Слова

«Становиться режиссером только потому, что ты знаешь, куда и как поставить камеру, или умеешь управлять актерами, неправильно»

В этом году на кинофестивале «Фебиофест» Катрин Денев получила почетную награду «Кристиан» за достижения в кинематографе. Актриса рассказала о работе с дочерью, своих прогнозах относительно будущего французского кино, и объяснила, почему она никогда не снимет собственный фильм


— Я хочу поздравить вас с премией «Кристиан». Подводили ли вы уже какие-нибудь итоги и выбрали бы актерскую профессию, если бы начинали карьеру заново?

— Стала бы я актрисой, если бы мне предоставили второй шанс? Со мной это случилось просто так. Когда я начинала, я была очень молодой и училась в школе, выбирать мне особо не приходилось. Моя сестра уже была актрисой, играла в театре. Однажды мои родители на летних каникулах отправили меня на кастинг вместе с ней. Кто-то меня взял на роль, потом начали предлагать другие.
 

Не могу сказать, что 40 лет назад я была счастлива.


Я не уверена, что до встречи с Жаком Деми я реально планировала становиться актрисой. Сейчас уже трудно говорить, что бы я сделала. Я могу думать, что стала бы археологом или архитектором, поскольку очень люблю архитектуру. Но не думаю, что в 17 лет, когда я начала играть, я бы приняла такое решение.

Катрин Денев на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha – Febiofest
Катрин Денев на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha – Febiofest

— Ваша карьера длится почти 60 лет, за это время изменились актеры, режиссеры. Вы хотели бы вернуться во времена, когда вы работали с Бельмондо и Делоном, или вам нравится работать сейчас?

— Сейчас я наслаждаюсь работой больше, чем 40 лет назад. Может быть, потому, что больше знаю и про съемки, и о том, как вести себя в коллективе. У меня много друзей среди тех, кто снимает кино: сценаристы, режиссеры, много техников. Теперь я знаю больше и не могу сказать, что 40 лет назад я была счастлива.

— Кто ваш любимый режиссер и с кем вы бы хотели поработать снова?

— Мой любимый режиссер сегодня — Андре Тешине, c которым я скоро буду работать. Я смотрела семь его фильмов. Есть режиссеры, которых я очень люблю, но которых уже нет. Если бы они были еще живы, я бы с удовольствием поработала с ними. Это Жан Деми и Франсуа Трюффо.

Андре Тешине / Фото: Mieremet, Rob / Anefo
Андре Тешине / Фото: Mieremet, Rob / Anefo

— В этом году среди гостей «Фебиофеста» французский режиссер Леос Каракс. Вы работали с ним в его картине «Пола X». Остались ли у вас воспоминания об этом периоде?

— Он очень талантливый человек и работает с большим количеством энергии и, я бы сказала, страстью. Он не просто ставит камеру и начинает снимать. Он всегда очень вовлечен в работу, по-особенному видит и чувствует. Мне нравятся его работы, он очень интересный режиссер. Это тяжело объяснить. Вы должны следовать за ним и доверять ему, его чутью. Я так и делала.
 
Сцена из фильма «Пола X» (1999)

— Ваша карьера была очень насыщенной. О каком фильме вспоминаете чаще всего?

— Я думаю, что это «Шербурские зонтики». Может быть потому, что это был мой первый фильм, может быть потому, что это была как будто опера. Мы работали с музыкой все время. Это было очень волнующе — постоянно слышать музыку и работать с ней. Это то, что никогда не случалось со мной после. Там была очень особенная атмосфера, которую я никогда не забуду.
 
Сцена из фильма «Шербурские зонтики» (1962)

Встреча с Мишелем Леграном оказалась очень важной для меня. Я тогда была еще маленькой девочкой и совсем не певицей. До этого мне просто незачем было петь, я это делала лишь несколько раз жизни. Для меня это было совсем непросто.
 

Здорово, что мы не можем объяснить, как рождается успех, потому что тогда бы многих фильмов не существовало. 


— Расскажите про вашу совместную работу с Луисом Бунюэлем в фильмах «Дневная красавица» и «Тристана». Что это значило для вас как для начинающей актрисы?

— Мои отношения с Бунюэлем были куда интереснее в фильме «Тристана», чем в «Дневной красавице», потому что на съемках было совсем другое настроение. Мы снимали в Испании, а работа с испанцами отличалась от работы в Париже. Кроме того, интересно работать с человеком, который много снимает, но не любит много объяснять.
 
Трейлер фильма «Тристана» (1970)

— Вы упоминали Франсуа Трюффо, вы снялись в двух его картинах: «Сирене с „Миссисипи“» и «Последнее метро». Первая стала провалом, у второй был большой успех. Как получилось так, что работа одного и того же режиссера и одной и той же актрисы привели к таким разным результатам?

— Это выбор публики, не мой. Истории очень разные, я не могу их сравнивать. Если режиссер снимает фильм с какой-то актрисой, а через пару лет выпускает новую картину с ней же — проекты могут показаться одинаковыми. Но все зависит от истории, от персонажей и от публики. В первую очередь, все решает публика.
 
Сцена из фильма «Последнее метро» (1980)

Я думаю, «Последнее метро» — куда более сложная история с персонажами, которые говорят людям больше, чем отношения проходимки и молодого богатого мужчины в исполнении Бельмондо. И это здорово, что мы не можем объяснить, как рождается успех, потому что тогда бы многих фильмов бы не существовало.
 

Очень непривычно говорить человеку, которого ты хорошо знаешь, слова, прописанные в сценарии. 


— Известные актрисы сегодня часто сами пробуют снимать. Вы никогда этого сделать не пытались. Почему?

— Знаете, я рада, что не снимаю кино. Сейчас во Франции и так слишком много фильмов. Да, я интересуюсь кино не только с точки зрения своей профессии. Это правда. Но не думаю, что каждый может снимать. Конечно, у меня есть опыт, я умею обращаться с техникой. Возможно, я бы и смогла снять фильм. Но становиться режиссером только потому, что ты знаешь, куда и как поставить камеру, или умеешь управлять актерами, неправильно. Этого очень мало, чтобы сделать фильм.

Катрин Денев на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha – Febiofest
Катрин Денев на кинофестивале «Фебиофест» / Фото: MFF Praha – Febiofest

— Французское кино прошло много периодов за то время, что вы работаете. Было бы интересно узнать, какой из них вы считаете самым успешным для французской кинематографии и французских зрителей.

— Я не могу сказать, было ли кино лучше, например, 30 лет назад в Европе, во Франции. Все шло вперед: и кино, и люди. Фильмы — это рефлексия на нашу жизнь. Что касается времени, это в первую очередь технический прогресс. Сейчас много людей с меньшим количеством денег делают фильмы. Это интересно, потому что кино — очень дорогая вещь.

— Вы сотрудничали с целым рядом выдающихся режиссеров, актеров, актрис. Как вам работалось с вашей дочерью Кьярой?

— Когда я работала со своей дочерью Кьярой Мастроянни, сначала было немного странно. Очень непривычно говорить человеку, которого ты хорошо знаешь, слова, прописанные в сценарии. Но под конец съемок все уже было иначе. Мы чувствовали себя как на празднике, были подготовлены к друг другу. Совсем недавно мы вместе посмотрели этот фильм. Это работа очень хорошего режиссера Жюли Бертучелли, которая еще не вышла официально.

Кьяра Мастроянни, Катрин Денев и Шарлотта Генсбур в фильме «Три сердца» (2014)  /Фото:Thierry Valletoux / Wild Bunch Distribution
Кьяра Мастроянни, Катрин Денев и Шарлотта Генсбур в фильме «Три сердца» (2014) / Фото:Thierry Valletoux / Wild Bunch Distribution

— Вы снялись более чем в сотне фильмов. Вы модель, актриса, продюсер, лицо мировых компаний. Почему вы до сих пор не написали мемуары? Было бы интересно узнать о вашей жизни больше.

— Нет, я не хочу писать мемуары. Не думаю, что людям интересна моя жизнь актрисы, моя работа. Их, скорее, интересует моя личная жизнь. Для некоторых людей это нормально, для меня же — слишком лично. И писать о людях, которых я встречала, которых любила, мне чуждо.
 

Обложка: Катрин Денев на кинофестивале «Фебиофест» / MFF Praha – Febiofest

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 7452
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4918
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4044
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2953
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее