Репортаж

CSTB-2018: как создать и продвинуть тематический канал

Секция «Мастерство создания и развития тематического канала» 20-й выставки CSTB совместила теоретическую часть с реальными примерами из ТВ-практики. Вспоминаем, о чем говорили эксперты

  • 16 февраля
  • 694
Константин Миллер

На сегодняшний день для потокового вещания в Интернете лицензия не нужна. Но если вы хотите, чтобы ваш канал целевая аудитория смотрела по подписке, он должен стать средством массовой информации. Вы должны придумать название телеканала и зарегистрировать его под этим именем, получить лицензию и выйти в эфир, на спутник или в кабель. Прежде, чем создавать тематический телеканал, нужно ответить на 3 вопроса.
 
  • Что будем показывать?
  • Кому будем показывать?
  • Сколько это будет стоить и где брать деньги?

Если у вас нет собственного контента, то вряд ли имеет смысл делать новый канал — расходы, скорее всего, превысят доходы. Для собственного вещания нужно хотя бы два часа оригинального контента в день. Чем больше нового интересного, тем перспективнее увеличение зрительской аудитории.

Если вы решаетесь вещать сами, то вам необходим вещательный сервер с соответствующим программным обеспечением и широкополосным выходом в Интернет, а для надежности, лучше иметь два сервера. Учитывая их круглосуточное обслуживание, это весьма затратная вещь, которая имеет смысл только для работы с двумя или более каналами. Для вещания в Интернете проще воспользоваться услугой аутсорсинга.
 

Эфирное промо


Регина Юркина, генеральный директор «МедиаБренд»:Регина Юркина, генеральный директор «МедиаБренд»:

— У нас уже есть промослужба, но хотелось бы, чтобы она работала лучше. Нужно спросить себя: «Может быть, все не так уж и плохо?» Зачастую вы подсознательно копируете интересные приемы, которые делают другие телеканалы. Нужно понимать, чем наш канал отличается от других на схожую тематику. Судя по тому, что мы видим в эфире, часто себе на этот вопрос не может ответить никто. Мы привыкли работать в узком сегменте, мы о чем-то рассказываем, и этого достаточно.

Чего нужно избегать

Вот те противоречия, которые постоянно встречаются в нашей работе в нашей работе, которые нам навязывает наше руководство и мы сами:

1) «Наша целевая аудитория этого не поймет». Продолжайте, а что именно она поймет?

2) «Засуньте себе куда-нибудь ваш артхаус». Почему-то замечательные с точки зрения монтажа ролики в таком стиле руководство чаще всего воспринимает как нечто далекое от аудитории.

3) «Креативить мы будем в собственных аккаунтах». Под воздействием двух предыдущих пунктов люди, занимающиеся промо, считают, что продукт, который они делают, должен быть скучным и неинтересным.

4) «Нам некогда делать что-то классное — у нас конвейер» — эту позицию очень трудно побороть, но если заняться организацией нормального производства, то можно выстроить даже новости.

5) «Производитель знает лучше свой продукт, чем промо-служба». Некоторые каналы в целях экономии разрешают производящим для них компаниям приносить с собой еще и проморолики. Но люди, делающие контент, не понимают, как делать промо, это не их специализация. Ситуация с этим стала хуже — даже на многих федеральных каналах подобное практикуется.

Когда получается круто?

Важна соответствующая атмосфера в коллективе. Промо-служба — это команда, которая работает на передовой: мы защищаем лицо и имидж телеканала. Очень хорошо любить продукт, который ты продвигаешь. Качество регулярного промо отражает состояние всей команды телеканала.
 
Лучший проморолик специального эфирного события конкурса «МедиаБренд» — 2017

Просто садитесь и придумываете то, что способно удивить людей уже на уровне концепта. Чистая идея не требует специальных навыков, а каждый ролик должен чем-то удивлять.

Ролик цепляет в первые пять секунд. Если вы их упустили — никакая креативная идея в конце вас уже не спасет. Внимания большинства зрителей чаще всего привлекает звук, а потом уже картинка. Поэтому работа со звуком очень важна: часто бывают ситуации, когда мы можем убрать дикторский текст, при этом ролик ничего не потеряет, а только выиграет. Порой создается впечатление, что человек, который пишет сценарий, ставит своей целью свести молчание до минимума: звучит либо закадровый текст диктора, либо синхронный. Паузы, маленькие интонационные конструкции и воздух, которые дают человеку время подумать, часто в промороликах часто отсутствуют. На это нужно обращать внимание.

Регина Юркина, генеральный директор «МедиаБренд» /  Фото: Виктор Вытольский
Регина Юркина, генеральный директор «МедиаБренд» / Фото: Виктор Вытольский


Появились новые шаблоны: «когда — тогда», «когда — если», много вопросов. Это не плохо, если шаблон появился, значит, он работает. Но здесь важно, насколько вы хотите быть оригинальными. Работает ли шаблон для вашего контента и позиционирования вашего телеканала? На эти вопросы вы должны себе ответить. Нужно строить короткие фразы и искать простые слова. Мы продаем эмоции и ощущения, соответственно, не нужно ставить точку в конце, ролик должен заканчиваться на неком подъеме.
 

Вирусное продвижение


Анастасия Бацуева, диджитал-директор телеканала «Супер» / Фото: Виктор ВытольскийВирусный ролик — это видео, которое пользователи добровольно размещают на своих страницах и ресурсах. Распространение осуществляется через веб-сайты, социальные медиа и e-mail. О продвижении тематического канала таким способом рассуждает Анастасия Бацуева, диджитал-директор телеканала «Супер»:

— Каким бы прекрасным ни было промо, транслируемое на вашем телеканале, это не гарантирует успеха в Интернете, потому что вирусные ролики живут по другим законам. Про их содержание сказать нечего, — это магия, которой владеют несколько человек на рынке.

В Интернете у ролика гораздо больше шансов стать популярным, если у него есть сюжет, классическая драма: завязка — кульминация — развязка. Промо, которое строится на качественном звуке, красивом монтаже и картинке, чаще всего не работает.

Много шансов у роликов, которые вызывают у зрителей сложную гамму чувств: смех, жалость, самоирония или что-то еще. Серьезные ролики с серьезной позицией своего продукта редко кто воспринимает, поэтому немного посмеяться над собой — хороший ход.

Также важно, чтобы ролик для Интернета был коротким, потому что никто и никогда не досматривает их до конца. 70% вашей аудитории посмотрят первые 10 секунд, 50% отвалятся на 30-ой, до конца досмотрят единицы, поэтому никогда не помещайте важную информацию в последних кадрах видео. Если у вас 15-ти секундный ролик, вся важная информация должна содержаться в первых 3-х секундах. В промо за это время вы должны зацепить зрителя, а в Интернете — уже продать товар.
 
Ролик телеканала Супер, набравший 1 000 000 просмотров

Этот тип роликов работает с разными поколениями: он привлек внимание и тех, кому за 40, и тех, кому меньше 20, но цепляют их разные триггеры. Это значит, что у ролика широкое покрытие, и он не ушел в какую-либо нишу.

Чего делать не надо

Самая грустная часть — деньги. Многие до сих пор думают, что, если это Интернет, значит и тратить ничего не нужно. На самом деле, снимая ролик для Интернета, нужно закладывать практически равный бюджет на производство и продвижение. У вас могут быть ресурсы, сайт, партнеры, но если вы сняли ролик за 5 миллионов, а на продвижение ничего не осталось, то вы проиграли с самого начала: его увидят 500 человек. Если вы очень популярные, — 10 тысяч человек. Сегодня вы достигнете успеха, если оплатите 30% просмотров, а 70% получите за счет вирусного распространения.

Вторая ошибка. Допустим, директор по маркетингу говорит, что главная площадка — это YouTube, там должно быть много просмотров. Но за последние два года все площадки осознали важность видео. Сейчас у каждой соцсети свой видеоплеер. Если вы выкладываете ссылку на YouTube, ваше видео увидят меньше пользователей, чем если вы загрузите его в Facebook. Лучше видео заливать напрямую в соцсети и считать совокупные просмотры, если для вас важен охват.

Фото: Телеканал Супер
Фото: Телеканал Супер

Еще одно. В Интернете ваш видеоролик пользователь чаще всего просматривает с телефона. Чем моложе ваша публика, тем больше у вас телефонного трафика. Если вы выкладываете видео в формате 16:9, ваш ролик станет шире, а если вы сделаете вертикальное видео, то вы практически боги, потому что займете весь экран и видеоролик станет проще заметить. Вертикаль пока снимают только западные бренды, у наших пока много погрешностей.

Все ролики должны быть с субтитрами, потому что в метро или где-то в дороге 70% людей смотрят контент без звука.

И последнее: когда вы делаете вирусные ролики, вы мыслите высокими бюджетами, а большая часть популярного в Интернете видео снята на телефоны без профессиональной команды.
 

Как делать новости


Игорь Золотаревский, независимый эксперт / Фото: Виктор ВытольскийИгорь Золотаревский, независимый эксперт:

— Первый вопрос, который мы задаем любому заказчику: «Вы уверены, что вам нужны новости?» Далеко не всегда люди готовы ответить на этот вопрос. Изменилась модель потребления новостей, изменилась функция информационных программ. Раньше крупные телеканалы и печатные СМИ исполняли роль информаторов, а сегодня информационные телепрограммы отвечают за психическое здоровье нации. Посмотрите, что произошло за последние 10 лет: BrExit, избрание Трампа, ситуация на Украине. Все это бросает новый вызов информационным службам.

Если вы решаете, что вам нужна информация, ответьте еще на один вопрос: «Какой товар вы хотите предложить своему потребителю?» Информационный продукт можно упаковать самыми разными способами: новостной блок может быть большим или маленьким, оперативным или не очень. От этого будет зависеть и стоимость.

Парадокс в том, что новости никогда впрямую не окупаются, на них нельзя заработать — это иллюзия. Точка прибыли будет в другом месте. Новостной продукт может работать на имидж телеканала, может быть необходимой составной частью канала, потому что без новостей сам телеканал как продукт будет неполным, неконкурентоспособным. Новости могут работать на поддержание хороших отношений с администрацией, с акционерами, но новости сами по себе — это убыточное производство.

Игорь Золотаревский, независимый эксперт / Фото: Виктор Вытольский
Игорь Золотаревский, независимый эксперт / Фото: Виктор Вытольский

Если вы решаете, что вам нужны новостные блоки, вы знаете, как их упаковать, какого они должны быть размера и формы, то встает следующий вопрос — каким образом новости будет потреблять аудитория. От этого будет зависеть все остальное. Сегодня люди не платят за эксклюзив, потому что через секунду ту же информацию можно найти бесплатно. Так же перестала работать актуальность подачи новостей.

Когда вы понимаете, как собираетесь это упаковывать и подавать, вы решаете, что будете строить: маленькую редакцию, большую зону или целый телеканал, который работает 24 часа в сутки. Для этого нужно найти двух главных людей — главный редактор, который будет задавать тон всему, что происходит в вашем информационном продукте, и главный режиссер. Роль главного режиссера в любом новостном проекте очень важна: он — основной технолог, от этого человека будет зависеть, как новости выглядят, насколько они интересны и востребованы аудиторией. Часто это помогает уменьшить финансовые вложения, потому что грамотный режиссер знает, как недорогими средствами добиться эффекта, которого другие добиваются миллионными затратами.

От этого будет зависеть и студия, которую нужно построить, потому что количество творческих решений бесконечно: кто-то строит студии-трансформеры, кто-то — виртуальные студии, кому-то нужны студии с видеостеной. Консультанты всегда ставят вопрос: «Сколько вы готовы потратить на этот проект?» Сумма затрат — это не только запуск проекта. Если это часть вашего бизнеса, то вы обязуетесь регулярно финансировать проект.


Игорь Золотаревский, независимый эксперт / Фото: Виктор Вытольский
Игорь Золотаревский, независимый эксперт / Фото: Виктор Вытольский


Чтобы новость появилась в эфире — нужно чтобы о ней узнали. Последние 15 лет все были сосредоточены на второй части — это съемка видео, монтаж, наложение текста и выход новости в эфир. Эта часть не изменилась со времен появления телетайпа, только сейчас просматривают вкладки в браузере. В чем парадокс?

В ограничении вашего внимания: пока вы не замечаете эту вкладку в браузере — новости не существует, потому что вы ее не видите, вы не можете ее обработать и выложить на ленту. Социальные сети в этом плане не конкурируют со СМИ. Ценность эксклюзива пропала, скорость подачи информации на сегодняшний день не настолько важна, а роль журналистов изменилась: они востребованы как эксперты в информационном потоке. Нужно помочь аудитории разбираться в потоке новостей, расставлять границы — где правда, а где — не совсем.
Мы изменяем свое отношение к новостям как социум. Все, что сейчас происходит — это результат технологического скачка, который дал огромное количество возможностей получения информации новыми способами.

Некоторое время назад я написал статью «Квантовые новости». Я проводил параллель между квантовой теорией и сегодняшней ситуацией в новостях. На сегодняшний день сложно сказать, что не является «фэйк ньюс», то есть дезинформацией. Раньше существовало агентство, которому безоговорочно верили, сейчас — независимо от того, что и кто сказал, в этом можно усомниться. Никогда нельзя быть уверенным в достоверности сообщения, верить можно только тогда, когда вы видели все собственными глазами, и желательно не через ТВ. Все остальное — даже в зависимости от точки съемки — порождает интерпретации и дает возможность всем с этим играть.
 

Реалити-шоу


Мария Винарская, независимый продюсер / Фото: Виктор ВытольскийМария Винарская, независимый продюсер:

— Производить реалити-шоу на платформе Интернет-вещания — это большое искушение, и вот почему: во-первых, реалити — очень гибкий продукт, во-вторых, подобный формат всегда подробно рассказывает о людях и их чувствах, поэтому реалити так востребованы в смотрении. Мы всегда бьем на эмоции, и ждем эмоций в ответ.

Я хочу дать несколько советов, на что стоит обратить внимание при конструировании такого контента. Существуют следующие типы реалити:
 
  • подглядывание,
  • выживание,
  • трансформации и модернизации,
  • поучение.

Со временем они компилируются между собой, и из этого можно создавать новые формы, но все они направлены на то, чтобы зритель наблюдал за героями и получал эмоции. Поэтому первый мой совет: когда у вас родилась идея проекта, ответьте на вопрос, о чем вы снимаете? Основная мысль вашего посыла должна всегда присутствовать, это ориентир.

Следующий мой совет связан со средой. Если у вас есть идея, вы знаете, о чем будете снимать, вы должны представлять, в какую сферу вы погружаете это действие, какое из обстоятельств становится наиболее важным, ярким. Например, если мы говорим о проекте «Последний герой» (тип «выживание»), естественно, лучше посадить героев на острова: во-первых, там яркая картинка, а во-вторых, очень сложные условия выживания для человека.

Третий важный пункт — участники. Это люди, узнаваемые по своим психотипам в нашей жизни. У вас должны быть такие персонажи, которые встречаются в повседневной жизни. Кроме того, возрастная категория. Во время кастинга нужно отобрать представителей разных психологических типов и темпераментов. Чем понятнее будут персонажи, с которыми вы выходите в эфир, тем проще получить эмоции зрителей.


Мария Винарская, независимый продюсер / Фото: Виктор Вытольский

Самый важный вопрос — это конфликт внутри вашей идеи. Он должен быть не один, конфликт должен быть многослойным. Изначально конфликты строятся как внутри самой идеи, так и среди участников реалити-шоу. Чем больше конфликтов заложено в вашей идее, тем ярче будет продукт, тем эмоциональнее пользователь будет воспринимать проект.

Эмоция, которую мы ждем от зрителя, не всегда рождается в кадре. Сама по себе эмоция, склеенная с другой эмоцией, ничего не дает, а значит, мы не получим оттока эмоций от зрителей. Поэтому пользователей нужно выводить на эмоции историей. Если вы решаетесь на программу формата реалити-шоу, то нужно не просто знать о драматургии, а грамотно пользоваться ее законами для построения сюжета своего проекта.

Во время съемок и производства у вас складывается впечатление, что все идет по плану: все ярко, все живо, все работает. Когда приходит момент сбора, есть желание запихнуть туда все, но у вас в эпизоде всего 46 минут, а на этот эпизод отснято 40-60 часов. Чтобы монтаж сложился, нужно рассказать, как прошел день, в виде истории. Если это получается легко, там сам собой выделяется главный герой, на котором можно будет строить серию.

И еще, тему реалити всегда выбирайте сами. В реалити обычно ставятся общечеловеческие вопросы, так вот, выбирайте тему, которая вам, прежде всего, интересна, потому что, если это вас не волнует, то ничего не получится.

От автора: Интересный и недорогой проект реалити-шоу, тип «подглядывание», нашел телеканал «360°», повесив регистратор на различные виды транспорта и дрон.
 

Обложка: CSTB-2018 / Виктор Вытольский
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3678
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2995
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2752
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2596
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1701
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1673
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее