Репортаж

CSTB-2018: может ли нелинейное смотрение подружиться с эфирным телевидением

В рамках 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 прошел круглый стол «Стратегии развития бизнеса эфирных и неэфирных каналов в различных средах распространения». Вспоминаем самое интересное из того, что говорили его участники

  • 9 февраля
  • 521
Константин Миллер

Происходят революционные изменения в технологиях доставки телевизионного и видеоконтента до конечного потребителя. Основной средой распространения телевидения и видео становится сеть Интернет. Уже появились телевизоры без тюнера, только со входом Ethernet. Наступает эра нелинейности, когда даже вещательное телевидение абонент может потреблять в разных формах. Мультисервисные операторы внедряют современные платформы с функцией персонального телевидения и системой сбора статистики потребления контента.

Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор Вытольский
Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор Вытольский

Ведущие Яна Чурикова, руководитель каналов молодежного и музыкального вещания VIACOM, и Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России, открыли дискуссию вопросом к операторам: «За чем к вам приходят абоненты — за пакетом ТВ с большим количеством каналов или за интернет-соединением хорошего качества?»

Наталья Братчикова, директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ МТС / Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор ВытольскийНаталья Братчикова, директор департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ МТС), дипломатично ушла от прямого ответа:

— Качество вещания в эфире и Интернете сравнялось. Только за Интернетом уже никто не идет, обращаются за комплексом услуг, включая телефонию, Интернет и телесмотрение — больше мобильные, но также и стационарные.

Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России, и Яна Чурикова, руководитель каналов молодежного и музыкального вещания VIACOM / Фото: Виктор Вытольский
Юрий Припачкин и Яна Чурикова / Фото: Виктор Вытольский

Тогда Яна Чурикова выразила точку зрения операторов:

— Главное — Интернет, а большое количество каналов и контента приложатся. Судя по рынку, наличие хорошего соединения остается для абонентов решающим фактором.
 

Проблема пиратства


Юрий Припачкин:

— Рынок меняется. С одной стороны — у операторов кабельного и спутникового телевидения есть 20 бесплатных цифровых каналов и хорошее проникновение. Значит, федеральная программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 годы» выполнена, и выполнена хорошо.

С другой стороны, есть огромное количество платформ, предоставляющих пиратские услуги в Интернете. Что делать операторам, когда абоненты могут либо смотреть бесплатное качественное эфирное телевидение, либо пользоваться Интернетом, где можно массово качать пиратский контент? Как Министерство связи и массовых коммуникаций планирует упорядочить эту ситуацию?

Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России / Фото: Виктор Вытольский
Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России / Фото: Виктор Вытольский

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ / Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ:

— По борьбе с пиратством уже много было сделано, и процесс продолжается. Основные пиратские ресурсы, которые занимались распространением контента, были заблокированы после обращения правообладателей. Также министерство получило возможность блокировать зеркала пиратских сайтов и работает в этом направлении. За три месяца работы заблокировано около 500 зеркал, а это больше, чем за предыдущие два года работы. Аудитория заблокированных сайтов приблизительно равна 200 млн человек. Это результат достаточно обнадеживающий.

Михаил Ковальчук, генеральный директор Сигнал Медиа / Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор ВытольскийМихаил Ковальчук, генеральный директор «Сигнал Медиа»: 

— Я считаю, что нужно создать неблагоприятные условия для работы нелегальных сервисов и нелегальных провайдеров. Параллельно нужно провести работу с потребителем: он не видит где легально, а где нелегально, потому что, зачастую, качество пиратских сервисов превосходит качество легальных площадок. У потребителя сейчас есть огромное количество бесплатного контента, это понижает ценность программного продукта в его понимании.

Михаил Ковальчук, генеральный директор Сигнал Медиа / Фото: Виктор Вытольский
Михаил Ковальчук, генеральный директор Сигнал Медиа / Фото: Виктор Вытольский

Наша рабочая группа начала свою работу с самых азов. Мы прописали, кто такой пират и какие бывают виды пиратства, с которыми нужно бороться. Дальше это нужно оценить с точки зрения индустриальной ценности — стоит ли тратить силы и средства для этой борьбы? Думаю, к маю этого года мы увидим результаты нашей деятельности.
 

Распределение аудитории


Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ /Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Волин: 

— Большинство каналов не могут обойтись без ОТТ. Это наиболее быстрорастущий рынок. Скорость роста ОТТ-аудитории значительно превышает скорость роста и динамику эфирного распространения. Если говорить о молодой аудитории, то среди них эфирное вещание отходит на второй план. При этом не стоит считать, что ОТТ — это обязательно просмотр на смартфоне или планшете. Сюда также входит и Smart TV.

Какие тенденции на сегодняшний день мы видим?

Во-первых, есть часть аудитории, которая для просмотра контента использует Интернет-вещание, другая — смотрит эфир. Не стоит капитализировать первую, пытаясь присоединить ко второй. Доля рекламного рынка в Интернете постоянно растет, поэтому перетаскивать «жалкие крохи», сохраняя телевизионную рекламу, — путь тупиковый. Производители контента четко понимают, что главный двигатель роста Интернета — видео, тогда как производители видеоконтента — это ТВ-каналы. Следовательно, их задача — прийти на рекламный рынок в Интернете и отсечь значительную часть этого рынка.

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ /Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор Вытольский
Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ / Фото: Виктор Вытольский

Во-вторых, у нас появляется возможность сделать рекламу в Интернете отличной от эфирной. Из этого вытекает следующая нормативная коллизия: отношения между ОТТ-операторами и ТВ-каналами не могут строиться по принципу обязательного общедоступного бесплатного распространения указанных телеканалов (в западной терминологии — принцип must carry). Это означает неизменность контента. За заменой рекламы идет и контент. И мы снова возвращаемся к той модели вещания, которую утвердили около двух лет назад: развитие рыночных отношений должно происходить путем прямых договоренностей между телеканалами и операторами ОТТ-сервисов при участии рекламных агентств. Мы считаем, что этот путь развития наиболее перспективен.

Валентина Удалова, директор сетей распространения программ Первого канала / Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор ВытольскийВалентина Удалова, директор сетей распространения программ Первого канала:

— Люди смотрят программный продукт, созданный для линейного смотрения. Это значит, что программирование, которое сейчас есть на телеканалах, должно сохраниться. Новые сервисы, разумеется, нужно развивать, как и ОТТ-технологии.

Например, на Первом канале сейчас есть сервис, который дает возможность подключения ОТТ-провайдера, но пока нельзя сказать, что он занимает первую позицию. Чтобы эти сервисы развивались, отсутствует нормативная база, а также техническая составляющая.

Достаточно большой процент населенных пунктов находится в сельской местности. Да, проект компании Ростелеком предполагает доведение Интернета до населенных пунктов, в которых проживают от 200 человек, но это развивается не так быстро, как хотелось бы. Платежеспособность сельского населения не позволяет воспользоваться данными сервисами. Поэтому о нелинейном смотрении мы можем говорить в контексте жителей больших городов: там, где есть занятость населения; там, где люди не могут смотреть интересующие их программы в плановое линейное время и пользуются либо отложенным просмотром, либо видео по запросу.

Валентина Удалова, директор сетей распространения программ Первого канала / Фото: Виктор Вытольский
Валентина Удалова, директор сетей распространения программ Первого канала / Фото: Виктор Вытольский

Сейчас у многих 30-летних людей есть планшеты. Но эти 30-летние когда-нибудь станут 50-летними, и у них изменятся запросы и желания. Вряд ли к этому возрасту люди продолжат использовать для просмотра ТВ-программ подобные устройства. Скорее всего, они перейдут к большим экранам. К тому времени все нелинейное смотрение должно быть оснащено Интернетом. У компании «Триколор» есть функция отложенного просмотра, но пока этот вариант не разрешен нормативной базой. Поэтому нелинейное смотрение будет развиваться, возможно станет значительным сегментом, но не основным.

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ / Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Волин: 

— Нельзя сказать, что молодая аудитория полностью отказывается от линейного просмотра, потому что, когда происходит какое-то событие, она смотрит эфир. Все зависит от возможностей. Если человек может посмотреть что-то на большом экране, он не будет смотреть на маленьком.

Во-вторых, каждый гражданин РФ может смотреть то, что он считает необходимым, и мы уверены в конкурентоспособности контента, который производят первый и второй мультиплексы. Если проанализировать смотрение, получается, что нормальный человек смотрит максимум шесть каналов. Из этих шести как минимум пять — это каналы первого и второго мультиплексов.
 

Источники доходов и контента


Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ / Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор Вытольский Алексей Волин: 

— Что касается Интернета, то YouTube, Facebook и Вконтакте — это не каналы, потому что не генерируют и не производят контент. Структура телевидения изменилась: ТВ превратилось из способа доставки информации по эфиру в крупнейшую фабрику контента. Никто не в состоянии конкурировать с ведущими телеканалами страны с точки зрения производства высококачественных и востребованных телепрограмм, потому что ни у кого нет таких ресурсов.

Наша задача в том, чтобы крупные игроки рынка продолжали получать как можно больше денег, потому что только в этом случае они будут конкурентноспособны и будут в состоянии произвести востребованный и качественный программный продукт, чтобы удержать свою долю на национальном рынке. Сокращение доходов игроков рынка и размывание средств по частникам приведет к тому, что мы будем вынуждены уступить рынок тем, у кого более качественный и востребованный контент.

В принципе, ОТТ-технологии расширяют возможности получения дополнительных доходов для телевизионных каналов: при помощи ОТТ мы получаем, как выразился основоположник российского ТВ Марк Иосифович Кривошеев, глобальный роуминг. Аудитория расширяется не только за счет эфирного вещания, она расширяется в онлайн. Мы в состоянии предлагать свои услуги и контент во всем мире.

Яна Чурикова / Фото: Виктор ВытольскийЯна Чурикова:

— Какие новые видеосервисы могут помочь российскому рынку с точки зрения дополнительной монетизации видеоуслуг?

Чжэн Синь (Zheng Xin), вице-президент Huawei Russia  / Круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор ВытольскийЧжэн Синь (Zheng Xin), вице-президент Huawei Russia:

— Наша задача — помочь операторам достичь успеха в их бизнесе. Мы считаем, что видеоуслуги могут принести доход операторам по трем направлениям:

1) Контент в высоком разрешении. В прошлом году мы провели опрос среди аудитории. По данным этого исследования можем сказать, что больше половины абонентов готовы платить за качественное видео.


Чжэн Синь, вице-президент Huawei Russia / Фото: Виктор Вытольский

2) Новые видеотехнологии также способствуют повышению доходов телеиндустрии за счет своего развития и более плотного изучения интересов аудитории. Например, человек открывает свой браузер, и на первой странице видит предложение посмотреть видео по той тематике, которая ему интересна.

3) Телевизор — это портал для всей семьи, и через этот портал операторы могут предлагать своим абонентам большее количество услуг: например, удаленное обучение, торговля и коммерция.
 

Обложка: круглый стол 20-й выставки CSTB, TELECOM & MEDIA’2018 / Фото: Виктор Вытольский

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 4031
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3871
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 3053
Практика

Как яркие участки кадра выдают «цифровое» изображение и можно ли с этим справиться 

Как яркие участки изображение влияют на его кинематографичность: режиссер, оператор и основатель студии Creative Rebellion — о неочевидных способах выдать цифровые кадры за пленочные

  • 15 мая
  • 2907
Практика

На какие камеры снимали фильмы 71-го Каннского кинофестиваля: конкурсные ленты

Лучшие мировые операторы рассказывают, как они создавали визуальный стиль фильмов, которые попали в этом году в Канны

  • 18 мая
  • 2590
Практика

«Бонни: русский рекорд на соляном озере»: как снять документальный фильм и попасть на Discovery 

Canon 5D Mark III, запрет на съемку в США и судьбоносный репост в Facebook: руководитель продакшена ScriptShotSound и режиссер фильма «Бонни: русский рекорд на соляном озере» Дмитрий Бобров – о создании картины и взаимодействии с телеканалом Discovery Channel

  • 14 мая
  • 2489
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее