Слова

«Продюсеры должны быть сумасшедшими, но сейчас они больше напоминают банкиров»

В этом году международный кинофестиваль «Фебиофест» посетил французский режиссер Леос Каракс. На пресс-конференции он поделился мыслями о выборе актеров и рассказал, почему не стал бы переснимать свои фильмы

  • 17 апреля
  • 2197
Полина Орлова

— Вы родились во французской коммуне хиппи и, по вашим словам, были потеряны и одиноки. Как вы думаете, повлияло ли это на ваши фильмы?

— Я не думаю, что это были именно потерянность и одиночество. Конечно, я начал снимать, когда был молод и до сих пор открываю для себя кино. Это был странный период взросления. Может быть, я думал, что кино поможет выйти мне в свет. Я не чувствовал себя одиноким, скорее отстраненным.  Кино — это особое место для меня. Это пребывание во тьме с чем-то большим, чем я. Наверное, поэтому немые фильмы оказали на меня гораздо большее влияние.
 

Каждый новый фильм для меня — как первый. 


— Вы никогда не держали камеру в руках до того, пока не начали снимать свой первый фильм. Как вы не потеряли уверенность?

— Знаете, продюсирование, финансирование — это блеф. Ты говоришь людям: «Дайте мне денег, я знаю, что буду с ними делать». Но на самом деле не знаешь. Каждый новый фильм для меня — как первый. Одно время я не держал камеру по 10 лет, а потом у меня возникло чувство, что я взял ее в первый раз в жизни. Когда я начал смотреть кино, мне было около 17-19 лет. В основном это были немые фильмы. Эти картины давали мне ощущение домашнего уюта.  

— В течение 30 лет вы сделали всего пять полнометражных картин. Почему? У вас не было денег, продюсеров или сценариев? 

— Я снял три фильма за 10 лет,  а потом — только два.  Почему? Это очевидно. После третьего я исчерпал все силы. Чтобы снимать кино, вам нужны люди, а у меня всегда были проблемы  с налаживанием контактов. Речь вовсе не о деньгах,  а, скорее, о поиске людей, которые могут найти деньги. Которым я могу доверять.  Проблема в том, что мне сложно представить фильм, если я не держу в голове актеров. Это моя ошибка. Так не стоит делать. 

Леос Каракс на кинофестивале «Фебиофест» / Фото MFF Praha – Febiofest
Леос Каракс на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha  Febiofest

— Если бы вы попытались снять фильм «Парень встречает девушку» сегодня, чтобы вы изменили там?

— Я этого даже представить не могу. Это как если бы вы спросили, что бы я поменял в своем ребенке, родись он заново. Это невозможно. 
 

— Говорят, что режиссер хорош настолько, насколько хорош его фильм. Ваша картина «Любовники с Нового моста» провалилась в широком прокате. Потом вы ждали почти 10 лет и выпустили «Полу X» — и снова провал. Не думаете ли вы, что делаете что-то неправильно, что в следующий раз вам, возможно, понадобится больше денег?

— Да, может быть. Знаете, в создании фильма есть что-то сумасшедшее, поэтому у вас должен быть сумасшедший продюсер. Современные продюсеры больше напоминают банкиров. Конечно, другие виды искусства более дешевы. Кино всегда нуждается в финансах.  Деньги — это часть кинематографического эксперимента.

— Может быть это прозвучит немного странно, но все же. Какой из ваших фильмов вы порекомендуете посмотреть первым тем, кто еще не знаком с вашим творчеством? 

— Понятия не имею. Я никогда не смотрю мои фильмы. Я знаю, что они есть.  Когда я был моложе, я стыдился своих работ, но сейчас это уже не так. Они живут в моей голове. Все зависит от человека. Я чувствую уверенность только за свой последний фильм, но это мало что значит.
 

Деньги — это часть кинематографического эксперимента.


— Наверняка вы слышали самые разные мнения о ваших фильмах. Любите ли вы говорить со зрителями о том, как они их интерпретируют?

— Это зависит от того, где я нахожусь. За пределами Франции — в Индии, Китае, в деревне в Африке — да, иногда. Я не люблю, когда люди думают одинаково. Здорово поговорить с человеком один на один, но иногда интересно узнать мнение и у большого количества людей.

Леос Каракс на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha – Febiofest
Леос Каракс на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha  Febiofest

— Как вы открыли актера Дени Лавана? Он очень харизматичный и играет почти во всех ваших фильмах.

— Для своего первого фильма «Парень встречает девушку» девушку я нашел быстро, а вот парня пришлось искать тщательнее: на улицах, в театре, на занятиях, среди музыкантов. Но я так и не смог найти его и отложил съемки на год.  
 

Сняв второй фильм, я стал смотреть все меньше и меньше, а сейчас не смотрю почти ничего. 


Однажды, когда я просматривал безработных актеров, я увидел фото Дени. Он выглядел  не так, как другие, и я захотел с ним встретиться. Я не был до конца уверен, когда утвердил его на роль. Я совсем его не знал, мы не делали никаких тестов. Но потом я почувствовал, что у нас получилось, хотя моя первая работа вышла очень статичная. С годами Дени становился все сильнее и сильнее, и сегодня он может сыграть все что угодно. 
 
Сцена из фильма «Дурная кровь» (1986)

— Для своих первых фильмов вы черпали вдохновение из творчества кинематографистов новой французской волны. Откуда вы его берете сейчас: из искусства, музыки, других фильмов?

— Первые фильмы, которые я смотрел, были похожи учебное пособие. Я уже говорил о немом кино, но также среди них были представители французской новой волны, русские фильмы и многое другое. Сняв второй фильм, я стал смотреть все меньше и меньше, а сейчас не смотрю почти ничего. 

Вдохновение я черпаю из тех же вещей, что и раньше. Это может быть все что угодно. Лица, песни, память, сон, литература, путешествия. Здесь нет ограничений. Сегодня меня больше всего вдохновляет музыка. Я мечтал стать музыкантом,  и, когда мне было 20, я уже хотел делать мюзикл. «Любовники с Нового моста» сначала задумывался как мюзикл. Мои самые большие амбиции всегда были о музыке. 
 
Сцена из фильма «Любовники с Нового Моста» (1991)

— Как-то раз вы шокировали публику, сказав, что вы не беспокоитесь об аудитории, потому что она все равно умрет. Но фильмы же делают именно для нее. 

— Аудитория — это мертвые люди. Я беспокоюсь о кино и о зрителях. Аудитория — значит билеты. Если ты думаешь о людях, которые будут платить, чтобы увидеть твой фильм, можешь больше не заботиться о деньгах.
 

Мои самые большие амбиции всегда были о музыке. 


— Ваш авторский стиль уникален, но вы говорили, что оказывались под влиянием многих режиссеров.

— Их сотни. Большинство уже мертво. Я был  бы ничем, если бы не посмотрел их фильмы, но понял я это поздно. Раньше, когда я смотрел фильм, я видел только, допустим, Мэрилин Монро, а потом осознал, что за камерой тоже стоят люди. Именно этим я и хотел заниматься. На меня оказали влияние сотни режиссеров и я просто не смогу назвать их всех.
 
Трейлер фильма «Корпорация «Святые моторы»» (2012)

— «Корпорация "Святые моторы"» — это целая антология идей. Возможно ли увидеть продолжение какой-то из них в одном из ваших следующих фильмов?

— Я не думаю, что это антология. Этот фильм, который я придумал очень быстро, так как был занят другими проектами.  Но в чем-то вы правы. Например, я использовал господина Дерьмо, потому что этот персонаж уже был в другом фильме и очень понравился мне и Дени Лавану. Мы хотели посмотреть, как он будет выглядеть взрослым. В следующем фильме появится персонаж плохого отца с дочерью.
 

Обложка: Леос Каракс на кинофестивале «Фебиофест» / MFF Praha  Febiofest

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3925
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3117
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 3071
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2778
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1843
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1783
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее