Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря 2017
  • 9930

Наверняка многие из нас считают, что полны творчества. Мы рискуем, пользуемся нашей свободой и нам наплевать на правила. Но вот незадача: в правилах нет ничего плохого. В кинематографе, например, правило третей или 180 градусов — это действующие стандарты, которые помогают овладеть киноязыком и разговаривать со зрителями как можно яснее и понятнее.

Но не стоит забывать: мы — творческие люди и очень любим нарушать правила. На канале Apurture появилось видео, которое объясняет, как это делать со вкусом.
 

«Композицию кадра можно выстроить множеством разных способов. В том, где именно будут располагаться те или иные объекты, важна каждая деталь.

Вот пять композиционных правил и способы их нарушить.
 

1. Кадрирование на уровне глаз

Кадр из фильма «Молчание ягнят» (1991) / Фото: Orion Pictures

Кадр из фильма «Молчание ягнят» (1991) / Фото: Orion Pictures

Кадр из фильма «Молчание ягнят» (1991) / Фото: Orion Pictures

Кадр из фильма «Молчание ягнят» (1991) / Фото: Orion Pictures

Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг» (1997) / Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг» (1997) / Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Догвилль» (2003) / Фото: Lions Gate Entertainment

Кадр из фильма «Догвилль» (2003) / Фото: Lions Gate Entertainment

Кадр из фильма «Криминально чтиво» (1994) / Фото: Miramax Films

Кадр из фильма «Криминально чтиво» (1994) / Фото: Miramax Films

Когда вы применяете это правило, зритель чувствует себя равным персонажу. Проще говоря, так вы говорите аудитории: «Этот человек — ваш друг». Именно этот ракурс операторы используют чаще всего.

Нарушить это правило вы можете несколькими способами. Первый — снимать с нижнего ракурса. Так персонаж будет возвышаться над зрителем, излучая свою силу. Вместе с контрастным low-key-освещением это поможет вам создать мощный образ злодея.

И, наоборот, вы можете поднять камеру и снимать персонажа сверху. Так он будет выглядеть уязвимым и слабым. Эти два приема можно комбинировать, дав аудитории понять, кто из героев главный в той или иной сцене.

Правило можно и вовсе уничтожить, показав происходящее с высоты птичьего полета. Так вы добьетесь эффекта полного отстранения от персонажей.
 

2. Персонаж слева и смотрит направо

Кадр из фильма «Король говорит!» (2010) / Фото: Momentum Pictures

Кадр из фильма «Король говорит!» (2010) / Фото: Momentum Pictures

Кадр из фильма «Отверженные» (2012) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Отверженные» (2012) / Фото: Universal Pictures

Это правило позволяет показать, что герой смотрит на что-то за пределами кадра. Нарушить это правило можно, заставив персонажа смотреть в ту же сторону, на которой находится он сам. Так вы добьетесь ощущения, будто он находится в ловушке и не знает, что его ждет дальше. Для зрителя это может быть неприятно, так что постарайтесь не злоупотреблять подобным приемом и использовать его только, когда это действительно необходимо.

Том Хупер часто пользовался им в «Король говорит!» и «Отверженных», когда герои переживали самые сложные времена.
 

3. Правило третей

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Это самое простейшее из правил: представьте, что по кадру проходят две горизонтальные и две вертикальные линии, и расположите важные объекты на их пересечении. Это в теории должно сделать кадр более приятным эстетически.

Поскольку правило это настолько простое, вот целых два способа его нарушить.

Первый — расположить персонажа прямо по центру. Это особенно эффективно, когда все остальные объекты в кадре можно расположить симметрично. В зависимости от повествования это может либо успокоить, либо насторожить (кадрирование слишком идеально, что-то должно случиться).

Другой вариант — кадрировать согласно золотому сечению (также известному как числа Фибоначчи, золотая пропорция и т.д.). Это отдельная тема для разбора, поскольку эту закономерность можно найти в природе и во многих известных картинах. Если говорить проще, то в целом, вместо того, чтобы располагать объект съемки точно в правой или левой третях, нужно его поместить на часть, соответствующую 0.618 кадра. Да, значение очень точное, но пытаться точно ему соответствовать не надо.

Поскольку это соотношение прочно укоренилось в нашей природе, в результате получаются очень приятные глазу кадры.
 

4. Пространство над головой

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Выстраивая средний план, нужно оставить хотя бы немного пространства над головой персонажа. Для крупного можно немного «отрезать» голову сверху, но при этом целиком оставить его подбородок.

Чтобы нарушить это правило, можно взять сверхкрупный план лица человека, но так зритель окажется очень близко к герою и может почувствовать себя неуютно. Так что с этим нужно быть осторожнее.

Кроме того, если оставить персонажу слишком много воздуха сверху, можно добиться ощущения, что он маленький, уязвимый и подвержен влиянию внешних факторов. Чтобы подобный кадр выглядел хорошо, его нужно тщательнейшим образом спланировать, иначе вы можете показаться дилетантом, который не знает, как кадрировать изображение.
 

5. Правило 180 градусов

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Это правило одновременно и простое, и сложное. Если персонажи смотрят друг на друга, то между ними проходит невидимая линия. На монтаже лучше ее не пересекать, чтобы зритель не потерялся в пространстве.

Данное правило можно нарушать, чтобы передать, к примеру, изменение в расстановке сил, течение времени или запутанность пространства. «Голодные игры» нарушили его, когда Китнис расстается со своей сестрой Примроуз. Особенно это эффективно благодаря напряжению в сцене: Примроуз не знает, увидит ли она когда-нибудь свою сестру.

Всегда нарушайте это правило сознательно и незаметно, иначе вы просто покажетесь зрителю новичком». 

Источник: youtube.com
 

Обложка: Кадр из сериала «Мистер Робот» Фото: NBCUniversal

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

«Движение вверх»: как научить камеру летать быстрее мяча

6 камер, система QTAKE и режим документального кино: оператор-постановщик Игорь Гринякин рассказал о производстве масштабного спортивного блокбастера

  • 11 января
  • 4908
Практика

Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным

Что такое мягкое освещение и для чего оно нужно? Почему в погоне за красивыми кадрами чаще всего применяют именно его?

  • 13 января
  • 4044
Практика

Тринадцать режиссерских советов Стивена Содерберга

В день своего юбилея Стивен Содерберг делится профессиональными правилами, которые могут особенно пригодиться, если вы снимаете малобюджетное кино: работа с актером, преимущества цифровых технологий и польза чужих фильмов

  • 14 января
  • 3900
Слова

Самые заезженные цветовые схемы современного кино

«Голубой и желтый», «ретро-кино», «как у Уэса Андерсона»: операторы-постановщики рассказывают о цветовых схемах, которые успели набить им оскомину

  • 9 января
  • 3625
Практика

Великаны и лилипуты: как в кино уменьшают и увеличивают людей

Иногда сюжет фильма требует, чтобы в кадре находились персонажи меньше или больше, чем обычный человек. И тогда приходится прибегать к трюкам и экранным фокусам. Какими инструментами пользуются кинематографисты в этом случае? Разбираем существующие методы и приемы

  • 11 января
  • 3070
Обзоры

10 фильмов, снятых без готового сценария: от «Касабланки» до «Отрочества»

Основа любого игрового фильма — это сценарий. Но бывает так, что съемки приходится начинать, когда текст еще не готов. На нескольких примерах смотрим, что из этого получается: кассовые рекордсмены, авторская классика и полные провалы

  • 12 января
  • 2757
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее