Слова

«"Осколки" могут по достоинству оценить и в Камбодже»

Режиссер фильма «Осколки» Алиса Хазанова рассказала, как снять полный метр в Нью-Йорке, какие литературные референсы были у картины, а также почему она сознательно отказалась от социального дискурса

  • 15 ноября 2017
  • 468
Петр Скопин

Как снять фильм в Нью-Йорке


— «Осколки» пропитаны нью-йоркским духом. Почему в фильме так важен этот город?

— В фильме важен не Нью-Йорк как таковой, а его атмосфера. Для меня главный герой фильма — не город, а скорее отель, в котором происходит действие.

Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»
Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

«Осколки» можно было снять и в другом месте, но очень здорово, что удалось сделать это именно в Нью-Йорке, потому что атмосфера истории обусловлена сумасшедшей энергетикой этого «кипящего котла»: дикое количество людей, трафик, яркие огни и много звуков. И вдруг ты сворачиваешь за угол и попадаешь в абсолютно другой мир, в котором время течет не так и люди двигаются в ином темпе. Именно этим Нью-Йорк мне безумно интересен.
 

Наша задача была еще и в том, чтобы максимально быстро донести, что мы хотим, и не идти ни на какие компромиссы.


— Как происходила подготовка к съемочному периоду? Сколько она заняла?

— В Нью-Йорке я давно жила и училась. Когда мы решили снимать фильм, сразу поняли, что не можем позволить себе отдельно летать в США для выбора локаций: на это не было средств и времени. Поэтому из Америки нам заранее присылали объекты на выбор, а мы их утверждали уже в Нью-Йорке. Фактически весь подготовительный период к съемкам занял один месяц. Продюсеры, оператор-постановщик и художник-постановщик у нас — из России, и у них была возможность начать работать над проектом раньше. Учитывая, что наш костяк был из России, а остальные службы — местные, наша задача была еще и в том, чтобы максимально быстро донести, что мы хотим, и не идти ни на какие компромиссы: они могли только повредить оригинальному видению картины.

На съемках фильма «Осколки» (2017) / Фото: Тимофей Колесников
На съемках фильма «Осколки» (2017) / Фото: Тимофей Колесников

— Вы делали раскадровки?

— Мы решили, что раскадровки нам просто не нужны. Многие сцены в фильме снимали одним планом по одиннадцать или даже двадцать минут.
 

Общее видение – самая главная отправная точка, если люди хотят сделать что-либо вместе. 


Здесь мне помогла профессия хореографа: в моей голове все было выстроено изначально так, как нужно, я смогла прочувствовать темпоритм и объяснить людям, как все должно происходить. В этом плане иметь хореографическое образование — очень ценный навык (в прошлом Алиса Хазанова была балериной Большого театра и хореографом-постановщиком — примечание tvknoradio.ru).

Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»
Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

— Были ли у вас сложности при общении с американской частью команды?

— На мандраж не было времени. Необходимо было всем четко объяснить задачи. Языковые моменты? В этом плане не было особых сложностей. Во-первых, я достаточно хорошо владею английским. Во-вторых, язык вообще не является барьером, когда ты знаешь, что конкретно хочешь донести до людей. Что касается того, что я режиссер-дебютант — да, это волнительно, но я знала, что хотела воплотить, и вокруг меня были профессиональные единомышленники.

— Почему вы решили привлечь американского сценариста Майкла Куписка к написанию сценария?

Майкл Куписк / Фото: Ольга Наседкина
Майкл Куписк / Фото: Ольга Наседкина  

— Общее видение — самая главная отправная точка, если люди хотят сделать что-либо вместе. И здесь не важно, кто на каком языке говорит: и мне и Майклу нравится стилистика старых американских пьес. Многие важные диалоги были выполнены в ней.
 

Мне, кстати, не нравится, как я выгляжу на некоторых планах. Но мы оставили эти кадры в фильме.


В какой-то момент у нас появилась идея переписать сценарий на русский язык и снять фильм в России. Но потом я поняла: делать этого не нужно, история развалится. Мы вернулись к самому первому драфту, и доработали его немного с помощью Ромы Волобуева (Роман Волобуев — креативный продюсер фильма «Осколки» — примечание tvkinoradio.ru). Роман сделал очень важную вещь: он посмотрел на сценарий свежим взглядом и чуть-чуть его отредактировал. Как мне кажется, фильму это пошло на пользу.

На съемках фильма «Осколки» (2017) / Фото: Тимофей Колесников
На съемках фильма «Осколки» (2017) / Фото: Тимофей Колесников

— Насколько вам сложно было совмещать одну из главных ролей с работой режиссера?

— Это было несложно. Наоборот, подобное совмещение стало для меня инструментом, позволяющим настроить актеров «изнутри» на определенный темпоритм и нужную интонацию. Правда, при совмещении актерской профессии с режиссурой необходим момент адаптации, составляющий буквально два-три дня, но потом у тебя включается механизм, позволяющий смотреть на себя как на другого актера. Мне, кстати, не нравится, как я выгляжу на некоторых планах. Но мы оставили эти кадры в фильме: ведь для картины главным является результат художественного высказывания, а не мои актерские предпочтения.
 

В погоне за правильными референсами


Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»
Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

— «Осколки», кажется, «кишат» референсами: Малик, Рене, Кубрик. Что из существующего наследия кино вы брали на вооружение?

— Мои референсы были не из области кинематографа, а из литературы, скорее. Давайте я назову вам книгу «Волны» Вирджинии Вульф. Мы с Майклом (сценарист Майкл Куписк — примечание tvkinoradio.ru) определили изначально, что нам вдвоем интересна ситуация, когда рядом с тобой садится человек и рассказывает, что год назад ты жил совсем по-другому. Эта идея стала творческим импульсом, сподвигнувшим нас на фильм. Возможность параллельных жизней — вот что нам было интересно.
 

Я реализовала желание отойти от социальной составляющей и описать срез людей, у которых в принципе нет материальных проблем, но это не делает их счастливее. 


В моем понимании, отель, в котором происходит действие фильма, должен был стать мозгом, по извилинам которого передвигаются люди. Абстракцию в принципе тяжело формулировать. Поэтому мы просто рассказывали кино своим языком.

— У вас очень интересные центральные образы: муж, любовник, бармен. Как вы подбирали актерский состав?

— В Нью-Йорке у меня был очень хороший кастинг-директор, и я дистанционно с ней взаимодействовала из Москвы. Она присылала мне актерские видео, и я ей отвечала: «Это да, а это нет». Таким образом мы находили общее направление в кастинге.
Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

К тому моменту, когда я приехала в Нью-Йорк и стала ходить на актерские пробы, сформировалось ясное понимание, кого мы ищем. Но все равно подходящего актера не всегда легко найти. Одного из главных персонажей в фильме сыграл Крис Битем (Битем сыграл мужа главной героини — примечание tvkinoradio.ru), которого мы нашли за трое суток до съемок картины. Он стопроцентно попал в образ.

— Мужчины в фильме элегантны, буржуазны в хорошем смысле. Ухожена и героиня. Чем было вызвано желание ввести именно таких героев?

— Таким образом реализовала желание отойти от социальной составляющей и описать срез людей, у которых в принципе нет материальных проблем, но это не делает их счастливее. Я сделала сознательный выбор: хотелось поговорить о немного другой составляющей жизни.
Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

— Вам не близок социальный дискурс?

— Близок. Просто для этой истории он был не нужен: если ты пытаешься «запихнуть» в фильм сразу все — это не на пользу картине. Наш фильм задает новый вектор для диалога со зрителем. Ведь сложности и конфликты зачастую возникают не из-за социальных моментов, а из-за того, что базовые коммуникации между людьми нарушены: никто не может сказать другому, чего он хочет на самом деле, без того, чтобы оскорбить другого человека, или просто задеть его.
 

Я бы не отказалась еще от нескольких съемочных дней.


— Ваш фильм в российском прокате называется «Осколки», но его оригинальное название — Middleground. Что значит Middleground, и почему у фильма два разных названия?

— Слово Middleground может быть как названием отеля, так и обозначением места, которое в моем понимании находится между двумя реальностями — в середине, в зазоре между разными временными пространствами. Но на русский язык его невозможно перевести, чтобы перевод умещался в одно слово. Если бы мы назвали фильм «Между» — это звучало бы странно, сразу возникли бы неправильные ассоциации, например, «между мужчинами». Все бы начали передергивать и «лепить» из фильма мелодраму. «Осколки» — достаточно лаконичное название, вызывающее у людей правильный ассоциативный ряд. Хотя я больше люблю название Middleground, оставшееся для международного проката.
На премьере фильма «Осколки» (2017) / Фото: Ольга Наседкина

На премьере фильма «Осколки» (2017) / Фото: Ольга Наседкина

На премьере фильма «Осколки» (2017) / Фото: Ольга Наседкина

На премьере фильма «Осколки» (2017) / Фото: Ольга Наседкина

На премьере фильма «Осколки» (2017) / Фото: Ольга Наседкина

На премьере фильма «Осколки» (2017) / Фото: Ольга Наседкина

На премьере фильма «Осколки» (2017) / Фото: Ольга Наседкина

На премьере фильма «Осколки» (2017) / Фото: Ольга Наседкина

— Успели ли вы все отснять в поставленные сроки?

— Когда мы закончили съемки, у нас было достаточно материала, чтобы рассказать историю. Но, честно говоря, я бы не отказалась еще от нескольких съемочных дней, просто для того, чтобы спокойнее себя чувствовать и не работать в таком сумасшедшем цейтноте, отрепетировать определенные сцены получше.

На съемках фильма «Осколки» (2017) / Фото: Тимофей Колесников
На съемках фильма «Осколки» (2017) / Фото: Тимофей Колесников

— Фильм идет всего семьдесят четыре минуты...

— Такой формат картины — это мой осознанный выбор. Фильму ведь совершенно не обязательно идти два с половиной часа. Лаконичность высказывания — это здорово, мне близок такой подход. Другое дело, что истории, в которых, как в «Осколках», много абстракции, естественно рассказывать за более короткий временной отрезок, а фильмы, содержательно более насыщенные — нет. Уместить трилогию «Властелин колец» в семьдесят четыре минуты — это задача действительно фантастическая. Поэтому многое зависит от выбора материала.
 

Творческое слияние происходит в тот момент, когда можно увидеть предмет творчества, готовый фильм.


— Постпродакшн занял много времени?

— Он длился целый год. Монтаж и цветокоррекция проходили в Москве, а работа над звуком — в Лондоне. Почему? Мне было важно, чтобы человек, работающий со звуком, был носителем английского языка. Со звукорежиссером мы долго думали над звуками в картине, создали звучание отеля как «огромной рыбы». Когда смотришь фильм на большом экране, замечаешь наши усилия.

Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»
Кадр из фильма «Осколки» (2017) / Фото: кинопрокатная компания «ПРОвзгляд»

— Кстати, мне немножко больно думать, что некоторые будут смотреть фильм на айфоне.

— Да, просмотр кино на экране мобильного телефона — это реальность наших дней. Но я считаю, что «Осколки» лучше увидеть в кинотеатре. Фильм достоин полного погружения.

— Атмосфера, замкнутости, отчужденности и «дежавю» подчеркивается и в музыкальной составляющей картины. Как вы выстраивали работу с Игорем Вдовиным?

— С Игорем очень интересно работать. Мы с ним объединены общим делом не в первый раз: ранее я играла в постановке, для которой Игорь сделал адаптацию песен Егора Летова (речь идет о спектакле «Сияние» в московском клубе Chateau de Fantomas — примечание tvkinoradio.ru). С Игорем нам посчастливилось попасть в один ассоциативный ряд. Как только мы начали с ним впервые смотреть «Осколки», он принялся искать определенные звуки, находить нужную музыкальную интонацию. Вообще, как мне кажется, саундтрек фильма достоин отдельного релиза, и я очень надеюсь, что у нас получится его выпустить.

На премьере фильма «Осколки» (2017) / Фото: Ольга Наседкина
На премьере фильма «Осколки» (2017) / Фото: Ольга Наседкина  

— То есть вы делали все «как надо» — вначале фильм был снят, а только потом для него писалась музыка?

— Мне близок такой подход. Визуальная составляющая всегда очень серьезно вдохновляет композитора: заочно рассуждать на определенные темы — это здорово, но творческое слияние происходит в тот момент, когда можно увидеть предмет творчества, готовый фильм.

На съемках фильма «Осколки» (2017) / Фото: Тимофей Колесников
На съемках фильма «Осколки» (2017) / Фото: Тимофей Колесников

— Алиса, мне вот интересно, ваш фильм — он все же скорее российский или американский?

— Скорее американский. Он снимался в США и на английском языке, в нем участвуют американские актеры и большая часть группы — американская... Но, конечно, важно, что основные креативные силы были из России, и картина выражала наши идеи.

— В фильме вы тонко подметили характерные для нью-йоркцев словечки и образы. Вы изначально рассчитывали на американского зрителя?
— Весь мир сегодня смотрит американские фильмы и слушает эти «словечки». Я вообще не задумывалась об аудитории в момент создания. Думала, скорее, об единомышленниках, которым близок определенный способ изложения кино. Мы живем в большом мире, поэтому такие люди есть, и их немало. «Осколки» будут искать своего зрителя по всему миру. Может быть, фильм по достоинству оценят в Камбодже, кто знает.

— Чему вы научились на «Осколках»?

— Фильм требует полного погружения: нельзя заниматься ничем другим, пока снимаешь. Творческая энергия должна быть полностью сосредоточена на картине, никакого другого отношения к себе фильм не терпит. Этот момент стал для меня большим открытием.
 

Фильм Алисы Хазановой «Осколки» в российском прокате со 2 ноября.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 4401
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3625
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2845
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 1975
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1812
Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий

  • 4 ноября
  • 1665
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее