Практика

Приемы: Черно-белое изображение

Черно-белое кино стало большой редкостью, но тем интереснее работы авторов, решающих отказаться от цвета. Исследуем, как развивалась история черно-белого кино, для чего сегодня используют монохром и в чем особенности работы с таким изображением

  • 25 ноября 2017
  • 4292
Павел Орлов

Краткая история черно-белого кино


Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (Роберт Вине, 1920) / Фото: Decla-BioscopКадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (Роберт Вине, 1920) / Фото: Decla-Bioscop

1890-1930-е: Кино родилось черно-белым. Попытки сделать его цветным последовали незамедлительно, но все способы, вроде ручной колоризации, были слишком трудоемкими и дорогостоящими. Однако отсутствие цвета в итоге пошло лишь на пользу — кинематографисты стали искать оригинальные способы выразительности в рамках черно-белого формата. Например, в фильмах немецкого экспрессионизма большое внимание уделялось светотени, ракурсам, работе с пространством и с движением камеры.    
 

Кадр из фильма «Большой ансамбль» (Джозеф Х. Льюис, 1955) Фото: Allied Artists Pictures
Кадр из фильма «Большой ансамбль» (Джозеф Х. Льюис, 1955) / Фото: Allied Artists Pictures

1930-1950-е: Во многих кинематографиях появляются первые фильмы, снятые в цвете. Однако из-за дороговизны и сложности в обращении, первые цветные форматы, вроде голливудского Technicolor, используются лишь на самых дорогих проектах. Так что черно-белое кино продолжает доминировать и порождать новые стилистические направления. Скажем, в этом время появляется фильм нуар с характерными контрастами темноты и света и густыми тенями. 
 

Кадр из фильма «Летят журавли» (Михаил Калатозов, 1957) / Фото: Мосфильм
Кадр из фильма «Летят журавли» (Михаил Калатозов, 1957) / Фото: Мосфильм

1950-1960-е: За цветом закрепляется ассоциация с большим, помпезным, театральным, оторванным от действительности кино. Все это не приемлют бунтарские «новые волны» во Франции, Великобритании, СССР и других странах. Эстетически черно-белый формат оказывается более созвучным духу времени, и значительная часть фильмов продолжает сниматься именно в нем. Сыграла свою роль и демократизация технологий кинопроизводства (появление мобильных камер, например), коснувшаяся, правда, прежде всего черно-белого кино. 
 

Кадр из фильма «Город грехов» (Роберт Родригес, 2005) / Фото: Miramax Films
Кадр из фильма «Город грехов» (Роберт Родригес, 2005) / Фото: Miramax Films

1960-е — наши дни: Цветное кино становится стандартом, а черно-белое — редкостью и, как правило, следствием принципиального художественного решения. Тем не менее периодически появляются довольно громкие картины, снятые в монохроме и напоминающие об особой силе воздействия черно-белого изображения. Этапными в этом плане можно назвать такие фильмы, как «Бешеный бык», «Список Шиндлера», «Человек, которого не было», «Город грехов», «Белая лента», «Артист» и ряд других.   
 

Для чего используется черно-белое изображение в современном кино?


Кадр из фильма «Франкенвини» (Тим Бертон, 2012) / Фото: Disney
Кадр из фильма «Франкенвини» (Тим Бертон, 2012) / Фото: Disney

— Во-первых, это красиво. Черно-белое изображение — это стильно и приятно для глаза. Во всяком случае, в умелых руках. Именно особая, макабрическая красота монохрома была главной причиной, по которой Тим Бертон взялся за мультфильм «Франкенвини». Или вспомним «Город грехов». Роберт Родригес работал в черно-белом формате, стараясь максимально точно следовать первоисточнику — графическому роману Фрэнка Миллера. И действительно, в цвете эта история просто невозможна. Родригес так и говорит, что монохромный стиль — главное, что есть в его фильме, и без него картину не имело бы смысла снимать. 

Кадр из фильма «Франц» (Франсуа Озон, 2016) / Фото: Mars Films
Кадр из фильма «Франц» (Франсуа Озон, 2016) / Фото: Mars Films

— Другая эпоха. Черно-белое изображение часто используется, когда действие фильма разворачивается в другой эпохе. Восприятие зрителя работает так, что без цвета события кажутся историческим, а цвет, словами Люка Бессона, «выражает современность». Возможно, это связано с тем, что ранняя фотография и кино были черно-белыми и, соответственно, XIX и первая половина XX века в основном зафиксированы бесцветными. Потому единственная черно-белая картина Франсуа Озона одновременно единственная в его фильмографии, действие которой разворачивается в далеком прошлом — события «Франца» происходят после Первой мировой войны. 

Кадр из фильма «Ангел-А» (Люк Бессон, 2005) / Фото: EuropaCorp
Кадр из фильма «Ангел-А» (Люк Бессон, 2005) / Фото: EuropaCorp

— Драматургия. Черно-белое изображение может быть естественным продолжением драматургии. Люк Бессон говорит, что в фильме «Ангел-А» монохром помог подчеркнуть контрастность главных героев: «Она женщина, он мужчина, она высокая, он низенький, она белая, он коричневый, она нездешняя, он местный, у него длинная одежда, у нее короткая. Инь и янь, черное-белое, свет-тьма. Тут много противопоставлений, и черно-белая гамма сюда великолепно вписалась». 

Кадр из фильма «Человек, которого не было» (Братья Коэн, 2001) / Фото: USA Films
Кадр из фильма «Человек, которого не было» (Братья Коэн, 2001) / Фото: USA Films

— Жанр. Порой сама история и жанр фильма толкают авторов к исключению цвета. Так было в случае картины братьев Коэн «Человек, которого не было». Материал очевидно тяготел к нуару и требовал соответствующей визуальной стилистики. Или взять относительно недавнюю моду на немые картины. Было бы странно, если бы герои «Артиста» и «Белоснежки» не разговаривали, но при этом были бы цветными. 
 
Сцена из фильма «Пена дней» (Мишель Гондри, 2013)

— Атмосфера. Черно-белое изображение формирует определенные эмоции и атмосферу. В фильме Мишеля Гондри «Пена дней» изображение по ходу действия как бы выцветает. Если в начале оно особенно яркое и насыщенное, то в конце — мрачно монохромное. Так авторы создают нужную атмосферу и подчеркивают трагическое развитие событий.

Кадр из фильма «Зелиг» (1983) Фото: Orion Pictures
Кадр из фильма «Зелиг» (1983) Фото: Orion Pictures

— Документальность. Андрей Тарковский говорил о таком парадоксе: «…черно-белое изображение воспринимается как более правдивое, реалистичное, чем цветное». В схожем ключе высказывался Сидни Люмет, замечая, что черно-белое кино для него всегда выглядело естественным, а цветное — искусственным. Возможно, так происходит потому, что монохром «фильтрует» визуальную информацию, оставляя в концентрированной форме только самое важное. Таким образом, иногда, когда автор претендует на некую документальность действия, цвет становится лишним. Приведем пример «Зелига», мокьюментари Вуди Аллена, в котором пародируется старая хроника. 

Кадр из фильма «Девушка возвращается одна ночью домой» (Ана Лили Амирпур, 2014) / Фото: VICE Films
Кадр из фильма «Девушка возвращается одна ночью домой» (Ана Лили Амирпур, 2014) / Фото: VICE Films

— Ирреальность. Впрочем, с таким же успехом черно-белое изображение формирует и реальность вымышленную. Фрэнк Дарабонт считает, что черно-белое кино «позволяет увидеть мир таким, каким он на самом деле не является». С помощью монохрома можно подчеркнуть ощущение сновидения, фантазии, кошмара. По этой причине черно-белыми были некоторые самые безумные экспериментальные фильмы современности, вроде иранского вампирского вестерна «Девушка возвращается одна ночью домой». 

Кадр из фильма «Помни» (Кристофер Нолан, 2000) / Фото: Newmarket
Кадр из фильма «Помни» (Кристофер Нолан, 2000) / Фото: Newmarket

— Помогает сориентироваться. Переключение между цветным изображением и черно-белым можно использовать как инструмент, помогающий отделить одно действие от другого. В «Помни» Кристофера Нолана сюжетная линия одновременно развивается в разных направлениях — по хронологии и реверсивно. Хронологическая часть при этом черно-белая, тогда как реверсивная — цветная. Зритель при этом не путается (насколько это вообще возможно в случае столь экспериментальной драматургии). 

Кадр из фильма «Милая Фрэнсис» (Ноа Баумбах, 2012) / Фото: IFC Films
Кадр из фильма «Милая Фрэнсис» (Ноа Баумбах, 2012) / Фото: IFC Films

— Каноны и аллюзии. В ч/б часто снимают режиссеры, воспитавшие свой вкус на кино без цвета и желающие приблизиться к близким им традиционным канонам. Известно, что Ноа Баумбах снимал фильм «Милая Фрэнсис» на черно-белую пленку во многом из-за желания, чтобы картина ассоциировалась «Манхэттеном» Вуди Аллена и другими подобными картинами о жизни в большом городе. 

Кадр из фильма «Клерки» (Кевин Смит, 1994) / Фото: Miramax Films
Кадр из фильма «Клерки» (Кевин Смит, 1994) / Фото: Miramax Films

— Бюджет. Иногда ч/б — это вынужденная мера, следствие скромного бюджета. Известный пример — дебют Кевина Смита «Клерки». Черно-белая пленка не только была дешевле цветной, но и позволяла значительно сэкономить на световом оборудовании, так что выбирать особо не приходилось.  
 

Особенности работы с черно-белым изображением



Арсений Гончуков (режиссер фильма «Сын»)Арсений Гончуков (режиссер фильма «Сын»)

В ч/б возникают свои сочетания цветов, потому нужны особые решения, отличные от того, что делается в цветных картинах. При этом инструментарий оказывается ничуть не меньшим. В ч/б большее значение играют тона. К примеру, нельзя просто так одеть героя в белую рубашку, потому что в цветном кино белый — это одна из красок, а в черно-белом — глобальный акцент. Нельзя одеть героя и, скажем, в красно-зелено-синее, потому что получится плохое сочетание оттенков серого.
 
Трейлер фильма «Сын»(2014)

Также важно понимать, что главное в черно-белом изображении – это контраст. Другой большой вопрос — как падает свет. Ну и еще один момент, играющий колоссальное значение, — актерская игра. Общеизвестная вещь, что в черно-белом кино актеры проявляются особенно ярко и сильно. Монохром, говоря техническим языком, убирает лишнюю информацию и тем самым выявляет самую суть. Да, в то же время, большой плюс ч/б — оно скрывает многие технические огрехи. Мы снимали на Canon 5D Mark II, и понятно, что диапазон у него не очень высокий. Монохром это нивелирует.

Александр Симонов (оператор фильма «Рай»)Александр Симонов (оператор фильма «Рай»): 

Работа с ч/б — это, можно сказать, вызов для оператора. Исключение цветовой информации не позволяет тебе «спрятаться» — ты остаешься один на один с композицией и светом.
 
Трейлер фильма «Рай» (2016)

Я сразу всю подготовительную работу «Рая» начал делать в ч/б. В Lightroom постоянно игрался с поиском необходимых соотношений по сенсибилизации, по тональным раскладам. На съемках изображение с ALEXA Mini выводилось на мониторы с помощью LUT уже черно-белое, более контрастное и жесткое. Из плюсов работы с ч/б можно отметить то, что черно-белый формат помогал сращивать между собой разнородный материал, получаемый с разных камер.

Константин Рассолов (оператор фильма «Сын»): Константин Рассолов (оператор фильма «Сын»): 

Для оператора черно-белое изображение по сравнению с цветным – это абсолютно другая реальность, существующая по своим законам и требующая других подходов к цвету, к свету, к пониманию того, как это будет воспринято зрителем. У тебя, к примеру, нет возможности оценить картинку по цвету, при этом оттенок этого цвета очень влияет на изображение. На фильме «Сын» для нас основным условием была контрастность, поскольку мы хотели, чтобы он был похож на застывшую документальную фотографию. 

Кадр из фильма «Сын» (Арсений Гончуков, 2014) / Фото: Парадиз 
Кадр из фильма «Сын» (Арсений Гончуков, 2014) / Фото: Парадиз 

Многие операторы, включая меня, даже цветную картинку оценивают по ее черно-белому варианту. Почти на всех своих проектах я прошу механика отдельно вывести режим черно-белой картинки. Это связано с тоном и позволяет точнее определить контрастность. Ведь вполне логично, что изображение сначала строится в ч/б, а потом к нему добавляется цвет. Такая старая школа.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3736
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 3011
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2879
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2634
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1719
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1700
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее