Операторы Витторио Стораро («Апокалипсис сегодня», «Конформист») и Эд Лахман («Вдали от рая», «Кэрол») дружат уже сорок лет. Лахман признает мастерство Стораро и его достижения, но не разделяет любовь друга к цифровым камерам.

«Все они могут хвалиться 14 ступенями динамического диапазона, но разделение цветов там другое, — говорит Лахман. — Химию разных слоев изображения — красном, зеленом и голубом— можно сравнить с гравировкой. Мне кажется, что определенные фильмы нужно снимать на пленку, так сказать, химически. Я чувствую разницу, когда смотрю пленочное кино».
 
Трейлер к фильму «Колесо чудес» (2017)

Этот спор — часть полуторачасовой беседы операторов на Нью-Йоркском кинофестивале, модератором которой выступал директор мероприятия Кен Джонс. Стораро рассказывал о своем позитивном опыте перехода на цифровые камеры, который произошел во время его сотрудничества с Вуди Алленом, режиссером фильма закрытия фестиваля, «Колесо чудес».

Бернардо Бертолуччи и Витторио Стораро на съемках фильма «Последний император» в 1987 году
Бернардо Бертолуччи и Витторио Стораро на съемках фильма «Последний император» в 1987 году

По мнению Стораро, технологиям съемки уделяют слишком много внимания. Оператор вспоминает эволюцию живописи от наскальных рисунков к картинам на холсте. При этом художники использовали разные виды красок.

Витторио Стораро, Кент Джонс и Эд Лахман на Нью-Йоркском кинофестивале / Фото: Daniel Rodriguez
Витторио Стораро, Кент Джонс и Эд Лахман на Нью-Йоркском кинофестивале / Фото: Daniel Rodriguez

На это Лахман ответил: «Согласен, мы используем свет, пространство и время, чтобы оживить картины, которые родились в нашем сердце и сознании. Но давайте вспомним различные направления живописи: пуантилизм, импрессионизм, немецкий экспрессионизм, даже модернизм — все они использовали разные инструменты, чтобы создавать картины. Мне просто не хочется ограничивать себя в инструментах».

Стораро, в свою очередь, считает, что цифровые технологии сильно облегчают его работу, поскольку теперь он видит получаемое изображение прямо на площадке, а не вынужден каждый раз нервно ждать дэйлис.

«Первый раз, когда я увидел изображение в высоком разрешении прямо на площадке, я воскликнул: „Боже, так вот, что я делаю!“. Первый раз в жизни я вернулся в отель, где меня ждали жена и дети, и был совершенно спокоен. Не было совершенно никаких вопросов. Когда мы работали над „Апокалипсисом сегодня“, нам нужно было ждать две недели, чтобы увидеть материал», — рассказал Стораро.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» 1979, Фото American Zoetrope
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» (1979) / Фото: American Zoetrope

Он также считает, что возможность настроить изображение во время съемок тоже очень важна. «Возможно, нам уже не нужна эта невинность и загадка. Нам нужна сознательность. Нам нужно знать, что именно мы делаем. В первую очередь, чтобы понять, приемлемо ли это для нас. Если мы знаем, из каких элементов состоит изображение, мы сможем изменить, модифицировать его, сделать его лучше, „подогнать“ под нужды истории», — сказал Стораро.

Тем не менее оператор считает, что главным минусом новой технологии стало то, что камеры стали очень легкими и светочувствительными, что позволяет снимать где угодно и как угодно. В результате многие могут отдавать предпочтение экспозиции, а не правильному освещению.

«Нужно понимать, подходит ли доступный свет данному эпизоду, данной истории и эмоциям. Может, и подходит, а может и нет. Главное — держать в голове эту концепцию», — заметил Стораро.
 
Трейлер к фильму «Мир, полный чудес» (2017)

Лахман, в свою очередь, считает, что цифровое изображение обладает таким уровнем реализма, который не подходит для его фильмов, в том числе и для картины «Мир, полный чудес», представленный на Нью-Йоркском кинофестивале. Эта лента отсылает к поэзии черно-белого немого кино.

«Я бы сравнил цифровые технологии с фотореализмом, — говорит Лахман. — Понимаете, я уже старик и стараюсь придерживаться старого, химического метода съемки».

И все же уважение Лахмана к Стораро непоколебимо: «Витторио за эти 50 лет сделал для операторского искусства больше, чем кто-либо».

Источник: indiewire.com
 

Обложка:  на съемках фильма «Колесо чудес» (2017) / Amazon Studios
 

Комментарии

Комментариев: 1

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4856
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 4767
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3919
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее