Правила профессии

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина

Почему в работе важна импровизация, какова ценность жизненного опыта в кинопроизводстве и зачем читать мемуары — профессиональные кредо художника-постановщика Владимира Гудилина

  • 24 января 2018
  • 1628
Петр Скопин

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Растворись в сценарии


Моя задача как художника-постановщика — раствориться в сценарии. Как нас учили во ВГИКе, кино — это «синтетическое искусство»; мы должны существовать в системе координат, заданной сценарием, режиссером и бюджетом. Наша задача — это через свою индивидуальность и опыт раскрыть то, что хочет режиссер.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Импровизируй


В работе важна импровизация. Правил нет, они давно растворились в профессии. Когда мы говорим, не замечаем, что делаем это при помощи букв и слов. Так же и с правилами в художественной постановке — они сами собой разумеющиеся.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Жизненный опыт — важен


Раньше во ВГИК не брали без высшего образования или серьезного жизненного опыта. Побывал в деревне, пожил границей, залез на Эверест — только эти впечатления и общение с людьми дает жизненный опыт, необходимый в кинопрофессии.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Работай с умными


Работая с умными, талантливыми людьми ты внутренне подтягиваешься и стремишься соответствовать их задачам. С расхлябанным режиссером, который ниже тебя по уровню развития, этой «химии» не получится. Главное — научиться отказываться, отсекать неинтересные проекты или попросту «халтуру».
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина /  Будь открытым новому


Я, как Милорадович на войне 1812 года, первым разведываю и открываю. Я первым знаю, как снимать и как должна выглядеть комната, которая будет сниматься.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Нужно не только отдавать, но и накапливать


Если делать пять фильмов подряд — вырабатываешься. У тебя возникает постоянное желание отдохнуть, ты перестаешь фантазировать. Копить энергию тоже важно.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Цени культуру и профессионализм


Важно обладать азами других кинопрофессий. Я, например, знаю основы операторского дела. Представляю, что такое «длинный фокус», «объективы», «контровик». Если оператор и режиссер тоже в курсе моего ремесла, нам будет проще договориться.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / На площадке будь психологом


Работая с людьми, надо видеть в них и хорошее, и плохое, знать их таланты и не требовать от них невозможного. Стоит приспособиться к ним: ругаться бесполезно и бессмысленно. Если человек чувствует, что ты его уважаешь и вошел в его положение, он будет тебе предан и сделает свою работу в два раза лучше. При этом хамить и ходить «гоголем» на площадке — бессмысленная затея.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Сосредоточься


В процессе работы я стараюсь не отвечать на звонки. У меня был друг, Коля Климов, живописец и замечательный художник, который страшно ругался, когда он шел на этюд и ему по пути медленно переезжала дорогу машина. Он понимал, что автомобиль задерживает ход его движения — ведь он должен был попасть в конкретную точку в определенное время, «головой» он был уже там. И любая задержка его раздражала. И это правда важно: такие моменты сокращают количество времени на творчество, сосредоточенность же время экономит.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Заранее подготовь объект


Никогда не любил готовиться к экзаменам ночью, привык это делать заранее. Я и декорациями занимаюсь заранее — пусть она лучше отстоится, и я даже успею зайти и добавить что-нибудь на «свежую» голову, чем попаду в цейтнот.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Вдохни душу в реквизит


Когда берешь вещь, например, на Мосфильме, или покупаешь ее в магазине — в нее надо вдохнуть душу. Душа «вдыхается» частично мной с оператором, частично — режиссером и сценаристом. Это как и с актерами: если режиссер снова снимает актера, он вкладывает в него новую душу.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Кино — это изображение


Кино в наши дни все больше становится аудиокнигой: можно отключить картинку и только слушать, ничего не потеряешь. Но в идеале фильм должен быть таким, чтобы зритель внимательно глядел в экран и каждую секунду боялся «потерять нить». В картинах Микеланджело Антониони и Андрея Тарковского каждый кадр продуман. Если у зрителя скачан подобный фильм — частенько он будет прокручивать его раз за разом, пытаясь до конца понять, что хотел сказать режиссер.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Избегай шаблонов


Любая эпоха гораздо богаче наших представлений о ней. Стоит залезть в бабушкин альбом — и увидишь наполненность интерьеров, которая никак не соответствует тому, как мы привыкли думать. Типичное представление об эпохе нам, по большей части, внушили художники-постановщики-верхогляды. Раньше перед каждой исторической работой я ходил в библиотеку, заказывал журналы нужной эпохи, листал их, зарисовывал нужные мне объекты и интерьеры. На основе этого материала можно создать новый мир.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Читай мемуары


Чем глубже влезаешь в эпоху, чем больше времени или памяти отдашь, тем интереснее придумаешь. Существуют воспоминания, рассказы и литература, которые очень сильно помогают в этом смысле. Я, например, обожаю читать мемуары, потому что там описаны такие детали, которые сам не придумаешь. Мемуаров безумное количество, нужно просто сесть и вдумчиво их прочитать.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Не прячься за реквизит


Раньше я любил максимально заполнять кадр, а сейчас мне кажется, что это делать совсем не обязательно. К слову, фильмы 1950-60-х годов славились своей «пустотой»: умывальник, шкаф в кадре — и все, тем не менее это прекрасно работало. Вспомните «Я шагаю по Москве» и другие солнечные, добрые фильмы! В наше время некоторым операторам и режиссерам страшно важно полностью «забить» кадр. Но иногда и на пустоте можно построить прекрасное изображение. Хороший художник не должен прятаться за реквизит.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Даже если делаешь спичечные этикетки — делай их хорошо


Как говорил мой ВГИКовский учитель Борисов: «Делая даже спичечные этикетки, делай их лучше всех». Если за что-то взялся — будь добр выполнить работу максимально хорошо.
 
 
Владимир Гудилин

Художник-постановщик

Работал на картинах «Любовник», «Стиляги», «Географ глобус пропил» и «Большой», на сериалах «Оттепель» и «Бесы», и с такими режиссерами, как Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко, Андрей Смирнов и Александр Велединский.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 7141
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 3725
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3369
Практика

Приемы: Как создаются фильмы ужасов

Чувство страха — базовая эмоция человека. Если наш мозг не может определить явление как нормальное, мы испытываем страх. На страхе перед неизведанным основан жанр фильмов ужасов или хорроров. Разберем его особенности

  • 5 июля
  • 2643
Обзоры

Программы для монтажа видео: от приложений для начинающих до профессиональных систем

Монтаж — это ключевая часть постпродакшна видео. Именно на этом этапе рождается фильм. Рассказываем о том, какие программы для видеомонтажа существуют сегодня, чем они отличаются друг от друга и как выбрать подходящую для решения ваших задач

  • 4 июля
  • 2593
Слова

«Самый важный вопрос: как я могу влиять на поведение актера?»: Джереми Каган о подготовке к съемочному процессу

Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии прочитал в Московской школе кино интенсивный курс по работе с актерами и поделился с нами секретами своего мастерства

  • 3 июля
  • 1561
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее