Правила профессии

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина

Почему в работе важна импровизация, какова ценность жизненного опыта в кинопроизводстве и зачем читать мемуары — профессиональные кредо художника-постановщика Владимира Гудилина


Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Растворись в сценарии


Моя задача как художника-постановщика — раствориться в сценарии. Как нас учили во ВГИКе, кино — это «синтетическое искусство»; мы должны существовать в системе координат, заданной сценарием, режиссером и бюджетом. Наша задача — это через свою индивидуальность и опыт раскрыть то, что хочет режиссер.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Импровизируй


В работе важна импровизация. Правил нет, они давно растворились в профессии. Когда мы говорим, не замечаем, что делаем это при помощи букв и слов. Так же и с правилами в художественной постановке — они сами собой разумеющиеся.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Жизненный опыт — важен


Раньше во ВГИК не брали без высшего образования или серьезного жизненного опыта. Побывал в деревне, пожил границей, залез на Эверест — только эти впечатления и общение с людьми дает жизненный опыт, необходимый в кинопрофессии.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Работай с умными


Работая с умными, талантливыми людьми ты внутренне подтягиваешься и стремишься соответствовать их задачам. С расхлябанным режиссером, который ниже тебя по уровню развития, этой «химии» не получится. Главное — научиться отказываться, отсекать неинтересные проекты или попросту «халтуру».
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина /  Будь открытым новому


Я, как Милорадович на войне 1812 года, первым разведываю и открываю. Я первым знаю, как снимать и как должна выглядеть комната, которая будет сниматься.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Нужно не только отдавать, но и накапливать


Если делать пять фильмов подряд — вырабатываешься. У тебя возникает постоянное желание отдохнуть, ты перестаешь фантазировать. Копить энергию тоже важно.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Цени культуру и профессионализм


Важно обладать азами других кинопрофессий. Я, например, знаю основы операторского дела. Представляю, что такое «длинный фокус», «объективы», «контровик». Если оператор и режиссер тоже в курсе моего ремесла, нам будет проще договориться.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / На площадке будь психологом


Работая с людьми, надо видеть в них и хорошее, и плохое, знать их таланты и не требовать от них невозможного. Стоит приспособиться к ним: ругаться бесполезно и бессмысленно. Если человек чувствует, что ты его уважаешь и вошел в его положение, он будет тебе предан и сделает свою работу в два раза лучше. При этом хамить и ходить «гоголем» на площадке — бессмысленная затея.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Сосредоточься


В процессе работы я стараюсь не отвечать на звонки. У меня был друг, Коля Климов, живописец и замечательный художник, который страшно ругался, когда он шел на этюд и ему по пути медленно переезжала дорогу машина. Он понимал, что автомобиль задерживает ход его движения — ведь он должен был попасть в конкретную точку в определенное время, «головой» он был уже там. И любая задержка его раздражала. И это правда важно: такие моменты сокращают количество времени на творчество, сосредоточенность же время экономит.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Заранее подготовь объект


Никогда не любил готовиться к экзаменам ночью, привык это делать заранее. Я и декорациями занимаюсь заранее — пусть она лучше отстоится, и я даже успею зайти и добавить что-нибудь на «свежую» голову, чем попаду в цейтнот.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Вдохни душу в реквизит


Когда берешь вещь, например, на Мосфильме, или покупаешь ее в магазине — в нее надо вдохнуть душу. Душа «вдыхается» частично мной с оператором, частично — режиссером и сценаристом. Это как и с актерами: если режиссер снова снимает актера, он вкладывает в него новую душу.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Кино — это изображение


Кино в наши дни все больше становится аудиокнигой: можно отключить картинку и только слушать, ничего не потеряешь. Но в идеале фильм должен быть таким, чтобы зритель внимательно глядел в экран и каждую секунду боялся «потерять нить». В картинах Микеланджело Антониони и Андрея Тарковского каждый кадр продуман. Если у зрителя скачан подобный фильм — частенько он будет прокручивать его раз за разом, пытаясь до конца понять, что хотел сказать режиссер.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Избегай шаблонов


Любая эпоха гораздо богаче наших представлений о ней. Стоит залезть в бабушкин альбом — и увидишь наполненность интерьеров, которая никак не соответствует тому, как мы привыкли думать. Типичное представление об эпохе нам, по большей части, внушили художники-постановщики-верхогляды. Раньше перед каждой исторической работой я ходил в библиотеку, заказывал журналы нужной эпохи, листал их, зарисовывал нужные мне объекты и интерьеры. На основе этого материала можно создать новый мир.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Читай мемуары


Чем глубже влезаешь в эпоху, чем больше времени или памяти отдашь, тем интереснее придумаешь. Существуют воспоминания, рассказы и литература, которые очень сильно помогают в этом смысле. Я, например, обожаю читать мемуары, потому что там описаны такие детали, которые сам не придумаешь. Мемуаров безумное количество, нужно просто сесть и вдумчиво их прочитать.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Не прячься за реквизит


Раньше я любил максимально заполнять кадр, а сейчас мне кажется, что это делать совсем не обязательно. К слову, фильмы 1950-60-х годов славились своей «пустотой»: умывальник, шкаф в кадре — и все, тем не менее это прекрасно работало. Вспомните «Я шагаю по Москве» и другие солнечные, добрые фильмы! В наше время некоторым операторам и режиссерам страшно важно полностью «забить» кадр. Но иногда и на пустоте можно построить прекрасное изображение. Хороший художник не должен прятаться за реквизит.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Даже если делаешь спичечные этикетки — делай их хорошо


Как говорил мой ВГИКовский учитель Борисов: «Делая даже спичечные этикетки, делай их лучше всех». Если за что-то взялся — будь добр выполнить работу максимально хорошо.
 
 
Владимир Гудилин

Художник-постановщик

Работал на картинах «Любовник», «Стиляги», «Географ глобус пропил» и «Большой», на сериалах «Оттепель» и «Бесы», и с такими режиссерами, как Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко, Андрей Смирнов и Александр Велединский.
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 11580
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4293
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3034
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2381
Практика

Ателье для «Оскара»: кто делает обувь для кино

Могла ли носить Золушка обувь от Ferragamo, а Мария-Антуанетта от Manolo Blahnik? Вполне, если речь идет о киноперсонажах. О том, где изготавливается обувь для культовых кинофильм, читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд

7 декабря 1661
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее