Слова

«Якутский зритель хочет смотреть свое кино, и это очень стимулирует»

Как снимать в условиях экстремального холода, как работать с настоящим орлом и в чем заключается растущая популярность кинематографа Якутии — рассказывает Эдуард Новиков, режиссер философской притчи «Царь-птица», российской ленты в основном конкурсе ММКФ

  • 25 апреля
  • 1261
Павел Орлов

— Расскажите, был ли у вас опыт в кино, когда вы приступили к съемкам «Царь-птицы»?

— После армии я отучился на оператора телестудий. Там учили азам операторского мастерства на первых VHS-камерах. Отучившись, пошел на местную телерадиокомпанию. Однажды меня на две недели отправили в командировку. Оказалось, что нужно снимать игровой фильм, от которого отказался главный оператор. Через три дня нужно было идти на съемки, а кино я еще ни разу не снимал. Что делать? Пошел в прокат смотреть фильмы, чтобы понять, как они свет ставят. В итоге фильм благополучно сняли — «Проклятая земля», у нас считается классикой, первым якутским ужастиком.

Эдуард Новиков, режиссер / Фото: Виктор Вытольский
Эдуард Новиков, режиссер / Фото: Виктор Вытольский

Но я тогда понял, что мастерства мне не хватает, так что поступил в Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. Но в этот год операторский курс не набирали, а был экспериментальный курс операторов-режиссеров. После учебы поступил на якутскую кинокомпанию «Сахафильм», где до сих пор работаю. Участвовал почти во всех проектах. Был фотографом, крановщиком, дольщиком, ассистентом оператора. Потому что специалистов у нас не хватает и нужно уметь все. Так якутский кинематограф работает и сегодня.

— Как возникла идея «Царь-птицы» и как проект запускался и готовился?

— Я решил снять свое кино по рассказу якутского писателя Василия Яковлева «Состарившаяся со мной одинокая лиственница». Этот рассказ, по-моему, даже не переведен на русский язык. Обратился к другу и драматургу Семену Ермолаеву, чтобы он написал сценарий. Быстро, где-то за месяц сценарий был готов. После этого мы сразу начали искать актеров, орла, локации, делать раскадровки, планировать.
 
Трейлер фильма «Царь-птица»

Вообще я с этим проектом подходил к разным продюсерам. И почему-то все отказывались: «Это же не коммерческий фильм, это арт-хаус». Да какой арт-хаус? Это простая хорошая история, которую нужно нормально снять. Арт-хаус предполагает, что режиссер снимает так, как он чувствует, как он думает, как он видит. А в нашем случае есть хорошая история, и ее только нужно было по-простому рассказать.

— В фильме очень достойные работы тандема якутских актеров. Как проходил кастинг исполнителей главных ролей?

— Нельзя сказать, что у нас был прям кастинг. В Якутии вообще не очень много актеров. Для роли старика я просто поговорил с двумя-тремя актерами — кто-то отказался, у кого-то времени не было. В итоге нашел Степана Петрова. Он непрофессиональный актер, играющий в народном театре. Хорошо подошел по фактуре. Зоя Попова, сыгравшая бабушку, — профессиональная актриса, работает в Саха театре, но в кино ее снимали мало.

Кадр из фильма «Царь-птица» (2018) / Фото: Sakhafilm
Кадр из фильма «Царь-птица» (2018) / Фото: Sakhafilm

— Были ли какие-то особенности в работе с актерами, с учетом камерного формата картины?

— Начали работать с читки, с репетиций, а на площадке снимали все почти сразу. Я давал задачи, они делали, но главное было добиться того, чтобы актеры не играли, а вжились в свои роли. Была большая сложность в том, что актерам приходилось играть не с орлом, а с воображаемым предметом. Вместо птицы у нас был шарик, а актерам необходимо было действовать так, будто перед ними орел.
Зоя Попова / Фото: Виктор Вытольский

Зоя Попова / Фото: Виктор Вытольский

Степан Петров / Фото: Виктор Вытольский

Степан Петров / Фото: Виктор Вытольский

— Орла можно назвать еще одним главным героем фильма. Как вы нашли подходящую птицу, и каково было ее снимать?

— Сначала мы хотели взять орла в якутском зоопарке Орто Дойду. У них есть два орла. Но оказалось, что орел краснокнижный, поэтому нам отказали. Тогда я вспомнил, что есть такие люди беркутчи, охотники с орлами. Это очень развито в Казахстане, в Киргизии и в Монголии. Через друга я нашел беркутчи в Тонском районе в Киргизии. В феврале 2016 года поехали туда вдвоем с оператором Семеном Аманатовым и за неделю сняли все сцены с орлицей. У нас была готова раскадровка, и по этой раскадровке я объяснял беркутчи, что необходимо сделать, и орел в точности делал то, что было нужно. Не получилось только снять кадры, где птица парит высоко в небе. Это я уже снимал дикого орла в Якутии. Но все крупные планы были сделаны в Киргизии.

Кадр из фильма «Царь-птица» (2018) / Фото: Sakhafilm
Кадр из фильма «Царь-птица» (2018) / Фото: Sakhafilm

— А вы весь фильм раскадровывали?

— Нет, мы раскадровали только сцены с орлом, а остальное почти что нет. Мы хотели снять фильм по-простому, без сложных кадров, без сложного движения, камерой на штативе, без тележки, то есть, можно сказать, понятным классическим киноязыком. Формат мы использовали 16:9, хотя чаще киношники снимают на 2,35:1.

— Какие камеры вы использовали, и почему был именно такой выбор?

— Снимали на фотоаппарат Sony Alpha. У нас почти все так и снимают — на фотоаппараты. Мы-то, конечно, хотели бы чего-нибудь более профессионального, но это то, что было на «Сахафильме». Арендовывать же было слишком дорого. Из-за этого возникла техническая сложность совмещения киргизских кадров орла и якутских, которые мы снимали с хромакеем. Проблема оказалась в том, что не хватило битрейта. Всего у нас было около семидесяти-семидесяти пяти шотов с компьютерной графикой и некоторые из них, на мой взгляд, не очень хорошо порезаны, их нужно будет еще доработать. А снимали бы мы на Red или ALEXA, такой проблемы бы не было.

Эдуард Новиков, режиссер / Фото: Виктор Вытольский
Эдуард Новиков, режиссер / Фото: Виктор Вытольский

— В Якутии довольно суровые погодные условия для съемок. Как в вашем случае работала техника, и какие советы вы можете дать по съемкам в экстремальные морозы?

— Вообще в наших погодных условиях лучше не снимать. Есть у нас смельчаки, которые снимают и при -50°, но я предпочитаю так не рисковать. Используют кофры, вроде «Белый медведь», сухие грелки, аккумуляторы на проводах, когда сами аккумуляторы крепятся к телу. Из объективов можно использовать только фиксы.

Особенно важно планирование. Нужно в отдельные дни снимать сцены на улице и сцены в помещении. Потому что когда снимаешь на улице и потом заходишь в помещение, камера сразу же покрывается инеем. Если вышел с камерой на улицу, то снимай до конца, а потом, заходя в помещение, камеру нужно укутать, и пусть лежит. Вообще в нашем фильме, по моим ощущениям, холода не хватает. Дело в том, что мы снимали в марте, когда по идее в Якутии еще должно быть холодно, но как назло весна пришла слишком рано. Снег начал таять, и нам пришлось ускорять работу. Максимум температура опускалась по ночам до -25°, поэтому мы часто старались снимать рано утром. Всего на натуре уложились в десять дней. И еще снимали в павильоне на «Сахафильме».
Кадр из фильма «Царь-птица» (2018) / Фото: Sakhafilm

Кадр из фильма «Царь-птица» (2018) / Фото: Sakhafilm

Кадр из фильма «Царь-птица» (2018) / Фото: Sakhafilm

Кадр из фильма «Царь-птица» (2018) / Фото: Sakhafilm

— Кто в Якутии приходит работать в кино, и из каких людей состояла ваша группа?

— В кино приходят разные люди. Есть и самоучки, и те, кто специально учился. Например, оператор Семена Аманатов — выпускник ВГИКа. Наша художник-постановщик тоже окончила ВГИК. Были в группе и самоучки.

Фото: Виктор Вытольский
Пресс-конференция на 40-ом ММКФ / Фото: Виктор Вытольский

— Заключительный вопрос о якутском кино в целом. Ваши фильмы последние годы постоянно на слуху. Кино из Якутии уже преодолело рамки регионального проката и добиралось до проката общенационального, картины появляются и получают награды не только на российских кинофестивалях, но и на мировых, в том числе были на Берлинском кинофестивале, на «Сандэнсе». На ваш взгляд, в чем привлекательность якутского кино?

— Во-первых, думаю, играет роль наша самобытная культура. У нас уникальная история, свой эпос, большое количество легенд. Наша история об орле тоже, можно сказать, легенда. Второе важное — якутский зритель. Если бы у нас на наши фильмы никто не ходил, кино бы не было. Все бы свадьбы снимали, а не кино. Но якутский зритель хочет смотреть свои фильмы и это очень стимулирует. Голливуд у нас тоже смотрят, и поэтому молодые кинематографисты стараются снимать коммерческое кино: хорроры, комедии. Есть даже большой исторический проект с хорошим финансированием «Тыгын Дархан». Снимают все больше, уже, можно сказать, есть конкуренция, и это здорово.

Эдуард Новиков, режиссер / Фото: Виктор Вытольский
Эдуард Новиков, режиссер / Фото: Виктор Вытольский

Если говорить о «Царь-птице», то я когда убеждал продюсеров, говорил, что в фильме у нас орел. А орел — это же священная птица не только для якутов, а для многих народов. Уже поэтому это универсальная история. Еще я говорил, что мы с этой картиной обязательно пойдем по фестивалям. Так оно и получилось. Но нам, конечно, повезло. Еще два месяца назад фильм лежал. Денег доделывать его не было. Хорошо, что мы отправили его отборочной комиссии, причем в черновом варианте, то есть без цветокоррекции, с несведенным звуком и незаконченной компьютерной графикой. Комиссия нам сказала, к какому числу закончить фильм, и это, конечно, стало большим стимулом. Думаю, если бы фильм мы не отправили на ММКФ, он до сих пор бы лежал.
 

Обложка: Эдуард Новиков, режиссер / Виктор Вытольский

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

4 базовых техники съемки, которые должен знать даже новичок

Возможно, вы только начинаете свой путь в кино, но вот несколько операторских техник, которые нужно освоить в первую очередь

  • 6 августа
  • 5213
Практика

7 основополагающих элементов киноязыка, которые важны до сих пор

Режиссер и оператор Ноам Кролл выделил несколько техник съемки, которые появились еще в классическом кино, но их можно эффективно использовать и сейчас

  • 7 августа
  • 4070
Практика

Как получить финансирование на фильм в Голливуде

Оператор Егор Поволоцкий делится своими наблюдениями о том, насколько успех фильма зависит от его стоимости, и как 150 тысяч долларов бюджета можно растянуть до 2 миллионов, чтобы картину было легче продать

  • 5 августа
  • 2205
Практика

«Патрик Мелроуз»: как монтаж и саундтрек помогли придать каждой серии индивидуальность

Для композитора Фолькера Бертельмана и монтажера Тима Мюррела каждый из пяти эпизодов становился новым испытанием — это и сделало проект интересным

  • 4 августа
  • 1509
Практика

Как это снято: «Американские граффити»

45 лет назад на экраны вышла картина, стоящая особняком в фильмографии Джорджа Лукаса. Рассказываем, как создатель «Звездных войн» снимал ретро-фильм после антиутопии и стал законодателем жанра молодежной комедии о выпускниках

  • 2 августа
  • 1374
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 1365
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее