Слова

«Ёлки новые»: как совместить несколько полноценных историй воедино

Поговорили с креативным продюсером фильма «Ёлки новые» Жорой Крыжовниковым о российских киноальманахах: возможно ли связать пять самодостаточных историй в одну, как смонтировать между собой кульминации разных историй и почему необязательно придерживаться одной центральной концепции

  • 21 декабря 2017
  • 1099
Родион Чемонин

— Давай начнем издалека. Об особенностях русских народных альманахов...

— Давай, я уже готов отвечать до окончания твоего вопроса. Я не знаю ни одного такого зарубежного альманаха, в котором новеллы были бы перемешаны, кроме «Реальной любви».
 
Трейлер фильма «Ёлки новые» (2017)  

В нашем кинобизнесе есть такая особенность: как только кто-то сделает что-то хорошее, это начинают повторять. Поэтому после выхода фильма «Реальная любовь» у нас возникло несколько киноальманахов, в которых истории тоже были перемешаны и дело происходило под Новый год. Но это, скорее, «гримасы» российской киноиндустрии, а не норма, потому что, по-хорошему, первооткрыватель и единственный владелец секрета такого формата в России — Тимур Бекмамбетов. Когда он с этой идеей начал двигаться внутри компании [«Базелевс»], все, абсолютно все были против. Здесь ему помогла «продюсерская воля», и это сработало. За счет грамотного сочетания юмора и мелодраматизма, слез и смеха.

Жора Крыжовников / Фото: Виктор Вытольский
Жора Крыжовников / Фото: Виктор Вытольский

Если в первых трех «Ёлках» этот баланс держался, то в последних двух, как мне кажется, стало больше драматизма. Моя задача была простая — вернуть «Ёлкам» баланс комедии и мелодрамы. Поэтому мы привлекли для усиления комедийной части Дмитрия Владимировича Нагиева, Валю Мазунину, Антона Богданова. В то же время мы понимали, что надо оставить новогоднюю атмосферу, ожидание чуда, веру в то, что ты можешь сейчас, в последний день года что-то сделать, чтобы завтра проснуться обновленным. То есть то, за счет чего, по-моему, этот проект зрителям и по-лю-бил-ся.

— В «Ёлках новых» есть эпизод с аэропортом, где все обнимаются и целуются, — это сознательная цитата из «Реальной любви»?

— Нет. Это так получилось. «Реальная любовь» — это фильм, который мне лично очень понравился в свое время, очень новогодний, очень точный. Но когда мы пишем сценарий, мы не оглядываемся на референсы.

И потом, аэропорт — это место встречи и в реальной жизни. Поэтому, рассказывая историю, как люди расстались или встретились, мимо этого места пройти трудно (ну, или железнодорожного вокзала). Но это же не в первый раз. И в предыдущих «Ёлках» было много сцен в аэропорту. Да что уж там: вспомни «Иронию судьбы...»! Я сам 30 декабря сяду в самолет и буду 12 часов лететь на юг.

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs
На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

— А теперь главный вопрос, из-за которого я и попросил тебя о встрече. В альманахе пять историй, в каждой из них свои «стандартные» способы рассказывания событий, с завязкой, кульминацией, развязкой и так далее. Как это можно вплести в общую канву фильма, который сам по себе — законченное произведение со своей внутренней драматургией?

— Очень тяжело. Значит, рассказываю. Прошлые «Ёлки» были так сконструированы, что кульминация встречалась в двух-трех новеллах из всех, на самом деле. Мы написали пять полноценных историй, каждая из которых имела свои начало, середину и конец, поэтому я вообще себе не представлял, как и через что связать эти кульминации в одну. Но благодаря моему опыту работы на «Самом лучшем дне» пришло решение, что в данной ситуации должна помочь музыка. Мы берем один музыкальный номер и через него переходим из одной истории в другую.

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs
На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

В принципе, так происходило и в прошлом, но в «Ёлках новых» в каждой истории есть кульминационная сцена. Это заметил даже Тимур, когда принимал монтаж: истории стали полноценнее, каждый персонаж завершает свою арку через свою собственную кульминацию. А раньше — по крайней мере, в некоторых частях — могло быть так: у одного героя своей кульминации нет, но есть высшая точка в соседней сцене, и тогда показывают, что персонаж просто счастлив. То есть он не проходит через какой-то выбор на наших глазах, он эмоционально цепляется за события в жизни соседних героев.
Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Мы осознанно сократили количество историй до пяти (раньше их было 7-8 за фильм, по-моему, в какой-то части их было даже 11), чтобы дать героям полноценно прожить пусть короткую, но жизнь.

— И все равно, я не могу понять своим умом: как на монтаже все это складывается? Как одна кульминация сочетается с другой?

— Опытным путем. Берешь один кусочек, подставляешь к нему другой: о, хорошо. Потом берешь следующий: нет, что-то не так. Потом этот, потом этот... К сожалению, это так и происходит. Мы закончили большие съемки в мае-июне (потом было много досъемок) и после них только этими перестановками кусочков и занимались. Тут не может быть никакого заранее созданного плана или сверханалитического решения. Это сугубо практическая работа. Теории здесь очень мало. Как совмещать кульминации двух параллельных историй? Да черт его знает! Только пробовать-пробовать-пробовать.
На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Единственное, я уже сказал об этом, мне лично помог опыт работы на «Самом лучшем дне». Там одновременно разные герои что-то делают, ты берешь музыкальный номер и через него объединяешь эти действия. В «Ёлках» это происходит как минимум три раза. Через музыку мы двигаем действие, и, таким образом, создается некая тональность и ритм фильма. До этого в «Ёлках» песен практически не было, был композитор, который своими мелодическими «трелями» что-то там создавал. Мы подобную музыку тоже использовали, но мне показалось, что будет лучше, если переходить из истории в историю через хит.

— Расскажи про кастинг. Где вы нашли такого пронзительного мальчика на роль Егора?

— Мальчик Даниил, на самом деле, уже снимался в «Ёлках 1914». Это известный юный артист, у него уже, как он сам говорит, 40 ролей. Просто у нас его дарование и обаяние совпало с ролью. Поэтому тут все просто.

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs
На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

Я уже не раз говорил, что «Ёлки» состоят из бенефисов известных артистов, которых мы знаем, любим, которые для нас в Новый год исполняют еще одну коротенькую роль. И Даниил уже тоже известен, он свою карьеру уже построил.

— У кого было последнее слово в процессе кастинга: у тебя или у Тимура?

— У Тимура. Я не хотел брать на себя последнее слово, потому что Тимур — автор этого проекта, он его сформулировал, он вывел его на успешную орбиту, он создал ядро аудитории. У меня не было задачи разрушить это. Другое дело, что мы с Тимуром утверждали всех единогласно — настолько, что мы даже смеялись над совпадениями этих творческих решений. Тем не менее я не хотел брать на себя больше функций, чем креативный продюсер, то есть человек, который подбирает, формулирует истории, команду и так далее. У меня был свой генеральный директор Тимур Нуруахитович Бекмамбетов, к которому я периодически подходил и спрашивал, правильно ли мы все делаем.

На премьере фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Виктор Вытольский
На премьере фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Виктор Вытольский 

— Возвращаясь к «Реальной любви»: там все писал и снимал один человек, Ричард Кёртис. Ты бы хотел так же написать и снять «Ёлки» сам?

— Для меня было бы удобнее (смеется). Потому что у нас четыре режиссера, я снял сам одну из историй; это, конечно, разные монтажные решения, разный киноязык и так далее. Это с одной стороны. Но с другой, это тоже придумал Тимур, чтобы общая история была вариативна и более разнообразна. Если бы это был мой проект, то я бы, конечно, так не сделал. Но Тимур — экспериментатор, благодаря этому он еще и заложил возможность самообновления франшизы. Герои постоянно меняются, кто-то приходит, кто-то уходит, меняются режиссеры, меняются сценаристы. И каждый новый человек привносит в проект ощущение новизны.

Жора Крыжовников / Фото: Виктор Вытольский
Жора Крыжовников / Фото: Виктор Вытольский

— В предыдущих «Ёлках» каждый фильм держался на какой-то одной сквозной идее: теория шести рукопожатий, добраться до президента и так далее. В нынешних «Ёлках» этого нет. Почему?

— Досрочный ответ. Я считаю, что история важнее любой концепции. Да, до этого в «Ёлках» было чуть по-другому. Была концепция «шести рукопожатий», был «бумеранг добра», и под это, наверное (я точно не знаю), подбирались какие-то истории. Я не работал на этих проектах, поэтому не понимаю, как это так придумывалось, потому что на уровне концепции я ничего придумать не могу. Мне кажется, что это какие-то киноведческие вещи.

Мне важна история, события, персонаж, который что-то делает или не делает. Мы думали с группой авторов над какой-то общей социальной составляющей, но ничего убедительного для себя не придумали. Но для себя я абсолютно точно сформулировал, что герои должны помогать друг другу непосредственно и естественно: подвезти, позвонить, встретить, передать, что-то узнать. Вот этим мы наших героев и связали. Они помогают друг другу не «лайком», не жмут друг другу руки, не отправляют «добро» черт знает куда, а просто берут и помогают. Мне показалось, что это важнее в данный момент.

На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs
На съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Фото: Bazelevs

— Что такое креативный продюсер и собираешься ли ты становиться им еще раз?

— Я отвечал и за режиссуру, и за монтаж, и за написание сценариев. Отдал этому прекрасному проекту год жизни. Но в таком формате мне бы не хотелось еще раз работать. Я, конечно, (смеется) хочу заниматься еще чем-то, кроме «Ёлок». Автор этого проекта — Тимур Бекмамбетов, я просто старался не испортить то, что он придумал, но и не играть в поддавки.

Гений тот, кто придумал ворота и мяч. Дальше уже бегай, бей ногами по мячу и попадай в ворота. Гораздо проще, когда есть правила. Так же и в «Ёлках»: правила уже были созданы, сформулированы, был опыт побед. Это была очень ясная понятная задача.
 

Обложка: на съемках фильма «Ёлки новые» (2017) / Bazelevs

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2258
Репортаж

Live: церемония вручения ТЭФИ -2018

Сегодня большой день для всех, кто любит смотреть телевизор. Неважно, как вы относитесь к российскому телевидению — мы все равно расскажем в прямом эфире, кто, за что и почему получит ТЭФИ. Тем более, что церемония в кои-то веки может преподнести немало сюрпризов

  • 3 октября
  • 1862
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1557
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1270
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1237
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1170
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее