Правила профессии

Правила продюсера Юлии Мишкинене

Не бойся идти против стереотипов, верь в свой проект, учись, люби и тусуйся: профессиональные принципы, близкие продюсеру фильмов «Брат Дэян», «Интимные Места» и «Шультес» Юлии Мишкинене

  • 30 января
  • 1735
Петр Скопин

Правила продюсера Юлии Мишкинене / Знай, чего хочешь


Это важно для любой профессии и для любого человека, который хоть что-то делает, в том числе и продюсера. Выбираешь ли ты режиссера или проект, посылаешь фильм на фестиваль или отправляешь в прокат — все проблемы возникают, когда человек не знает, чего конкретно он хочет. Определиться — самое главное. И сделать это на самом деле не так просто.

Хочешь снять кино, которое будут смотреть через тридцать лет, заработать деньги прямо сейчас или, может быть, просто помочь режиссеру? Желаешь ли оказаться на Каннском фестивале или стремишься, чтобы твой фильм собрал миллиард в прокате? Твой проект — это комедия или авторское кино? Это нужно знать точно, и исходя из точного знания вырабатывать стратегию. Сделать все и сразу практически невозможно, необходимо выстраивать приоритеты. И да, если хочешь заработать много денег — наверное, нужно заниматься сериалами, а не кино.
 

Правила продюсера Юлии Мишкинене / Не надо думать, что кто-то лучше тебя


Никто не лучше тебя. Когда отправляешь фильм на фестиваль — не стоит думать, что другие авторы пришлют туда еще тысячу работ. Так ты либо сам себя «съешь», либо не отправишь фильм на фестиваль. Если подаешься на субсидию Министерства культуры, не переживай по поводу чужих заявок. Это как делать предложение, думая о своих конкурентах. Правда, и пребывать в гордыне тоже не нужно; просто не стоит комплексовать, ты не хуже других.
 

Правила продюсера Юлии Мишкинене / Не бойся идти против стереотипов


Понятно, что мы все скованы правилами, своим старым опытом и опытом других людей. Нам говорят: «так не получится» и «все делают так». Но часто побеждают именно те, кто идет против стереотипов. Они снимают фильмы, которые, как все говорят, «невозможно снять», и запускают в производство картины, на которые «не пойдут зрители». И они окупаются.

Сценарий фильма «Интимные места», перед тем как мне принесли его, прошел почти через всех продюсеров авторского кино, которые работали в тот момент в индустрии. И многие мне говорили, что такой фильм невозможно запустить. Тем не менее мы сняли «Интимные места», и картина стала очень известной, запустив успешную карьеру своих авторов.

Всем понятно, что в профессии продюсера нужно следовать определенным правилам, но иногда стоит просто прочитать их, а потом бросить в корзину, сделав по-своему; для продюсера это умение очень важно. Я чувствую по себе: чем я взрослее и чем больше мой опыт в профессии, тем более серьезные ограничения я накладываю на себя: «так нельзя, нужно действовать по-другому, более осторожно». Иногда не даешь сказать себе и лишнего слова...

Но новичкам ведь везет неслучайно: они не знают правил и стереотипов. Они действуют смело, под влиянием собственной энергии. И в этом плане они — образец для подражания.
 

Правила продюсера Юлии Мишкинене / Учись


При том, что другие не лучше тебя, все равно необходимо занимать их опыт.

Сейчас я с большим удовольствием читаю книги про технику написания сценариев. Мне это сильно помогает в работе. Раньше я брала сценарий, и он мне либо нравился, либо нет, а сейчас я люблю поразмыслить, как можно его доработать. Кроме того, мне стало нравиться создавать проекты с нуля; например, самой придумывать идею и дальше ее продвигать. Раньше я не думала, что мне будет интересно этим заниматься. Теперь я более «продвинутая», потому что читаю много литературы про сценарное мастерство.

В свое время мне посчастливилось присутствовать на воркшопе для европейских продюсеров Eurodoc, и я многое из него почерпнула. Подобные мероприятия всегда очень развивают, а затраченное время и силы потом возвращаются.

Сейчас выходит все больше российских фильмов, сделанных в копродукции с европейскими странами (например, «Аритмия» получила грант Eurimages). Поэтому нам надо тщательно изучать европейские структуры, посвященные финансированию кино: они дают дополнительные возможности для международного продюсирования и продвижения российского кино на новые рынки.
 

Правила продюсера Юлии Мишкинене / Тусуйся


Тусовки нашей профессии очень важны. Для европейского продюсера, например, постоянный нетворкинг, знакомство с людьми и обретение новых возможностей — это отдельная работа. Для этого в Европе есть множество площадок: различные копродакшн-маркеты, питчинги и так далее. На протяжении всего года продюсеры ездят в разные страны и тусуются там. Кстати, в последнее время и в России появляются площадки для взаимодействия продюсеров с режиссерами и прокатчиками.

Тусовки — достаточно энергозатратная вещь, требующая много здоровья. Но знакомства всегда приводят к новым возможностям. И они особенно важны для начинающих продюсеров.
 

Правила продюсера Юлии Мишкинене / Люби


Мне кажется, в жизни вообще ничего не получается без любви. Любое дело должно быть сделано с любовью и для любви.

Я, например, вообще не представляю, как можно сделать фильм с режиссером, которого ты не любишь. Даже если изначально ты не любишь его — найди в нем черты, за которые его можно полюбить. Любовь к коллегам — это залог того, что у вас может получиться хорошее кино. Как от любви рождаются хорошие дети, так и от творческой любви рождаются хорошие фильмы.
 

Правила продюсера Юлии Мишкинене / Сотрудничай


Любовь должна реализовываться в сотрудничестве.

Мне очень нравится, когда вокруг фильма создается хорошая команда. И я не люблю, когда в группе есть интриги, а отношения напряжены. Если у меня есть возможность, я всеми силами пытаюсь решить эти трения так, чтобы ни у кого не было психологического дискомфорта. Потому что людям, которые работают вместе, должно нравиться находиться рядом. На самом деле, это касается не только отдельно взятой киногруппы, но и всех, кто задействован в киноиндустрии.

В Европе предпринимается много образовательных программ, посвященных кино. Так делают потому, что в процессе обучения кинематографисты лучше друг друга узнают. Мы, например, любим своих одноклассников. И они остаются для нас на протяжении всей жизни друзьями, потому что мы с ними сидели за партами бок-о-бок, и съели не один пуд соли. Близкие знакомства в европейском кино важны еще и потому, что бюджеты на кинопроизводство в Европе небольшие, и авторские фильмы можно сделать только в копродукции с другими компаниями и странами. Поэтому европейские продюсеры вынуждены много сотрудничать и выстраивать взаимоотношения друг с другом.

Наша продюсерская тусовка, как мне кажется, не направлена на сотрудничество, и каждый в ней — сам по себе. Но нам следует объединиться, чтобы вместе делать проекты и лоббировать интересы отрасли. Это поможет приблизить нашу отрасль к европейским стандартам.
 

Правила продюсера Юлии Мишкинене / Верь в себя и в свой проект


Вера в себя побеждает все преграды.

Ко мне часто приходят молодые режиссеры и продюсеры и говорят, что они не могут получить деньги на фильм. Я считаю, что если проект хороший и в него верят режиссер, сценарист и продюсер, его всегда можно сделать. Может быть, правда, и не сразу.

К слову, я знаю много режиссеров, которые не смогли сразу запуститься со своим первым проектом. Поэтому они делали второй и третий проекты, запускали их, а уже потом, будучи известными людьми, возвращались к первому фильму. Сергей Лозница, например, много лет не мог начать съемки своего игрового дебюта «В тумане». Но, когда его фильм «Счастье мое» попал на Каннский фестиваль, ему стало гораздо проще найти ресурсы для картины «В тумане».

Поэтому верить в себя, в свой проект и в людей, которые рядом — очень важно.
 

Правила продюсера Юлии Мишкинене / Умей принимать решения


Это самое главное искусство для продюсера. Вообще, делать выбор очень сложно. Этот актер или другой? Какой режиссер, какая команда? Я знаю, что людей, которые занимаются государственным управлением, специально учат искусству быстро принимать решения.

Иногда мы — слишком перфекционисты, и нам кажется, что конкретно сейчас мы примем решение, которое будет неправильным. Поэтому нужно подождать и подумать... Но сам факт принятия решения бывает важнее того, правильное оно или нет. Я всегда стараюсь либо быстро принимать нужные решения сама, либо заставить того человека, от которого что-либо зависит, быстро их принять.
 

Правила продюсера Юлии Мишкинене / Береги здоровье


Самый главный продюсерский ресурс — это здоровье. Тем, кто этим ресурсом не обладает, лучше не заниматься продюсированием. Это касается, конечно, и сферы кинематографа в целом — без хорошего здоровья не запустишься в производство и не сделаешь фильм. Продюсер несет на себе огромную ответственность — и поэтому за своим здоровьем ему надо следить.

Соблюдайте простые рекомендации: спите ночами, не пейте и не курите. Раньше кино всегда ассоциировалось с прожигателями жизни, которые «палили» себя во имя результата. Так, конечно, тоже можно делать, но это совсем не обязательно. Хорошо бы все-таки беречь здоровье, оно ведь у нас одно.
 
 
Юлия Мишкинене

Продюсер, основатель и руководитель кинокомпании Vita Aktiva. Кандидат философских наук. Работала над фильмами «Салют-7», «Рыба-мечта», «Брат Дэян», «Интимные места», «Шультес» и другими.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2321
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1617
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1330
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1299
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1208
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1170
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее