Практика

Как они переписали «Убийство…»

Рассуждаем, как смотреть новую постановку «Убийства в Восточном экспрессе», какие проблемы могут испытывать экранизации известных детективов и что объединяет Кеннета Брану с Никитой Михалковым

  • 13 ноября 2017
  • 4033
Какой-то сценарист

Новая экранизация или ремейк?


Простите за штамп, но иначе не сформулируешь: не будет преувеличением сказать, что «Убийство в Восточном экспрессе» — это не только один из самых известных романов Агаты Кристи, но и один из самых цитируемых детективов XX века. Существуют десятки кинокартин, радиопостановок, телефильмов, театральных работ, аудиокниг на тему этого творения. Книга даже стала компьютерной игрой. Самая известная экранизация романа — кинолента 1974 года Сидни Люмета, номинировавшаяся на шесть премий «Оскар» и получившая одну — за «Лучшую женскую роль второго плана» (Ингрид Бергман).
 
Трейлер фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974)

Зарубежная пресса пишет о новом «Убийстве...» в постановке Кеннета Браны больше как о ремейке версии 1974 года, чем как о новой экранизации классического сюжета. Имеют ли эти мнения право на жизнь? И да, и нет.
 
Трейлер фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Любая экранизация требует большой работы, особенно если это детектив (скоро нас ждет адаптация бестселлера Ю Несбё «Снеговик», которая уже подверглась шквалу критики, на ней мы и проверим нашу теорию). Приходится выдирать куски из литературного источника, упрощать или усложнять, стирать одних героев или добавлять новых. А в «Восточном экспрессе», где убийство происходит в поезде с более чем десятком подозреваемых, сложно держать в уме все факты и всех пассажиров. В двухчасовом фильме это еще труднее. Сама автор романа поступила следующим образом: раздала каждому герою разные социальные статусы и национальности, решив, что читателю так будет легче изучать персонажей и строить версии, кто из них убийца.

Герои фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)
Герои фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Сценарист фильма 1974 года Пол Дэйн упростил понимание еще сильнее и сжал экспозицию романа, в которой некоторые главные герои сначала отправлялись из Алеппо на экспрессе «Тавры» и знакомились по ходу действия, чуть ли не двое суток пересаживаясь из вагона в вагон из одного поезда в другой. Дэйн отправил всех участников сразу в Стамбул, при этом некоторых познакомил на пароме, идущем из азиатской части города в европейскую, других — буквально «на бегу», попутно отправляя Пуаро то ужинать в ресторан, то исследовать коридоры вагона. Сидни Люмет в стремлении еще больше упростить просмотр детектива набрал звездный кастинг, пригласив на роли пассажиров Шона Коннери, Майкла Йорка, Энтони Перкинса, Лорин Бэккол и других известнейших актеров, включая уже упомянутую Ингрид Бергман.
Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Ингрид Бергман. Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Ингрид Бергман. Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Лорен Бэколл и Альберт Финни. Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) /  Фото: EMI Film Distributors

Лорен Бэколл и Альберт Финни. Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Шон Коннери и Ванесса Редгрейв. Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Шон Коннери и Ванесса Редгрейв. Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Примерно так же поступили режиссер Кеннет Брана и сценарист Майкл Грин. Они не церемонились с долгой прелюдией и отправили всех главных персонажей прямо в Стамбул. С подбором ролей Брана поступил так же, как и его предшественник, собрав каст сплошь из лиц глянцевых журналов: в фильме снялись Джонни Депп, Уиллем Дефо, Пенелопа Крус, Мишель Пфайффер, Джуди Денч, Дейзи Ридли и другие звезды экрана. В этом отношении можно смело говорить о ремейке — даже постер новой картины напоминает одну из ключевых мизансцен фильма 42-летней давности.
Мишель Пфайффер  в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Мишель Пфайффер в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Пенелопа Крус в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Пенелопа Крус в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Уиллем Дефо в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Уиллем Дефо в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Джонни Депп  в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (2017 ) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Джонни Депп в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (2017 ) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Но перед экспозицией и у Люмета, и у Браны идут важные и довольно характерные сцены, предваряющие путешествие Эркюля Пуаро. Фильм 1974 года начинается с полудокументальных кадров в стиле «Гражданина Кейна», в которых с помощью газетных заголовков рассказывается о похищении и убийстве американской девочки Дейзи Армстронг, то есть о камне преткновения для всего сюжета. Для того времени это было довольно неожиданным началом, но скучно смотрится в 2017 году.
 
Сцена из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974)

Это понимали Кеннет Брана и Майкл Грин: в их изложении действо происходит быстрее и неожиданнее. В первой сцене Эркюль Пуаро оказывается в Иерусалиме, где разгадывает преступление, похожее на анекдот (вообще, в новой версии довольно много юмора), и лишь после этого отправляется в Стамбул. Для сегодняшнего зрителя, внимание которого нужно захватить с первых же кадров, вполне естественный ход. Тем более что представление нового фильма ремейком картины далекого 1974 года — неважнецкий рекламный трюк. Нынешние подростки — целевая аудитория любого коммерческого фильма — могут и не знать, кто такой Пуаро, а образ бельгийского детектива у Кристи, Люмета и Браны разнится.
 

Кто такой «Геркулес» Пуаро?


У Агаты Кристи Пуаро — комический персонаж, строящий из себя дурачка: в этом и заключается его оригинальный способ расследований. На первой же странице «Убийства в Восточном экспрессе» он представляется «по уши укутанным во всевозможные шарфы и кашне, из-под которых высовывались лишь красный носик и кончики грозно закрученных усов». У Люмета — это все еще смешной усатый типаж, но уже известный пассажирам детектив, который едет отдыхать.
Альберт Финни. Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Альберт Финни. Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Кеннет Брана. Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Кеннет Брана. Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

В версии 2017 года Пуаро — это награжденный сединами и большими усами сам режиссер и актер Кеннет Брана. Если среди вас есть любители употреблять формалистские термины, вроде «арка героя», то он — один из немногих персонажей картины, претерпевающих эту самую арку. В первом акте это чудаковатый тип, который не садится есть яйца, если они разного размера, и заразительно смеется, читая романы Диккенса. Не все герои знают его имя, называя его «Геркулесом». Чтобы не возвращаться к этому в дальнейшем, совет: смотрите «Убийство...» в оригинале, акцент и язык героев порой говорят о персонажах больше, чем их описание.

Первый сюжетный поворот происходит там же, где и у Агаты Кристи, — когда американец Рэтчетт делает ему предложение поработать на него охранником. Пуаро отказывается, напустив на себя важный вид. Когда же приходит черед середины фильма, где сценарист Майкл Грин набирается смелости и вовсю громит классический текст, добавляя экшн-сцены и героев, которых нет ни у Агаты Кристи, ни в версии Пола Дэйна, Эркюль Пуаро становится бесстрашным героем, к финалу приходя не просто детективом, разгадавшим загадку, а морализаторствующим судьей.
 

А что остальные герои?

 
На съемках фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Сценарий нового «Убийства...» писался долго. С момента, когда продюсеры Марк Гордон и Саймон Кинберг зажглись идеей и обратились в наследственный фонд Агаты Кристи, до того, как председатель Agatha Christie Ltd (он же правнук писательницы) дал «добро», прошло пять лет. За это время актер и режиссер Кеннет Брана не только согласился возглавить проект, но и представил свою слегка отличную от текста романа концепцию. В нее входили и изменения в расстановке акцентов для всех персонажей фильма.
Актер и режиссер Кеннет Брана на съемках фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) /  Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Актер и режиссер Кеннет Брана на съемках фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Актер и режиссер Кеннет Брана на съемках фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)  / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Актер и режиссер Кеннет Брана на съемках фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Их, как мы уже говорили, сыграли звезды современности. Они отличаются от персонажей Агаты Кристи, и от действующих лиц в фильме Сидни Люмета. Если у последнего они говорят максимально близко к тексту оригинала, то у Кеннета Браны они порой несут «полную отсебятину» (точнее, то, что написал Майкл Грин). Но это все работает на динамику картины. Она движется куда быстрее, чем поезд в европейских снежных перевалах.

Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove
Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

В ситуации с «Восточным экспрессом» сценарист и продюсеры тоже добавили изменения от себя: он застревает не в снегу, а на скрипящем мосту над опасным виадуком из-за схода гигантской снежной лавины . Чтобы зрители не уснули, Пуаро то выходит на крышу поезда, то обедает на снежной природе, то мы вынуждены смотреть, как на помощь застрявшим едет дрезина с рабочими.

Совсем уже создатели фильма развязали себе руки в финале. Нет-нет, убийца тот же, но сцена, в которой Пуаро рассказывает, как он разгадал преступление, решена, как... ни много ни мало «Тайная вечеря» работы да Винчи. Сам же детектив не ходит туда-сюда по ресторану, а предстает суровым ментором, читающим приговор не конкретным людям, а всему обществу.
Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) / Фото: EMI Film Distributors

Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

В этом можно найти забавные параллели с, простите еще раз за наше вольнодумие, фильмом «12» Никиты Михалкова, тоже своего рода переосмыслением еще одного шедевра Сидни Люмета. В версии Никиты Сергеевича, который, как и Кеннет Брана, сыграл главную роль в своем фильме, финал не столь близок к пьесе Реджинальда Роуза, а более строг и суров.

Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove
Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / Фото: 20th Century Fox / Nicola Dove

Ну и в конце нельзя не обойтись без маленького и неочевидного спойлера. По словам продюсеров фильма Кеннета Браны, то, что Пуаро не ставит точку, как в конце романа Кристи, а уезжает вдаль на автомобиле, — это намек, что нас ждет целый киносериал про бельгийского сыщика. Если, конечно, нынешнее «Убийство в Восточном экспрессе» не провалится в прокате.
 

Обложка: кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) / 20th Century Fox / Nicola Dove

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

Не все картины могут оценить по достоинству сразу после выхода, иногда на признание труда авторов уходят годы. Вспоминаем несколько таких случаев: чем оборачивается провал, почему фильмы бывают непонятны и из-за чего взгляды публики могут меняться

  • 22 октября
  • 1982
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1870
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1737
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1660
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1457
Практика

Как это снято: «Земляничная поляна»

60 лет назад Ингмар Бергман снял одну из самых важных картин не только в своей фильмографии, но и в мировом кино вообще. Что делает эту ленту значительной: исповедальность, символизм, последняя роль Виктора Шестрема, живопись экспрессионизма, а также экранизация кошмара

  • 15 октября
  • 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее