Практика

Сам себе скрипт-доктор: 5 способов исправить свой сценарий

Преподаватель The Independent Film School и режиссер Ёла Тиер советует, как самостоятельно добраться до финального сценария

  • 14 декабря 2017
  • 5822

Я обучаю сценарному мастерству и кинопроизводству с 2006 года. На мои курсы приходили сотни будущих сценаристов, актеров и режиссеров. Я сама написала больше двадцати полнометражных фильмов и четыре из них оказались на большом экране. Как и многим сценаристам, мне пришлось снимать кино по своим сценариям самостоятельно. Мой самый новый проект — Tomorrow Ever After.
 
Трейлер фильма "Tomorrow Ever After"

Во время его подготовки и производства я поняла, что переписывать сценарий — это не значит страдать, мучиться бессонницей, переедать от напряжения и сомневаться, можете ли вы называть себя сценаристом. Переписывать сценарий — это все равно, что добавлять приправы во вкусный суп. Еще чуть-чуть чеснока — и готово.

Вот пять шагов, которые нужно сделать, прежде чем проводить тестовую читку или нанимать дорогого скрипт-доктора.
 

1. Поймите, что вам нравится в сценарии


Составьте подробнейший список того, чем вам нравится ваша история. Не пренебрегайте этим шагом — на мой взгляд, он самый важный. Какой смысл добавлять приправы, если сам суп вам не по вкусу?

Кадр из фильме «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильме «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Вы можете писать подробно или в общих чертах. «Мне нравится, что женщина здесь демонстрирует свою гениальность». «Мне нравится, что мужчина здесь уязвимый и мягкий, а не брутальный». «Мне нравится Мэнди как персонаж». «Мне нравится, что страница 40 меня смешит». «Мне нравится строчка диалога, где он спрашивает ее, сколько времени». Если вы совсем отчаялись, вы всегда можете написать о своих изначальных стремлениях: «Мне нравится, что я попыталась написать уязвимого и мягкого парня».

Не стоит писать: «Мне нравится Мэнди, а все остальные — полный отстой». Критический настрой — это плохая привычка, из-за которой переписать сценарий практически невозможно. Остановитесь на том, что вам нравится Мэнди.
 

Редактировать сценарий — значит делать акцент на его сильных сторонах.


Многие ошибочно думают, что переписывать сценарий — значит исправлять его проблемы. Но на самом деле тут важнее сделать акцент на его сильных сторонах. Найдите действительно «зажигательные» элементы и сделайте их заметнее.

Я написала один из первых полнометражных сценариев в колледже и попросила своего парня прочесть то, что получилось. Он сказал только: «Мне нравятся отношения Джейка и Доры». Сейчас я понимаю, насколько он был мягок ко мне. Сценарий был плохо написан и наверняка невыносимо скучен. Но да, Дора, одна из незначительных второстепенных героинь, была там самым интересным персонажем. Я ассоциировала себя с ней и писала ее сцены очень легко.

Ёла Тиер на съемках фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Ёла Тиер на съемках фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Услышав комментарий своего парня, я с радостью решила начать все заново, сконцентрировавшись только на Джейке и Доре. Писать стало интереснее, в голове начали роится идеи. В конце концов я продала этот сценарий и оплатила на полученные деньги колледж.

Пусть то, что вам нравится в сценарии, будет вашей путеводной звездой. Часто проблема первого драфта в том, что он не использует потенциал своих самых удачных идей по-максимуму.
 

2. Постарайтесь не делать большого списка сценарных проблем


Огромный список всего, что, по вашему мнению, не так со сценарием, не поможет вам написать драфт лучше — вы просто в какой-то момент начнете совершать рейды к холодильнику или звонить бывшим. Чрезмерная критичность — не признак интеллекта. Скорее, она указывает на творческий кризис.

У большинства проблем сценария — одна-единственная причина. Профессиональный скрипт-доктор обычно помогает ее найти. Решив ее, вы разберетесь с большинством остальных.

Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Список проблем важен на этапе, когда сценарий почти готов, и его осталось лишь слегка отполировать. Все эпизоды встали на место. Каждый персонаж, локация и сцена мотивированы. Вам уже не терпится приступить к съемкам. Теперь вы можете менять детали сколько угодно. Еще чуть-чуть чеснока...

У меня хорошие новости: сильные стороны у каждого сценария разнятся. Но то, что не работает, по большей части, одинаково. Давайте посмотрим, что же чаще всего бывает главной сценарной проблемой.
 

3. Заставьте персонажей понервничать


В 95% сценариев, которые пока еще не работают, не хватает конфликта. Конфликт — это не значит, что происходит что-то плохое. Это не значит, что люди друг друга ненавидят, кричат или спорят. Конфликт — это когда кто-то чего-то хочет, но у него на пути возникает препятствие.

Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Допустим, я иду по улице, а проезжающий мимо грузовик обливает меня грязью. Это не конфликт, это просто неприятное событие. Если же он обливает меня грязью, когда я иду на собеседование на работу своей мечты — это уже конфликт. У меня есть цель, но появилось препятствие. У меня трое голодных детей, свои последние деньги я потратила на приличный костюм для собеседования, а по дороге меня обливает грязью грузовик — вот из этого можно сделать кино.
 

Персонажи чем-то похожи на остатки зубной пасты в тюбике. Надавите — и они появятся.


Конфликт — это не обязательно что-то плохое. Допустим, мы с парнем хотим провести мой день рождения вдвоем, и тут внезапно появляется моя лучшая подруга, приведя с собой человек 30 гостей. Они готовили вечеринку-сюрприз. Это тоже конфликт, несмотря на то, что все, что происходит — это очень круто.

Если конкретная сцена не работает или же сценарий в целом недостаточно захватывающий — возможно, у него острый недостаток конфликта. Есть ли у кого-то четкие желания? Предпринимают ли они какие-то действия, чтобы достичь цели? Сильно ли они этого хотят? Можете ли вы каким-то образом повысить ставки так, чтобы персонажи действовали активнее?

Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Персонажи чем-то похожи на остатки зубной пасты в тюбике. Надавите — и они появятся. Может быть, мой парень на следующий день уезжает за границу, поэтому мне нужно срочно избавляться от этих 30 гостей, хотя они и сильно обидятся. Чем больше переживает ваш персонаж, тем интереснее будет фильм.
 

4. Не переборщите с сюжетом


Второй по популярности сценарный «просчет» — чрезмерная опора на сюжетную канву. Да, побуждающее событие расположено на нужной странице, но сценарий выглядит схематичным. Это можно исправить, сконцентрировавшись на ключевых отношениях в истории.

Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Отношения — главный козырь большинства фильмов. Если бы «Человек-паук» был бы только о Зеленом гоблине, он бы стал плохой видеоигрой. Но «Человек-паук» о Мэри Джейн. В основе самых больших и громких блокбастеров — отношения.

Пробегитесь по сценарию и отметьте, как развиваются ключевые отношения в истории, скажем, каждые 10 страниц. Можно даже составить аутлайн, концентрирующийся только на них и полностью игнорирующий сюжет.
 
Стр. 10: когда Сэм и Лиза встречаются в первый раз, прачечная самообслуживания, где стираются их вещи, перестает работать и не открывается. Они ненавидят друг друга.
Стр. 20: они вынуждены работать вместе. Приходится смириться с этим.
Стр. 30: Лиза прикрывает Сэма, когда их босс замечает ошибку.
Стр. 40: Сэм раскрывает свою большую тайну, а Лиза понимает, почему он решил там работать.
Стр. 50: у них появляется возможность работать порознь, но они ей не пользуются.
Стр. 60: Сэм узнает, что Лиза беременна от своего бывшего, ему неприятно.
Стр. 70: Сэм, скрывая свои чувства, увольняется.
Стр. 80: Сэм просит ее не делать аборт. Или обнаруживает, что на самом деле Лиза — пришелец, и пытается ее защитить. Или ее похищает Зеленый гоблин. 

В общем, вы поняли.

Сконцентрируйтесь на отношениях. Если они не меняются на протяжении долгого времени, попытайтесь сделать так, чтобы они развивались. Так вы превратите сценарий, слишком сильно опирающийся на сюжет, в интересную историю о персонажах. Именно из них обычно получаются хорошие фильмы.
 

5. Продумайте финал


В хорошем сценарии мы с самого начала понимаем, в чем проблема главного героя (или же в чем состоит внешняя проблема, которую обычно олицетворяет какой-то другой персонаж). Когда герой что-то меняет, мы подсознательно осознаем, что грядет драма. Если герой боится ответственности, мы, скорее всего, увидим, как он берет ее на себя. Если он избегает схватки, мы, скорее всего, увидим, как он в нее вступает. Нам не столь важно, победит ли он или проиграет. Не столь важно, будет ли он с любимым человеком или нет. Нам важно, чтобы он принял решение.

Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Масштаб этого важного решения в конце может быть огромным. А может и нет. Но оно должно быть значимым. Решив сразиться с монстром, герой может разнести весь город. Герой может наконец решиться позвонить маме. Это финальное решение и делает концовку запоминающейся.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 3454
Практика

Как это снято: «Крепкий орешек»

Тридцать лет назад «Крепкий орешек» открыл эру «голливудских боевиков с человеческим лицом». Разбираем, как создавалась картина и в чем заключается ее новаторство: принцип триединства, герой из народа, «дефекты» изображения, а также причем тут Шекспир и Бетховен

  • 12 июля
  • 3160
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Ингмара Бергмана

К 100-летнему юбилею Ингмара Бергмана публикуем список его любимых картин. Какие фильмы высоко ценил один из самых значительных режиссеров в истории кино: от немой классики через Тарковского и Скорсезе к началу XXI века

  • 14 июля
  • 2597
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 2538
Практика

Бюджета нет, вот тебе фонарик

Что делать, если нет возможности арендовать дорогой свет? Открывать для себя новые бренды и экспериментировать — оператор-постановщик Егор Поволоцкий составил список доступных и качественных осветительных приборов, с которыми ему довелось работать в Голливуде

  • 12 июля
  • 2270
Практика

«Скоро мы будем выбирать объекты из сгенерированных примеров, просто нажав кнопочку»: тезисы Влада Ахтырского на CG Event

На CG Event в Петербурге выступил Владислав Ахтырский, глава отдела композитинга компании MPC в Ванкувере. Он рассказал о трендах в композитинге, нейросетях, а также дал советы специалистам из России, которые хотят выйти на мировой уровень. Вспоминаем самое интересное из его выступления

  • 10 июля
  • 1800
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее