Слова

«Концертная съемка беспощадна, потому что у тебя нет дублей»

Как написать сценарий фильма-концерта, каких ошибок стоит избегать, снимая живые выступления, и какие возможности показа мероприятий открывает система Spider — рассказывает Даниил Сальхов, режиссер фильма-концерта Би-2 «Горизонт событий»


— Давайте начнем с вопроса, кто такой концертный режиссер и что входит в его обязанности.

— Надо сразу оговориться, что наша компания все делает несколько по-своему и с нуля, поэтому я не могу отвечать за каждого режиссера концертной съемки. Наши методы нельзя назвать стандартными и подходящими каждому.

Даниил Сальхов / Фото: Василий Церевитинов
Даниил Сальхов / Фото: Василий Церевитинов

По какой-то причине концерты давно стали телевизионным родом деятельности, и мы на такой классический телевизионный опыт не опираемся. Классический режиссер концертной съемки, насколько мне известно, — это человек, который сидит за кнопочками и кричит: «Первая, приготовились». Мы же всегда вдохновлялись концертной съемкой 1960-70-х годов, когда это делалось на три-пять 16-мм кинокамер или, как в случае Led Zeppelin или Queen, пять-десять 35-мм кинокамер.
 

Концерты давно стали телевизионным родом деятельности, и мы на такой классический телевизионный опыт не опираемся.


Когда к нам обращается артист, главное, что нужно сделать — понять, что он хочет и что нужно для реализации этого. При этом грань между продюсером и режиссером очень тонкая. Собираешь группу, доносишь задачи до нее. Значительная часть работы суммируется в сценарии. Сценарий реализуется на съемке. А дальше идет монтаж. Монтирую я всегда сам, кроме случаев, вроде этого концерта Би-2.

— Хорошо, а чем отличается телевизионный формат концерта от того, что делаете вы? И в чем необычность вашего фильма-концерта Би-2 «Горизонт событий»?

— Классическая концертная съемка — грубо говоря, поставить десять камер и снять весь концерт — это отточенная технология, и таким продуктом сегодня никого не удивишь. Поэтому мы стараемся с каждым артистом придумать что-то особенное. Например, когда мы снимали Optimystica Orchestra, у нас получился целый документальный фильм «Все, что делает река», где собственно концерт занял процентов сорок экранного времени. Мы общались и жили с группой долгое время, благодаря чему исчезли все барьеры и мы смогли показать многое из того, что касается внутреннего мира автора, из того, что стоит за творчеством Евгения Федорова.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

По поводу Би-2. С сотрудничества с ними и началась компания Firecat Films. У нас уже было четыре концертных съемки, и в этот раз мы решили уйти от ортодоксального формата. К тому же в команде появилось новое звено — режиссер Игорь Шмелев, снимающий клипы Би-2. Он привнес новый, клипмейкерский взгляд на материал, и, в общем-то, от него идут все элементы новизны этого фильма-концерта. Например, если обычно мы монтируем более-менее линейно, то он монтирует экспериментально, соединяя разные части концерта, что дает очень необычный результат.
 
Препродакшн — это техническая и творческая работа. 

— Как разделяются ваши обязанности как концертного режиссера и Игоря Шмелева как режиссера?

— Мы взяли на себя концертную съемку, а Игорь высказал нам свои пожелания: в этой песне нужен такой пролет, а в этой — вот такие крупности и так далее. Также он играет ведущую роль на постпродакшне — монтирует, придумывает, говорит, что необходимо доснять, а мы уже участвуем скорее на консультативном уровне.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

— Как происходит препродакшн фильма-концерта?

— Прежде всего, от артиста нужен сет-лист, порядок песен. И необходима максимальная взаимосвязь с площадкой и промоутерами, чтобы иметь на руках всю документацию, стейдж-планы, сценарий всего шоу. Также мы плотно работаем с командой группы, например, с Давидом Мисакяном, художником по свету Би-2. Наша режиссерская команда отслушивает все песни, садится с группой и обсуждает: где какое соло, какая сбивка у барабанщика или когда он будет крутить палочки, выясняются ракурсы, с которых артист нравится себе больше, и другие подобные вещи.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Антонина Кирнос
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Антонина Кирнос

Помогает то, что Би-2 откатали с этой программой уже немало городов, и можно с довольно высокой точностью прогнозировать их поведение на сцене. Благодаря этому у нас был детальнейший сценарий всего представления, мы знали все важные моменты и могли говорить операторам, к чему стоит готовиться. То есть препродакшн — это техническая и творческая работа. Минимум это занимает недели три, но реально обычно требуется времени гораздо больше.

Даниил Сальхов / Фото: Никита Грей
Даниил Сальхов / Фото: Никита Грей

— Что собой представляет сценарий, который вы готовите?

— В сценарии расписана последовательность песен, все, что происходит между песнями, а также до и после концерта. Расписывается, кто что делает в кадре и кто что делает за кадром (а съемочная группа у нас в данном случае была порядка ста человек). Вдобавок к этому проводятся встречи со съемочной группой, — с операторами, со всем вспомогательным персоналом, — где разбирается весь концерт. В итоге даже механики знают, что именно будет происходить, и в какой момент лучше менять аккумуляторы, флэшки и тому подобное.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

Концертная съемка беспощадна, потому что у тебя нет дублей, возможности что-либо повторить. Так что если не иметь точнейшего сценария, не иметь сплоченной и подготовленной команды, можно упустить все важные моменты. Артисты, как правило, люди щепетильные и требовательные, а Би-2 и вовсе супер-щепетильные и супер-требовательные, и если упустить один взлет палочки или взмах медиатором, то тебе потом предъявят претензии и будут правы.
 

Даже механики знают, что именно будет происходить, и в какой момент лучше менять аккумуляторы, флэшки.


— Были ли у вас какие-то референсы из других фильмов-концертов?

— Референсов было довольно много. Конкретно мы вдохновлялись тем, что делает английский режиссер Пол Дагдейл. Это, на мой вкус, один из лучших современных концертных режиссеров, человек, работающий с артистами уровня The Rolling Stones и Coldplay. Фильм о последних мы как раз использовали в качестве референса.
 

Проекты близки по масштабу, по задачам — там тоже использовалась система Spider, — по динамике монтажа. Референсов у нас в стране, к сожалению, нет, потому что кроме телевизионных команд, вроде Первого канала или «Дождя», работающих довольно традиционно и предсказуемо, никто этим особо не занимается.
 

Половина операторов, которые с нами работают, сами музыканты. 


— Как происходит ваше взаимодействие с командой во время съемок?

— Схема обычная. У нас есть несколько служб, технические директора, продюсеры и режиссерская группа. Вся верхушка съемочной группы сидит за мониторами и контролирует все происходящее по связи.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

Важный момент по поводу операторской группы. Наверное, половина операторов, которые с нами работают, сами музыканты. То есть они могут предугадать, когда у барабанщика будет сбивка, и понимают, какую руку гитариста лучше снимать во время исполнения соло.

— Фильм снимался на камеры RED. Почему вы выбрали именно их?

— Во-первых, Би-2 поставили условие, что им нужен мастер в формате 4K. Выбор был между ALEXA и RED. У RED RAW-файлы весят поменьше.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

Мы использовали пятнадцать камер, и это, кажется, самое большое количество, с которым нам приходилось работать. Шло такое количество от задач. Мы изучили сценарий, поняли, на каких точках нам нужны камеры, и пришли к тому, что всего нужно пятнадцать штук. Не скажу, что это был необходимый минимум, но по опыту лучше взять большее количество камер, чем упустить что-то действительно важное. У каждой камеры есть своя точка и своя четкая задача. Попытки охватить одной камерой две-три задачи заканчиваются плачевно.
 
Съемки концерта нельзя проводить так же, как фэшн-съемку или документально-репортажную съемку, не беря в расчет саму музыку. 

— Расскажите о системе Spider, которую вы использовали на съемках.

— Spider — это довольно сложный агрегат. Он развешивается под потолком арены на тросах и весь концерт летает по всему помещению. По сути, он работает как дрон, только в закрытом помещении. Камера может находиться в любой точке зала по всем трем осям. Она может очень быстро отлететь от сцены в самую дальнюю часть зала по сложной траектории и показать всю площадку из-под потолка в движении. В общем, выглядит действительно круто.

На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Константин Кочубей

Чтобы подвесить эту штуку, требуется несколько суток и объединение усилий площадки, промоутера, съемочной команды и группы. Идея использовать Spider возникла из-за желания показать масштаб происходящего, тем более, что речь шла о такой большой площадке, как Ледовый дворец. Какие-то ручные камеры или телеги в дальней части зала — это не то, не дадут нужного эффекта. Выходом был Spider, причем Би-2 это поняли сами еще до того, как обратились к нам. Вообще его используют чаще в футболе, чем на концертных съемках, причем в России, насколько я понимаю, было всего несколько таких концертов.

— Есть ли какие-то особые требования к съемочной группе во время концерта?

— Это индивидуально и во многом зависит от артиста. Во-первых, ожидается что вся команда оденется в черное. Во-вторых, разумеется, съемочной группе лучше всегда быть тише воды ниже травы. Но в случае, когда заказчиком выступает сам артист, он заинтересован, чтобы мы могли делать все необходимое ради желаемой цели. Скажем, мы обсудили, что в какой-то момент на сцену выйдет стедикамщик и на несколько моментов закроет от какой-то части публики Леву или Шуру. Но это заранее обговаривалось. 


На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Антонина Кирнос
На съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Антонина Кирнос

В-третьих, нужно учитывать, что у Би-2 сложное, масштабное шоу. Например, у них есть такой дугообразный экран, который движется по сцене, а с учетом того, что у нас были операторы на сцене, он мог кого-то задеть. А еще там была пиротехника. Мы, конечно, это все учли в сценарии, но и от операторов требовалась дополнительная осторожность.

— По вашему опыту, что нужно учитывать в концертной съемке, чтобы избежать досадных ошибок?

— Главное в музыкальной съемке — чувствовать и понимать музыку. Съемки концерта нельзя проводить так же, как фэшн-съемку или документально-репортажную съемку, не беря в расчет саму музыку.
 
Трейлер фильма-концерта «Горизонт событий»

Firecat Films создавалась тремя людьми, которые были одновременно и киношниками и музыкантами. Мы поняли, что наши знания, умения и опыт идеально сходятся на пересечении кино и музыки, так что мы понимали, как музыку надо снимать. Не то, чтобы концертная съемка — это какой-то отдельный мир, но просто есть вещи, которые тут нужно знать. Грубо говоря, группа потом у тебя спросит: «Дружище, у нас было басовое соло, а ты показывал смотрящего в потолок клавишника. Зачем?» И хорошо, если ты на монтаже этот момент упустил, а если ты его вообще не снял? Вот такие детали в концертной съемке необходимо учитывать.

Поучаствовать в создании фильма-концерта можно на сайте Planeta.ru 
 

Обложка: на съемках фильма-концерта «Горизонт событий» / Фото: Антонина Кирнос

 

Комментарии

Комментариев: 1

хорошаяя и интересная статья. вообще интересно... - у них все 15 RED свои или привлеченные? опять же система спайдер- хотелось бы обзор на нее.

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 10426
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4208
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3018
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2327
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее