Слова

«Я хотел снять фильм про зону, но без зоны»

Кирилл Плетнев рассказал о своем дебютном полном метре «ЖГИ!»: откуда в голове постановщика рождается контрапункт, что такое матерная лексика «на спине» и как работают (или не работают) в кадре эстрадные звезды

  • 12 декабря 2017
  • 830
Родион Чемонин

— Не секрет, что tvkinoradio внимательно следит за твоим творчеством не только как актера, но и как режиссера, в частности, короткометражек. Чему научила тебя работа над коротким метром перед первым полнометражным дебютом?

— Во-первых, все короткометражки я снимал за свои деньги, поэтому теперь знаю все про производство. Понимаю цену времени, куда и каким образом уходят деньги. Поэтому сейчас я как режиссер, приступая к съемкам, требую, чтобы мне показывали смету (смеется).
 
Трейлер фильма «ЖГИ!» (2017)

— Как давно ты вынашивал идею «ЖГИ!»?

— Довольно давно. Я заканчивал ВГИК, режиссерско-сценарный факультет у Владимира Алексеевича Фенченко и Дениса Викторовича Родимина. Фенченко вел режиссуру и монтаж, а Родимин — драматургию. Я вынашивал идею «Жги!» как диплом по сценарному мастерству. Но получился фильм. Когда «Настя» (короткометражный фильм 2015 года. — Прим. tvkinoradio) выиграла «Кинотавр», ко мне начали проявлять интерес; так «ЖГИ!» стал не только сценарным дипломом, но и фильмом.

Кирилл Плетнев, режиссер фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Виктор Вытольский
Кирилл Плетнев, режиссер фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Виктор Вытольский

— Если вернуться на три-четыре года назад, что подтолкнуло тебя к написанию этого сценария?

— Очень просто. Это была строчка в «Яндексе» — заголовок о том, что в Англии на шоу The X Factor выиграла надсмотрщица Сэм Бейли. Правда, в отличие от моей истории, она была надзирателем в мужской колонии. Я посмотрел видео, меня зацепило несоответствие надсмотрщицы и того, что я увидел. Пела женщина в обтягивающих лосинах, похожая на молодую Пугачеву, с такой щербинкой между зубов. Когда она взяла первую ноту, то зал встал и зааплодировал. Сейчас она записывает золотые и платиновые альбомы.

Меня это поразило, я стал размышлять, что такое надсмотрщица в наших российских реалиях, которая вдруг решила запеть. Я понял, что это совсем другой менталитет, что это соседи, которые косо смотрят на нее, это муж, который говорит: «Ты никогда не поедешь» — и так далее. Но мечта и талант сильнее всего.

Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа
Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа

— Так получается, что это второй твой фильм про пенитенциарную систему и с Оболдиной в главной роли...

— (смеется) Я так думаю, что это связано с желанием сказать, как в фильме «Москва слезам не верит» Меньшова: «В 40 лет жизнь только начинается». Поэтому главной героине Алевтине 40 лет.

Почему-то в нашей стране, если ты решил стать экспедитором или инженером, то ты всю жизнь и будешь этим экспедитором или инженером. Тебе это уже не нравится, тебя тошнит от этой работы, но ты все равно упорно работаешь и не пытаешься ничего менять. На Западе же люди в 50 лет вдруг начинают играть в театре или заниматься вокалом. Мне кажется, это очень круто.

Кирилл Плетнев, режиссер фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Виктор Вытольский
Кирилл Плетнев, режиссер фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Виктор Вытольский

— Ты получаешься таким «специалистом по женщинам»: у тебя во всех фильмах главные герои — женщины, с непростой историей, яркими характерами. Откуда у тебя это?

— Меня воспитывали с детства две женщины: мама и тетя. Была и вторая тетя, и двоюродная сестра.

Я всегда любил и люблю хорошую литературу. Мне очень нравится высказывание о том, что Александр Грин с его «Алыми парусами» испортили советских женщин, они сидят и ждут своего Грэя. Меня, в каком-то смысле, тоже немножко испортила советская литература, потому что она вселила в меня романтизм, идеализм, но, мне кажется, это неплохо. Уж лучше пусть будет так, чем любой негатив.

Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа
Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа

— У тебя мастерски получается применять параллельный монтаж, контрапункт...

— Это в конце?

— Не только. Как мне показалось, это по всему фильму аккуратно расставлено. Я к чему: у нас нигде это не преподают. До этого, обычно, надо дойти своим умом...

— На самом деле, это из актерской профессии. У меня в театральном институте педагог был учеником Товстоногова, а Георгий Александрович очень любил давать роли, основанные на контрапункте. Например, у него Смоктуновский играл Гамлета, что было странно, ведь в то время Гамлета играли брутальные актеры. И мой педагог тоже давал роли на сопротивление. Я, как актер, понимал, что это будет очень интересно, если все ждут, что ты сейчас заплачешь, а ты вдруг смеешься. Получается неожиданная правда. Или наоборот. И я почему-то начал применять это в кино как режиссер. Вот это словосочетание «неожиданная правда», — когда все ждут одного, а получают совершенно иное, — оно высекает очень сильную эмоцию. Этим надо пользоваться.

Кирилл Плетнев, режиссер фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Виктор Вытольский
Кирилл Плетнев, режиссер фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Виктор Вытольский

— То, что героиня Оболдиной поет «Тоску» или, по-русски, «тоску» — это сознательная игра слов?

— Когда я писал сценарий, то понимал, что она должна петь что-то, совершенно не имеющее к ней никакого отношения. Я подумал, что будет хорошо, если тюремная надсмотрщица будет петь оперу. Я, кажется, у Михалкова это видел: русский пейзаж и звучит итальянская ария. Помню, что мне это очень понравилось, потому что так как раз рождается очень странный контрапункт, когда на экране совершенно упадническая чернуха, но играет роскошная итальянская ария.

Я понял, что это будет очень здорово: я с самого начала знал, что мне нужно будет выбираться из «социалки», из повседневности и чернухи. Я не Юра Быков. Он снимает свое кино, я — свое. Мне очень нравятся его фильмы, но я не хотел снимать фильм, где персонажей насилуют в душе в колонии.

Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа
Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа

Я знал, что самая большая претензия продюсеров будет к локации, они очень боялись колонии. Я говорил: «Давайте вспомним „Миллионера из трущоб“, где изображена нищая Индия, но при этом весь фильм не покидает ощущение постоянного праздника!» И это была одна из задач — снять зону, но без зоны.

— Как ты готовился к фильму, где ты брал тюремный жаргон, все эти «осУжденный» и так далее?

— У меня был консультант, прекрасная совершенно женщина. Она работала в конвое и помогала на всем протяжении написания сценария. Потом я общался с рядом людей из ФСИНа. Так что, по сути, по жизненной правде, мы не очень сильно отступаем от реалий. Но где-то есть, конечно, и фантастика.

Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа
Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа

— А как можно снять про тюрьму, но без мата?

— Там был мат, но мы его вырезали. Вообще, нам очень сильно повезло, потому что, когда мне сказали, что у нас рейтинг «12+», я сильно удивился. Я снимал не на эту аудиторию, а для зрителя постарше.

Это, конечно, хорошо, но я с ужасом ехал в «СинеЛаб» на переозвучание и думал, как мне убирать мат. Но звукорежиссер рассказал, что нам очень повезло, потому что у нас весь мат «на спине». То есть смонтировано так, что матерные слова произносятся человеком, который стоит спиной. Поэтому мы убрали их совершенно безболезненно.

Кирилл Плетнев, режиссер фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Виктор Вытольский
Кирилл Плетнев, режиссер фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Виктор Вытольский

— Хорошо, про тюрьмы у нас знают немногие зрители, но в шоу-бизнесе «разбираются» все. Какие были допущения в той части, где есть наша поп-культура? Например, у нас же нет прямого эфира на телевидении...

— Прямые эфиры у нас есть. В «Голосе» с определенного этапа идут прямые эфиры, там только Нагиев подснят. Я точно это знаю, у меня жена пробовалась на «Голос», я был там, все смотрел. Потом я участвовал в «Танцах со звездами». Там тоже сначала идет запись, а потом прямые эфиры.

Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа
Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа

Но, конечно, допущения были. Например, часовые пояса. Где герои живут и где идет съемка? Но мы допустили, чтои там и там — день. Если бы мы исходили из жизненной правды, то нам пришлось бы придумывать, что колония находится где-то в Калининграде.
Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа

Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа

Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа

Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа

И такая ситуация, как у нас в фильме, в принципе, произойти может. В том мире цинизма, который у нас существует на телевидении, программу могли бы продолжить, эфир могли бы не останавливать. Почему нет?

— Кто-нибудь отказался от участия в твоем фильме?

— Да. Ваня Ургант отказался. Я хотел взять его на место Бузовой, точнее, писал сценарий под Урганта. Но он отказался, потому что не хотел играть сам себя. И вообще, с этой ролью телеведущего были большие проблемы, потому что нам очень было нужно камео, но многие не хотели играть сами себя.

Кто еще... Гармаш отказался от роли, которую сыграл Владимир Ильин. Елена Яковлева не отказалась, она просто не смогла, в итоге ее роль исполнила Таня Догилева. Но я в итоге кастингом доволен ну вот прямо на сто процентов.

Фото: Виктор Вытольский
Фото: Виктор Вытольский

— А все эти медийные лица, которые мелькают на телешоу?

— Нет. Больше никто не отказывался. Мне очень понравился в этом смысле Дима Билан, потому что мне нужен был... А! Киркоров еще отказался! Так вот, мне нужен был Киркоров. Когда Инга Оболдина идет по коридору, она видит его и шепчет продюсеру: «Ой, а это Киркоров?» Просто нужна была проходка. Но Филипп отказался, и я обратился к Билану.

Он мне сказал напрямую: «Я понимаю, вам нужно мое лицо. Мне это не особо интересно, мне надоело играть самого себя. Вот если ты мне сделаешь сцену, тогда мне будет интересно». И я тогда предложил ему сказать эту же фразу в кадре — о том, что ему надоело играть самого себя. Что мы и сделали, получилось здорово.

Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа
Кадр из фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Марс Медиа

Та же Оля Бузова меня совершенно поразила. Ни секунды не было никаких «выпендрежей». Она приезжала на площадку полностью готовой, знала текст, понимала, что играет саму себя, но относилась к своему образу с иронией.

Кирилл Плетнев, режиссер фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Виктор Вытольский
Кирилл Плетнев, режиссер фильма «ЖГИ!» (2017) / Фото: Виктор Вытольский

— Последнее. Так как в кадре поют много и по-разному, что, по-твоему, сложнее: научить петь плохо или научить петь хорошо?

— Конечно, поющего человека научить петь плохо гораздо сложнее, чем наоборот.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2458
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1828
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1545
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1521
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1397
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1357
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее