Берем Canon на тест

В очередном уроке в рамках «Класса цветокоррекции» речь пойдет о так называемом workflow, или рабочем процессе. Видеоролик и сопровождающая его статья познакомят вас с базовыми принципами организации работы с цветом, а также дадут несколько советов, как их осуществить на практике. 
 
Видеоурок 3. «Организация рабочего процесса цветокоррекции» в рамках проекта «Берем Canon на тест»

Линейка камер Canon Cinema EOS позволяет работать в различных форматах: от XFAVC до RAW. При этом RAW-формат наиболее гибок с точки зрения постобработки. Его основные недостатки — большой размер файлов и высокие требования к вычислительным ресурсам рабочей станции по части процессора и видеокарты. Работа с избыточным объемом информации RAW-формата нужна только на этапах цветокоррекции и графики, а в монтажных приложениях, наоборот, лучше использовать более легкие форматы для скорости и отзывчивости. Чаще всего для монтажа из RAW-файлов создаются так называемые прокси-файлы (англ. proxy — промежуточный). Соответственно, именно их используют на монтаже, а на стадии цветокоррекции происходит конформ, то есть импорт монтажного проекта и подстановка оригинальных (либо некомпрессированных) файлов.

Чтобы весь процесс конформа прошел правильно, необходимо соблюдение нескольких условий:

1. Имена файлов RAW и прокси должны совпадать

Это один из наиболее критичных моментов, ведь монтажный проект представляет собой ссылки на файлы. Если имена файлов окажутся разными, то в этом случае пересобирать проект придется руками, а это выльется в существенную потерю времени.

2. RAW и прокси-файлы должны иметь одинаковые таймкоды 

Кроме имен файлов, секвенция в EDL или XML будет содержать как минимум точки входа/выхода (in/out) каждого монтажного клипа. Чаще всего камеры, на которых не подается специальный таймкод, пишут туда текущее время.

3. Reel Name в метаданных

Изначально термином Reel Name обозначался номер бобины с пленкой, но поскольку индустрия перешла на цифровые технологии, то теперь это номер карты памяти или другого носителя информации. Reel Name нужен, чтобы из двух одинаковых файлов (к примеру, с именем A001.CRM) программа могла найти правильные клипы.
 

Базовые этапы работы


Обычно в базовом виде рабочий процесс выглядит следующим образом.

Создается несколько копий (минимум две) снятого материала. Здесь следует запомнить одно простое правило: никогда не делайте одну копию материала из другой. Все копии нужно создавать с оригинального носителя. Иначе при возникновении ошибок вы рискуете скопировать поврежденный материал. В DaVinci копирование файлов с отчетом в виде списка с суммами ms5 можно сделать с помощью инструмента Clone Tool.

Одна из копий отправляется на копирование в архив. Другая будет использоваться для создания прокси-файлов. Материал импортируется в DaVinci и при необходимости там создают так называемый One Light Correction — когда в одной операции коррекции исправляются критичные недостатки изображения. Если материал идет с логарифмической гаммой (а именно так в DaVinci будут отображаться RAW-файлы, снятые на Cinema EOS С200), то на него применяется LUT для правильного отображения в пространстве rec.709 с соответствующей гаммой. В прокси-файлы также очень желательно с помощью функции Burn in добавить имя файла и исходный таймкод, чтобы при возникновении проблем на стадии конформа быстро можно было найти исходный файл и нужную позицию по таймкоду.

Скриншот из видео
Скриншот из видео

Прокси-файлы отправляются монтажеру. По факту завершения и утверждения монтажа он предоставляет для цветокоррекции референсный рендер из монтажного приложения в сжатом формате (например, h.264), монтажный проект в формате AAF/EDL/XML, а также необходимые заметки о переходах, эффектах и ретайминге. Наиболее гибкие форматы — xml (Adobe Premiere, Final Cut Pro 7, Final Cut Pro X) и AAF (Avid Media Composer). Они описывают монтаж с дорожками, ретаймингами, а также основными эффектами переходов, например, Cross Dissolve (наплыв) или Dip to Color. Кроме этого, форматы AAF и XML могут работать с исходниками, у которых разная частота кадров в секунду.

Формат EDL более простой, поскольку фактически это — монтажный лист, в котором возможна передача только одной дорожки аудио или видео с материалами с одной частотой кадров. Если в проекте содержатся материалы с разной частотой кадров, то для каждого их типа создается отдельная дорожка и отдельный EDL-файл.

Скриншот из видео
Скриншот из видео

Получив файл проекта и референс, колорист делает конформ, где он сравнивает референсный файл и проект с прилинкованными исходниками. При необходимости он проводит дополнительную коррекцию трансформации кадров. Далее происходит сам процесс цветокоррекции и вывод финального материала. Он может осуществляться либо в виде одного клипа, если это мастер, либо в качестве отдельных файлов и монтажного проекта. Во втором случае также рекомендуется выставить небольшие захлесты по краям склеек (handles) для возможности наложения эффектов перехода в монтажном приложении.
 

Практическое воплощение


Давайте рассмотрим несколько способов организации рабочего процесса на примере камеры Canon Cinema EOS C200. Она записывает RAW-материал с битностью 10 бит в формате 4K 50p/59.94p, 12 бит с битрейтом 1 Гбит/с в формате 4K 23.98p/24p/25p/29.97p, а также сжатый материал MPEG4 AVC/H.264 в разрешениях 3840×2160 / 1920×1080 8 бит 4:20 и битрейтами 150 Мбит/с и 35 Мбит/с. С точки зрения практического применения, RAW-формат будет актуален для больших проектов с серьезной постобработкой, к примеру, кино или рекламы. Если же в вашей работе важна оперативность и количество материала, например, при съемке событий или документальных сюжетов, то вам больше подойдет сжатый материал, тем более, что существенных отличий с визуальной точки зрения между RAW и сжатым материалом практически нет — они будут видны только вооруженным глазом при серьезной обработке.

1. Двойная запись

1. Двойная запись

Камера Canon Cinema EOS C200 умеет одновременно производить запись на два носителя: RAW на карту CFast и сжатый MP4-материал на карту памяти SD. На текущий момент имена файлов RAW и прокси отличаются.

Чтобы их переименовать, рекомендую пользоваться функцией Batch Rename в MacOS X. В этом случае прокси-файлы MP4 можно отправлять монтажеру, который затем пришлет вам монтажный проект и референсный файл.

2. Использование приложения Canon Cinema RAW Development

Использование приложения Canon Cinema RAW Development

В этом случае процесс будет происходить в два этапа. На первом из Cinema RAW Development генерируются intermediate-файлы, а уже из них в DaVinci Resolve — прокси-файлы для монтажа. На этапе цветокоррекции будут нужны именно intermediate-файлы.

Приложение позволяет вам открывать RAW-файлы, делать все необходимые коррекции и экспортировать файлы в DPX (10 или 16 бит), а также OpenEXR (ACES 1.0). Если вы работаете на MacOS X, будет доступна еще одна опция: Apple ProRes 4444.

Выбор формата экспорта зависит от вашего рабочего процесса. Стандартом для индустрии долгое время был формат DPX 10 бит с логарифмической гаммой. Если вы будете использовать ACES Workflow (об нем будет наша следующая статья), то выбирайте OpenEXR. Последние пару лет в рекламном продакшне стал популярен формат Apple ProRes 4444 из-за относительно компактного по сравнению с DPX размера файлов и удобства пересылки материалов. Для максимального охвата с точки зрения яркости и цвета я рекомендую экспортировать intermediate-материалы в Cinema Gamut с гаммой Canon Log 2. Генерацию прокси-файлов будет удобно сделать в DaVinci Resolve.

3. Классический Workflow в DaVinci Resolve

Классический Workflow в DaVinci Resolve

Обычный для всех камер подход: вы импортируете RAW-файлы в Resolve, где делаете коррекцию при необходимости, накладываете LUT для перевода в rec.709 и экспортируете прокси-файлы для монтажа c «прожигом» (burn-in) таймкодов и имен файлов. Отмечу, что на текущий момент Resolve открывает файлы Canon Cinema RAW Light с логарифмической гаммой по умолчанию, но не обладает возможностью настройки параметров проявки.

4. Полный производственный процесс в DaVinci Resolve

Полный производственный процесс в DaVinci Resolve

Если вы планируете использовать DaVinci Resolve для монтажа и цветокоррекции, то вы экономите время сразу на двух этапах: генерации прокси-файлов и конформа. Для этого я рекомендую использовать опцию Generate Optimized Media. Заранее установите в настройках генерацию 10- битных прокси-материалов: запаса данных в них хватит и для монтажа и для большинства задач цветокоррекции. В случае, когда вам потребуется доступ к RAW-файлам, вы всегда сможете отключить опцию Use Optimized Media

Практические примеры этих видов рабочих процессов можно посмотреть в видео.
 

Обложка: Guillaume de Germain
 

Комментарии

Комментариев: 1
Комментарий удален

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 9261
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4985
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4144
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2997
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее