Практика

Сам себе скрипт-доктор: 5 способов исправить свой сценарий

Преподаватель The Independent Film School и режиссер Ёла Тиер советует, как самостоятельно добраться до финального сценария

  • 14 декабря 2017
  • 6154

Я обучаю сценарному мастерству и кинопроизводству с 2006 года. На мои курсы приходили сотни будущих сценаристов, актеров и режиссеров. Я сама написала больше двадцати полнометражных фильмов и четыре из них оказались на большом экране. Как и многим сценаристам, мне пришлось снимать кино по своим сценариям самостоятельно. Мой самый новый проект — Tomorrow Ever After.
 
Трейлер фильма "Tomorrow Ever After"

Во время его подготовки и производства я поняла, что переписывать сценарий — это не значит страдать, мучиться бессонницей, переедать от напряжения и сомневаться, можете ли вы называть себя сценаристом. Переписывать сценарий — это все равно, что добавлять приправы во вкусный суп. Еще чуть-чуть чеснока — и готово.

Вот пять шагов, которые нужно сделать, прежде чем проводить тестовую читку или нанимать дорогого скрипт-доктора.
 

1. Поймите, что вам нравится в сценарии


Составьте подробнейший список того, чем вам нравится ваша история. Не пренебрегайте этим шагом — на мой взгляд, он самый важный. Какой смысл добавлять приправы, если сам суп вам не по вкусу?

Кадр из фильме «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильме «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Вы можете писать подробно или в общих чертах. «Мне нравится, что женщина здесь демонстрирует свою гениальность». «Мне нравится, что мужчина здесь уязвимый и мягкий, а не брутальный». «Мне нравится Мэнди как персонаж». «Мне нравится, что страница 40 меня смешит». «Мне нравится строчка диалога, где он спрашивает ее, сколько времени». Если вы совсем отчаялись, вы всегда можете написать о своих изначальных стремлениях: «Мне нравится, что я попыталась написать уязвимого и мягкого парня».

Не стоит писать: «Мне нравится Мэнди, а все остальные — полный отстой». Критический настрой — это плохая привычка, из-за которой переписать сценарий практически невозможно. Остановитесь на том, что вам нравится Мэнди.
 

Редактировать сценарий — значит делать акцент на его сильных сторонах.


Многие ошибочно думают, что переписывать сценарий — значит исправлять его проблемы. Но на самом деле тут важнее сделать акцент на его сильных сторонах. Найдите действительно «зажигательные» элементы и сделайте их заметнее.

Я написала один из первых полнометражных сценариев в колледже и попросила своего парня прочесть то, что получилось. Он сказал только: «Мне нравятся отношения Джейка и Доры». Сейчас я понимаю, насколько он был мягок ко мне. Сценарий был плохо написан и наверняка невыносимо скучен. Но да, Дора, одна из незначительных второстепенных героинь, была там самым интересным персонажем. Я ассоциировала себя с ней и писала ее сцены очень легко.

Ёла Тиер на съемках фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Ёла Тиер на съемках фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Услышав комментарий своего парня, я с радостью решила начать все заново, сконцентрировавшись только на Джейке и Доре. Писать стало интереснее, в голове начали роится идеи. В конце концов я продала этот сценарий и оплатила на полученные деньги колледж.

Пусть то, что вам нравится в сценарии, будет вашей путеводной звездой. Часто проблема первого драфта в том, что он не использует потенциал своих самых удачных идей по-максимуму.
 

2. Постарайтесь не делать большого списка сценарных проблем


Огромный список всего, что, по вашему мнению, не так со сценарием, не поможет вам написать драфт лучше — вы просто в какой-то момент начнете совершать рейды к холодильнику или звонить бывшим. Чрезмерная критичность — не признак интеллекта. Скорее, она указывает на творческий кризис.

У большинства проблем сценария — одна-единственная причина. Профессиональный скрипт-доктор обычно помогает ее найти. Решив ее, вы разберетесь с большинством остальных.

Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Список проблем важен на этапе, когда сценарий почти готов, и его осталось лишь слегка отполировать. Все эпизоды встали на место. Каждый персонаж, локация и сцена мотивированы. Вам уже не терпится приступить к съемкам. Теперь вы можете менять детали сколько угодно. Еще чуть-чуть чеснока...

У меня хорошие новости: сильные стороны у каждого сценария разнятся. Но то, что не работает, по большей части, одинаково. Давайте посмотрим, что же чаще всего бывает главной сценарной проблемой.
 

3. Заставьте персонажей понервничать


В 95% сценариев, которые пока еще не работают, не хватает конфликта. Конфликт — это не значит, что происходит что-то плохое. Это не значит, что люди друг друга ненавидят, кричат или спорят. Конфликт — это когда кто-то чего-то хочет, но у него на пути возникает препятствие.

Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Допустим, я иду по улице, а проезжающий мимо грузовик обливает меня грязью. Это не конфликт, это просто неприятное событие. Если же он обливает меня грязью, когда я иду на собеседование на работу своей мечты — это уже конфликт. У меня есть цель, но появилось препятствие. У меня трое голодных детей, свои последние деньги я потратила на приличный костюм для собеседования, а по дороге меня обливает грязью грузовик — вот из этого можно сделать кино.
 

Персонажи чем-то похожи на остатки зубной пасты в тюбике. Надавите — и они появятся.


Конфликт — это не обязательно что-то плохое. Допустим, мы с парнем хотим провести мой день рождения вдвоем, и тут внезапно появляется моя лучшая подруга, приведя с собой человек 30 гостей. Они готовили вечеринку-сюрприз. Это тоже конфликт, несмотря на то, что все, что происходит — это очень круто.

Если конкретная сцена не работает или же сценарий в целом недостаточно захватывающий — возможно, у него острый недостаток конфликта. Есть ли у кого-то четкие желания? Предпринимают ли они какие-то действия, чтобы достичь цели? Сильно ли они этого хотят? Можете ли вы каким-то образом повысить ставки так, чтобы персонажи действовали активнее?

Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Персонажи чем-то похожи на остатки зубной пасты в тюбике. Надавите — и они появятся. Может быть, мой парень на следующий день уезжает за границу, поэтому мне нужно срочно избавляться от этих 30 гостей, хотя они и сильно обидятся. Чем больше переживает ваш персонаж, тем интереснее будет фильм.
 

4. Не переборщите с сюжетом


Второй по популярности сценарный «просчет» — чрезмерная опора на сюжетную канву. Да, побуждающее событие расположено на нужной странице, но сценарий выглядит схематичным. Это можно исправить, сконцентрировавшись на ключевых отношениях в истории.

Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Отношения — главный козырь большинства фильмов. Если бы «Человек-паук» был бы только о Зеленом гоблине, он бы стал плохой видеоигрой. Но «Человек-паук» о Мэри Джейн. В основе самых больших и громких блокбастеров — отношения.

Пробегитесь по сценарию и отметьте, как развиваются ключевые отношения в истории, скажем, каждые 10 страниц. Можно даже составить аутлайн, концентрирующийся только на них и полностью игнорирующий сюжет.
 
Стр. 10: когда Сэм и Лиза встречаются в первый раз, прачечная самообслуживания, где стираются их вещи, перестает работать и не открывается. Они ненавидят друг друга.
Стр. 20: они вынуждены работать вместе. Приходится смириться с этим.
Стр. 30: Лиза прикрывает Сэма, когда их босс замечает ошибку.
Стр. 40: Сэм раскрывает свою большую тайну, а Лиза понимает, почему он решил там работать.
Стр. 50: у них появляется возможность работать порознь, но они ей не пользуются.
Стр. 60: Сэм узнает, что Лиза беременна от своего бывшего, ему неприятно.
Стр. 70: Сэм, скрывая свои чувства, увольняется.
Стр. 80: Сэм просит ее не делать аборт. Или обнаруживает, что на самом деле Лиза — пришелец, и пытается ее защитить. Или ее похищает Зеленый гоблин. 

В общем, вы поняли.

Сконцентрируйтесь на отношениях. Если они не меняются на протяжении долгого времени, попытайтесь сделать так, чтобы они развивались. Так вы превратите сценарий, слишком сильно опирающийся на сюжет, в интересную историю о персонажах. Именно из них обычно получаются хорошие фильмы.
 

5. Продумайте финал


В хорошем сценарии мы с самого начала понимаем, в чем проблема главного героя (или же в чем состоит внешняя проблема, которую обычно олицетворяет какой-то другой персонаж). Когда герой что-то меняет, мы подсознательно осознаем, что грядет драма. Если герой боится ответственности, мы, скорее всего, увидим, как он берет ее на себя. Если он избегает схватки, мы, скорее всего, увидим, как он в нее вступает. Нам не столь важно, победит ли он или проиграет. Не столь важно, будет ли он с любимым человеком или нет. Нам важно, чтобы он принял решение.

Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.
Кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

Масштаб этого важного решения в конце может быть огромным. А может и нет. Но оно должно быть значимым. Решив сразиться с монстром, герой может разнести весь город. Герой может наконец решиться позвонить маме. Это финальное решение и делает концовку запоминающейся.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: кадр из фильма «Tomorrow Ever After» / Фото: Thier Productions Inc.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

Не все картины могут оценить по достоинству сразу после выхода, иногда на признание труда авторов уходят годы. Вспоминаем несколько таких случаев: чем оборачивается провал, почему фильмы бывают непонятны и из-за чего взгляды публики могут меняться

  • 22 октября
  • 1982
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1870
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1737
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1660
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1457
Практика

Как это снято: «Земляничная поляна»

60 лет назад Ингмар Бергман снял одну из самых важных картин не только в своей фильмографии, но и в мировом кино вообще. Что делает эту ленту значительной: исповедальность, символизм, последняя роль Виктора Шестрема, живопись экспрессионизма, а также экранизация кошмара

  • 15 октября
  • 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее