Профессия

Оператор: Алексей Родионов

Очарование черно-белого кино и старой оптики, специфика съемок в замкнутом пространстве, отличие западных актеров от российских — об этом и многом другом рассказывает оператор Алексей Родионов, снявший британскую камерную драму «Вечеринка»

  • 29 декабря 2017
  • 3213
Павел Орлов

Формирование визуального стиля


Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина
Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина

Для меня стиль определяется, прежде всего, средой, в которой происходят съемки. Поэтому мне важно побыть какое-то время одному на месте съемок, почувствовать пространство. После этого все сразу в голове укладывается: как светить, откуда лучше снять. Также многое определяют временные, бюджетные возможности. Постоянно думаешь, как извлечь максимум из того, что у тебя есть. Я, честно говоря, не склонен к преждевременным решениям. Потому что в моей практике ни разу не было случая, чтобы все снималось по раскадровке. Часто выбираешь одну натуру, а в последний момент оказывается, что снимать будем в другом месте. Спрашивается: зачем мы столько времени тратили на выбор натуры, если все будет по-другому?

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision
Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Стиль во многом зависит от обстоятельств. Конечно, иногда его жестко определяет режиссер, особенно если он снимает подлинное авторское кино. Но есть режиссеры, которым стиль не так важен, и они больше уделяют внимания работе с артистами. Бывает, что на стиль влияют актеры — иногда они делают очень хорошие предложения. На «Вечеринке» как раз был такой пример. Киллиан Мерфи был настолько хорош, что Салли (Поттер, режиссер фильма, — прим. tvkinoradio) дописала его роль, чтобы больше раскрыть этот характер, сделать его более глубоким и драматичным. В общем, правил в формировании стиля нет.
 

Взаимодействие с режиссером


На съемках фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision
На съемках фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

С Салли Поттер это уже наша третья полнометражная картина. Поэтому, когда я попал на проект, все было очевидно, хотя само предложение было неожиданным — четырнадцать лет прошло с нашего последнего фильма, а предложение снимать «Вечеринку» поступило всего за месяц до съемок. Но с точки зрения взаимодействия вопросов не было, потому что с этой группой, — режиссером, художником, звукооператором, продюсером, — я уже работал.

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision
Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Работа с Салли сильно отличается от работы с другими режиссерами. Прежде всего это касается ее организованности и трудоспособности. Таких работяг, как Салли, я среди режиссеров, пожалуй, не встречал. У нее на съемочной площадке нет даже стула — она постоянно старается быть ближе к камере и к артистам, а после съемки еще начинает шерстить сценарий. Спит при этом три-четыре часа. И вся команда у нее примерно такая же. При этом на площадке царит очень благожелательная атмосфера.
 

Подготовка «Вечеринки»


Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина
Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина

У меня было немногим меньше трех недель на подготовку. Было известно, что съемки будут в павильоне, были эскизы и декорации. Дня три мы с Салли посидели над сценарием, причем мы не то, чтобы обсуждали, как снимать, а просто говорили о сценарии, чего хотим получить от сцен. Салли предложила мне просто следовать своим инстинктам, что довольно забавно. Большая же часть подготовки ушла на технические вопросы: пробы камер, предварительная работа с операторской группой, обсуждение решений с художником. Декорации построили всего за неделю. 
 

Взаимодействие оператора с актером


На съемках фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Picturehouse Entertainment
На съемках фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Picturehouse Entertainment

Мне не все равно, какие в фильме снимаются артисты. Потому что хорошие артисты заводят, а с неважными и сам работать начинаешь хуже — неинтересно становится. Всегда возникают психологические отношения, которые не опишешь. Главное, чтобы установился какой-то невербальный контакт. Это важно, потому что актеру тоже не все равно, кто находится за камерой. Если оператору что-то не понравится, то это останется за кадром, а вот если вы испортите настроение актеру — это будет на экране.

Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина
Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина

В случае «Вечеринки» вербального взаимодействия с актерами у меня почти не было, потому что работали очень профессиональные люди, прекрасно чувствующие камеру. Я, кстати, заметил, что чувство камеры во многом врожденное. Например, на «Иди и смотри» Алексей Кравченко был тринадцатилетним мальчиком, который удивлял пространственным ощущением камеры: где чуть лицо поднять, где в свет войти, где чуть-чуть повернуться. А На «Вечеринке» Тимоти Сполл часто интересовался, какое фокусное расстояние у объектива, чтобы представлять свою крупность в кадре.
Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Западные актеры сильно отличаются от наших, прежде всего, организацией своей работы. Там они не тратятся на какие-то разговоры и вообще никаких неделовых контактов с группой не ведут, что  правильно. У актера есть свой трейлер или комната, это его личное пространство, где он находится между съемок сцен или отдельных кадров.

У нас на съемочной площадке слишком много немотивированного общения, назовем это так. В западном кино никакой тусовки на площадке нет и интенсивность труда другая. В итоге «Вечеринку» удалось снять всего за 15 дней. Это при десятичасовой смене, без каких бы то ни было переработок. Впрочем, такая тенденция есть и у нас.

Черно-белое кино



Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина

Есть и цветная версия «Вечеринки». Причем в значительной мере картина готовилась именно цветной: тщательно подбирались костюмы, цвет декораций, реквизит. Но все это оказалось хорошо и для черно-белого кино. Когда у вас гармоничное цветовое решение, то и в черно-белом работать значительно легче.

Снимать черно-белое кино в цвете — это не то же самое, что снимать на черно-белую пленку. У вас появляется значительно больше возможностей в цветокоррекции, поскольку есть три канала: синий, зеленый, красный. Это примерно так же, как менять фильтры для черно-белой пленки, только возможности еще шире. Поэтому получить желаемое черно-белое изображение проще с цветного исходного материала. То же можно сказать и про пленку. Хороший тому пример — «Белая лента» Михаэля Ханеке, снятая на цветной негатив. Играет роль еще и то, что черно-белый негатив сегодня выглядит неважно технически — черно-белую пленку давно не совершенствовали, она нерезкая, зернистая, с маленькой широтой. 
Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Но все же  настоящее черно-белое кино — это то, которое показывают с пленочного серебряного позитива. На мой взгляд, черно-белое кино привлекает богатством серых полутонов, отсутствием глубокого черного и мягкостью переходов от светлых тонов к белым. Как это ни странно может прозвучать для молодых операторов, но прелесть в том, что в черном нет «угля». Пример, который мне всегда вспоминается, — «На последнем дыхании» Годара, где изображение прозрачное, насыщенное светом. Хотя кто-то, наверное, скажет, что это все романтика и сентиментальность. 
 

Свет в «Вечеринке»


Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision
Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

В плане освещения особенность фильма была в минимализме. Я стремился ограничить количество приборов. У нас был большой угол обзора, и осветительного оборудования в кадре быть не должно. Основными источниками света были светильники в кадре, минимально поддержанные небольшими осветительными приборами. Иногда их перемещали прямо по ходу съемки. 
 

Оптика


Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина
Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина

«Вечеринка» снималась на оптику, с которой я работаю уже третий раз и которая мне очень нравится. Это старые Cooke Speed Panchro. Естественно, объективы заново оправлены, имеют новое покрытие, но в основе — оптика, сделанная в 30-40-50-е годы. Все классическое американское и английское предвоенное и послевоенное кино снималось этими объективами. Они пластичные, у них красивый нефокус. А еще они маленькие и легкие, что для съемок ручной камерой было важно. Основными объективами были 25мм в начале и 18мм ближе к финалу, когда все становится чуть шире. Иногда использовали 32мм и 40мм, и два раза 75мм для крупного плана Тимоти Сполла. Еще мы пользовались перископом Optex для сцены, где герой Киллиана Мерфи нюхает кокаин, и для финала, где очень низкие точки. Это удобный инструмент с широким углом, позволяющий снимать близко к объекту или с низких точек. Я этот прием не первый раз уже использую. В «Generation П» так же снимались кадры с грибами и змеей.
 

Новый опыт на «Вечеринке»: пространство и камера


Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision
Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Для меня на этой картине было несколько новых вещей. Первое — это способ съемки, так я еще не работал. Очень тесное пространство, а актеров хоть и не толпа, но и не мало — семь человек. И при этом, хотя у фильма довольно короткий монтаж, все сцены снимались насквозь длинными кадрами по пять-семь-десять минут. Мы снимали по восемь-десять дублей, каждый из них разный. Все актеры, занятые в данной сцене, всегда были на площадке и играли в полную силу, даже если находились вне кадра, и им это нравилось. Получился скорее театральный принцип. От этого возникает драйв, ты включаешься в действие, погружаешься в него, тем более что расстояние от тебя до актера порой полметра, да еще и артисты такого класса. 
Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Кадр из фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Russian World Vision

Еще одна необычная для меня вещь — технического плана. Это вторая моя картина, снятая в цифре. И тут я ощутил преимущество более высокой светочувствительности по сравнению с пленкой. Свет в интерьере у нас был минимальный. В основном источники света находились в интерьере, а освещение, имитирующее естественный свет, — в саду.


На съемках фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Picturehouse Entertainment
На съемках фильма «Вечеринка» (2017) / Фото: Picturehouse Entertainment

Это первая картина, которую я снимал камерой ALEXA Mini. Камера в основном была не на плече, а просто в руках, подвешенная на EasyRig с Serene Arm, что давало большую свободу. По габаритам и весу выбор камеры был очевиден. Вообще-то я не поклонник ручной камеры, но иначе мы бы не уложились в пятнадцать съемочных дней, да и у актеров было бы намного меньше свободы.
 

Работа с английской командой


Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина
Алексей Родионов, оператор / Фото: Ольга Наседкина

Команда на «Вечеринке» была, можно сказать, интернациональной: англичане, французы, латиноамериканец, русский, уроженка Белоруссии из Латвии. Первым ассистентом оператора была девушка, третьим ассистентом оператора тоже была девушка — еще один русскоязычный человек на площадке. Мне лично работать с английской группой было легче, чем у нас — забот меньше, не надо все контролировать и проверять.

Недавно состоялась небольшая досъемка для телеверсии фильма. Снимали четырьмя камерами, все ассистенты оператора и один из операторов камеры — женщины. Это общая тенденция, которая наблюдается и в нашем кино: среди режиссеров, операторов, продюсеров и представителей других профессии в съемочных группах появляется все больше женщин.
 
Трейлер фильма «Вечеринка» (2017)
 
 
Алексей Родионов


Оператор

Работал над фильмами: «Сладкая женщина», «Прощание», «Среди серых камней», «Иди и смотри», «Жена керосинщика», «Орландо», «Я хотела увидеть ангелов», «Мусульманин», «Страсть в пустыне», «Да», «Штрафбат», «Адмиралъ», «Generation П», «Бедуин», «Вечеринка» и другими. 
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

Не все картины могут оценить по достоинству сразу после выхода, иногда на признание труда авторов уходят годы. Вспоминаем несколько таких случаев: чем оборачивается провал, почему фильмы бывают непонятны и из-за чего взгляды публики могут меняться

  • 22 октября
  • 1982
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1870
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1737
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1660
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1457
Практика

Как это снято: «Земляничная поляна»

60 лет назад Ингмар Бергман снял одну из самых важных картин не только в своей фильмографии, но и в мировом кино вообще. Что делает эту ленту значительной: исповедальность, символизм, последняя роль Виктора Шестрема, живопись экспрессионизма, а также экранизация кошмара

  • 15 октября
  • 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее