Обзоры

Радио: конкурентоспособность и вопросы правообладания

На конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции» ведущие мировые эксперты индустрии обсудили перспективы развития радиовещания

  • 1 декабря 2014
  • 444
Родион Чемонин

Андрей Романченко

Конференция РАР собрала не просто полный зал слушателей и участников. На языке шоу-промоутеров это называется «переаншлаг», когда не хватает места даже для приставных стульев. Оно и понятно: во время кризиса и глобальной интернетизации СМИ радио, в статусе старейшего медиа-ресурса, волнуется за свою судьбу.
 
Впрочем, большинство докладчиков отмечали, что переживать не стоит. Андрей Романченко, президент Российской академии радио и генеральный директор РТРС, сказал, что радио среди прочих СМИ стабильно держится в строю, уступая лишь интернету. «Наметилась новая тенденция: федеральные и региональные станции активно развивают вещание с использованием цифровых технологий и предлагают слушателям новые форматы взаимодействия, превращая их ещё и в зрителей, и в читателей», – отметил Романченко.
 
В подтверждение сказанному представитель TNS России Михаил Райбман огласил результаты последних исследований. Если брать 2013 год, доля ТВ в мире слегка растёт, а  рекламный рынок радио остаётся по всему миру абсолютно стабильным. В России же доля рекламы на ТВ снижается, пресса очень серьёзно падает, а радио, как и во всём мире, остаётся абсолютно стабильным. Российский рынок радиорекламы составляет 16,5 млрд. рублей в год. По первым трём кварталам 2014 года, в сравнении с тем же периодом в 2013 году, наблюдается положительная динамика в 5%. При этом рост отмечается не только на федеральных радиостанциях, но и в регионах.
 
Одним из первых докладчиков стал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров. Он рассказал о новых ограничениях в радиоэфире, которые вступят в действие в течение года. В принципе, они были известны многим собравшимся, но стоит ещё раз напомнить, что в скором времени станет обязательным объявление в эфире возрастной маркировки и указание не менее четырёх раз в сутки выходных данных о СМИ (впрочем, как говорили в кулуарах, это не предел, и обязательное упоминание данных до и после рекламы, включая проморолики радиостанций, – это не шутка). На этом фоне одним из немногих послаблений станет предоставление Роскомнадзору обязательного экземпляра в цифровом виде, который раньше доставлялся на физических носителях или нарочными.
 
Александр Жаров коснулся и пункта о нецензурной брани, это одно из немногих положений, неукоснительно соблюдающееся всеми радиостанциями. «Много возникает вопросов, что делать, если гость в студии или участник реалити-шоу нецензурно выругался? Необходимо, разумеется, “запикивать”. Если же мы говорим о прямом эфире, то необходимо предупреждать гостей. Если это произошло, то мы, конечно, вынесем предупреждение, но лишать лицензии не будем», – рассказал глава Роскомнадзора.
 
Чуть позже он ответил tvkinoradio.ru и на волнующий многих вопрос: что станет с сайтом moskva.fm, неудобным для некоторых вещателей? «Дело в том, что moskva.fm не зарегистрирована, как радиостанция. Пока не будет возбуждено дело в суде по отношению к сайту, Роскомнадзор не может ничего предпринять. Насколько я знаю, сейчас между moskva.fm и радиостанциями идут консультации, чтобы легализовать тот пиратский контент, который доступен сейчас на ресурсе. Ситуация может измениться в мае 2015 года, когда вступят в действие поправки к Закону об авторских и смежных правах. Тогда сайту придётся что-то делать с трансляцией музыки. Думаю, “Москве FM” нужно заранее озаботиться этой проблемой», – подчеркнул Жаров.
 
Более развёрнуто о подписанном Законе об авторских и смежных правах рассказал известный юрист и представитель Российской Академии радио Тимофей Щербаков:
 
«С 1 мая следующего года вступает в силу антипиратский закон. Вкратце расскажу, как он действует. Правообладатель пишет в Мосгорсуд заявление об обнаружении в интернете нелегального контента, собственником которого он является. Это заявление можно подать и через интернет, в том числе через Skype, что значительно облегчает процедуру. Если суд убеждается, что правообладатель прав, то, не разбираясь в сути вопроса, определяет меры по ограничению доступа к этому контенту и отправляет решение Роскомнадзору. То есть предполагается презумпция честности правообладателя.
 
Роскомнадзор в течение 24 часов обязан уведомить администратора домена, на котором обнаружен нелегальный контент. Тот, в свою очередь, в течение 24 часов (то есть прошло всего 2 суток с момента обнаружения) как-то отреагировать. Либо удалить контент (достаточно просто закрыть страницу), либо возразить. Если этого не происходит, то Роскомнадзор обращается к оператору связи и по уже отлаженному сценарию блокирует доступ к этой странице. Если технологически это сделать нельзя, то блокируется весь ресурс на территории России. И пока идёт судебное производство, контент заблокирован.
 
Чем эта история опасна для радиовещателей? Любое размещение песен в виде отрывков или частей хит-парадов в виде передач, которые можно скачать, а не прослушать, без соответствующего договора попадает под эти санкции. Если, допустим, Sony услышит в хит-параде песню Мадонны, то они вправе обратиться в суд с требованием заблокировать страницу, где размещена эта радиопрограмма. Кроме того, радиостанциям необходимо будет разместить в соответствующем разделе своей официальной страницы полную информацию о владельце, со всеми контактами, юридическим и электронным адресами, для недовольных правообладателей. Понятно, для чего это делается. Соответственно, если к вашему сайту прикручен сервис какой-то социальной сети или форум, где люди могут вывешивать музыкальные произведения, то вы можете стать мишенью для правообладателей».
 
Будто споря с главой Роскомнадзора Александром Жаровым, Тимофей Щербаков указал на бесполезность многих пунктов в Федеральном законе об административных правонарушениях. С июля по ноябрь юридический отдел Академии выиграл порядка 17 дел, связанных с административными правонарушениями (всего было около 20 исков). К концу года Академия готовит большое исследование по судебной практике, на котором будут основаны предложения по внесению изменений в Федеральный закон об административных правонарушениях.
 
Зарубежные представители радиоиндустрии в основном рассказывали о трудностях, которые испытывают радийщики при росте интереса к Интернету и мобильным средствам коммуникации. Как если не победить смартфоны, то хотя бы «дружить» с ними? Тот ещё вопрос. Основатель Radiodays Europe норвежец Рольф Брандруд предложил свои рецепты: «Конкуренция в виде таких сервисов, как Spotify, заставляет радиостанции применять нестандартные ходы, чтобы пробудить интерес к музыке. Например, можно устраивать баттлы между музыкантами, голосования, эксклюзивные концерты в прямом эфире. Ведущие, я обращаюсь к вам. Говорите правду, говорите смешно, выходите за рамки. Например, одного ведущего в Норвегии спросили: «Может ли он вести шоу не в 6:00, а в 5:30?» Он ответил: «Конечно, но только в этом случае, я буду вести из своей машины с помощью айфона». И людям интересно услышать такой эфир, потому что неизвестно, что может произойти, если вы ведёте машину и говорите в айфон».
 
В свою очередь международный эксперт по радио-стратегиям и один из основателей «Европы Плюс» Денис Флоран рассказал о «7 вещах, которые мы должны внедрить себе в мозги». Среди них:
a) нужно смириться со смартфонами. У нас больше не будет радиоприёмников;
b) подкасты успешны;
c) YouTube – самая популярная медиаплатформа, и нам с этим ничего не поделать;
d) Стриминг теперь касается не только музыки.
Как с этим бороться? Флоран предлагает делать такой контент, которым хотят обмениваться. Многие ведущие европейских станций пользуются соцсетями, чтобы рассказывать о себе. Истории надо писать короткие. Чем короче видео, тем больше просмотров, это показывает статистика. Люди никогда не поделятся трёхчасовым видеошоу на YouTube.
 
«В Великобритании каждая станция имеет на своём сайте одинаковый плеер. Один плеер на всех. Это трудно: разрешить размещать у себя плеер, на котором можно послушать Radio 1 и ABC. Не нужно жадничать, нужно объединяться, тогда мы победим», – завершил своё выступление, похожее на шоу, Денис Флоран.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 3414
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 3132
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2464
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 2155
Практика

Как это снято: «Последнее искушение Христа»

На фоне волны дел об оскорблении чувств верующих очень кстати пришелся юбилей «Последнего искушения Христа», самого скандального фильма на библейский сюжет. Чем примечательна картина, помимо возмущенной реакции на нее: гуманизация образа Христа, Израиль в Марокко, съемки в «аварийном режиме» и эмбиент

  • 13 августа
  • 1688
Практика

Художник по костюмам. Работа над эскизами

Необходимо ли художнику по костюмам рисовать эскизы, и если да, то какие? Требуют ли этого продюсеры и режиссеры? 

  • 12 августа
  • 1677
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее