Практика

«Секретное досье»: как начинающий сценарист и его опытный соавтор работали со Стивеном Спилбергом

Сценаристы Элизабет Ханна и Джош Сингер о сотрудничестве с легендарным режиссером и создании самого злободневного исторического фильма

  • 5 декабря
  • 1114

Хотя «Секретное досье» — это историческая картина, ее производство проходило молниеносными темпами. Стивен Спилберг начал съемкт в городе Уайт-Плейнс штата Нью-Йорк 1 мая 2017 года. За год до этого он и понятия не имел, что будет заниматься этим проектом, а сценарист-новичок Элизабет Ханна не написала еще ни строчки. Недавно Национальный совет кинокритиков США назвал «Секретное досье» лучшим фильмом года, а Мерил Стрип и Том Хэнкс получили от организации высшие актерские награды. Теперь же Ханна и ее соавтор Джош Сингер претендуют на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
 

Ханна хотела стать сценаристом не всегда. Она закончила бакалавриат в институте Пратта, стажировалась на фильме «Опустевший город», а после ее приняли в консерваторию Американского киноинститута на специальность «Продюсирование». Через пять лет она поняла, что хочет чего-то другого.

Элизабет Ханна / Фото: Martim Vian
Элизабет Ханна / Фото: Martim Vian

«Я думала, что стану креативным продюсером. Спустя пару лет поняла: „Эээ, нет, я хочу быть по ту сторону баррикад, — рассказывает Ханна. — Писать я всегда любила. Просто думала, что я делаю это недостаточно хорошо, чтобы заниматься профессионально».

В 2012 году Ханна бросила работу, чтобы попробовать себя на новом поприще. Она написала спек-сценарий пилота сериала, который удалось продать, но его так и не сняли. Затем она поработала над веб-сериалом о старшеклассниках Guidance. «Я почувствовала себя в тупике», — вспоминает она. В прошлом месяце она вышла замуж за телевизионного сценариста Брайана Миликина. Он дал ей задание: в течение трех месяцев написать сценарий об издателе Washington Post Кэтрин Грейам. Ханна буквально влюбилась в нее, прочитав ее автобиографию, которая удостоилась Пулитцеровской премии.

«Раньше я никогда не читала мемуары, автор которых так охотно бы рассказывал о своих ошибках и отношениях, пытаясь их анализировать», — рассказала Ханна. Она, кроме того, ознакомилась с мемуарами Бена Брэдли, который работал редактором Washington Post в течение 23 лет. Его впоследствии сыграл Том Хэнкс.

Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox

Ханна написала первый драфт объемом в 165 страниц. В нем было три истории: «женщина (Мерил Стрип) обретает свой голос», «сформировывается суперкоманда журналистов» и «как документы Пентагона повлияли на историю США».

После этого Ханна попыталась найти агента. Она разослала копии своей работы по разным агентствам в октябре 2016 в надежде снять небольшой фильм, который никто, скорее всего, не увидит.

Посреди ночи 28 октября ей позвонил покупатель сценария: это была продюсер Эми Паскаль, бывший председатель Sony Pictures Entertainment. Ее отец работал в стратегическом исследовательском центре RAND. В свое время там трудился бывший военный аналитик Даниэль Эллсберг (его сыграл Мэттью Риз). Тогда он и обнаружил те самые документы Пентагона, в которых подробно разбиралось участие США во Вьетнамской войне. Эллсберг сделал их копию и отправил в Washington Post. Кроме того, муж Паскаль, Бернард Вейнроб, десятки лет проработал в газете The New York Times, которая получила Пулитцеровскую премию за материал о документах Пентагона.

Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox

«Звонок лучше этого и представить сложно. Но сложно представить и звонок страшнее, — рассказывает Ханна. — Они правда хотят это снимать. Но ведь я раньше не делала фильмы!». Перспектива стать частью крупного проекта стала еще более устрашающей, когда сценарий попал в Черный список (список лучших неснятых сценариев Голливуда), а после под него подписались Том Хэнкс, Мерил Стрип и режиссер Спилберг. На троих у них было семь «Оскаров». Случилось это в феврале 2017 года.

«Меня очень расстраивало положение дел в мире и в стране. Тут 31-летняя Элизабет Ханна пишет сценарий, который попадает к Эми Паскаль, та отправляет его мне — и будущее начинает казаться мне более оптимистичным, — рассказал Спилберг на Q&A-сессии после показа на студии Fox. — Мы надеемся на зрителя, который провел последние 13-14 месяцев в поисках правды».

В марте 2017 года продюсер Кристи Макоско Кригер, партнер Спилберга, связалась с Джошем Сингером и поручила переписать сценарий за 10 недель до производства. Сингер в 2016 году получил «Оскар» за сценарий «В центре внимания», который написал вместе с соавтором Томасом Маккарти. Позже он говорил, что «Секретное досье» — это лучший спек-сценарий, который он когда-либо читал.

Джош Сингер и Томас Маккарти / Фото: Academy of Motion Picture Arts and Sciences
Джош Сингер и Томас Маккарти / Фото: Academy of Motion Picture Arts and Sciences

Сценарист, однако, понимал, что это не история о репортерах и не процедурал, а фильм об издателе и главном редакторе, а значит — не столько о журналистике, сколько о принятии решения: «Готовы ли мы рискнуть всем, опубликовав материал?» «И только Кэтрин понимала, что есть только один выход — публиковать», — вспоминает Сингер.

Кроме того, фильм стал редкой возможностью поработать со Спилбергом, которого Сингер в шутку называет то богом, то «евреем, который до этого снял парочку фильмов».

Для Ханны привлечение Сингера стало облегчением: «Хорошо, что на проекте появился человек, которых понимает, что делает. Мне не нужно отвечать на все вопросы».

Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox

Вместе им удалось испытать все особенности работы со Спилбергом: звезды в главных ролях, экспедиция в Washington Post, музыка Джона Уильямса, освещение Януша Камински. Даже художник-постановщик Рик Картер в тот короткий промежуток времени, когда вовсю шла работа над завершением спецэффектов к следующему фильму Спилберга, «Первому игроку приготовиться», сумел запустить постройку декораций первых этажей домов Грейам и Брэдли («Даже гардеробные, — вспоминает Ханна. — Мы туда даже не заглядывали»).

Сингера удивила также способность Спилберга импровизировать и собирать самую разноплановую команду. «Мы все время были там. Он настолько открыт к сотрудничеству, что постоянно оборачивался и спрашивал: „Ребята, что думаете?“». Кроме того, по словам сценаристов, Спилберг постоянно приходил на площадку с планом на день, затем отбрасывал его в сторону, прося оперативно переписать части сценария. Один раз они увидели, что он сидит на полу и играет с коробкой, где должны были быть документы Пентагона. «Стивен, что вы делаете?», — спросил Сингер. «Думаю, что будет, если я сниму вот отсюда, подниму камеру вместе с коробкой и так покажу лица журналистов, которые смотрят на нее сверху вниз».

Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox

Работа над сценарием на площадке была необходима еще и потому, что сценаристам не удалось согласовать расписание с актерами и услышать их предложения. «Мерил — умнейший драматург, — рассказывает Сингер. — Она говорит, что в сценарии есть проблема, и ты сразу же начинаешь думать, как ее исправить, оставаясь при этом на высочайшем уровне актрисы». Ханна добавляет: «Планка очень высокая. Мы могли тянуться к ней, но ни Джош, ни я так ее и не достигли».

После окончания съемок в июле сайт Deadline сообщил, что следующим проектом Ханны станет фильм «Единственный самолет в небе», в основу которого лег полет президента Джорджа Буша-младшего после того, как он раньше времени прервал свой визит в школу во Флориде 9 сентября 2001 года. В то же время в разгаре съемки байопика про Нила Армстронга «Первый человек», который Дэмьен Шазелл снимает по сценарию Сингера.

Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox

Некоторые ветераны The New York Times недовольны появлением «Секретного досье». Согласно статье в Columbia Journalism Review, появившейся в день начала съемок фильма, Джеймс Гринфилд, когда-то работавший редактором в газете и координировавший статьи о документах Пентагона, а также Джеймс Гудейл, бывший адвокат газеты, назвали проект «обманом». Бывший начальник Вашингтонского бюро NYT охарактеризовал проект как «глупый. Один из главных работников нынешнего The New York Times высказался анонимно: «Очень странно и глупо, что в одном из главных моментов нашей журналистской истории нам выделена второстепенная роль».

Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox

«Мы изо всех сил старались отдать Times должное, — говорит Сингер. — Мы связывались с ее работниками, чтобы согласовать факты». Абрахам Майкл Розенталь работал в газете 56 лет и был исполнительным редактором в эру документов Пентагона. Его сын Энди также давал комментарии касательно сценария и приходил на площадку, чтобы встретиться с Майклом Сталбергом, который играл в фильме его отца.

«Мне кажется, это фильм другого рода, — считает Ханна. — Он не про охоту за документами. Не об их трехмесячном исследовании, что само по себе может стать очень интересной историей».

Вместо этого они вместе с Сингером создали «историю зарождения прекрасной команды», которая стала стержнем Washington Post. Ханна также говорит о сценарии как о «неромантической истории любви» между Грейам и Брэдли. «Их дружба была настолько крепкой, что они стали больше напоминать семью», — сказала Мерил Стрип на Q&A-сессии.

Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Секретное досье» (2017) / Фото: 20th Century Fox

«Все дело в рабочей атмосфере, — говорила Стрип. — Сейчас об этом очень важно говорить — об атмосфере, когда мужчины и женщины могут работать на равных». Стрип объяснила, что в начале фильма Грейам ведет себя с Брэдли как с начальником. Так обычно и бывает, когда женщина занимает более высокий пост, чем мужчина. Ей надо подстраиваться под его эго: «Нельзя допустить, чтобы он чувствовал себя ущемленным. Удивительно наблюдать, как этим двоим удается работать вместе. Как уживаются его хвастовство и ее смелость. Это удивительно красиво».

Ханна написала сценарий до того, как Хиллари Клинтон стала первой женщиной-кандидатом в президенты, перед тем, как Дональд Трамп начал писать в твиттере про «фейковые новости», перед «Маршами женщин», перед тем, как The Times сообщила, что лишь 6% из 500 самых успешных директоров современных компаний — женского пола. Ханна работала над историей «Секретного досье» прежде, чем в известных изданиях начали появляться истории о харассменте. Да, ее работа может показаться удивительно своевременной, но она понимает — изменилось мало.

«Я работаю в индустрии, где большая часть — мужчины. Часто я — единственная женщина в комнате. Как женщина, ты учишься чувствовать, когда ты — меньшинство», — заключает Ханна.

Источник: indiewire.com
 

Обложка: на съемках фильма «Секретное досье» (2017) / 20th Century Fox

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6494
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5814
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4807
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4600
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4480
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4061
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее