Слова

«Концертная съемка беспощадна, потому что у тебя нет дублей»

Как написать сценарий фильма-концерта, каких ошибок стоит избегать, снимая живые выступления, и какие возможности показа мероприятий открывает система Spider — рассказывает Даниил Сальхов, режиссер фильма-концерта Би-2 «Горизонт событий»

  • 23 января
  • 5399
Павел Орлов

— Давайте начнем с вопроса, кто такой концертный режиссер и что входит в его обязанности.

— Надо сразу оговориться, что наша компания все делает несколько по-своему и с нуля, поэтому я не могу отвечать за каждого режиссера концертной съемки. Наши методы нельзя назвать стандартными и подходящими каждому.

Даниил Сальхов / Фото: Василий Церевитинов
Даниил Сальхов / Фото: Василий Церевитинов

По какой-то причине концерты давно стали телевизионным родом деятельности, и мы на такой классический телевизионный опыт не опираемся. Классический режиссер концертной съемки, насколько мне известно, — это человек, который сидит за кнопочками и кричит: «Первая, приготовились». Мы же всегда вдохновлялись концертной съемкой 1960-70-х годов, когда это делалось на три-пять 16-мм кинокамер или, как в случае Led Zeppelin или Queen, пять-десять 35-мм кинокамер.
 

Концерты давно стали телевизионным родом деятельности, и мы на такой классический телевизионный опыт не опираемся.


Когда к нам обращается артист, главное, что нужно сделать — понять, что он хочет и что нужно для реализации этого. При этом грань между продюсером и режиссером очень тонкая. Собираешь группу, доносишь задачи до нее. Значительная часть работы суммируется в сценарии. Сценарий реализуется на съемке. А дальше идет монтаж. Монтирую я всегда сам, кроме случаев, вроде этого концерта Би-2.

— Хорошо, а чем отличается телевизионный формат концерта от того, что делаете вы? И в чем необычность вашего фильма-концерта Би-2 «Горизонт событий»?

— Классическая концертная съемка — грубо говоря, поставить десять камер и снять весь концерт — это отточенная технология, и таким продуктом сегодня никого не удивишь. Поэтому мы стараемся с каждым артистом придумать что-то особенное. Например, когда мы снимали Optimystica Orchestra, у нас получился целый документальный фильм «Все, что делает река», где собственно концерт занял процентов сорок экранного времени. Мы общались и жили с группой долгое время, благодаря чему исчезли все барьеры и мы смогли показать многое из того, что касается внутреннего мира автора, из того, что стоит за творчеством Евгения Федорова.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

По поводу Би-2. С сотрудничества с ними и началась компания Firecat Films. У нас уже было четыре концертных съемки, и в этот раз мы решили уйти от ортодоксального формата. К тому же в команде появилось новое звено — режиссер Игорь Шмелев, снимающий клипы Би-2. Он привнес новый, клипмейкерский взгляд на материал, и, в общем-то, от него идут все элементы новизны этого фильма-концерта. Например, если обычно мы монтируем более-менее линейно, то он монтирует экспериментально, соединяя разные части концерта, что дает очень необычный результат.
 
Препродакшн — это техническая и творческая работа. 

— Как разделяются ваши обязанности как концертного режиссера и Игоря Шмелева как режиссера?

— Мы взяли на себя концертную съемку, а Игорь высказал нам свои пожелания: в этой песне нужен такой пролет, а в этой — вот такие крупности и так далее. Также он играет ведущую роль на постпродакшне — монтирует, придумывает, говорит, что необходимо доснять, а мы уже участвуем скорее на консультативном уровне.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

— Как происходит препродакшн фильма-концерта?

— Прежде всего, от артиста нужен сет-лист, порядок песен. И необходима максимальная взаимосвязь с площадкой и промоутерами, чтобы иметь на руках всю документацию, стейдж-планы, сценарий всего шоу. Также мы плотно работаем с командой группы, например, с Давидом Мисакяном, художником по свету Би-2. Наша режиссерская команда отслушивает все песни, садится с группой и обсуждает: где какое соло, какая сбивка у барабанщика или когда он будет крутить палочки, выясняются ракурсы, с которых артист нравится себе больше, и другие подобные вещи.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Антонина Кирнос
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Антонина Кирнос

Помогает то, что Би-2 откатали с этой программой уже немало городов, и можно с довольно высокой точностью прогнозировать их поведение на сцене. Благодаря этому у нас был детальнейший сценарий всего представления, мы знали все важные моменты и могли говорить операторам, к чему стоит готовиться. То есть препродакшн — это техническая и творческая работа. Минимум это занимает недели три, но реально обычно требуется времени гораздо больше.

Даниил Сальхов / Фото: Никита Грей
Даниил Сальхов / Фото: Никита Грей

— Что собой представляет сценарий, который вы готовите?

— В сценарии расписана последовательность песен, все, что происходит между песнями, а также до и после концерта. Расписывается, кто что делает в кадре и кто что делает за кадром (а съемочная группа у нас в данном случае была порядка ста человек). Вдобавок к этому проводятся встречи со съемочной группой, — с операторами, со всем вспомогательным персоналом, — где разбирается весь концерт. В итоге даже механики знают, что именно будет происходить, и в какой момент лучше менять аккумуляторы, флэшки и тому подобное.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

Концертная съемка беспощадна, потому что у тебя нет дублей, возможности что-либо повторить. Так что если не иметь точнейшего сценария, не иметь сплоченной и подготовленной команды, можно упустить все важные моменты. Артисты, как правило, люди щепетильные и требовательные, а Би-2 и вовсе супер-щепетильные и супер-требовательные, и если упустить один взлет палочки или взмах медиатором, то тебе потом предъявят претензии и будут правы.
 

Даже механики знают, что именно будет происходить, и в какой момент лучше менять аккумуляторы, флэшки.


— Были ли у вас какие-то референсы из других фильмов-концертов?

— Референсов было довольно много. Конкретно мы вдохновлялись тем, что делает английский режиссер Пол Дагдейл. Это, на мой вкус, один из лучших современных концертных режиссеров, человек, работающий с артистами уровня The Rolling Stones и Coldplay. Фильм о последних мы как раз использовали в качестве референса.
 

Проекты близки по масштабу, по задачам — там тоже использовалась система Spider, — по динамике монтажа. Референсов у нас в стране, к сожалению, нет, потому что кроме телевизионных команд, вроде Первого канала или «Дождя», работающих довольно традиционно и предсказуемо, никто этим особо не занимается.
 

Половина операторов, которые с нами работают, сами музыканты. 


— Как происходит ваше взаимодействие с командой во время съемок?

— Схема обычная. У нас есть несколько служб, технические директора, продюсеры и режиссерская группа. Вся верхушка съемочной группы сидит за мониторами и контролирует все происходящее по связи.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

Важный момент по поводу операторской группы. Наверное, половина операторов, которые с нами работают, сами музыканты. То есть они могут предугадать, когда у барабанщика будет сбивка, и понимают, какую руку гитариста лучше снимать во время исполнения соло.

— Фильм снимался на камеры RED. Почему вы выбрали именно их?

— Во-первых, Би-2 поставили условие, что им нужен мастер в формате 4K. Выбор был между ALEXA и RED. У RED RAW-файлы весят поменьше.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

Мы использовали пятнадцать камер, и это, кажется, самое большое количество, с которым нам приходилось работать. Шло такое количество от задач. Мы изучили сценарий, поняли, на каких точках нам нужны камеры, и пришли к тому, что всего нужно пятнадцать штук. Не скажу, что это был необходимый минимум, но по опыту лучше взять большее количество камер, чем упустить что-то действительно важное. У каждой камеры есть своя точка и своя четкая задача. Попытки охватить одной камерой две-три задачи заканчиваются плачевно.
 
Съемки концерта нельзя проводить так же, как фэшн-съемку или документально-репортажную съемку, не беря в расчет саму музыку. 

— Расскажите о системе Spider, которую вы использовали на съемках.

— Spider — это довольно сложный агрегат. Он развешивается под потолком арены на тросах и весь концерт летает по всему помещению. По сути, он работает как дрон, только в закрытом помещении. Камера может находиться в любой точке зала по всем трем осям. Она может очень быстро отлететь от сцены в самую дальнюю часть зала по сложной траектории и показать всю площадку из-под потолка в движении. В общем, выглядит действительно круто.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

Чтобы подвесить эту штуку, требуется несколько суток и объединение усилий площадки, промоутера, съемочной команды и группы. Идея использовать Spider возникла из-за желания показать масштаб происходящего, тем более, что речь шла о такой большой площадке, как Ледовый дворец. Какие-то ручные камеры или телеги в дальней части зала — это не то, не дадут нужного эффекта. Выходом был Spider, причем Би-2 это поняли сами еще до того, как обратились к нам. Вообще его используют чаще в футболе, чем на концертных съемках, причем в России, насколько я понимаю, было всего несколько таких концертов.

— Есть ли какие-то особые требования к съемочной группе во время концерта?

— Это индивидуально и во многом зависит от артиста. Во-первых, ожидается что вся команда оденется в черное. Во-вторых, разумеется, съемочной группе лучше всегда быть тише воды ниже травы. Но в случае, когда заказчиком выступает сам артист, он заинтересован, чтобы мы могли делать все необходимое ради желаемой цели. Скажем, мы обсудили, что в какой-то момент на сцену выйдет стедикамщик и на несколько моментов закроет от какой-то части публики Леву или Шуру. Но это заранее обговаривалось. 


На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Антонина Кирнос
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Антонина Кирнос

В-третьих, нужно учитывать, что у Би-2 сложное, масштабное шоу. Например, у них есть такой дугообразный экран, который движется по сцене, а с учетом того, что у нас были операторы на сцене, он мог кого-то задеть. А еще там была пиротехника. Мы, конечно, это все учли в сценарии, но и от операторов требовалась дополнительная осторожность.

— По вашему опыту, что нужно учитывать в концертной съемке, чтобы избежать досадных ошибок?

— Главное в музыкальной съемке — чувствовать и понимать музыку. Съемки концерта нельзя проводить так же, как фэшн-съемку или документально-репортажную съемку, не беря в расчет саму музыку.
 
Трейлер фильма-концерта «Горизонт событий»

Firecat Films создавалась тремя людьми, которые были одновременно и киношниками и музыкантами. Мы поняли, что наши знания, умения и опыт идеально сходятся на пересечении кино и музыки, так что мы понимали, как музыку надо снимать. Не то, чтобы концертная съемка — это какой-то отдельный мир, но просто есть вещи, которые тут нужно знать. Грубо говоря, группа потом у тебя спросит: «Дружище, у нас было басовое соло, а ты показывал смотрящего в потолок клавишника. Зачем?» И хорошо, если ты на монтаже этот момент упустил, а если ты его вообще не снял? Вот такие детали в концертной съемке необходимо учитывать.

Поучаствовать в создании фильма-концерта можно на сайте Planeta.ru 
 

Обложка: на съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Антонина Кирнос

 


Комментарии

Комментариев: 1

хорошаяя и интересная статья. вообще интересно... - у них все 15 RED свои или привлеченные? опять же система спайдер- хотелось бы обзор на нее.

Смотрите также

Популярное
Практика

4 базовых техники съемки, которые должен знать даже новичок

Возможно, вы только начинаете свой путь в кино, но вот несколько операторских техник, которые нужно освоить в первую очередь

  • 6 августа
  • 5738
Практика

7 основополагающих элементов киноязыка, которые важны до сих пор

Режиссер и оператор Ноам Кролл выделил несколько техник съемки, которые появились еще в классическом кино, но их можно эффективно использовать и сейчас

  • 7 августа
  • 4733
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 2555
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 2231
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2088
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 1895
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее