Правила профессии

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина

Почему в работе важна импровизация, какова ценность жизненного опыта в кинопроизводстве и зачем читать мемуары — профессиональные кредо художника-постановщика Владимира Гудилина

  • 24 января 2018
  • 1576
Петр Скопин

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Растворись в сценарии


Моя задача как художника-постановщика — раствориться в сценарии. Как нас учили во ВГИКе, кино — это «синтетическое искусство»; мы должны существовать в системе координат, заданной сценарием, режиссером и бюджетом. Наша задача — это через свою индивидуальность и опыт раскрыть то, что хочет режиссер.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Импровизируй


В работе важна импровизация. Правил нет, они давно растворились в профессии. Когда мы говорим, не замечаем, что делаем это при помощи букв и слов. Так же и с правилами в художественной постановке — они сами собой разумеющиеся.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Жизненный опыт — важен


Раньше во ВГИК не брали без высшего образования или серьезного жизненного опыта. Побывал в деревне, пожил границей, залез на Эверест — только эти впечатления и общение с людьми дает жизненный опыт, необходимый в кинопрофессии.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Работай с умными


Работая с умными, талантливыми людьми ты внутренне подтягиваешься и стремишься соответствовать их задачам. С расхлябанным режиссером, который ниже тебя по уровню развития, этой «химии» не получится. Главное — научиться отказываться, отсекать неинтересные проекты или попросту «халтуру».
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина /  Будь открытым новому


Я, как Милорадович на войне 1812 года, первым разведываю и открываю. Я первым знаю, как снимать и как должна выглядеть комната, которая будет сниматься.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Нужно не только отдавать, но и накапливать


Если делать пять фильмов подряд — вырабатываешься. У тебя возникает постоянное желание отдохнуть, ты перестаешь фантазировать. Копить энергию тоже важно.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Цени культуру и профессионализм


Важно обладать азами других кинопрофессий. Я, например, знаю основы операторского дела. Представляю, что такое «длинный фокус», «объективы», «контровик». Если оператор и режиссер тоже в курсе моего ремесла, нам будет проще договориться.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / На площадке будь психологом


Работая с людьми, надо видеть в них и хорошее, и плохое, знать их таланты и не требовать от них невозможного. Стоит приспособиться к ним: ругаться бесполезно и бессмысленно. Если человек чувствует, что ты его уважаешь и вошел в его положение, он будет тебе предан и сделает свою работу в два раза лучше. При этом хамить и ходить «гоголем» на площадке — бессмысленная затея.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Сосредоточься


В процессе работы я стараюсь не отвечать на звонки. У меня был друг, Коля Климов, живописец и замечательный художник, который страшно ругался, когда он шел на этюд и ему по пути медленно переезжала дорогу машина. Он понимал, что автомобиль задерживает ход его движения — ведь он должен был попасть в конкретную точку в определенное время, «головой» он был уже там. И любая задержка его раздражала. И это правда важно: такие моменты сокращают количество времени на творчество, сосредоточенность же время экономит.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Заранее подготовь объект


Никогда не любил готовиться к экзаменам ночью, привык это делать заранее. Я и декорациями занимаюсь заранее — пусть она лучше отстоится, и я даже успею зайти и добавить что-нибудь на «свежую» голову, чем попаду в цейтнот.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Вдохни душу в реквизит


Когда берешь вещь, например, на Мосфильме, или покупаешь ее в магазине — в нее надо вдохнуть душу. Душа «вдыхается» частично мной с оператором, частично — режиссером и сценаристом. Это как и с актерами: если режиссер снова снимает актера, он вкладывает в него новую душу.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Кино — это изображение


Кино в наши дни все больше становится аудиокнигой: можно отключить картинку и только слушать, ничего не потеряешь. Но в идеале фильм должен быть таким, чтобы зритель внимательно глядел в экран и каждую секунду боялся «потерять нить». В картинах Микеланджело Антониони и Андрея Тарковского каждый кадр продуман. Если у зрителя скачан подобный фильм — частенько он будет прокручивать его раз за разом, пытаясь до конца понять, что хотел сказать режиссер.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Избегай шаблонов


Любая эпоха гораздо богаче наших представлений о ней. Стоит залезть в бабушкин альбом — и увидишь наполненность интерьеров, которая никак не соответствует тому, как мы привыкли думать. Типичное представление об эпохе нам, по большей части, внушили художники-постановщики-верхогляды. Раньше перед каждой исторической работой я ходил в библиотеку, заказывал журналы нужной эпохи, листал их, зарисовывал нужные мне объекты и интерьеры. На основе этого материала можно создать новый мир.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Читай мемуары


Чем глубже влезаешь в эпоху, чем больше времени или памяти отдашь, тем интереснее придумаешь. Существуют воспоминания, рассказы и литература, которые очень сильно помогают в этом смысле. Я, например, обожаю читать мемуары, потому что там описаны такие детали, которые сам не придумаешь. Мемуаров безумное количество, нужно просто сесть и вдумчиво их прочитать.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Не прячься за реквизит


Раньше я любил максимально заполнять кадр, а сейчас мне кажется, что это делать совсем не обязательно. К слову, фильмы 1950-60-х годов славились своей «пустотой»: умывальник, шкаф в кадре — и все, тем не менее это прекрасно работало. Вспомните «Я шагаю по Москве» и другие солнечные, добрые фильмы! В наше время некоторым операторам и режиссерам страшно важно полностью «забить» кадр. Но иногда и на пустоте можно построить прекрасное изображение. Хороший художник не должен прятаться за реквизит.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Даже если делаешь спичечные этикетки — делай их хорошо


Как говорил мой ВГИКовский учитель Борисов: «Делая даже спичечные этикетки, делай их лучше всех». Если за что-то взялся — будь добр выполнить работу максимально хорошо.
 
 
Владимир Гудилин

Художник-постановщик

Работал на картинах «Любовник», «Стиляги», «Географ глобус пропил» и «Большой», на сериалах «Оттепель» и «Бесы», и с такими режиссерами, как Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко, Андрей Смирнов и Александр Велединский.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 13051
Практика

Как стать продюсером?

Кто такой продюсер, что он должен делать и за что отвечать — если вы не знаете ответов на эти вопросы, наша статья поможет составить общее представление

  • 5 мая
  • 2573
Обзоры

Лучшие библиотеки сэмплов для киномузыки

Если у вас есть миди-клавиатура и небольшой набор оборудования, то вы уже можете писать музыку. Но чтобы она звучала убедительно, важно также использовать хорошие библиотеки сэмплов

  • 7 мая
  • 1950
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1634
Слова

«Я приехал в Бангладеш сделать не просто хорошее кино, а что-то на пределе возможностей»: оператор Азиз Жамбакиев об однокадровом фильме «День субботний»

В числе самых ярких картин прошедшего ММКФ — бангладешская драма «День субботний», снятая в сложнейшем формате однокадрового кино. Оператор Азиз Жамбакиев поделился с нами подробностями создания картины: особенности ритма и света, выбор оптики, специфика «восточного стиля» подготовки, а также форс-мажоры

  • 6 мая
  • 1516
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 1548
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее