Слова

«Снимать без заявки плохо, так делать нельзя»

Участник основного конкурса недавнего «Артдокфеста» Людмила Бычкова делится опытом, как в одиночку сделать документальный фильм: расположить к себе героя, не растерять энтузиазм за три года работы и избежать ошибок


— В твоем фильме очень яркая героиня. Расскажи, что необходимо, чтобы найти героя, достойного фильма, и как это произошло в случае твоей «Бабушки»?

— Я считаю, что моя героиня — не такая, как другие женщины. Нашла я ее так: поехала в женский монастырь на Селигере, про который и хотела снимать кино. Но там это делать оказалось тяжело, потому что люди очень закрытые. Да и мой педагог, Марина Александровна Разбежкина, посмотрев материал, сказала, что это больше похоже репортаж для телевидения.

Но я периодически общалась с работниками монастыря, и в том числе познакомилась с женщиной, работавшей в пекарне. Она всегда как-то очень откровенно делилась со мной своими чувствами и переживаниями. В итоге она заинтересовала меня уже как героиня, я забыла про монастырь и решила снимать кино отдельно про эту женщину, про ее личность.
 
Трейлер фильма «Бабушка» (2017) 

— Ты сразу увидела, что об этом человеке может сложиться история?

— Нет, и я никогда заранее знаю, о чем будет следующая история. На этот раз я просто почувствовала, что это и есть героиня, начала снимать, а история сложилась в процессе. Я очень хорошо чувствую этого человека, она не может существовать без эмоций, переживаний, и этим отпугивает других людей. Чем больше она хочет, тем меньше получает. Вот этот конфликт в ней меня и заинтересовал. Часто говорят, что мой фильм про возраст, а я считаю, что это кино не о возрасте, а об определенном типе личности. Возраст просто еще больше усугубляет конфликт.

Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина
Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина

— Как договориться с человеком, что ты будешь делать про него и про его личную жизнь фильм?

— Изначально у нас такой вопрос даже не вставал. Я просто приходила к ней с камерой в монастырь. Спустя где-то год я позвонила ей и предложила к ней приехать, чему она была очень рада. Я не стала ей сразу говорить, что хочу снимать про нее кино, просто постепенно доставала камеру. Она поначалу играла, как и любой человек, но скоро привыкла и перестала обращать на камеру внимание.

— Какой-то план съемок у тебя был? Может быть, синопсис или заявка?

— По-хорошему, конечно же, надо писать заявку. Не сценарий, как в игровом кино, но хотя бы приблизительное изложение того, о чем ты хочешь снять фильм. У меня заявки как таковой не было, это плохо и делать так нельзя. Нельзя хотя бы потому, что я в итоге сняла очень много лишнего материала, который потом не понадобился. Но меня так сильно увлекла героиня, что я почувствовала, что просто нужно брать и снимать. Я понимала, что это будет психологический фильм, с погружением в эмоции героини, но истории изначально не было. И каждый раз, когда я приезжала снимать, я не знала, что меня ждет. Я просто фиксировала то, что происходило.

Кадр из фильма «Бабушка» (2017) / ArtDocFest 
Кадр из фильма «Бабушка» (2017) / ArtDocFest

— Действие в «Бабушке» явно происходит с большими временными промежутками. Сколько по времени заняли съемки?

— Я ездила снимать три года раз в месяц-два, и оставалась дня по три. Снимала, монтировала, опять ехала. Например, там есть важная сцена в конце фильма, где героиня плачет в клубе. Я сняла ее, когда приехала в последний раз, и это было единственное, что я тогда сняла. Материал собирался постепенно, как мозаика. А в какой-то момент я поняла, что история сложилась, и сказать больше нечего. После этого я занималась только монтажом.

— Как проходили съемки, и сколько получилось материала?

— У меня есть такая проблема — я все время «поливаю», то есть практически не выключаю камеру. А делать так не надо, потому что получается куча ненужного материала, — всего оказалось больше терабайта, — и в итоге огромное количество времени уходит на монтаж. Конечно, надо стремиться к большей осознанности во время съемок. Но это сложно, потому что приходится быть человеком-оркестром: ты и оператор, и режиссер, и общаешься с героем, и выступаешь как его друг. Правда, в моем случае еще играла роль специфика героини — она постоянно разговаривает, и мне понадобилось какое-то время провести с ней, чтобы понять, что из того, что она говорит, важно для фильма, а что — нет.

Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина
Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина

— Расскажи об оборудовании, которое необходимо для подобного фильма.

— У меня была Sony 740, камера, которую Разбежкина говорила всем купить, когда мы начинали учиться. Самое главное, что у нее хороший стабилизатор в объективе, но в темноте она снимает с большими шумами. Для следующего фильма хочется что-то более профессиональное.

— В фильме очень динамичный монтаж. Как возникло такое решение?

— Мой прошлый фильм про пикаперов «Наука соблазнения» по монтажу был абсолютно таким же. Я не люблю длинные кадры, мне хочется монтировать более резко, ритмично. Мне кажется, что и с быстрым монтажом зрителю все понятно, незачем тянуть какие-то кадры, иначе получается масло масляное. Кто-то говорит, что в фильме из-за этого не хватает воздуха, но я так не думаю. Кроме того, такой монтаж подчеркивает характер героини.

Кадр из фильма «Бабушка» (2017) / ArtDocFest
Кадр из фильма «Бабушка» (2017) / ArtDocFest

— А с учетом большого количества отснятого, по какому принципу вообще отбирается материал, достойный войти в картину?

— Кладешь материал на дорожку и начинаешь красить, выбираешь то, что тебе кажется важным. Сначала даже непонятно, по какому принципу: что-то интересное, какое-то событие, герой как-то повернулся, в общем, что угодно. Ненужное удаляешь, но и важного остается безумное количество. И дальше уже из этого материала пытаешься сложить историю.

— Что еще делалось на постпродакшне помимо монтажа?

— На постпродакшне делалась элементарная цветокоррекция. Хотя потом я даже думала, что, может, не надо было ее делать, потому что в таком простом документальном кино лишняя красивость ни к чему. Еще на студии «Космос» делали элементарную перезапись звука с очисткой от шумов.

Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина
Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина

— Ты готовила этот фильм три года в одиночку. Что помогало тебе не забросить работу на такой длинной дистанции?

— Мне просто безумно интересна моя героиня. А еще я заметила с ней такую вещь. Бывает, приходишь к ней уставшая, ничего не хочется, а она заряжает тебя энергией. И вот мне было интересно, почему так происходит. Да и я прониклась к ней такой симпатией, что фильм нельзя было не доделать.

— Такой этический вопрос. Как героиня фильма относится к тому, что ее жизнь попала на экран?

— Героиня фильм пока не смотрела, но она знает, что были показы. На самом деле я очень переживаю по поводу ее реакции, и, конечно, надеюсь, что в фильме ничего такого не показано, что показывать было бы нельзя. Во всяком случае, скрытой камерой я никогда не снимала, и она всегда знала, что я снимаю. Мне нравится практика приводить своих героев на показ, как многие это делали сейчас на «Артдокфесте».

Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина
Людмила Бычкова / Фото: Ольга Наседкина

— Какой опыт тебе дал этот фильм как режиссеру, и какие нюансы работы ты хотела бы учесть при создании следующего?

— Я надеюсь, что следующий фильм не буду делать одна, что мне удастся кого-то еще подключить, потому что все делать самому очень сложно. Другой момент касается «поливки» материала. Снимать нужно меньше по количеству и больше по делу. А для этого еще нужно заранее писать заявку. Думаю, если бы я эти вещи учла, то фильм бы удалось сделать таким же, но в более короткий срок.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4856
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 4767
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3919
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее