быть на первом месте. Из-за этого вся большая работа, проделанная на этапе записи звука, несколько теряется.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

Тем не менее мы сделали по звуку много всего. Например, специально ездили ближе к ночи на серпантин и писали звук двигателя машины, выхлопа. Писали атмосферы. Все это потом сводилось в микс и позволяло добиться не однобокого звучания машины, а более полного. Человек, разбирающийся в теме, уверен, оценит то, что мы сделали. Важный момент — мы специально проверяем, как звучит наша работа на всех устройствах, в том числе на iPhone и ноутбуках. Дело в том, что можно свести звук так, что он будет работать только на хай-энд оборудовании, а люди будут смотреть на iPhone и ничего не услышат.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

На этом проекте мы получили уникальный опыт работы с композитором, так как решили не так, как это принято, — когда музыка пишется под готовый монтаж. Композитор у нас работал все циклы производства, начиная с препродакшна и уровня обсуждения идей. Писать музыку он начал, когда не было снято еще ни одного кадра, основываясь только на сториборде, сценарии и стоковых футажах. Имея его «рыбу», мы могли на съемках придерживаться определенной структуры и определенной атмосферы. Потом он работал уже с кадрами и финальную музыку написал под монтаж. Благодаря такому подходу мы получили очень крутое музыкальное оформление.

— В какие сроки уложилось производство?

— У нас получилось пять месяцев с момента первого обсуждения концепции. Но мы были вовлечены в процесс не каждый день. Где-то месяц-полтора ушло на препродакшн. Сначала мы делали сториборд и сценарий — неотъемлемые части производства. Вообще подобная история не может обойтись без качественного препродакшна, потому что риски слишком высоки.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

Сами съемки с локейшн-чеком заняли неделю. Мы постоянно работали со сторибордом, разрезали его по кадрам, расклеивали в отеле по стене — пытались структурировать материал, поскольку составляющих было очень много: велосипед, бег, водные съемки, машина, время суток, погода. И еще месяца два занял постпродакшн. С учетом параллельной работы над другими проектами, думаю, это нормальный срок.

— Расскажи про команду, которая работала над проектом — кто был задействован?

— Суммарно над роликом работали пятнадцать человек, в том числе сценарист, сториборд-артист, клинапер, моушен-дизайнер, актер закадрового голоса и композитор. Костяк нашей команды — четыре человека, которые выполняют одновременно несколько вещей. Мы вообще выступаем за мультидисциплинарность. У нас у каждого есть вертикальный скилл — неоспоримое знание своей профессии. И плюс — горизонтальный скилл, то есть вовлечение в другие процессы производства. Я выступал как режиссер и продюсер, а еще управлял камерой на коптере. Звукорежиссер параллельно выполнял функции фокус-пуллера. Также был оператор-постановщик, который работал еще со светом, а пилот коптера был еще и «пилотом» крана. Кроме этого был человек, который привез Russian Arm и управлял стрелой. Да, еще был фотограф, которому иногда приходилось ездить в багажнике.

На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production
На съемках спортивного ролика «Каждый день» / Фото: предоставлено компанией 29 Production

Такая оптимизация команды, сочетание функций — большой плюс: с точки зрения бюджета выгоднее везти меньше человек. В то же время у нас нет такого, чтобы на площадке был кто-то, кто стоит в сторонке без дела. К тому же мультидисциплинарность создает вовлеченность, а значит — заинтересованность в том, чтобы сделать все максимально круто.
 

Обложка: на съемках спортивного ролика «Каждый день» / предоставлено компанией 29 Production

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 5950
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3897
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 3245
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 2124
Обзоры

8 режиссеров, которых не стало во время съемок фильма

В прокат выходит драма «Не чужие», последний фильм Веры Глаголевой, во время создания которого режиссера не стало. Вспоминаем другие трагические случаи, когда авторы уходили в процессе работы над картиной, и смотрим, что случалось с их проектами

  • 16 ноября
  • 1219
Практика

5 причин снимать свой веб-сериал

Сценарист и режиссер Макс Риссман, показавший на кинофестивале в Остине веб-сериал «Сопереживайте злодею», рассказал, каково это — осваивать короткие формы эпизодического повествования

  • 15 ноября
  • 1091
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее