Техника

Будущее цифрового телевидения: новости, кино и радиорелейное оборудование

Рассказываем о международной конференции Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR. В этом материале представители компаний NHK и NEC делятся опытом внедрения и тестирования технологий сверхвысокой четкости в современном телевидении

  • 26 октября 2017
  • 1061
Константин Миллер

4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Не случайно к 60-летию этой даты приурочена вторая международная конференция «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR», состоявшаяся в Москве. Она была посвящена обсуждению вопросов внедрения, производства, доставки и потребления контента сверхвысокой четкости в России.
Доставка через спутниковые каналы связи играет ведущую роль.

Об этом говорили на пленарном заседании «Экосистема 4K в России и мире»:
 
  • Александр Калигин, главный редактор журнала «Теле-Спутник»;
  • Стефан Хаймбехер, директор по инновациям и стандартам Sky Deutschland;
  • Арсен Хомутов, директор по производству телеканалов «Триколор ТВ»;
  • Кирилл Махновский, генеральный директор ГК «Орион»;
  • Алексей Иванов, генеральный директор спутникового ТВ МТС;
  • Михаил Ковальчук, генеральный директор «Сигнал Медиа».

На 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»
На 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»

В частности, Михаил Ковальчук высказал мнение, что если переход от телевидения стандартной четкости к высокой четкости (от SD к HD) для потребителя был сравним с переходом от черно-белого телевидения к цветному, то переход от высокой к сверхвысокой четкости (от HD к UHD или 4K) потребителю мало заметен. Дальнейший ход дискуссии показал, что это не совсем так.

Михаил Ковальчук на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»
Михаил Ковальчук на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»

Да, одно только увеличение разрешающей способности должного эффекта не дает, и для полного эффекта 4K требует расширения динамического диапазона (HDR), увеличения частоты кадров (HFR) и улучшения цветопередачи (WCG).

О технической готовности к сверхвысокой четкости и всех соответствующих опций в России и мире говорилось на сессии «Технологический фундамент внедрения 4K/8K/HDR/HFR/WCG».
 

Японский опыт NHK


Юки Ютцуи, ведущий менеджер NHK (Japan Broadcasting Corp.) обрисовал настоящее и будущее 4K/8K.

Юки Ютцуи на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR»«NHK внедрением вещания 4К/8К занимается с 2015 года. Вещание 4К/8К в Японии называется Super Hi-Vision (SHV). В качестве тестовой программы был показан документальный фильм об Ординской пещере Пермского края „Подводный лабиринт“.

Съемки проходили на Урале при температуре −40°С. Впервые произведена профессиональная видеосъемка в формате 4К огромных подводных галерей Ординской пещеры. NHK понадобилось на съемки два года. Теперь они используются как футажи в образовательных, документальных и новостных программах. Весь фильм снят камерами 4К, которые показали высокую надежность.

NHK в Super Hi-Vision видит большой потенциал. Подводный лабиринт положил начало съемкам натуры с высоким разрешением — для этого мы используем технологии HFR и 360°. Камеры с обзором 360° несколько лет назад рассматривались как далекое будущее, а сейчас они подходят для виртуальной реальности и снимают с высоким разрешением и широким потоком данных (так называемый VR-профиль). Для VR мы снимали в комплексе с камерами 8К.
Кадр из фильма «Подводный лабиринт»

Кадр из фильма «Подводный лабиринт»

Кадр из фильма «Подводный лабиринт»

Кадр из фильма «Подводный лабиринт»

С апреля этого года NHK выпускает в эфир новости в Super Hi-Vision. Они могут сниматься как в 2К и 4К, так и в 8К. В Японии каждый год случается много опасных климатических катастроф. Ураганы, извержения вулканов, землетрясения — мы считаем, что очень важно показывать всю опасность и ущерб в высоком разрешении.

на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»
На 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»

Но мы снимаем не только несчастья: исторические моменты, например, инаугурация Дональда Трампа, вручение Нобелевской премии и визит президента в Хиросиму также сняты в формате SHV. В прошлом декабре президент Путин посещал Японию, приезд и встреча президента России были сняты на камеры SHV 8К».
 

Сверхвысокая четкость в прямом эфире


Ютсуи также рассказал об успехах NHK в организации трансляций в 4K, как внутри страны, так и за ее пределы.

Юки Ютцуи на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR»«Два года назад SHV-камеры использовались для съемок фильма, а сейчас на них снимают новости. Но не каждый интернет-провайдер способен предложить достаточную для передачи 4К скорость. Так, для передачи HD нужно 50 Мбит/с, а чтобы передать 4К, нужно 600 Мбит/с. Если использовать тот же канал, то это займет в 12 раз дольше.

NHK во время Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро выпускал передачу „Герои“ с интервью медалистов в формате 4К. Они выходили в эфир сразу после того, как получали медаль. Как только материал был снят на камеру 4К, его отправляли в Японию по сети. Между Рио и Японией удалось установить IP-канал в 100 Мбит/с, по которому 4К-изображение можно передавать с шестикратной задержкой. Всего в Токио было передано более 900 минут материала.

Юки Ютцуи на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»
Юки Ютцуи на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»

SHV также может использоваться для науки. Например, замок на юге Японии был сильно поврежден. NHK решило поучаствовать в его восстановлении. Все повреждения замка сняли на камеру 4К, также сняли сам замок. Мы создали точную 3D-копию поврежденного замка, используя камеры SHV: из укрепленных стен выпало слишком много камней, и сам замок просел на 55 см. С помощью изображения в высоком разрешении удалось проанализировать опасные участки, какие камни стабильны, а какие могут быть опасны и могут осыпаться в любой момент. Это позволило разработать программу восстановления.

На 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»
На 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»

На NHK производится цветокоррекция изображений SHV с помощью специальных программ. На изображении извергающегося вулкана, снятого SHV-камерой, после цветокоррекции мы можем четко различить дым. Мы можем указывать, какую область изображения обрабатывать при цветокоррекции. В изображении можно выделить важную деталь и сделать на ней акцент.

Будущее за камерами 4К/8К. Изображение 8К можно увеличить в десятки раз, что позволяет использовать в монтаже различные участки одного и того же изображения. Из общего изображения мы можем выделять интересующие нас детали, кадрировать и калибровать изображение до эфирного качества»
 

Технические решения компании NEC


Решения NEC в области 4К технологий представил Сергей Журавель, менеджер по продажам.

Сергей Журавель на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR»«Несмотря на то, что наша компания была зарегистрирована в 1997 году, история NEC началась в 1980 году. Это был знаковый проект: два государства договорились организовать трансляцию Олимпиады на базе телепорта в городе Дубна.Для передачи сигнала на запад была сконструирована антенна высотой 32 метра, она до сих пор стоит. Сейчас она выключена и находится в режиме ожидания, но если будет нужно, ее можно использовать по назначению.

У нас есть история поставок и передатчиков наземного вещания в стандарте DVB-T, опыт поставок студийных пультов, также мы можем предложить систему хранилища данных. Сейчас у NEC на рынке представлена довольно-таки обширная линейка: от камер до мониторов.

Сергей Журавель на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR»  / Фото: «Теле-Спутник»
Сергей Журавель на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»

Камера NEC NC-H1200pУ нас есть камера с высокочувствительной матрицей NC-H1200p. Она может выдавать без искажений изображение даже при свете звезд и минимальной освещенности объекта 0,007 люкс. Она может быть, например, закреплена на вертолете при съемке репортажа ночью или в других экстремальных условиях, когда нужно увидеть объект четко и в цвете.

При этом NEC продолжает производить и продавать мониторы, в основном промышленные. Возможно, продукция нашей компании стоит чуть дороже, чем у других производителей, но это оборудование надежнее, а потому для промышленных целей целесообразнее. Наша новинка — сенсорный стол UHD InGlass Touch Table».
 
 

Тестирование передачи 4K-сигнала в России


Журавель продолжил свое выступление рассказом о практических испытаниях новых технологий.

Сергей Журавель на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR»«Процесс передачи данных в 4К, а теперь уже и в 8К — достаточно ёмкий: чтобы передать картинку и получить ее в том же качестве, нужны очень большие объемы информации. С помощью нашего оборудования можно упаковать сигнал 4К и на другой стороне распаковать его практически в том же качестве, в котором он был снят.

Мы проводили тесты по передаче и сохранению 4К сигнала.

С 4К-плейера воспроизводился полноценный контент на наш кодер. То есть, с плеера выходит потоковое видео со скоростью 12 Гбит/с и с помощью кодера сжимается до 20 и 30 Мбит/с. Спутниковый оператор предоставлял нам свою емкость, мы тут же петлей получали поток со спутника обратно (естественно, с задержкой). Специальная комиссия, которая смотрела на 4K-мониторе изображение с декодера, сравнивала его с изображением с плеера. Визуально на 30 Мбит/с картинки практически неотличимы.

Также мы проводили тесты с РТРС. Было интересно посмотреть, смогут ли телевизоры после кодирования принимать сигнал только со встроенным декодером. Некоторые модели телевизоров смогли распаковать сигнал, некоторые еще нет, но это дело будущего.

С компанией РОСТЕЛЕКОМ мы тестировали то же самое, но с оптикой. Естественно, оптоволоконная линия дает намного большую скорость, нет никаких задержек, но опутать ей абсолютно все невозможно. Поэтому где-то приходится задействовать спутник.

Сергей Журавель на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»
Сергей Журавель на 2-ой международной конференции «Digital TV & Video in Russia. 4K&HDR» / Фото: «Теле-Спутник»

С телеканалом RT мы попробовали работать в 2К. Наши кодеры и декодеры могут работать в режимах 2К и 4К. Так вот, когда мы сжимали до 3 Мбит/с, все еще можно было смотреть, а на 2 Мбит/с изображение уже сыпалось и застревало.

Кодер/декодер можно использовать для трансляций 4К-контента в публичных местах. Например, на больших мониторах, где-нибудь на Красной площади, возможно, будут транслировать футбольный матч в будущем году, тогда его можно будет вывести в красивом 4К-разрешении. В Бразилии передавали через спутник контент, а в Рио-де-Жанейро местный оператор по IP-сети доставлял его на большие мониторы.

Как еще можно передать контент? По радиорелейным линиям. У NEC очень мощные передатчики данных по радио и радиорелейное оборудование наружного применения, которое позволяет передавать сигнал до 10 Гбит/с на расстояние до 10 км. Это оборудование работает в полосе частот 70-80 ГГц, и поэтому разрешения на него в России не требуется. Его можно ставить и использовать. Если идет съемка какого-то события, например, футбольного матча, и вам потребуется передать его на 10 км, а потом ещё на 10, то этого оборудования будет достаточно.

В Японии мы с 2014 года проводили тестирование 4К-вещания, а с прошлого года — 8К. Коммерческая трансляция 4К-контента уже началась, а с 2018 года запустится и 8K».

С другими выступлениями вы можете ознакомиться во второй части нашего материала.
 

Обложка: «Теле-Спутник»

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3987
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3196
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2827
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1885
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1819
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1661
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее