tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

Длинные кадры в кино: выразительный художественный прием или страшный сон монтажера?

Эмоциональные привязки и вовлеченность в историю, провисание по ритму и затянутость: мы поговорили с российскими режиссерами монтажа об основных преимуществах и недостатках длинных кадров

Мария
Сергеенкова

«Мы из будущего», «Брестская крепость», «Батальонъ», «О любви»
Константин
Ларченко

«Экипаж»
Артем
Барышников

«Коллектор», сериал «Реванш»
Кирилл
Пискарев

«Оптимисты, шаг вперед!», «Боевые братья мои»
Андрей
Полубояринов

«Мужская женская игра»

Я считаю, что хороший длинный кадр — это очень ценный подарок зрителю от режиссера и оператора. Ведь любая склейка, даже весьма талантливая, придает некую долю условности происходящему на экране. Непрерывность изображения, напротив, дает возможность почувствовать реальное течение времени. Зритель находится «здесь и сейчас», что усиливает его эмоциональные привязки и вовлеченность в историю.

Причем это касается как киноэкрана, так и телевизионных фильмов (все мы знаем семиминутную однокадровую сцену в сериале «Настоящий детектив»). Говоря про однокадровые сцены, я имею в виду сцены, продуманные на препродакшне, отрепетированные с актерами и с массовкой, с точными движениями камеры. Я имею в виду также сцены-кадры, когда герои в нужный момент выходят на крупный план или, наоборот, отстраняются от зрителя и погружают его в свою атмосферу. Ну и конечно, я имею в виду сцены, являющиеся выразительнейшим художественным приемом (как в сериале «Фарго», например).

Проблемы в процессе монтажа могут создавать лишь неудачные длинные кадры. Неудачными они могут оказаться по разным причинам: неравномерная игра актеров, проблемы со вторым планом, брак по движению камеры, неправильный темпо-ритмический рисунок — все это обычно прикрывается склейками. Но в длинных кадрах возможностей для монтажа не так уж и много. Монтажерам в этом смысле остаются в качестве инструментов только так называемые джамп-каты (прием монтажа, незначительно нарушающий хронологию действия и разрушающий плавность движения объекта в кадре — прим. tvkinoradio), запараллеливание с другими сценами и искусственное увеличение картинки до монтажной крупности. Хорошо, если внутрикадровый монтаж позволяет красиво «перескочить» на другой дубль по перекрытию переднего плана, или по резкому движению камеры, но обычно это редкость.

Лично я при монтаже длинных кадров чаще всего сталкиваюсь с проблемами драматургического характера. Во-первых, это невозможность изменить, добавить, или вырезать необходимый текст, что очень часто требуется для полноценного рассказывания истории. Во-вторых, нельзя сократить неигровые паузы, неправильные реакции актеров, или неправдоподобное действие. Третья проблема: не представляется возможным исправить темпоритмическое «провисание» сцены. Поэтому я всегда советую режиссерам не полагаться на сиюминутное ощущение на площадке, а снять хотя бы один дубль другой монтажной крупности или кадры для перебивок.

Никогда не забуду эпизод первой артиллерийской атаки в фильме «Брестская крепость». Режиссер Александр Котт развел сцену на общем плане и, как обычно, снял массу кадров микросцен для дальнейшего монтажа. Я честно смонтировала великолепный экшен с кучей склеек. Но оказалось, что целиковый мастер-план в рапиде, без монтажа и без склеек гораздо лучше воздействует на зрителя эмоционально. Он и вошел в фильм. И я им горжусь даже больше, чем своими нарезками.

С другой стороны, в фильме «Салют-7» была прекрасная однокадровая сцена празднования дня рождения героя Павла Деревянко. Режиссер Клим Шипенко великолепно снял ее с грамотным внутрикадровым монтажом и деталями, общим планом, правильными акцентами и точным движением камеры. Однако в общем темпоритме фильма сцена тормозила действие и была слишком массивной для экспозиционного начала. И ее мы целиком вырезали, буквально обливаясь слезами. Возможно, будь она снята с помощью обычных операторских «восьмерок», ее можно было бы оставить в фильме в сокращенном виде.
Наверх

 

Комментарии

Комментариев: 1

Пятиминутную однокадровую сцену)

Смотрите также

Популярное
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1289
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1139
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4409
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5250
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее