Тенденция

Сценарные уроки золотого века телевидения

Три принципа, к которым могут прийти сценаристы, опираясь на опыт успешных современных сериалов

  • 23 октября 2017
  • 3952

Несколько лет назад Джон Огаст, сценарист таких картин, как «Крупная рыба», «Экстази» и «Ангелы Чарли», а также соведущий популярной серии подкастов для сценаристов Scriptnotes, столкнулся с проблемой, которая может охарактеризовать всю индустрию в целом.

Джон Огаст (справа) на съемках фильма «Крупная рыба» / Фото: Zade Rosenthal
Джон Огаст (справа) на съемках фильма «Крупная рыба» / Фото: Zade Rosenthal

Огаст не знал, какую идею предложить Disney для разработки (с тех пор он уже стал соавтором сценария «Аладдина» с Уиллом Смитом). Сценарист понимал, что «Disney готов взяться за фильмы о принцессах, игровые адаптации классических мультфильмов, „Звездные войны“ и экранизации Marvel — и вряд ли что-то еще». Тогда Огаст вспомнил, что студия часто экранизирует свои аттракционы из Disneyland («Пираты Карибского моря», «Земля будущего», «Деревенские медведи» и т.д.), и занялся разработкой сюжета на основе своего любимого — Tower of Terror. Его идею довольно быстро отвергли, так как студия уже запланировала выпустить до 2020 года три пока еще не названных фильма Marvel — все продолжения известных франшиз: «Они даже решили заменить оригинальный аттракцион „Стражами галактики“».
 

Когда большие киностудии взяли курс на блокбастеры, у остальных появился шанс реализовать свои амбиции на телеэкране.


Для многих сценаристов большие студии похожи на маленькую вселенную, изолированную от внешнего мира. В связи с этим многие голливудские сценаристы — да и не только они — заметили, что в последние годы произошел бум в сфере телевизионных сериалов. Когда большие киностудии взяли курс на блокбастеры, у остальных появился шанс реализовать свои амбиции на телеэкране. «Платные кабельные каналы, Netflix и Amazon смогли доказать, что любую идею можно превратить в сериал — еще 15 лет назад невозможно было такое представить», — рассказывает Огаст.
 
Приведем цифры: в 2016 году в производстве находилось 455 сериалов, в то время как в 2006 году их было всего 192.

Сборы в американских кинотеатрах сокращаются, тем не менее общемировой прокат растет: в прошлом году кинотеатры по всему миру собрали рекордные 38,6 миллиардов долларов. Первая шестерка киностудий-мейджоров стремится заработать как можно больше на зарубежных рынках, а значит выходит больше блокбастеров. «Теперь студии выпускают фильмы, претендующие на кинопремии, только в ноябре и в декабре из-за того, что понимают: в любое другое время телевидение вполне отвечает на подобный зрительский запрос», — считает Огаст.

Так какие же выводы можно сделать, взглянув на телевизионный успех?
 

Правило #1

Иногда сценаристам лучше работать в команде


Cценарная комната мультфильма «Зверополис» (2016)
Cценарная комната мультфильма «Зверополис» (2016)

Для телепроектов это не в новинку: там очень часто большая группа сценаристов устраивает мозговой штурм, в результате чего и рождаются новые серии. Работу над сценарием в команде долгое время презирали в мире кинематографа, однако в последние годы студии переняли опыт коллег с телевидения, стремясь сделать свои проекты успешными. Студии могут организовывать круглые столы, где авторы могут целыми днями, неделями и даже месяцами придумывать сложную мифологию вселенных.
 

Порой удается создать по три полнометражных фильма и два сериала на основе доступного материала.


Команда сценаристов франшизы «Трансформеры» производства Paramount состоит из таких влиятельных фигур, как Акива Голдсман («Игры разума»), Зак Пенн («Люди-Икс: Последняя битва»), Роберт Киркман («Ходячие мертвецы») и Кристина Ходсон («Наваждение») — настоящих профессионалов, которым платят по 200 тысяч долларов за две недели напряженной работы над созданием скелета нового фильма франшизы. Это не единственный случай: в Голливуде стали довольно часто создавать такие команды, например, для «Звездных войн» в Lucasfilm или «Вселенной монстров Universal».
 

«Ты смотришь на пустую доску и думаешь, что бы такого интересного придумать с существующей франшизой. Порой удается создать по три полнометражных фильма и два сериала на основе доступного материала», — рассказывает Огаст.
 

Не бойтесь рисковать и напишите сценарий к фильму. Онлайн-платформы нуждаются в них.


Многим сценаристам на самом деле очень нравится такой творческий процесс. «Комедии всегда создавались в комнатах сценаристов», — говорит Николас Столлер («Соседи: на тропе войны»). За свою успешную карьеру сценарист благодарит долгое сотрудничество с Джаддом Апатоу: «Джадд начинал с „Хулиганов и ботанов“ и впоследствии перенес телевизионный опыт в кинематограф — к каждому фильму он относится как к большому эпизоду телевизионного сериала».

Николас Столлер  с Джаддом Апатоу на съемках фильма «Побег из Вегаса» / Фото: Universal Pictures
Николас Столлер  с Джаддом Апатоу на съемках фильма «Побег из Вегаса» / Фото: Universal Pictures

Тем не менее Макс Боренштейн, автор «Годзиллы», не так уверен в непогрешимости данной практики: «Общий процесс работы над сценарием иногда превращается в глупое состязание, где каждый старается заслужить право на подготовку полноценного драфта, а пытается сделать вклад в общее дело».
 

Правило #2

Неважно, где покажут вашу историю — главное, что ее вообще покажут


По поводу «Карточного домика» поначалу разгорелись нешуточные споры, которые теперь кажутся глупыми — можно ли считать этот проект частью телевидения? Сейчас, когда «Рассказ служанки» Hulu собирает почти все награды «Эмми», таких вопросов больше не стоит.
 
Трейлер к сериалу «Рассказ служанки» / Hulu

Сценарист Орен Узил («Мачо и ботан 2») часто работал со студиями, однако, срежиссировав фильм по собственному спек-сценарию, он получил предложение от Netflix, от которого он не мог отказаться — выпустить криминальный триллер Shimmer Lake онлайн. «Несмотря на обилие франшиз, в производстве находится множество других фильмов. Если все будут писать сценарии для телевидения, то это превратится в проблему спроса и предложения — не бойтесь рисковать и напишите сценарий к фильму. Онлайн-платформы нуждаются в них».

Известные голливудские сценаристы достают из стола отвергнутые по той или иной причине работы, чтобы предложить их стриминговым сервисам. «Годами мне объясняли, что вестерны плохо окупаются за пределами США», — рассказывает Скотт Фрэнк, сценарист известного боевика «Вне поля зрения», который совсем недавно выпустил на Netflix шестисерийный сериал «Забытые богом», сценарий которого он годами не мог продать большим киностудиям.
 

Правило #3

Принцип этнического, гендерного и социального разнообразия действительно работает


Благодаря таким сильным сериалам, как «Империя», и талантливым сценаристам, как Шонда Раймс, появилась тенденция на разнообразие историй.

Студии традиционно неохотно решаются на подобное, однако телевизионные сценаристы доказывают абсолютно обратное в полнометражном кинематографе. Трейси Оливер написала сценарий к «Улетным девочкам», одной из немногих удачных летних премьер. Это сделало сценаристку первой чернокожей девушкой-сценаристом, чей фильм собрал более ста миллионов долларов в мировом прокате.
 
Трейлер к фильму «Улетные девочки» / Universal pictures

Как говорит Оливер, все детство она провела в кинотеатрах, наблюдая за кинозвездами: «И хотя телевидение тоже очень интересно, большой экран был для меня давней мечтой». После окончания киношколы, она поняла, что она не сможет сделать карьеру в большом кино, если будет писать фильмы о черных девушках: «Мне постоянно твердили, что если я хочу зарабатывать, то мне нужно создавать более традиционный контент, который подойдет под вкусы целевой аудитории — белых мужчин».
 

Золотой век телевидения стал таковым благодаря сериалам для узкого круга зрителей.


Вместо этого Оливер вместе со своей подругой по колледжу Иссой Рэй выпустила на YouTube онлайн-сериал The Misadventures of Awkward Black Girl. Рэй впоследствии дебютировала на HBO с проектом «Белая ворона».

Позже Оливер продолжила работу в проекте «Раскаяния выжившего», где познакомилась с будущим соавтором «Улетных девочек» Кеней Баррис, а также поняла, что телевидение по природе своей более дружелюбно для меньшинств. Благодаря успешным сериалам с их участием у Оливер прибавилось аргументов за то, что подобные проекты могут успешно идти и на больших экранах: «Если бы не сериалы, как „Черноватый“ или „Атланта“, то „Улетные девочки“ не появились бы в кинотеатрах», — рассказывает Трейси Оливер. (Совсем недавно стало известно, что Оливер примет участие в телевизионном перезапуске комедии 1996 года «Клуб первых жен»).

Трейси Оливер
Трейси Оливер

Золотой век телевидения стал таковым благодаря сериалам для узкого круга зрителей: только подумайте, где сейчас был бы Amazon, если бы не выпустил «Очевидное». Осознание этого постепенно приходит и в большое кино. «Телевидение стало более нишевым и личным для определенной аудитории. Если вы обратитесь к вашей целевой аудитории, то они обязательно вас услышат. То же, что случилось с „Улетными девочками“, произошло и с „Прочь“ — хоррор стал самым прибыльным фильмом этого года», — рассказывает Баррис.

Когда Оливер собирала деньги для своего режиссерского дебюта, картины «Стоянка», она искала референсы из романтических комедий о чернокожих парах, чтобы представить свой проект потенциальным инвесторам: «Я не могла найти ни одного современного фильма, подходящего под мои требования. Я выбрала кадры из таких кассовых хитов 1990-х, как „Шафер“ и „Лов Джоунс“, а за последнее десятилетие не вышло ни одной такой сильной картины. Если захотеть снять фильм о черной паре, то всем подходящим актерам будет немного за сорок, поскольку Голливуд отказался от романтических фильмов о молодых чернокожих».

Оливер завершила свою презентацию, представив кадры из телесериалов. Она добилась успеха — собранные на фильм средства тому доказательство.

Источник: vulture.com
 

Обложка: Аарон Соркин / MasterClass

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Настраиваем камеру: Log, цветовой охват, калибровка сенсора и другое

В завершение спецпроекта «Берем Canon на тест» колорист и моушн-дизайнер Олег Шарабанов составил список советов, которые помогут операторам определить нужные настройки перед съемкой

  • 10 мая
  • 5444
Слова

«У меня захватывает дух, когда я думаю, насколько сложной будет драматургия через несколько десятилетий»

Сценарный гуру Роберт Макки накануне своих семинаров в Москве поделился с нами мыслями о современной драматургии: как сериалы стали более новаторским искусством, чем кино, каковы критерии хорошего диалога и какие перспективы у VR и интерактивного кино

  • 10 мая
  • 4157
Слова

Что читать сценаристу: советы профессионалов

Аристотель и Труби, Нехорошев и Снайдер: российские сценаристы рассказали нам о том, какие книги больше всего помогают им в профессии

  • 11 мая
  • 3824
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 3691
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3117
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 2805
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее