Обзоры

12 женщин-режиссеров, изменивших мировое кино

Поздравляем наших читательниц с 8 марта и рассказываем о важных женщинах-режиссерах, без которых ландшафт мирового кино был бы совсем иным

  • 8 марта 2018
  • 2714
Павел Орлов

01. Алис Ги-Блаше

 
Фильм «Капустная фея, или Рождение детей» (1900)

Первопроходцем в кинорежиссуре среди женщин считается француженка Алис Ги-Блаше. Дебютную ленту, «Капустная фея», она сняла вскоре после появления кинематографа в 1896 году. Картина считается не только первым фильмом, снятым женщиной, но и первым фильмом с нарративной структурой (Люмьеры до этого дошли лишь спустя месяц-два). За следующие четверть века работы в кино Ги-Блаше сняла более четырехсот картин, двадцать две из которых полнометражные. Также она стала первой женщиной, основавшей собственную кинокомпанию — Solax Studios. Ги-Блаше сделала значительный вклад в раннее развитие киноязыка, а ее влияние на свое творчество отмечал сам Альфред Хичкок. 
 

02. Лоис Вебер

 
Фильм «Саспенс» (1913)

Лоис Вебер историки кино считают «самой важной женщиной-режиссером, которую знала американская киноиндустрия» и ставят ее в один ряд с великим Дэвидом Уорком Гриффитом. В числе заслуг, позволяющих давать столь громкие характеристики: первое использование сегментированного экрана в фильме 1913 года «Саспенс»; первая полностью обнаженная актриса в кадре в фильме «Лицемеры» 1915 года; первый американский полный метр, снятый женщиной, — «Венецианский купец» 1914 года. В 1917 году Вебер первой из женщин в США основала собственную киностудию, а вскоре ее картины стали едва ли не самыми прибыльными в национальном прокате. Как и Гриффит, Вебер уделяла большое внимание всем аспектам своего фильма, благодаря чему ее считают одним из первых режиссеров-авторов. Кроме того, Вебер была грозой цензоров и разного рода моралистов, а в своих картинах часто поднимала злободневные и провокационные темы. Например, она одной из первых в кино затронула проблему абортов.

 

03. Эсфирь Шуб

 
Фильм «Падение династии Романовых» (1927)

Одной из немногих женщин, внесших заметный вклад в развитие революционного киноавангарда 1920-х годов, была Эсфирь Шуб. Она начинала с того, что перемонтировала иностранные фильмы для советского проката (практика, позволявшая серьезно менять изначальный замысел). Подобный опыт пригодился в работе над собственными картинами. Шуб стояла у истоков монтажного кино, когда фильм монтируется из чужого материала. Первой (и самой известной в фильмографии режиссера) такой работой стало «Падение династии Романовых». Используя только дореволюционную хронику, автор показала причины, приведшие к трагическим событиям октября 1917 года. Открытия Шуб оказали большое влияние на дальнейшее развитие документалистики.
 

04. Лени Рифеншталь

 
Фрагмент из фильма «Олимпия» (1938)

Лени Рифеншталь до сих пор остается одной из наиболее спорных фигур в истории мирового кино. Ведь мало кто внес больший вклад в популяризацию и эстетизацию нацизма, чем она. Тем не менее невозможно отрицать открытия Рифеншталь в области средств киновыразительности. Она обнаружила новые возможности движущейся камеры, воздушной съемки, многокамерной съемки, длиннофокусной оптики, ракурсов и крупного плана. Созданные ею образы вдохновляли не только нацистов, но и, например, Джорджа Лукаса и студию Disney.
 

05. Майя Дерен

 
Фильм «Послеполуденные сети» (1943)

Майя Дерен — одна из определяющих фигур авангардного и андеграундного кино. Кроме того, ее фильмы можно считать образцами сюрреализма в кинематографе. Дерен сделала десяток короткометражных работ (самая известная — «Полуденные сети» 1943 года), отличающихся программным отсутствием сюжета и самодостаточностью поэтического визуального ряда, призванного погрузить зрителя в состояние гипнотической завороженности и транса. В общем, не зря о значении Дерен для себя говорит Дэвид Линч.
 

06. Аньес Варда

 
Фрагмент фильма «Пуэнт-Курт» (1955)

За Аньес Варда закрепилось звание «бабушки французской новой волны» (что ее саму, правда, раздражает), а ее картину 1955 года «Пуэнт-Курт» часто считают первой ласточкой всего направления. И действительно многие революционные находки Годара или Трюффо можно обнаружить в дебюте Варда. Режиссер продолжает снимать и сегодня, но самой известной ее работой остается «Клео от 5 до 7», где тоже был проведен любопытный эксперимент — полтора часа действия картины разворачиваются как бы в реальном времени.
 

07. Вера Хитилова

 
Фрагмент фильма «Маргаритки» (1966)

Еще один авангардист и лидер другого важного движения в европейском кино, чехословацкой новой волны, — Вера Хитилова. В рамках довольно консервативного кинематографа стран соцблока режиссер осмеливалась использовать элементы синема верите, сюрреализма и других страшных для цензоров вещей. Характерный пример творческого стиля Хитиловой — «Маргаритки» 1966 года, черная комедия о греховной стороне женской природы, ставшая одним из важных фильмов феминистского кино.
 

08. Лариса Шепитько

 
Фрагмент фильма «Восхождение» (1976)

Среди советских женщин-режиссеров, пожалуй, самое больше признание в мире получила Лариса Шепитько. Из-за ранней трагической гибели ее фильмография включает всего четыре полнометражных картины. Самая известная — военная драма «Восхождение», шокировавшая современников довольно жестоким отражением военных реалий и мощной христианской образностью. В 1977 году работа стала первой (из двух) отечественных картин, удостоившихся «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.
 

09. Шанталь Акерман

 
Фрагмент фильма  «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (1975)

Без Шанталь Акерман авторский кинематограф наверняка был бы другим. Во всяком случае такие режиссеры, как Михаель Ханеке, Гас Ван Сент и Салли Поттер говорят о прямом влиянии ее фильмов на свое творчество. Признание Акерман получила благодаря картине 1975 года «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», где автор утвердила радикальный и новаторский киноязык. Повседневный быт героини, проститутки, автор фиксировала в аскетичной, монотонной манере. Кроме того, вопреки возражениям самой Акерман, «Жанна Дильман» считается еще одним ключевым произведением феминистского кинематографа.
 

10. Джейн Кэмпион

 
Фрагмент из фильма «Пианино» (1993)

Джейн Кэмпион — не только второй после Питера Джексона крупнейший представитель экзотического новозеландского кинематографа, но и единственная женщина, покорившая Каннский кинофестиваль. «Золотую пальмовую ветвь» она получила в 1993 году за изящную историческую мелодраму «Пианино». Вообще кинематограф Кэмпион выделяется особым лирическим поэтизмом, так что если у вас романтическое настроение, то вам к ее фильмографии.


11. Кэтрин Бигелоу

 
Фрагмент из фильма «На гребне волны» (1991)

Одна из немногих женщин, работающих с большими бюджетами, масштабным действием и при этом серьезным драматическим форматом в современном Голливуде — это Кэтрин Бигелоу. Ее фильмография, полагаем, хорошо всем знакома: «На гребне волны», «Странные дни», «К-19», «Цель номер один». В 2010 году Бигелоу выпустила «Повелителя бури», после которого стала первой женщиной, выигравшей премии BAFTA и «Оскар» в режиссерской номинации.
 

12. Рид Морано

 
Трейлер сериала «Рассказ служанки» (2017)

Рид Морано — довольно редкий пример кинематографиста, сочетающего профессии режиссера и оператора. В 2000-е годы она зарекомендовала себя в качестве одного из ведущих операторов американского независимого кино. Причем ее работа в таких фильмах, как «Замерзшая река», «Третий акт» и «Убей своих любимых» оказалась столь впечатляющей, что уже в 2013 году она стала самым молодым членом Американского общества кинооператоров. Вскоре Морано дебютировала в режиссуре, и на сегодняшний момент ее самый громкий проект — сериал «Рассказ служанки», за который ее удостоили «Эмми» и награды Гильдии режиссеров Америки.
Обложка: Джейн Кэмпион на съемках сериала «Вершина озера» / See-Saw (TOTL) Holdings Pty Ltd


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6828
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 6701
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3386
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2853
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2803
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2498
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее