Обзоры

Как отечественные кинематографисты заимствуют идеи у мирового кино

Тут недавно Гайдая обвинили в плагиате его знаменитой троицы и сюжета «Кавказской пленницы». Посмеявшись над этим «разоблачением», предлагаем вспомнить несколько более глобальных заимствований, совершенных отечественными кинематографистами у иностранных коллег

  • 4 ноября 2017
  • 20437
Павел Орлов

Автор хотел бы отметить, что не считает нижеперечисленные заимствования плагиатом и чем-то дурным. Речь, скорее, идет о естественном обмене творческими идеями между разными культурами. 
 

01. «Американский монтаж» и «русский монтаж»


01. «Американский монтаж» и «русский монтаж» / Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн

В среде иностранных кинематографистов годов до 60-х в ходу был термин «русский монтаж» (иногда — «советский монтаж»). В общем под этим словосочетанием понимались разработки советских киноавангардистов 20-х годов: Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Льва Кулешова, Дзиги Вертова и других. Ключевой особенностью такого типа монтажа была скорость — кадры должны сменять друг друга в стремительном темпе с целью сильного эмоционального воздействия на зрителя. Однако родился «русский монтаж» не на пустом месте. Изначально все изыскания в этом направлении наши авторы называли не иначе как «американский монтаж», поскольку подглядели практику быстрого чередования кадров у таких мастеров, как Дэвид Уорк Гриффит. Впрочем, вдохновившись опытом заокеанских коллег, очень скоро советские кинематографисты пошли своим путем, сделав монтаж не просто вспомогательным инструментом изложения сюжета, а краеугольным, смыслообразующим элементом фильма.
 

02. Американская комическая и советская комедия


Кадр из фильма «Веселые ребята» (Григорий Александров, 1934) / Мосфильм
Кадр из фильма «Веселые ребята» (Григорий Александров, 1934) / Мосфильм

Всеми любимая классика отечественной комедии корнями уходит не только в русскую смеховую культуру, но и в ранний Голливуд. Первый крупный советский комедиограф Григорий Александров в начале 30-х годов провел какое-то время на американских студиях. Как итог, в его ранних картинах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» отчетливо прослеживается влияние Чарли Чаплина, Бастера Китона и даже сюрреалистов братьев Маркс. Другой пример — Леонид Гайдай. Его фильмы зачастую строятся на тех же принципах, что и немая американская комедия: чередование гэгов, трюков, погонь, драк и других каламбуров в исполнении гротескных персонажей-масок.
 

03. Вестерн и истерн


Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Никита Михалков, 1974) / Мосфильм
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Никита Михалков, 1974) / Мосфильм

В советском кино существовал уникальный пласт фильмов — историко-революционное кино, то есть картины, посвященные событиям Октябрьской революции и Гражданской войны. Картины эти могли быть разных жанров: драмы, триллеры, комедии. Но особенно выделялись так называемые истерны, по сути, советская вариация американского (опять же) вестерна. Разница была лишь в том, что из Дикого Запада XIX века действие переносилось в Среднюю Азию 10-20-х годов, а конфликт ковбой-индеец заменялся конфликтом красных-басмачей. Инициатором истерна, по сути, был Иосиф Сталин. Генсек был настолько впечатлен фильмом Джона Форда «Потерянный патруль», что поручил снять наш ремейк — «Тринадцать» Михаила Ромма. Особую популярность жанр получил в 60-70-е годы, когда идеологическая составляющая истернов отошла на второй план, уступив место развлекательному элементу: «Неуловимые мстители», «Седьмая пуля», «Свой среди чужих, чужой среди своих». Особенно любопытно в этом плане «Белое солнце пустыни». Картина запускалась как боевик в антураже истерна, но по ходу работы, видимо, возобладало то, что называется «русской душой», так что в итоге кино получилось не столь зрелищным, зато пронзительным.
 

04. Уолт Дисней и советская анимация


Кадр из мультфильма «Фантазия» (1940) / Disney
Кадр из мультфильма «Фантазия» (1940) / Disney

Отечественная анимация долгое время развивалась во вполне самобытном русле, однако в середине 30-х годов был принят курс на тотальную «диснеизацию». Методы производства мультфильмов, разработанные Уолтом Диснеем, считались наиболее прогрессивными, а среди горячих поклонников мультипликатора были Сергей Эйзенштейн и Иосиф Сталин. «Канон диснеевской анимации» предполагал реалистичность и понятность, что соответствовало господствовавшему методу социалистического реализма. Потому не удивительно, что «Союзмультфильм» первые два десятилетия работал точь-в-точь по диснеевской схеме производства и делал визуально очень похожие фильмы.
 

05. Итальянский неореализм и кинематограф «оттепели»


Кадр из фильма «Похитители велосипедов» (Витторио Де Сика, 1948) / Produzioni De Sica
Кадр из фильма «Похитители велосипедов» (Витторио Де Сика, 1948) / Produzioni De Sica

Итальянский неореализм, без преувеличения, изменил весь мировой кинематограф. И советский особенно, правда, с некоторым запозданием. Ввиду понятных политических причин до СССР открытия итальянского неореализма докатились лишь в середине 50-х годов. Установка на показ неприукрашенной правды жизни вкупе с оттепельным романтизмом и гуманистическим пафосом определили творческий путь многих отечественных кинематографистов: от Григория Чухрая и Сергея Бондарчука до Марлена Хуциева и Андрея Тарковского. Впрочем, заметим, что среди источников вдохновения для режиссеров итальянского неореализма был советский кинематограф 30-40-х годов, в особенности работы Марка Донского.
 

06. Французская «новая волна» и советское авторское кино


Кадр из фильма «Июльский дождь» (Марлен Хуциев, 1966) /  Мосфильм
Кадр из фильма «Июльский дождь» (Марлен Хуциев, 1966) /  Мосфильм

И еще одно мощное течение, изменившее мировое кино. На советских кинематографистов оно повлияло в двух основных моментах. Во-первых, лишний раз утвердило важность режиссера-автора, отражения его творческого видения в картине. Если мы посмотрим на отечественный кинематограф 60-70-х годов, то увидим, что это кинематограф авторский, где имени режиссера уже достаточно, чтобы получить некоторое представление о фильме. И второй момент — отказ от деления кинематографа на документальный и игровой. Попытку совместить два этих начала можно увидеть в фильмах Андрея Тарковского, Марлена Хуциева, Михаила Калика, Киры Муратовой и многих других. Иногда влияние французской «новой волны» можно проследить и более конкретно. Например, в «Июльском дожде» Марлена Хуциева присутствует сцена танца, напрямую цитирующая аналогичную сцену в «Банде аутсайдеров» Жан-Люка Годара.
 

07. Блокбастеры


Кадр из фильма «Экипаж» (Александр Митта, 1979) / Мосфильм
Кадр из фильма «Экипаж» (Александр Митта, 1979) / Мосфильм

«Новый Голливуд» породил феномен блокбастеров, масштабных, зрелищных, технологически сложных картин с внушительными бюджетами и еще более внушительными сборами. Желание показать, что и в советской системе можно снимать подобное кино, привело к целому ряду отечественных блокбастеров рубежа 70-80-х. Особенно удачными оказались жанры приключений и фильмов-катастроф. Самые яркие и оправдавшие надежды примеры — это «Экипаж» и «Пираты XX века». Обе картины, кстати, входят в десятку самых кассовых лент советского проката.
 

08. Мокьюментари: от ужасного до смешного


Кадр из фильма «Горько 2» (Жора Крыжовников, 2014) / Базелевс
Кадр из фильма «Горько 2» (Жора Крыжовников, 2014) / Базелевс 

Понятно, что с начала 90-х годов благодаря тому, что культурный обмен стал свободнее, отечественное кино стало активно впитывать мировые тенденции от повальной тарантиномании до супергероев. Но мы бы хотели выделить самое необычное преломление зарубежного влияния. В конце 90-х-начале 2000-х большую популярность получила стилистика мокьюментари, когда постановочное кино выдается за документальную, часто репортажного характера съемку. В то время как в мировой практике мокьюментари адаптировали к хоррору, в России стилистика прочно слилась с комедией, вроде «Горько!». Далее остается ждать серьезное научное исследование такого красноречивого парадокса.
 

Обложка: кадр из фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» (1961) / Мосфильм


Комментарии

Комментариев: 1

В "Кавказской пленнице" есть некий плагиат из Билли Уайлдера. Знаменитая фраза про развалины башни, перекликается с фразой из фильма "Один, два, три" снятого пятью годами ранее. Думаю, в СССР его, конечно, запретили, но всё же.
Немецкий граф показывает немцу фотографию:
- Вот, развалины нашего семейного замка!..
- Наша авиация бомбила?
- Нет, турки в XVII веке.

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

Не все картины могут оценить по достоинству сразу после выхода, иногда на признание труда авторов уходят годы. Вспоминаем несколько таких случаев: чем оборачивается провал, почему фильмы бывают непонятны и из-за чего взгляды публики могут меняться

  • 22 октября
  • 1982
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1870
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1737
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1660
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1457
Практика

Как это снято: «Земляничная поляна»

60 лет назад Ингмар Бергман снял одну из самых важных картин не только в своей фильмографии, но и в мировом кино вообще. Что делает эту ленту значительной: исповедальность, символизм, последняя роль Виктора Шестрема, живопись экспрессионизма, а также экранизация кошмара

  • 15 октября
  • 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее