Обзоры

Размер имеет значение: 10 режиссеров с самыми большими фильмографиями

Пока одни годами находятся в запуске, другие в год снимают по пять, а то и десять картин. Вспоминаем режиссеров-стахановцев, фильмографии которых подавляют своей обширностью. О ком-то вы, вероятно, услышите впервые


Мы учитывали только полнометражные фильмы, поэтому в списке нет режиссеров раннего немого кино, вроде братьев Люмьер, Жоржа Мельеса, Дэвида Уорка Гриффита и других. Их фильмографии насчитывают сотни наименований, но по хронометражу большинство картин сегодня считаются короткометражными. То же касается мастеров авангардного кино, таких как Энди Уорхол или Стэн Брэкидж.  

 

01. Джон Форд


Количество фильмов: 120

Джон Форд на съемках фильма «Два всадника» (1961) / Фото: Columbia Pictures
Джон Форд на съемках фильма «Два всадника» (1961) / Фото: Columbia Pictures

Джон Форд — это такой эталон режиссера (Жан-Люк Годар так и называет его — «абсолютный режиссер»). Он работал с жесткой дисциплиной, позволявшей делать по шесть фильмов в год, десятилетиями сотрудничал с почти неизменной группой и актерским составом, снимал в аскетичной манере примерно в одних и тех же узнаваемых локациях, но при этом постоянно находил новые грани сквозных вечных тем. Мало кто из режиссеров внес больших вклад в формирование национальной американской культуры, чем Джон Форд, потому что львиная доля его гигантской фильмографии — это вестерны, то есть экранизация ключевого для США мифа. Причем интересно, что Форд прошел путь от немого вестерна 10-20-х через классический образец жанра 30-50-х к «антивестерну» 60-х. Краеугольными картинами режиссера можно назвать «Дилижанс», «Искателей», «Человека, который застрелили Либерти Вэланса», а также экранизацию Джона Стейнбека «Гроздья гнева». 


02. Майкл Кертиц


Количество фильмов: 173

Майкл Кертиц  на съемках фильма «Женщина из Монте-Карло» (1932) / Фото: Bert Longworth / Warner Bros. 
Майкл Кертиц на съемках фильма «Женщина из Монте-Карло» (1932) / Фото: Bert Longworth / Warner Bros.

Рекордсменом по обширности фильмографии, — более ста семидесяти фильмов, — среди голливудских постановщиков, судя по всему, является Майкл Кертиц. Тот самый, что сделал «Касабланку» (и за нее же получил свой единственный «Оскар»). Уроженец Будапешта, он снял первый полнометражный венгерский фильм. В дальнейшем он работал в Венгрии и Германии и стал одним из крупнейших режиссеров Европы. К моменту эмиграции в США в 1926 году его фильмография уже насчитывала больше шестидесяти картин. В Голливуде Кертиц работал во всех жанрах, включая нуар, вестерн, комедию и даже мюзиклы. После успеха «Касабланки» режиссер оставался среди топовых постановщиков Голливуда и продолжал снимать по три картины в год. Среди игравших у него актеров — герои самых разных эпох: от Джеймса Кэгни и Хамфри Богарта до Кирка Дугласа и Элвиса Прэсли. 
 

03. Яков Протазанов


Количество фильмов: 62
 
Фильм «Пиковая дама» (1916)

Среди отечественных режиссеров особой плодовитостью отличался Яков Протазанов, режиссер довольно любопытной творческой судьбы. Дело в том, что в его обширной фильмографии можно выделить как минимум три разных периода. Протазанов работал в дореволюционном кино, эмигрировал и снял несколько картин во Франции и в Германии, а затем вернулся в СССР и стал одним из ведущих комедиографов и вообще авторов «народного» кино, оппозиционного элитарному авангарду. Первый и последний период отмечены важными для нашего кино картинами. «Пиковая дама» и «Отец Сергий» — яркие образцы российского кино до революции, а кроме того в них сыграл свои лучшие роли Иван Мозжухин. «Аэлита» стала одной из первых отечественных фантастических лент, а «Бесприданница» — эталоном экранизации литературной классики. Именно его картины принесли славу целому ряду советских актеров: Игорю Ильинскому, Вере Марецкой, Николаю Баталову. 
 

04. Альфред Хичкок


Количество фильмов: 57

Альфред Хичкок на съемках фильма «Птицы» (1963) / Фото: Universal Pictures
Альфред Хичкок на съемках фильма «Птицы» (1963) / Фото: Universal Pictures

Если имя Джона Форда ассоциируется с жанром, то имя Альфреда Хичкока — с приемом. Почти во всех своих работах режиссер щедро использовал технику саспенса, нагнетания напряжения и тревоги. Основные жанры, в которых работал Хичкок — это триллер, ужасы и детектив, то есть форматы, в которых саспенс особенно уместен. Режиссер отличался педантизмом и умением работать быстро (причем в разных системах производства: британской, а затем голливудской), что не отменяло тяги к экспериментам. Например, в «Веревке» он сделал попытку имитировать однокадровый фильм, а действие «Окна во двор» поместил, по сути, в одну комнату. Полвека работы режиссера в кино можно разбить на несколько периодов. Расцвет, как принято считать, пришелся на середину 50-х – середину 60-х, когда Хичкок подряд снял такую классику, как «Головокружение», «На север через северо-запад», «Психо», «Птицы» и «Марни». Надо ли говорить, что если не вся фильмография Хичкока, то уж эти фильмы точно must-see.


05. Кэндзи Мидзогути


Количество фильмов: 72

Кэндзи Мидзогути на съемках фильма «Гейша» (1953) / Фото: Daiei Film
Кэндзи Мидзогути на съемках фильма «Гейша» (1953) / Фото: Daiei Film

Фильмография одного из столпов японского кино Кэндзи Мидзогути насчитывает более семидесяти картин. Их характерная черта — аскетичная и в то же время живописная манера съемки (техника «план-эпизод») и сюжеты вокруг социальных проблем или фольклорных мотивов. Мидзогути, как это часто бывает, недооценивали на родине, однако он получал призы Венецианского кинофестиваля, был любимым режиссером представителей французской «новой волны», а о его влиянии на свое творчество говорили Орсон Уэллс, Андрей Тарковский и Мартин Скорсезе. 
 

06. Ингмар Бергман


Количество фильмов: 62

Ингмар Бергман (слева) и Виктор Шёстрём во время съёмок фильма «Земляничная поляна» (1958) / Фото: Ake Blomquist / SvD
Ингмар Бергман (слева) и Виктор Шёстрём во время съёмок фильма «Земляничная поляна» (1958) / Фото: Ake Blomquist / SvD

Ингмар Бергман всю жизнь совмещал работу в театре и кино и на обоих творческих фронтах был одинаково продуктивен. В кино он начал с постановки небольших жанровых картин, а после десятилетия такого опыта и благодаря кассовому успеху смог перейти к авторскому формату. Перелом обозначила «Седьмая печать», сделанная в сжатые сроки и на скудные средства, но перевернувшая мировой кинематограф. Из последующих работ едва ли не каждая становилась знаковой и увеличивала армию синефилов-мизантропов, любящих рассуждать о бренности жизни и страхе смерти. Вуди Аллен один из таких.  
 

07. Жан-Люк Годар


Количество фильмов: 73

Жан-Люк Годар на съмках фильма «Ария» (1987) / Фото: Diane Miller/Jonathan Lenard / Lightyear Entertainment LP
Жан-Люк Годар на съмках фильма «Ария» (1987) / Фото: Diane Miller/Jonathan Lenard / Lightyear Entertainment LP


Жан-Люк Годар удивляет не только обширностью своей фильмографии, но и тем, что вот уже шестьдесят лет находится в авангарде мирового кинопроцесса. Он начал французскую «новую волну», перевернув традиционные нормы киноязыка, а несколько лет назад подтвердил свой статус новатора смелым и мало кем понятым экспериментом с 3D в «Прощай, речь». В последние годы Годар, конечно, радует своим творчеством не часто, но, например, в 60-е он был неудержим, и порой снимал по пять картин в год. В каком-то смысле такая скорость была частью идеологии «новой волны» — мобильная техника и активная социальная позиция подталкивали к динамичному творчеству.


08. Хесус Франко


Количество фильмов: 186


Хесус Франко в фильме «Голые марионетки в подполье» (1975) / Фото: Erwin C. Dietrich


Хесус Франко, пожалуй,  самый эксцентричный (и самый-самый плодовитый) кинематографист в нашем топе. В его фильмографии почти две сотни картин, объединенных низким бюджетом, трэшовыми сюжетам и и обилием секса и насилия. Обходя цензурные ограничения, Франко снимал по всему миру и часто под псевдонимом. В основном он обращался к расхожим мотивам эксплуатационного кино: вампиры, каннибалы, нацисты, монахини, мазохисты, женские тюрьмы и прочая жесть для особо тонких ценителей. Порой каким-то образом в эти истории заносило даже звезд, вроде Марии Шелл и Клауса Кински. 


09. Рауль Руис


Количество фильмов: 77

Рауль Руис на съемках фильма «Лиссабонские тайны» (2010) / Фото: Clap Filmes
Рауль Руис на съемках фильма «Лиссабонские тайны» (2010) / Фото: Clap Filmes

Чилиец Рауль Руис, значительную часть жизни снимавший во Франции, особенно преуспел в экранизации снов. Во всяком случае, сюжеты большинства его картин подчиняются именно сюрреалистической логике и, словами Андрея Плахова, «основаны на принципе множественности интерпретаций». Эта черта сохранилась даже несмотря на появление с 90-х годов больших бюджетов и звездных имен, вроде Марчелло Мастроянни, Катрин Денев и Джона Малковича.   


10. Такаси Миике


Количество фильмов: 94

Такаси Миике на съемках фильма «Невероятные приключения ДжоДжо» / Фото: Warner Bros.

Из активно работающих современных режиссеров выделим японского ударника кинематографического труда Такаси Миике. Он взялся за режиссуру в начале 90-х, в отдельные годы снимал по семь-восемь картин, и к данному моменту его фильмография насчитывает около ста работ. При этом удивительна «всеядность» Миике — он снимает все: от романтических мюзиклов и японизированных вестернов до трэшовых хорроров и лютого арт-хауса с ярко выраженным азиатским колоритом. Образец последнего как раз и принес режиссеру мировую славу. Речь о «Кинопробе», способной удивить даже основательных любителей жести изощренными сценами пыток. Впрочем, знатоки творчества Миике утверждают, что есть в его фильмографиии работы и пострашнее.  
Обложка: Джон Форд / Warner Bros.
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 9261
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4985
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4144
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2997
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее