Слова

Альтернатива «восьмеркам» в кино

Разговор «на профилях», отражения в стекле, внутрикадровый монтаж и самоукрупнения — как снимать диалоги, если привычный прием уже приелся? Своим опытом делятся российские операторы

  • 29 января
  • 7829
Петр Скопин

Илья
Демин

«Пять невест», «Поп», сериалы «Черная кошка» и «Пепел»
Даниил
Фомичев

«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
Михаил
Сенин

«Кусок космического льда»
Иван
Поморин

Сериалы «Блиндаж», «Ласточкино Гнездо», «Сделано в СССР» и «Пятая группа крови»
Евгений
Козлов

Сериал «Закон каменных джунглей 2» и фильм «Путешествие Федора по Москве начала XXI века»

Вариант первый — не снимать «восьмерку» вообще. Ограничиться средним планом на двоих. Да, это могут быть два профиля героев. К сожалению, глаз персонажей (а они — зеркала души) в таком случае не будет видно. Но будет видно действие, и слышно все будет хорошо! К тому же, не надо будет отскакивать от «восьмерки» с ее крупным планом на средний парный.

Таким образом снят сериал «Охотник за разумом» Дэвида Финчера.

Кадр из сериала «Охотник за разумом» (2017) / Фото: Netflix
Кадр из сериала «Охотник за разумом» (2017) / Фото: Netflix

Сериал пестрит огромным количеством парных кадров без привычных «восьмерок». Это возможно сегодня даже на телевидении, ввиду высокого качества эфира. Формат HD развит давно, и уже с прошлого года западные сериалы выпускаются в формате 4К.

Вариант второй. Расположить актеров так близко, чтобы снимать крупно сразу обоих героев. Но так в реальном производстве происходит нечасто. Хорошо, если это обусловлено сценарием, как, например, в «Титанике».

Кадр из фильма «Титаник» (1997) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Титаник» (1997) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «72 метра»
Кадр из фильма «72 метра» (2004) / Фото: Первый канал

А вот если актеры по сценарию не должны смотреть друг на друга — это подарок оператору и режиссеру: мы можем расположить их в кадре как угодно. Ниже — кадр из сериала «Черная кошка», тайная встреча двух агентов.

Кадр из сериала «Черная кошка» (2016) / Фото: кинокомпания «Русское»
Кадр из сериала «Черная кошка» (2016) / Фото: кинокомпания «Русское»

Очень удобно снимать сразу двоих, если они — влюбленные. Порой они располагаются так близко, что для съемки «восьмерки» просто нет места.

Кадр из сериала «Пепел» (2013) / Фото: ВайТ Медиа
Кадр из сериала «Пепел» (2013) / Фото: ВайТ Медиа

Вариант третий. Если в сцене есть зеркало, можно снять всех актеров одновременно.

Кадр из фильма «Дориан Грей» (2009) / Фото: Momentum Pictures
Кадр из фильма «Дориан Грей» (2009) / Фото: Momentum Pictures

Кадр из сериала «Пепел» (2013) / Фото: ВайТ Медиа
Кадр из сериала «Пепел» (2013) / Фото: ВайТ Медиа

Еще один способ обойтись без «восьмерки» — попросить актеров не стоять на месте и не смотреть друг на друга, а по очереди подходить к камере, «самоукрупняясь».

Кадр из фильма «Парфюмер. История одного убийцы» (2006) / Фото: DreamWorks Pictures
Кадр из фильма «Парфюмер. История одного убийцы» (2006) / Фото: DreamWorks Pictures

Кадр из фильма «Пять невест» (2011) / Фото «Централ Партнершип»
Кадр из фильма «Пять невест» (2011) / Фото «Централ Партнершип»

Все озвученные способы требуют вмешательств в режиссуру, в мизансцену.

Все хорошо в меру, и вообще-то я не вижу смысла специально отказываться от «восьмерок». Другой вопрос — как их снимать с двух камер (допустим), обеспечивая при этом высокую скорость работы. Но это уже другая история.
К списку спикеров
  

Обложка: кадр из сериала «Черная кошка» (2016) / Фото: кинокомпания «Русское»


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Настраиваем камеру: Log, цветовой охват, калибровка сенсора и другое

В завершение спецпроекта «Берем Canon на тест» колорист и моушн-дизайнер Олег Шарабанов составил список советов, которые помогут операторам определить нужные настройки перед съемкой

  • 10 мая
  • 5444
Слова

«У меня захватывает дух, когда я думаю, насколько сложной будет драматургия через несколько десятилетий»

Сценарный гуру Роберт Макки накануне своих семинаров в Москве поделился с нами мыслями о современной драматургии: как сериалы стали более новаторским искусством, чем кино, каковы критерии хорошего диалога и какие перспективы у VR и интерактивного кино

  • 10 мая
  • 4157
Слова

Что читать сценаристу: советы профессионалов

Аристотель и Труби, Нехорошев и Снайдер: российские сценаристы рассказали нам о том, какие книги больше всего помогают им в профессии

  • 11 мая
  • 3824
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 3691
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3117
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 2805
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее