Берем Canon на тест
И снова «Класс цветокоррекции» посвящен оптимизации рабочих процессов. Из нового урока колориста и моушн-дизайнера Олега Шарабанова мы поймем, зачем Американская киноакадемия выпустила бесплатную и открытую систему ACES, как ее используют и почему она важна.
 
Видеоурок 4. «Система ACES: стандарт цифрового производства» в рамках проекта «Берем Canon на тест»

Когда съемка и прокат велись на пленке, у всех процессов были свои стандарты. В начале 2000-х годов начался плавный переход на цифровые технологии: снимали все еще на пленку, но проявленные негативы сканировались и подвергались цифровой обработке. В цифре исправляли технические недостатки, проводили цветокоррекцию и создавали визуальные эффекты. Этот называлось цифровым промежуточным процессом (digital intermediate) и относительно него в индустрии не было четких стандартов.

После этого шла печать на пленку. Архивная копия также сдавалась на ней. Сегодня же съемка ведется в цифровом виде (стандарты отсутствуют), визуальные эффекты и цветокоррекция также в цифровом виде (стандарты отсутствуют), для проката используется DCP (стандартизирован), стандарта для архивных копий нет.
 

Что такое ACES и зачем она нужна


Вопросом стандартизации цифрового кинопроизводства с 2004 года начала заниматься американская киноакадемия и через 10 лет, в 2014 году, она выпустила систему кодирования цвета ACES (Academy Color Encoding System — система кодирования цвета Академии). ACES — это бесплатная, открытая, независимая от устройств система управления цветом и обмена изображениями, которая в том числе позволяет создавать архивные копии для долгосрочного хранения. При этом ACES — это не программа, которую можно скачать, не рабочий процесс и не отдельная трансформация цвета (стилистическая или техническая).

ACES — это набор технических спецификаций для кодирования и трансформации цвета, метаданных, архивных копий материалов, хранения архивных копий с метаданными, а также инструменты для разработчиков. Эта система создана, чтобы хранить все данные цифровых изображений в одном математическом пространстве и избежать множественных трансформаций цвета при передаче материала из одного департамента в другой. Также она нужна, чтобы создавать архивные мастер-версии с высоким динамическим диапазоном и цветовым охватом с расчетом на будущие устройства.

Цветовые охваты
Цветовые охваты

В этой статье мы рассмотрим один из самых простых методов построения рабочего процесса ACES.
 

Компоненты системы


Общий рабочий процесс ACESОбщий рабочий процесс ACES

Основные компоненты для трансформации цвета в ACES написаны на языке CTL (Color Transform Language).

IDT — Input Device Transform (в актуальной версии — Input Transform). Преобразование цвета из исходного материала (например, с камеры) в цветовое пространство ACES. Текущая идеология ACES предусматривает, что IDT делает производитель камеры (или другого устройства) по гайдлайнам и метрикам, предоставленным Академией. Далее производитель отправляет созданный IDT и он добавляется в ACES. Таким образом, с помощью IDT происходит преобразование цвета и яркости в линейный вид и фактически нивелируются собственные трансформации цвета камеры.

Все модификации цвета осуществляются внутри цветового пространства ACES.

LMT — Look Modification Transform. Визуальная трансформация. По сути, это трансформация вида ACES-ACES, основной целью которой является изменение визуальных характеристик изображения. К примеру, это могут быть значения, полученные через ASC CDL с площадки, эмуляция печати на пленку или другая творческая коррекция.

RRT — Reference Rendering Transform. Трансформация цвета из внутреннего пространства (scene-referred — цифровые показания сцены, полученные сенсором камеры, без обработки камерой) в пространство дисплея (display-referred — значения подготовленные для отображения на экране). Эта трансформация выдает значения цвета, схожие с пленочным изображением с S-образной гамма-кривой. Изображение на этом этапе имеет большой цветовой охват и динамический диапазон. RRT позволяет осуществить вывод изображений на любое устройство, даже те, которых не существует. По сути, RRT — это подготовка изображения к выводу.

Скриншот из видео
Скриншот из видео 

ODT — Output Device Transform (в актуальной версии — Output Transform). Трансформация для выходного устройства. Задача этого модуля — конверсия полученных значений широкого охвата и динамического диапазона от RRT в профиль конкретного устройства. ODT также создаются производителями устройств. К примеру, это могут быть трансформации в rec. 709, DCI-P3, rec.2020 и т.д.

Кроме этого, в ACES еще есть компоненты APD и ADX для работы с пленкой.

Комбинация ODT и RRT часто называется ACES Viewing Transform. Проводя аналогию с классическим рабочим процессом, можно сказать, что они выполняют роль Output LUT. Если вам приходит файл в пространстве ACES, вам обязательно понадобится ACES Viewing Transform, чтобы правильно отобразить его на дисплее.
 

Цветовые пространства ACES


Цветовые охваты AP0 и AP1
Цветовые охваты AP0 и AP1

SMPTE ST 2065-1 — ACES, стандартизированный обществом инженеров кино и телевидения. Это полная линейная версия ACES с охватом больше человеческого глаза и набором primaries (точки красного, зеленого и синего) AP0. Цифровые данные в ACES 2065 записываются в формате OpenEXR в виде секвенции кадров. Этот стандарт используется для архивных копий и передачи материала между департаментами, но, поскольку оперировать данными, существенно выходящими за рамки возможностей камер и человеческих глаз неудобно с точки зрения инструментов, для внутренней работы с цветом предусмотрены несколько разновидностей ACES с охватом AP1.

Логарифмическая гамма ACEScc, ACEScct и LogC
Логарифмическая гамма ACEScc, ACEScct и LogC

ACEScc (ACES color correction space) предназначен для цветокоррекции. Работа в ACEScc будет схожа с работой над логарифмическим материалом с точки зрения отклика инструментов.

ACEScct (ACES color correction space with toe) по сути, такой же, как ACEScc, но у него есть изгиб в нижней части кривой, благодаря которому материал ведет себя ближе к логарифмическим пленочным сканам, а операция Lift в этом случае позволяет добиться появления небольшого уровня вуали. ACEScct был добавлен в версии 1.0.3 по просьбе колористов. Хочу предупредить, что ACEScct не совместим с ACESproxy, и, если вы используете на площадке пре-грейд через CDL в ACESproxy, вы не сможете перенести эти результаты в ACEScct. В этом случае вам нужно будет воспользоваться обычным ACEScc.

ACEScg (ACES computer graphics space) — это пространство с охватом AP1 и линейной гаммой, предназначенное для работы с CG/VFX.

ACESproxy (ACES proxy color space) — пространство с охватом AP1, 10- или 12-битным цветом, которое работает в целочисленном типе данных (integer). Используется исключительно для передачи материала между устройствами, которые не работают с floating-point материалами: SDI-кабели, мониторы и так далее. ACESproxy не предназначен для хранения. Основная сфера применения его применения — работа на площадке.
 

Основные преимущества рабочего процесса с использованием ACES


1. Унификация цифрового материала с разных носителей. При использовании официальных IDT происходит трансформация материала в линейное пространство, таким образом внутренняя обработка изображения камерой нивелируется. Это не означает, что изображения с разных камер будут выглядеть одинаково, но сводить материал будет проще.

2. Оптимизация процесса работы с CG/VFX. CG-департамент обычно работает в цветовом пространстве с линейной гаммой. В случае использования ACES весь рабочий процесс осуществляется в рамках одной системы управления цветом, что сохраняет визуальные и технические качества материала от начала до конца.

3. Материалы для архивных копий обладают широким динамическим диапазоном и цветовым охватом, что делает их пригодными для использования как на текущих устройствах с HDR и большим охватом, так и на будущих устройствах, которые еще не были созданы.

Компания Canon — это партнер ACES. Камеры Canon Cinema EOS C700, C300 Mark II и C200, а также мониторы DP-V2420 и DP-V2410 работают с этой системой. К примеру, Canon Cinema RAW Development поддерживает экспорт материала из Cinema RAW Light в OpenEXR спецификации ACES, что обеспечивает полностью совместимый Workflow в дальнейшем.

В видео к этой статье я рассказываю, как настроить проект ACES в DaVinci Resolve.
 

Обложка: Ash Edmonds

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2575
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 2008
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1664
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1547
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1473
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1323
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее