Слова

Длинные кадры в кино: выразительный художественный прием или страшный сон монтажера?

Эмоциональные привязки и вовлеченность в историю, провисание по ритму и затянутость: мы поговорили с российскими режиссерами монтажа об основных преимуществах и недостатках длинных кадров

Мария
Сергеенкова

«Мы из будущего», «Брестская крепость», «Батальонъ», «О любви»
Константин
Ларченко

«Экипаж»
Артем
Барышников

«Коллектор», сериал «Реванш»
Кирилл
Пискарев

«Оптимисты, шаг вперед!», «Боевые братья мои»
Андрей
Полубояринов

«Мужская женская игра»

Я считаю, что хороший длинный кадр — это очень ценный подарок зрителю от режиссера и оператора. Ведь любая склейка, даже весьма талантливая, придает некую долю условности происходящему на экране. Непрерывность изображения, напротив, дает возможность почувствовать реальное течение времени. Зритель находится «здесь и сейчас», что усиливает его эмоциональные привязки и вовлеченность в историю.

Причем это касается как киноэкрана, так и телевизионных фильмов (все мы знаем семиминутную однокадровую сцену в сериале «Настоящий детектив»). Говоря про однокадровые сцены, я имею в виду сцены, продуманные на препродакшне, отрепетированные с актерами и с массовкой, с точными движениями камеры. Я имею в виду также сцены-кадры, когда герои в нужный момент выходят на крупный план или, наоборот, отстраняются от зрителя и погружают его в свою атмосферу. Ну и конечно, я имею в виду сцены, являющиеся выразительнейшим художественным приемом (как в сериале «Фарго», например).

Проблемы в процессе монтажа могут создавать лишь неудачные длинные кадры. Неудачными они могут оказаться по разным причинам: неравномерная игра актеров, проблемы со вторым планом, брак по движению камеры, неправильный темпо-ритмический рисунок — все это обычно прикрывается склейками. Но в длинных кадрах возможностей для монтажа не так уж и много. Монтажерам в этом смысле остаются в качестве инструментов только так называемые джамп-каты (прием монтажа, незначительно нарушающий хронологию действия и разрушающий плавность движения объекта в кадре — прим. tvkinoradio), запараллеливание с другими сценами и искусственное увеличение картинки до монтажной крупности. Хорошо, если внутрикадровый монтаж позволяет красиво «перескочить» на другой дубль по перекрытию переднего плана, или по резкому движению камеры, но обычно это редкость.

Лично я при монтаже длинных кадров чаще всего сталкиваюсь с проблемами драматургического характера. Во-первых, это невозможность изменить, добавить, или вырезать необходимый текст, что очень часто требуется для полноценного рассказывания истории. Во-вторых, нельзя сократить неигровые паузы, неправильные реакции актеров, или неправдоподобное действие. Третья проблема: не представляется возможным исправить темпоритмическое «провисание» сцены. Поэтому я всегда советую режиссерам не полагаться на сиюминутное ощущение на площадке, а снять хотя бы один дубль другой монтажной крупности или кадры для перебивок.

Никогда не забуду эпизод первой артиллерийской атаки в фильме «Брестская крепость». Режиссер Александр Котт развел сцену на общем плане и, как обычно, снял массу кадров микросцен для дальнейшего монтажа. Я честно смонтировала великолепный экшен с кучей склеек. Но оказалось, что целиковый мастер-план в рапиде, без монтажа и без склеек гораздо лучше воздействует на зрителя эмоционально. Он и вошел в фильм. И я им горжусь даже больше, чем своими нарезками.

С другой стороны, в фильме «Салют-7» была прекрасная однокадровая сцена празднования дня рождения героя Павла Деревянко. Режиссер Клим Шипенко великолепно снял ее с грамотным внутрикадровым монтажом и деталями, общим планом, правильными акцентами и точным движением камеры. Однако в общем темпоритме фильма сцена тормозила действие и была слишком массивной для экспозиционного начала. И ее мы целиком вырезали, буквально обливаясь слезами. Возможно, будь она снята с помощью обычных операторских «восьмерок», ее можно было бы оставить в фильме в сокращенном виде.
Наверх

 

Комментарии

Комментариев: 1

Пятиминутную однокадровую сцену)

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 733
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 516
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2321
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2262
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1123
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1426
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее