Слова

«Становиться режиссером только потому, что ты знаешь, куда и как поставить камеру, или умеешь управлять актерами, неправильно»

В этом году на кинофестивале «Фебиофест» Катрин Денев получила почетную награду «Кристиан» за достижения в кинематографе. Актриса рассказала о работе с дочерью, своих прогнозах относительно будущего французского кино, и объяснила, почему она никогда не снимет собственный фильм

  • 16 апреля
  • 1741
Полина Орлова

— Я хочу поздравить вас с премией «Кристиан». Подводили ли вы уже какие-нибудь итоги и выбрали бы актерскую профессию, если бы начинали карьеру заново?

— Стала бы я актрисой, если бы мне предоставили второй шанс? Со мной это случилось просто так. Когда я начинала, я была очень молодой и училась в школе, выбирать мне особо не приходилось. Моя сестра уже была актрисой, играла в театре. Однажды мои родители на летних каникулах отправили меня на кастинг вместе с ней. Кто-то меня взял на роль, потом начали предлагать другие.
 

Не могу сказать, что 40 лет назад я была счастлива.


Я не уверена, что до встречи с Жаком Деми я реально планировала становиться актрисой. Сейчас уже трудно говорить, что бы я сделала. Я могу думать, что стала бы археологом или архитектором, поскольку очень люблю архитектуру. Но не думаю, что в 17 лет, когда я начала играть, я бы приняла такое решение.

Катрин Денев на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha – Febiofest
Катрин Денев на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha – Febiofest

— Ваша карьера длится почти 60 лет, за это время изменились актеры, режиссеры. Вы хотели бы вернуться во времена, когда вы работали с Бельмондо и Делоном, или вам нравится работать сейчас?

— Сейчас я наслаждаюсь работой больше, чем 40 лет назад. Может быть, потому, что больше знаю и про съемки, и о том, как вести себя в коллективе. У меня много друзей среди тех, кто снимает кино: сценаристы, режиссеры, много техников. Теперь я знаю больше и не могу сказать, что 40 лет назад я была счастлива.

— Кто ваш любимый режиссер и с кем вы бы хотели поработать снова?

— Мой любимый режиссер сегодня — Андре Тешине, c которым я скоро буду работать. Я смотрела семь его фильмов. Есть режиссеры, которых я очень люблю, но которых уже нет. Если бы они были еще живы, я бы с удовольствием поработала с ними. Это Жан Деми и Франсуа Трюффо.

Андре Тешине / Фото: Mieremet, Rob / Anefo
Андре Тешине / Фото: Mieremet, Rob / Anefo

— В этом году среди гостей «Фебиофеста» французский режиссер Леос Каракс. Вы работали с ним в его картине «Пола X». Остались ли у вас воспоминания об этом периоде?

— Он очень талантливый человек и работает с большим количеством энергии и, я бы сказала, страстью. Он не просто ставит камеру и начинает снимать. Он всегда очень вовлечен в работу, по-особенному видит и чувствует. Мне нравятся его работы, он очень интересный режиссер. Это тяжело объяснить. Вы должны следовать за ним и доверять ему, его чутью. Я так и делала.
 
Сцена из фильма «Пола X» (1999)

— Ваша карьера была очень насыщенной. О каком фильме вспоминаете чаще всего?

— Я думаю, что это «Шербурские зонтики». Может быть потому, что это был мой первый фильм, может быть потому, что это была как будто опера. Мы работали с музыкой все время. Это было очень волнующе — постоянно слышать музыку и работать с ней. Это то, что никогда не случалось со мной после. Там была очень особенная атмосфера, которую я никогда не забуду.
 
Сцена из фильма «Шербурские зонтики» (1962)

Встреча с Мишелем Леграном оказалась очень важной для меня. Я тогда была еще маленькой девочкой и совсем не певицей. До этого мне просто незачем было петь, я это делала лишь несколько раз жизни. Для меня это было совсем непросто.
 

Здорово, что мы не можем объяснить, как рождается успех, потому что тогда бы многих фильмов не существовало. 


— Расскажите про вашу совместную работу с Луисом Бунюэлем в фильмах «Дневная красавица» и «Тристана». Что это значило для вас как для начинающей актрисы?

— Мои отношения с Бунюэлем были куда интереснее в фильме «Тристана», чем в «Дневной красавице», потому что на съемках было совсем другое настроение. Мы снимали в Испании, а работа с испанцами отличалась от работы в Париже. Кроме того, интересно работать с человеком, который много снимает, но не любит много объяснять.
 
Трейлер фильма «Тристана» (1970)

— Вы упоминали Франсуа Трюффо, вы снялись в двух его картинах: «Сирене с „Миссисипи“» и «Последнее метро». Первая стала провалом, у второй был большой успех. Как получилось так, что работа одного и того же режиссера и одной и той же актрисы привели к таким разным результатам?

— Это выбор публики, не мой. Истории очень разные, я не могу их сравнивать. Если режиссер снимает фильм с какой-то актрисой, а через пару лет выпускает новую картину с ней же — проекты могут показаться одинаковыми. Но все зависит от истории, от персонажей и от публики. В первую очередь, все решает публика.
 
Сцена из фильма «Последнее метро» (1980)

Я думаю, «Последнее метро» — куда более сложная история с персонажами, которые говорят людям больше, чем отношения проходимки и молодого богатого мужчины в исполнении Бельмондо. И это здорово, что мы не можем объяснить, как рождается успех, потому что тогда бы многих фильмов бы не существовало.
 

Очень непривычно говорить человеку, которого ты хорошо знаешь, слова, прописанные в сценарии. 


— Известные актрисы сегодня часто сами пробуют снимать. Вы никогда этого сделать не пытались. Почему?

— Знаете, я рада, что не снимаю кино. Сейчас во Франции и так слишком много фильмов. Да, я интересуюсь кино не только с точки зрения своей профессии. Это правда. Но не думаю, что каждый может снимать. Конечно, у меня есть опыт, я умею обращаться с техникой. Возможно, я бы и смогла снять фильм. Но становиться режиссером только потому, что ты знаешь, куда и как поставить камеру, или умеешь управлять актерами, неправильно. Этого очень мало, чтобы сделать фильм.

Катрин Денев на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha – Febiofest
Катрин Денев на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha – Febiofest

— Французское кино прошло много периодов за то время, что вы работаете. Было бы интересно узнать, какой из них вы считаете самым успешным для французской кинематографии и французских зрителей.

— Я не могу сказать, было ли кино лучше, например, 30 лет назад в Европе, во Франции. Все шло вперед: и кино, и люди. Фильмы — это рефлексия на нашу жизнь. Что касается времени, это в первую очередь технический прогресс. Сейчас много людей с меньшим количеством денег делают фильмы. Это интересно, потому что кино — очень дорогая вещь.

— Вы сотрудничали с целым рядом выдающихся режиссеров, актеров, актрис. Как вам работалось с вашей дочерью Кьярой?

— Когда я работала со своей дочерью Кьярой Мастроянни, сначала было немного странно. Очень непривычно говорить человеку, которого ты хорошо знаешь, слова, прописанные в сценарии. Но под конец съемок все уже было иначе. Мы чувствовали себя как на празднике, были подготовлены к друг другу. Совсем недавно мы вместе посмотрели этот фильм. Это работа очень хорошего режиссера Жюли Бертучелли, которая еще не вышла официально.

Кьяра Мастроянни, Катрин Денев и Шарлотта Генсбур в фильме «Три сердца» (2014)  /Фото:Thierry Valletoux / Wild Bunch Distribution
Кьяра Мастроянни, Катрин Денев и Шарлотта Генсбур в фильме «Три сердца» (2014) / Фото:Thierry Valletoux / Wild Bunch Distribution

— Вы снялись более чем в сотне фильмов. Вы модель, актриса, продюсер, лицо мировых компаний. Почему вы до сих пор не написали мемуары? Было бы интересно узнать о вашей жизни больше.

— Нет, я не хочу писать мемуары. Не думаю, что людям интересна моя жизнь актрисы, моя работа. Их, скорее, интересует моя личная жизнь. Для некоторых людей это нормально, для меня же — слишком лично. И писать о людях, которых я встречала, которых любила, мне чуждо.
 

Обложка: Катрин Денев на кинофестивале «Фебиофест» / MFF Praha – Febiofest

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

5 приложений для современного кинопроизводства

Кинематограф встречает технический прогресс — несколько приложений способных если не полностью изменить, то заметно облегчить подход к производству фильмов и видео

  • 8 июля
  • 3438
Практика

Как это снято: «Армагеддон»

Минуло двадцать лет как Майкл Бэй попытался в очередной раз уничтожить человечество, а Брюс Уиллис в очередной раз его спас. Вспоминаем, как мастер жирного голливудского блокбастера обрушивал на Землю гигантский астероид: рытье ям в павильонах Disney, пулеметный монтаж, анаморфотная оптика и пироманьячество

  • 7 июля
  • 2754
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 2732
Практика

Как ProRes RAW может изменить кинопроизводство

Семейство кодеков Apple ProRes RAW, по обещаниям разработчиков, должно быть высокопроизводительным, а файлы будут занимать мало пространства на жестком диске. Но возможно ли все преимущества ProRes перенести на рабочий процесс RAW?

  • 6 июля
  • 2540
Практика

4 совета по съемке черно-белого изображения

При черно-белой съемке меняются правила освещения, ставшие уже привычными в эру цветного кино и видео. Оператор Джастин Джонс объясняет базовые принципы подобной стилизации

  • 6 июля
  • 2368
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 2102
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее