Слова

«Снимать без заявки плохо, так делать нельзя»

Участник основного конкурса недавнего «Артдокфеста» Людмила Бычкова делится опытом, как в одиночку сделать документальный фильм: расположить к себе героя, не растерять энтузиазм за три года работы и избежать ошибок

  • 19 декабря 2017
  • 2309
Павел Орлов

— В твоем фильме очень яркая героиня. Расскажи, что необходимо, чтобы найти героя, достойного фильма, и как это произошло в случае твоей «Бабушки»?

— Я считаю, что моя героиня — не такая, как другие женщины. Нашла я ее так: поехала в женский монастырь на Селигере, про который и хотела снимать кино. Но там это делать оказалось тяжело, потому что люди очень закрытые. Да и мой педагог, Марина Александровна Разбежкина, посмотрев материал, сказала, что это больше похоже репортаж для телевидения.

Но я периодически общалась с работниками монастыря, и в том числе познакомилась с женщиной, работавшей в пекарне. Она всегда как-то очень откровенно делилась со мной своими чувствами и переживаниями. В итоге она заинтересовала меня уже как героиня, я забыла про монастырь и решила снимать кино отдельно про эту женщину, про ее личность.
 
Трейлер фильма «Бабушка» (2017) 

— Ты сразу увидела, что об этом человеке может сложиться история?

— Нет, и я никогда заранее знаю, о чем будет следующая история. На этот раз я просто почувствовала, что это и есть героиня, начала снимать, а история сложилась в процессе. Я очень хорошо чувствую этого человека, она не может существовать без эмоций, переживаний, и этим отпугивает других людей. Чем больше она хочет, тем меньше получает. Вот этот конфликт в ней меня и заинтересовал. Часто говорят, что мой фильм про возраст, а я считаю, что это кино не о возрасте, а об определенном типе личности. Возраст просто еще больше усугубляет конфликт.

Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина
Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина

— Как договориться с человеком, что ты будешь делать про него и про его личную жизнь фильм?

— Изначально у нас такой вопрос даже не вставал. Я просто приходила к ней с камерой в монастырь. Спустя где-то год я позвонила ей и предложила к ней приехать, чему она была очень рада. Я не стала ей сразу говорить, что хочу снимать про нее кино, просто постепенно доставала камеру. Она поначалу играла, как и любой человек, но скоро привыкла и перестала обращать на камеру внимание.

— Какой-то план съемок у тебя был? Может быть, синопсис или заявка?

— По-хорошему, конечно же, надо писать заявку. Не сценарий, как в игровом кино, но хотя бы приблизительное изложение того, о чем ты хочешь снять фильм. У меня заявки как таковой не было, это плохо и делать так нельзя. Нельзя хотя бы потому, что я в итоге сняла очень много лишнего материала, который потом не понадобился. Но меня так сильно увлекла героиня, что я почувствовала, что просто нужно брать и снимать. Я понимала, что это будет психологический фильм, с погружением в эмоции героини, но истории изначально не было. И каждый раз, когда я приезжала снимать, я не знала, что меня ждет. Я просто фиксировала то, что происходило.

Кадр из фильма «Бабушка» (2017) / ArtDocFest 
Кадр из фильма «Бабушка» (2017) / ArtDocFest

— Действие в «Бабушке» явно происходит с большими временными промежутками. Сколько по времени заняли съемки?

— Я ездила снимать три года раз в месяц-два, и оставалась дня по три. Снимала, монтировала, опять ехала. Например, там есть важная сцена в конце фильма, где героиня плачет в клубе. Я сняла ее, когда приехала в последний раз, и это было единственное, что я тогда сняла. Материал собирался постепенно, как мозаика. А в какой-то момент я поняла, что история сложилась, и сказать больше нечего. После этого я занималась только монтажом.

— Как проходили съемки, и сколько получилось материала?

— У меня есть такая проблема — я все время «поливаю», то есть практически не выключаю камеру. А делать так не надо, потому что получается куча ненужного материала, — всего оказалось больше терабайта, — и в итоге огромное количество времени уходит на монтаж. Конечно, надо стремиться к большей осознанности во время съемок. Но это сложно, потому что приходится быть человеком-оркестром: ты и оператор, и режиссер, и общаешься с героем, и выступаешь как его друг. Правда, в моем случае еще играла роль специфика героини — она постоянно разговаривает, и мне понадобилось какое-то время провести с ней, чтобы понять, что из того, что она говорит, важно для фильма, а что — нет.

Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина
Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина

— Расскажи об оборудовании, которое необходимо для подобного фильма.

— У меня была Sony 740, камера, которую Разбежкина говорила всем купить, когда мы начинали учиться. Самое главное, что у нее хороший стабилизатор в объективе, но в темноте она снимает с большими шумами. Для следующего фильма хочется что-то более профессиональное.

— В фильме очень динамичный монтаж. Как возникло такое решение?

— Мой прошлый фильм про пикаперов «Наука соблазнения» по монтажу был абсолютно таким же. Я не люблю длинные кадры, мне хочется монтировать более резко, ритмично. Мне кажется, что и с быстрым монтажом зрителю все понятно, незачем тянуть какие-то кадры, иначе получается масло масляное. Кто-то говорит, что в фильме из-за этого не хватает воздуха, но я так не думаю. Кроме того, такой монтаж подчеркивает характер героини.

Кадр из фильма «Бабушка» (2017) / ArtDocFest
Кадр из фильма «Бабушка» (2017) / ArtDocFest

— А с учетом большого количества отснятого, по какому принципу вообще отбирается материал, достойный войти в картину?

— Кладешь материал на дорожку и начинаешь красить, выбираешь то, что тебе кажется важным. Сначала даже непонятно, по какому принципу: что-то интересное, какое-то событие, герой как-то повернулся, в общем, что угодно. Ненужное удаляешь, но и важного остается безумное количество. И дальше уже из этого материала пытаешься сложить историю.

— Что еще делалось на постпродакшне помимо монтажа?

— На постпродакшне делалась элементарная цветокоррекция. Хотя потом я даже думала, что, может, не надо было ее делать, потому что в таком простом документальном кино лишняя красивость ни к чему. Еще на студии «Космос» делали элементарную перезапись звука с очисткой от шумов.

Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина
Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина

— Ты готовила этот фильм три года в одиночку. Что помогало тебе не забросить работу на такой длинной дистанции?

— Мне просто безумно интересна моя героиня. А еще я заметила с ней такую вещь. Бывает, приходишь к ней уставшая, ничего не хочется, а она заряжает тебя энергией. И вот мне было интересно, почему так происходит. Да и я прониклась к ней такой симпатией, что фильм нельзя было не доделать.

— Такой этический вопрос. Как героиня фильма относится к тому, что ее жизнь попала на экран?

— Героиня фильм пока не смотрела, но она знает, что были показы. На самом деле я очень переживаю по поводу ее реакции, и, конечно, надеюсь, что в фильме ничего такого не показано, что показывать было бы нельзя. Во всяком случае, скрытой камерой я никогда не снимала, и она всегда знала, что я снимаю. Мне нравится практика приводить своих героев на показ, как многие это делали сейчас на «Артдокфесте».

Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина
Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина

— Какой опыт тебе дал этот фильм как режиссеру, и какие нюансы работы ты хотела бы учесть при создании следующего?

— Я надеюсь, что следующий фильм не буду делать одна, что мне удастся кого-то еще подключить, потому что все делать самому очень сложно. Другой момент касается «поливки» материала. Снимать нужно меньше по количеству и больше по делу. А для этого еще нужно заранее писать заявку. Думаю, если бы я эти вещи учла, то фильм бы удалось сделать таким же, но в более короткий срок.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Скрытый смысл в монтажной фразе

Диалоги, акценты на деталях, метафоры, ассоциации, ритм и рефрен — разбираемся, как с помощью монтажа в кино выражают скрытые смыслы 

  • 26 ноября
  • 3443
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3370
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2832
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2358
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2296
Практика

Что нужно учитывать, выбирая ткань для кинокостюма

Несколько полезных советов от художника по костюмам Ирины Жигмунд о пластических свойствах материала и нестандартном мышлении

  • 26 ноября
  • 1929
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее