Практика

«Все деньги мира»: когда реплики в сценарии становятся важнее, чем действия

Триллер Ридли Скотта печально известен заменой Кевина Спейси на Кристофера Пламмера за несколько недель до выхода. Попытаемся понять, как простое, но правильное употребление определенных словоформ помогает в понимании характера персонажа актеру, а зрителю позволяет погрузиться в атмосферу

  • 7 марта
  • 3218
Какой-то сценарист

Что произошло и при чем тут сценарист?


В случае с фильмом Ридли Скотта перед сценаристом Дэвидом Скарпой стояла задача не просто создать, а троекратно воссоздать жуткий инцидент, произошедший в начале 70-х годов в Италии. Это, во-первых, максимально правдоподобный пересказ похищения 16-летнего внука миллиардера Пола Гетти III и мучительных переговоров о его выкупе за $17 млн. Во-вторых, это экранизация книги Джона Пирсона «Пол Гетти. Мучительные миллионы». И, наконец, это история с заменой Кевина Спейси на Кристофера Пламмера в роли самого богатого на тот момент человека в мире.
 
Трейлер фильма «Все деньги мира» (2017)

Нетрудно угадать, какой ад творился в головах съемочной группы, когда случился печально известный скандал с Кевином Спейси. Студия стояла перед выбором: похоронить картину или переснять, согласно данным издания THR, за девять дней сцены с участием персонажа Пола Гетти, но в исполнении уже другого актера. В России тоже, наверняка, у прокатчиков творился тихий кошмар, когда все уже знали о замене, но в кинотеатрах все еще шел трейлер с Кевином Спейси в сложном гриме.

Кадр из фильма «Все деньги мира» 2017 / Фото: Claudio Iannone / «Вольга»
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: Claudio Iannone / «Вольга»

Итак, вопрос: можно ли быстро, на сценарном уровне описать героев, используя только реплики: фразы, словоформы — или просто молчание?

Абигейл Харрис


Для начала давайте вспомним, что мы знаем об этом реальном человеке? Совсем немного: спортсменка, вышла замуж за Джона Пола Гетти-младшего в 1956 году и развелась спустя восемь лет, оставив с собой детей, одним из которых был Жан Пол Гетти III.

Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»

Когда Гетти исполнилось 16 лет, подростка похитили итальянские террористы. В это время Гейл, по сути, жила одна, в бедности, привыкла все делать сама. Для этого надо обладать определенной долей мужества и силой воли. Как это написать сценаристам, чтобы зритель сразу понял, что это за женщина, которая даже в минуты отчаяния не может вернуться в ненавистное ею семейство миллиардера Гетти? Просто и одновременно нелегко — с помощью молчания.

Кадр из фильма «Все деньги мира» 2017 / Фото: Fabio Lovino / «Вольга»
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: Fabio Lovino / «Вольга»

Мишель Уильямс, сыгравшую Гейл, большую часть фильма снимают крупно, чтобы было видно ее внутреннее состояние — она человек дела, а не слова. Когда она узнает, что ее сын похищен итальянскими бандитами, то не роняет ни слезинки, а думает, что нужно предпринять для спасения своего ребенка. По крайней мере до сюжетного поворота с отрезанным ухом на первом часу фильма. Тем более что такая актриса, как Уильямс, может сыграть все «лицом» лучше, чем словами.

Кадр из фильма «Все деньги мира» 2017 / Фото: Fabio Lovino / «Вольга»
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: Fabio Lovino / «Вольга»

То есть, оставаясь формально главным героем, она по большей части молчит. Если и говорит, то или делает заявления, или ведет переговоры с бандитами. Она тратит свои сбережения не на выкуп сына, а на тысячу газет, чтобы пронять черствого деда (это второй сюжетный поворот).

Флетчер Чейз


Мы подбираемся к самому интересному. Чейз — бывший цээрушник, теперь он помощник и консультант Гетти. Узнав о похищении внука его работодателя, он сначала занимает среднюю точку между самим миллиардером и Гейл, пытаясь сохранить нейтралитет и действуя не сердцем, а головой. Как это передать в сценарии? Глаголами.

Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»

Да, он много говорит глаголами настоящего или будущего времени (это применимо к переводу английского текста на современный русский литературный язык), не так красиво и витиевато, как многие другие люди его окружения. И это понятно. Чейз, которого сыграл Марк Уолберг, привык отдавать приказы или выполнять их.

Жан Пол Гетти


Теперь о самом интересном. Разумеется, главные герои в фильме не Гейл и не Чейз. Несмотря на то, что именно они изображены на официальном постере «Всех денег мира», несмотря на то, что большую часть фильма мы видим их, Жана Пола Гетти III в застенках или бандитов, все же в центре картины — сам миллиардер.

Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»

Как это работает на уровне сценария? Вот как в фильме «Все деньги мира» подается эпизод, когда к Гетти приходят его сын с женой и детьми. Их появление предваряет объявление лакея миллиардера: «Сэр, к вам гости!». Мы не видим самого Гетти, но короткая формальная фраза и слово «гости» говорит о взаимоотношениях миллиардера и его сына больше, чем последующий эпизод их встречи.

Гетти — это редкий персонаж, хуже которого разве что Эбинейзер Скрудж (и то, старик из «Рождественской песни» Диккенса в конце концов переходит с темной стороны на светлую, а вот «самый богатый человек в мире» Гетти так и не становится положительным героем).

Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»

Раз уж мы сегодня ведем речь, простите, о речи: то, как алчный магнат говорит, быстро раскрывает его личность. Он произносит «я» в одном предложении не меньше трех раз. Он говорит в основном глаголами в прошедшем времени, часто назидательно рассказывая о своем прошлом, или в повелительном наклонении («Скажи им, что меня нет», «Закрой дверь» и так далее).

Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: «Вольга»

Что интересно: впервые он начинает произносить фразы в настоящем времени, когда происходит первый сюжетный поворот с отрезанным ухом. Зрителя шокируют и его поступки, придуманные Дэвидом Скарпой: Гетти скорее приобретет картину за баснословные деньги, чем отдаст несколько миллионов долларов за выкуп своего внука. Журналисты спрашивают его, сколько он может отдать бандитам, а он отвечает коротко и ясно: «Нисколько».

Тут надо напомнить то, что творилось за кадром. Как мы уже все знаем, после скандала с харрасментом, когда Кевина Спейси обвинили во всех адских грехах, а на его роль поставили Кристофера Пламмера. И Гетти стал совсем другим. Сравните.
 
Сравнение кадров с Кевином Спейси и Кристофером Пламмером

Так, Гетти произносит фразы, которые могут стать легендарными: «Я написал книгу не „Как быть богатым“, а „Как стать богатым“» или «У меня 14 внуков. Если я заплачу выкуп, то у меня будет 14 похищенных внуков». Очень интересно, как это произнес Кевин Спейси, но, видимо, мы теперь этого не узнаем никогда.

Получается, что сценаристы самые важные люди в кино?


Нет, конечно (хотя смотря какое кино). Просто иногда правильно написанный сценарий помогает быстро разобраться в ситуации, раздать все карты и практически переснять фильм заново в невероятно сжатые сроки.

А ведь в 2015 году «Все деньги мира», написанный Дэвидом Скарпой, попал в так называемый «черный список сценариев». Зато сейчас канал FX запускает сериал-антологию «Доверие», где первым сюжетом станет история похищения Джона Пола Гетти III.

Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: Fabio Lovino / «Вольга»
Кадр из фильма «Все деньги мира» (2017) / Фото: Fabio Lovino / «Вольга»

В основе «Всех денег мира» — виртуозно написанная драматургия, которая является своего рода НЛП для кинозрителей. С одной стороны — молчащая, сильная женщина. С другой — много и долго бубнящий старик. Посередине — «гвоздик», стальной военный человек Чейз. Если не следить, как мы с вами, за структурной основой, то получится, что через несколько минут после начала фильма вы оказываетесь в нем с головой

Вот так, быстро и в срок, Ридли Скотт и Дэвид Скарпа сделали то, что другим вряд ли под силу: перетасовав за шесть недель важные сюжетные линии и пересняв, благодаря тщательному планированию и подготовкам, все сцены с Гетти всего за 9 дней. Правда, это стоило студии порядка $10 миллионов, но лучше уж так, чем заморозить такой важный проект навсегда.
Обложка: на съемках фильма «Все деньги мира» 2017 / Fabio Lovino / «Вольга»


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3965
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2273
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1916
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1906
Практика

Короткометражка без бюджета и команды: чего ждать

За последние несколько лет технологии развились достаточно сильно. Но позволят ли они самостоятельно снять короткометражный фильм? Режиссер и оператор Льюис МакГрегор решил ответить на этот вопрос

  • 15 сентября
  • 1701
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1680
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее