Слова

«Все сложно»: эксперимент с интерактивным повествованием

Создание разветвленного сюжета, поиск поворотных точек и единство истории на площадке — Галина Мосалова, продюсер специальных проектов портала «Такие дела», и Антон Уткин, один из режиссеров фильма «Все сложно», делятся подробностями производства одного из первых российских интерактивных кинопроектов.

  • 2 февраля
  • 1569
Петр Скопин

В Центре документального кино в Москве прошла премьера интерактивного фильма «Все сложно», просветительского проекта фонда «Нужна помощь» и портала «Такие дела». «Все сложно» — это 12 эпизодов из жизни девушки Кати (Ирина Старшенбаум). Родившись с ВИЧ, она вынуждена принимать в жизни гораздо более серьезные и ответственные решения, чем ее ровесники. 1 февраля проект появится в свободном доступе в интернете и позволит зрителю самому поучаствовать в формировании сюжета.

На съемках фильма фильма «Все сложно» / Фото: АНО «Такие дела»
На съемках фильма фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

— Основываясь на каком материале вы писали сценарий «Все сложно»? Книги, статьи, разговоры с людьми?

Галина Мосалова: В 2016 году мы в «Таких делах» задумали несколько проектов, посвященных различным аспектам жизни людей, живущим с ВИЧ-положительным статусом. Одним из таких направлений была проблема «ВИЧ и дети».

В процессе нашего исследования мы связывались с разными некоммерческими организациями и узнали, что фонд Светланы Изамбаевой готовится выпускать книгу и вербатим-спектакль (документальный спектакль — прим. tvkinoradio.ru) по монологам детей, родившимся со статусом ВИЧ. Так к нам попало более 30 интервью детей. На их основе мы решили сделать кинематографическую историю про кризис взросления у ребенка с ВИЧ-положительным статусом.

Антон Уткин и Галина Мосалова / Фото: Виктор Вытольский
Антон Уткин и Галина Мосалова / Фото: Виктор Вытольский

Антон Уткин: Мы связывались с прототипами героев и проводили с ними скайп-сессии, собирая интонации и основы диалогов, а потом читали черновики сценария с теми ребятами, истории которых легли в основу персонажей. Пока мы вместе не вычитали самую финальную версию сценария, к съемкам не приступали. Когда ребята сказали: «Эта история — про нас, снимайте ее», мы приступили к производству.

— «Все сложно» — интерактивный фильм с нелинейной структурой. Какими техническими инструментами вы пользовались при создании сюжета и его ответвлений?

Антон Уткин: Мы с Натой (Покровской, еще одним режиссером проекта «Все сложно» — прим. tvkinoradio) , помимо того, что снимаем кино — сценаристы видеоигр. Наш предыдущий опыт помог нам разобраться с нюансами ответвлений сюжета так, чтобы они были не очень сложными в плане реализации и не очень дорогими в производстве, что немаловажно. Структуру истории мы составляли в блок-схеме, представляющей собой череду опытов пользователей. Мы перемешивали блоки, смотрели, какие из них лучше сработают и где, а потом распределяли их.

Блок-схема для разработки сценария фильма «Все сложно» (2018)
Блок-схема для разработки сценария фильма «Все сложно» (2018) 

Кроме того, на препродакшне мы использовали сценарную программу WriterDuet. Она позволяет каждому участнику группы комментировать сценарий. Такой инструмент очень полезен, когда имеешь дело со сложным проектом: история дотачивается до блеска, при этом продюсеры, актеры, да и вообще все на площадке четко понимают, что их голос учтен, их устраивает сценарий. Все на одной волне.

Сценарий к фильму «Все сложно» (2018)  в программе WriterDuet
Сценарий к фильму «Все сложно» (2018) в программе WriterDuet 

— Во «Все сложно» зритель волен сам выбирать варианты развития истории. По какому принципу вы выбирали поворотные точки, которые должны были стать важными для персонажа?

Галина Мосалова: Нам было важно показать, что решения, которые принимают люди, влияют на уровень счастья окружающих. В процессе работы над «Все сложно» мы разработали сущность, которую назвали «Счастьеметр». Суть ее в том, что выбор, который зритель делает по отношению к ситуациям, показанным в фильме, напрямую влияет на счастье героини и на ее жизнь.

Галина Мосалова, продюсер сайта «Такие дела» / Фото: Виктор Вытольский
Галина Мосалова, продюсер сайта «Такие дела» / Фото: Виктор Вытольский

Антон Уткин: Почти в каждой нашей серии есть два финала, как правило — диаметрально противоположные. Например, двое в кадре собираются поцеловаться. Можно ли им целоваться или нет?

Мы предлагаем зрителю сделать нравственный выбор за героев. Если он делает безнравственный выбор, он сразу получит сигнал, что был неправ. И в следующий раз, когда зритель будет сталкиваться с подобной ситуацией, он (хочется в это верить) поведет себя корректнее, чем до просмотра картины.

— Как вам удавалось поддерживать единство истории на площадке? Вы снимали традиционно или заканчивали ответвления по очереди?

Антон Уткин: Мы снимали фильм традиционным способом, и с этим были связаны большие сложности. Нам пришлось работать против времени, пытаясь в условиях выработки «русского мыла» снять тонкую и захватывающую историю. Нужно было не сойти с ума и разобраться, какая концовка к какому сюжету «прирастает». При этом актеры часто не понимали, что происходит. Они говорили: «Вы объясните мне эмоцию, с которой я стартую и к какой прихожу в сцене — и я все сыграю». Прекрасно!

Антон Уткин, режиссер фильма «Все сложно» (2018)/ Фото: Виктор Вытольский
Антон Уткин, режиссер фильма «Все сложно» (2018) / Фото: Виктор Вытольский

Сценаристы, внимательно посмотрев фильм, могут увидеть шероховатости — небольшие, слава богу. Мне также вспоминается пара моментов — съемки в баре Powerhouse и в детском садике — когда мы балансировали буквально на грани срыва: нам надо было сделать слишком много всего, а времени было слишком мало.

— В фильме заняты известные актеры, такие как Чулпан Хаматова, Алена Бабенко, Ирина Старшенбаум и Денис Шведов. Они работали на картине безвозмездно. Каким образом вам удалось привлечь их к созданию проекта?

Галина Мосалова: Эпидемия ВИЧ — настолько огромная проблема для России, что нам не приходилось никому из актеров объяснять, зачем сниматься в нашем фильме.

Галина Мосалова, продюсер сайта «Такие дела» / Фото: Виктор Вытольский
Галина Мосалова, продюсер сайта «Такие дела» / Фото: Виктор Вытольский

Антон Уткин: Я сразу позвал Алену Бабенко и Иеву Андреевайте. Иеву мы давно хотели снять в фильме, а с Аленой уже работали в коротком метре (Алена Бабенко снялась в короткометражном фильме «Лето» Антона Уткина и Наты Покровской — прим. tvkinoradio.ru). Я заранее знал, что она по-доброму относится к самым разным историям, связанным с благотворительностью. Главную роль в фильме мы писали под Иру Старшенбаум. По Ириной органике, и по тому, как она ведет себя на экране, было очевидно, что она — наша героиня. И если бы Ира в итоге отказалась, нам было бы сложно найти актрису на главную роль. Хорошо, что ее все устроило.
Кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

Кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

Кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

Кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

Кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

Кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

Кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

Кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

Нам сильно повезло также и с исполнителем главной мужской роли Риналем Мухаметовым, который в итоге стал еще и соавтором сценария. У Риналя природное чувство юмора, он придумывает много смешного и помог нам переписывать диалоги главных героев. Вместе с Риналем мы переигрывали их все, пока они не становились более лаконичными, легкими и смешными.
На съемках фильма фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

На съемках фильма фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

На съемках фильма фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

На съемках фильма фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

На съемках фильма фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

На съемках фильма фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

Кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

Кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

— У вашего проекта достаточно много спонсоров. Каким образом вы смогли подключить их к проекту? Были ли с этим проблемы?

Галина Мосалова: Денежный грант мы получили только от компании «Янссен», у которой есть собственная программа профилактики дискриминации людей с ВИЧ-инфекцией. Все остальные компании и частные лица поддержали нас тем, чем могли. Например, закусочная «Обед-буфет» помогла нам с питанием на площадке: они кормили до 45 человек одновременно! Если бы мы занимались питанием сами, для нас это были бы сумасшедшие деньги, буквально полбюджета фильма. Компания «ГрузовичкоФ» два раза бесплатно пригоняла нам «Газели». Отдельно хочется отметить те компании, которые оценивали нас не как социальный проект, а как кинофильм. Технику мы получили именно как съемочная группа. Ребятам из компании Rentaphoto понравился сценарий нашего фильма, и они сделали нам скидки в районе 50% по каждой позиции.
 
Антон Уткин и Галина Мосалова / Фото: Виктор Вытольский
Антон Уткин и Галина Мосалова / Фото: Виктор Вытольский

— Каким образом вы планируете показывать фильм в интернете?

Галина Мосалова: Мы планируем выпустить фильм как на отдельном сайте, посвященном проекту, так и в приложении для «Вконтакте». Так у пользователей будет возможность посмотреть фильм, не выходя из социальной сети. «Все сложно» — это социальный проект, и мы заинтересованы в его максимально широком и безвозмездном распространении.
 

Обложка: кадр из фильма «Все сложно» (2018) / Фото: АНО «Такие дела»

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 6979
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3652
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 3544
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 3179
Практика

«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности

Фильм Кристофера Нолана показывает события, произошедшие во Франции в 1940 году, когда союзные войска были прижаты к морскому побережью. Фактически, это три разных фильма, действие которых разворачивалось на побережье Дюнкерка, в воздухе и на море. Рассказываем, как для фильма создавали военную среду

  • 13 февраля
  • 2648
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Пола Томаса Андерсона

К выходу «Призрачной нити» Пол Томас Андерсон раскрывает, какие фильм повлияли на его уникальный режиссерский стиль: гангстерское кино, эталоны драматургии, «черный» авангард, порно, а также советская классика

  • 18 февраля
  • 2452
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее