Слова

«Радио само по себе – социальная сеть»

Международный эксперт по радиостратегиям и один из спикеров конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции» Денис Флоран (Франция) о моделях потребления аудио и развитии индустрии в связи с новыми технологиями

  • 27 ноября 2014
  • 280

Broadcasting. Телевидение и радиовещание. №7 (119) ноябрь 2014
Материал подготовила Анна Заварзина


Денис Флоран (Denis Florent)

 
- Конференция, в которой вы принимаете участие, называется “Радио в глобальной медиаконкуренции”. Как вы для себя трактуете понятие “медиаконкуренция”. Существует ли медиаконкуренция как таковая?

- Да, я думаю, что название конференции отражает реальность. Радио больше не привилегированное СМИ. Оно стало одним из контент-провайдеров, хотим мы этого или нет. Каждый радиовещатель должен понимать, что он конкурирует теперь не только с другими радиовещателями, но со всеми медиа, которые могут привлечь внимание слушателя. Вот что означает понятие “глобальные медиа”. Посмотрите, я могу открыть свою страницу во “ВКонтакте” и слушать музыку оттуда! Получается, что “ВКонтакте” – это тоже конкурент радио. Сегодня радио потребляется в основном посредством мобильного телефона, который, в свою очередь, является медиацентром, объединяющим в себе все возможные источники информации: музыку, фильмы, новости, книги. Это фантастический вызов для нашей индустрии: мы вынуждены полностью пересмотреть, как сегодня нам увлечь и развлечь свою аудиторию.
 
- Наши постоянные спикеры – представители телевизионной отрасли – часто спорят, является ли Интернет конкурентом ТВ, заменит ли Интернет полностью линейное телевидение через какое-то время… Что вы можете сказать по поводу радио на этот счет?

- В чем заключается наша работа? Наша работа – производить аудиоконтент и распространять его через любые доступные среды. Меня не должно волновать, передается ли мой контент посредством AM- или FM-волн, через DAB или IP. А слушателя это тем более не должно волновать. Поэтому я не вижу разницы между интернет-радио и просто радио. Распространение аудиоконтента, возможность выхода в прямой эфир, музыка и прямая речь, развлечение аудитории – это и есть РАДИО. Среднестатистический слушатель выбирает мою радиостанцию, потому что доверяет бренду? Прекрасно! Так позвольте мне передавать ему контент любым возможным техническим способом. Это важно и полезно для станции.
 
- Можно ли назвать радио консервативной отраслью?

- Наша индустрия появилась в конце XIX века, и до сегодняшнего дня она действительно практически не менялась. Это все еще микрофон, передатчик и ряд слушателей. Впервые после более чем ста лет мы должны пересмотреть свои взгляды на нашу индустрию, потому что есть новые операторы, которые играют на нашем поле: так называемые аудиостримеры. Они изобрели новый способ потребления аудиоконтента – и не только музыки, – и мы должны реагировать, если хотим остаться на плаву. Итак, радио оставалось очень консервативной индустрией на протяжении десятилетий, просто потому что не было необходимости что-то менять. Сейчас пришло время проснуться!
 
- Как меняется и будет меняться радио в связи с развитием технологий?

- Да, технологии всегда являются драйверами изменений. Засуньте руку в карман – вы найдете там устройство, которого не было еще семь лет назад. Я говорю про iPhone. Нам не стоит забывать, как Стив Джобс презентовал iPhone в 2007 году. Он сказал: “Мы представим вам три новых устройства: iPod с возможностью тачскрина, телефон и интернет-коммуникатор”. Он повторил это несколько раз, чтобы аудитория лучше усвоила его слова. И затем он продемонстрировал то, о чем говорил: это было три устройства в ОДНОМ. И вот факт – в одной руке мы можем держать целый медиацентр, главную платформу потребления информации, изменившую многое для отрасли радиовещания. Сегодня не нужно покупать радиоприемник для прослушивания радио, у нас больше нет своего отдельного устройства. Теперь им место в музее старины. Радио меняется, оно должно эволюционировать из теряющей популярность индустрии в мир под названием “share”. Мы должны обучаться новым навыкам, мы должны продвигать наш контент уже совершенно по-другому. Благодаря развитию технологий информация распространяется практически мгновенно. И аудитория реагирует на программу раньше, чем та успевает закончиться. Вот главное, что принесли нам новые технологии, – они сделали каждый момент в наших программах интерактивным, даже если мы не стремились к этому.
 
- Насколько важен интерактив и контакт с аудиторией в работе на радио?

- Это не намного важнее, чем раньше, поскольку это всегда было важно. Сегодня разница только в том, что каждый, кто работает в индустрии, понимает это значение, так как его уже можно воочию увидеть. Приведем простой пример: раньше утреннее шоу существовало с 6 до 9 часов. После 9 оно замирало, не производя ничего видимого, слышимого или осязаемого. И так до следующего утра. Сейчас, во времена социальных медиа, утреннее шоу живет 24 часа в сутки. Интерактив с аудиторией не заканчивается никогда. И если слушателю что-то не понравилось, он сообщит об этом незамедлительно и вам, и всему миру. И довольно громко сообщит! Давайте не забывать, что когда слушатель кликает “лайк” на странице вашей радиостанции, он делает это фактически перед лицом своих друзей. Он одобряет ваш бренд и то, что вы делаете. Он дает публичную оценку. И это большое дело! Так что этот человек должен быть горд за все, что вы делаете в эфире. И поскольку он публично одобрил вашу деятельность, он считает, что имеет право время от времени высказывать несогласие с тем, что вы делаете. Но когда ему все нравится, он распространяет ваш контент, а это именно то, что вам нужно. Сегодня аудитория играет активную роль в вашем успехе.
 
- Сегодня практически все радиостанции практикуют вещание картинки из студии через Интернет. В этой ситуации радио не перестает быть радио?

- Послушайте, моя точка зрения по этому вопросу несколько отличается от мнения многих людей: я думаю, что это даже не тема для обсуждения! Что я имею в виду: допустим, я веду популярное утреннее шоу, приглашаю в гости суперзвезд и хочу опубликовать 60-секундный ролик с лучшими отрывками из шоу в Интернете. Как я должен выкладывать это в Rutube или Youtube? Должен ли я вывесить просто аудиофайл с логотипом радиостанции или намного лучше будет добавить видео? Я думаю, мы не должны переводить каждый аспект нашего бизнеса в философскую плоскость. Если я слушаю радио посредством медиабокса через телевизор, что я хочу видеть на экране? Статическую картинку с логотипом или отличный видеоряд из студии? Давайте не будем переводить каждый вопрос в технологии: нужна камера или нет... Это зависит от каждой конкретной ситуации. И мы не должны стесняться показывать наши студии – они ведь прекрасны!
 
- Традиционно (по крайней мере, в России) радио является более свободным СМИ, чем телевидение, например. Вы можете это объяснить?

- Креативность всегда была основной фишкой радиовещания. Помните слова Орсона Уэлса: “Преимущество радио – это отсутствие изображения”. Преимущество! Радиоконтент производить намного проще, чем телевизионный. Как я уже говорил – это может быть просто парень перед микрофоном. Поэтому, конечно, творческой свободы на радио намного больше, вы можете делать все легко. Есть идея? – Опробуй ее в эфире! Это намного легче, чем на ТВ, которое никогда не будет таким гибким. И это происходит во всем мире. И возможно поэтому мы выбрали работу на радио.
 
- Cоциальные сети: помогают ли они в продвижении радиостанции? Как правильно с ними работать?

- Социальные сети занимают важное место в жизни многих людей по всему миру. Так, радио, будучи тесно связано с жизнью (музыка, новости, рассказы, эмоции, открытия), имеет естественную связь с социальными сетями. Радио само по себе – социальная сеть. Один мой друг сказал: “социальное радио – это плеоназм”. И он был прав. Радио объединяет людей более ста лет. И это нормально для нашей аудитории – реагировать, делиться, отмечать “лайками” и “дислайками” контент через социальные сети. Я не скажу вам, как правильно радиостанциям использовать социальные сети, потому что этот разговор может занять два или три дня. Но я скажу вам, что у нас уже есть отработанная техника, позволяющая радио полностью интегрироваться в современные социальные сети. Это невероятное средство коммуникации и продвижения радиобрендов. 

 
Полное интервью читайте в последнем номере журнала Broadcasting.
 
  О журнале      
    «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» - специализированное отраслевое издание.
Выходит с 1999 года. 
Тираж – 15 000 экз. 
Периодичность – 8 раз в год.

Тематика журнала: новости и анонсы событий и мероприятий отрасли, новинки контента, вопросы и проблемы рынка платного телевидения и телекоммуникаций, обзоры нового оборудования и технологий в области теле- и радиовещания, а также уже реализованных проектов в индустрии.

Бесплатную подписку на журнал Broadcasting можно оформить, пройдя по ссылке.
 
         

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также