Правила профессии

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина

Почему в работе важна импровизация, какова ценность жизненного опыта в кинопроизводстве и зачем читать мемуары — профессиональные кредо художника-постановщика Владимира Гудилина

  • 24 января
  • 1287
Петр Скопин

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Растворись в сценарии


Моя задача как художника-постановщика — раствориться в сценарии. Как нас учили во ВГИКе, кино — это «синтетическое искусство»; мы должны существовать в системе координат, заданной сценарием, режиссером и бюджетом. Наша задача — это через свою индивидуальность и опыт раскрыть то, что хочет режиссер.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Импровизируй


В работе важна импровизация. Правил нет, они давно растворились в профессии. Когда мы говорим, не замечаем, что делаем это при помощи букв и слов. Так же и с правилами в художественной постановке — они сами собой разумеющиеся.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Жизненный опыт — важен


Раньше во ВГИК не брали без высшего образования или серьезного жизненного опыта. Побывал в деревне, пожил границей, залез на Эверест — только эти впечатления и общение с людьми дает жизненный опыт, необходимый в кинопрофессии.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Работай с умными


Работая с умными, талантливыми людьми ты внутренне подтягиваешься и стремишься соответствовать их задачам. С расхлябанным режиссером, который ниже тебя по уровню развития, этой «химии» не получится. Главное — научиться отказываться, отсекать неинтересные проекты или попросту «халтуру».
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина /  Будь открытым новому


Я, как Милорадович на войне 1812 года, первым разведываю и открываю. Я первым знаю, как снимать и как должна выглядеть комната, которая будет сниматься.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Нужно не только отдавать, но и накапливать


Если делать пять фильмов подряд — вырабатываешься. У тебя возникает постоянное желание отдохнуть, ты перестаешь фантазировать. Копить энергию тоже важно.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Цени культуру и профессионализм


Важно обладать азами других кинопрофессий. Я, например, знаю основы операторского дела. Представляю, что такое «длинный фокус», «объективы», «контровик». Если оператор и режиссер тоже в курсе моего ремесла, нам будет проще договориться.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / На площадке будь психологом


Работая с людьми, надо видеть в них и хорошее, и плохое, знать их таланты и не требовать от них невозможного. Стоит приспособиться к ним: ругаться бесполезно и бессмысленно. Если человек чувствует, что ты его уважаешь и вошел в его положение, он будет тебе предан и сделает свою работу в два раза лучше. При этом хамить и ходить «гоголем» на площадке — бессмысленная затея.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Сосредоточься


В процессе работы я стараюсь не отвечать на звонки. У меня был друг, Коля Климов, живописец и замечательный художник, который страшно ругался, когда он шел на этюд и ему по пути медленно переезжала дорогу машина. Он понимал, что автомобиль задерживает ход его движения — ведь он должен был попасть в конкретную точку в определенное время, «головой» он был уже там. И любая задержка его раздражала. И это правда важно: такие моменты сокращают количество времени на творчество, сосредоточенность же время экономит.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Заранее подготовь объект


Никогда не любил готовиться к экзаменам ночью, привык это делать заранее. Я и декорациями занимаюсь заранее — пусть она лучше отстоится, и я даже успею зайти и добавить что-нибудь на «свежую» голову, чем попаду в цейтнот.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Вдохни душу в реквизит


Когда берешь вещь, например, на Мосфильме, или покупаешь ее в магазине — в нее надо вдохнуть душу. Душа «вдыхается» частично мной с оператором, частично — режиссером и сценаристом. Это как и с актерами: если режиссер снова снимает актера, он вкладывает в него новую душу.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Кино — это изображение


Кино в наши дни все больше становится аудиокнигой: можно отключить картинку и только слушать, ничего не потеряешь. Но в идеале фильм должен быть таким, чтобы зритель внимательно глядел в экран и каждую секунду боялся «потерять нить». В картинах Микеланджело Антониони и Андрея Тарковского каждый кадр продуман. Если у зрителя скачан подобный фильм — частенько он будет прокручивать его раз за разом, пытаясь до конца понять, что хотел сказать режиссер.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Избегай шаблонов


Любая эпоха гораздо богаче наших представлений о ней. Стоит залезть в бабушкин альбом — и увидишь наполненность интерьеров, которая никак не соответствует тому, как мы привыкли думать. Типичное представление об эпохе нам, по большей части, внушили художники-постановщики-верхогляды. Раньше перед каждой исторической работой я ходил в библиотеку, заказывал журналы нужной эпохи, листал их, зарисовывал нужные мне объекты и интерьеры. На основе этого материала можно создать новый мир.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Читай мемуары


Чем глубже влезаешь в эпоху, чем больше времени или памяти отдашь, тем интереснее придумаешь. Существуют воспоминания, рассказы и литература, которые очень сильно помогают в этом смысле. Я, например, обожаю читать мемуары, потому что там описаны такие детали, которые сам не придумаешь. Мемуаров безумное количество, нужно просто сесть и вдумчиво их прочитать.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Не прячься за реквизит


Раньше я любил максимально заполнять кадр, а сейчас мне кажется, что это делать совсем не обязательно. К слову, фильмы 1950-60-х годов славились своей «пустотой»: умывальник, шкаф в кадре — и все, тем не менее это прекрасно работало. Вспомните «Я шагаю по Москве» и другие солнечные, добрые фильмы! В наше время некоторым операторам и режиссерам страшно важно полностью «забить» кадр. Но иногда и на пустоте можно построить прекрасное изображение. Хороший художник не должен прятаться за реквизит.
 

Правила художника-постановщика Владимира Гудилина / Даже если делаешь спичечные этикетки — делай их хорошо


Как говорил мой ВГИКовский учитель Борисов: «Делая даже спичечные этикетки, делай их лучше всех». Если за что-то взялся — будь добр выполнить работу максимально хорошо.
 
 
Владимир Гудилин

Художник-постановщик

Работал на картинах «Любовник», «Стиляги», «Географ глобус пропил» и «Большой», на сериалах «Оттепель» и «Бесы», и с такими режиссерами, как Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко, Андрей Смирнов и Александр Велединский.
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3783
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3316
Обзоры

3 фильма с нестандартной кадровой частотой

24 кадра в секунду — общепринятый, устоявшийся киностандарт. Однако в последние годы его господство пытаются поколебать. Эти эксперименты не всегда можно назвать успешными, однако внимания они заслуживают

  • 15 декабря
  • 2103
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1962
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1957
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1643
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее