Слова

Альтернатива «восьмеркам» в кино

Разговор «на профилях», отражения в стекле, внутрикадровый монтаж и самоукрупнения — как снимать диалоги, если привычный прием уже приелся? Своим опытом делятся российские операторы

  • 29 января
  • 8116
Петр Скопин

Илья
Демин

«Пять невест», «Поп», сериалы «Черная кошка» и «Пепел»
Даниил
Фомичев

«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
Михаил
Сенин

«Кусок космического льда»
Иван
Поморин

Сериалы «Блиндаж», «Ласточкино Гнездо», «Сделано в СССР» и «Пятая группа крови»
Евгений
Козлов

Сериал «Закон каменных джунглей 2» и фильм «Путешествие Федора по Москве начала XXI века»

Вариант первый — не снимать «восьмерку» вообще. Ограничиться средним планом на двоих. Да, это могут быть два профиля героев. К сожалению, глаз персонажей (а они — зеркала души) в таком случае не будет видно. Но будет видно действие, и слышно все будет хорошо! К тому же, не надо будет отскакивать от «восьмерки» с ее крупным планом на средний парный.

Таким образом снят сериал «Охотник за разумом» Дэвида Финчера.

Кадр из сериала «Охотник за разумом» (2017) / Фото: Netflix
Кадр из сериала «Охотник за разумом» (2017) / Фото: Netflix

Сериал пестрит огромным количеством парных кадров без привычных «восьмерок». Это возможно сегодня даже на телевидении, ввиду высокого качества эфира. Формат HD развит давно, и уже с прошлого года западные сериалы выпускаются в формате 4К.

Вариант второй. Расположить актеров так близко, чтобы снимать крупно сразу обоих героев. Но так в реальном производстве происходит нечасто. Хорошо, если это обусловлено сценарием, как, например, в «Титанике».

Кадр из фильма «Титаник» (1997) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Титаник» (1997) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «72 метра»
Кадр из фильма «72 метра» (2004) / Фото: Первый канал

А вот если актеры по сценарию не должны смотреть друг на друга — это подарок оператору и режиссеру: мы можем расположить их в кадре как угодно. Ниже — кадр из сериала «Черная кошка», тайная встреча двух агентов.

Кадр из сериала «Черная кошка» (2016) / Фото: кинокомпания «Русское»
Кадр из сериала «Черная кошка» (2016) / Фото: кинокомпания «Русское»

Очень удобно снимать сразу двоих, если они — влюбленные. Порой они располагаются так близко, что для съемки «восьмерки» просто нет места.

Кадр из сериала «Пепел» (2013) / Фото: ВайТ Медиа
Кадр из сериала «Пепел» (2013) / Фото: ВайТ Медиа

Вариант третий. Если в сцене есть зеркало, можно снять всех актеров одновременно.

Кадр из фильма «Дориан Грей» (2009) / Фото: Momentum Pictures
Кадр из фильма «Дориан Грей» (2009) / Фото: Momentum Pictures

Кадр из сериала «Пепел» (2013) / Фото: ВайТ Медиа
Кадр из сериала «Пепел» (2013) / Фото: ВайТ Медиа

Еще один способ обойтись без «восьмерки» — попросить актеров не стоять на месте и не смотреть друг на друга, а по очереди подходить к камере, «самоукрупняясь».

Кадр из фильма «Парфюмер. История одного убийцы» (2006) / Фото: DreamWorks Pictures
Кадр из фильма «Парфюмер. История одного убийцы» (2006) / Фото: DreamWorks Pictures

Кадр из фильма «Пять невест» (2011) / Фото «Централ Партнершип»
Кадр из фильма «Пять невест» (2011) / Фото «Централ Партнершип»

Все озвученные способы требуют вмешательств в режиссуру, в мизансцену.

Все хорошо в меру, и вообще-то я не вижу смысла специально отказываться от «восьмерок». Другой вопрос — как их снимать с двух камер (допустим), обеспечивая при этом высокую скорость работы. Но это уже другая история.
К списку спикеров
  

Обложка: кадр из сериала «Черная кошка» (2016) / Фото: кинокомпания «Русское»


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1832
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1689
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1623
Обзоры

10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

Не все картины могут оценить по достоинству сразу после выхода, иногда на признание труда авторов уходят годы. Вспоминаем несколько таких случаев: чем оборачивается провал, почему фильмы бывают непонятны и из-за чего взгляды публики могут меняться

  • Вчера
  • 1687
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1423
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1363
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее