Тенденция

Мультиплексы из космоса

Кто из операторов сможет производить спутниковое вещание в небольшие российские города и что для этого потребуется

  • 9 октября 2017
  • 1148
Василий Гуляев

Совсем недавно мы задавались вопросом, что ожидает жителей нашей страны, до которых цифровое наземное эфирное телевидение может не дойти в силу разных причин (удаленности, труднодоступности, экономической нецелесообразности и т.д.). В качестве идеи предлагалось доставить до них сигнал через космос при помощи непосредственного спутникового вещания — DTH (от англ. Direct-to-Home — система услуг телевещания, где телевизионный сигнал передается непосредственно зрителю, минуя кабельных операторов).

Мультиплексы из космоса


Время летит быстро, и вот уже не за горами окончание всех работ по федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие телерадиовещания в России на 2009–2018 годы». Согласно последней информации, наметились определенные подвижки в вопросе бесплатного цифрового вещания двух мультиплексов из космоса. Давайте рассмотрим варианты решения этой нетривиальной задачи и препятствия, которые при этом предстоит преодолеть.
 

Аренда спутниковых емкостей, создание и поддержание инфраструктуры для поднятия и доставки сигнала — весьма дорогое удовольствие.


Вопрос непосредственного спутникового телевизионного вещания мультиплексов оговаривался еще в первом варианте ФЦП. Предполагалось, что этими трансляциями будут охвачены поселения размером до 50 домовладений. Общее количество таких населенных пунктов в стране тогда составляло примерно 10 тысяч, а количество проживающих в них оценивалось в 1,5 миллиона человек. В первом варианте ФЦП не было никаких разъяснений, как и кто этот проект будет осуществлять, какие финансовые и материальные затраты предстоят, какие сроки для исполнения предполагаются. Сейчас уже ясно, что данный проект будет прерогативой РТРС, который на своей базе должен создать государственную компанию — оператора спутникового телевидения. В отношении других вопросов по-прежнему сохраняется полная неизвестность. Но понятно, что аренда спутниковых емкостей, создание и поддержание инфраструктуры для поднятия и доставки сигнала — весьма дорогое удовольствие.
 

Спутники и спутниковые операторы в России


Существует два предполагаемых варианта развития событий — использование для решения вопроса уже эксплуатируемых спутников или запуск нового (новых) специально для этих целей. Здесь следует учесть, что территория страны достаточно большая — не всем действующим сейчас спутниковым операторам удается покрыть ее всю с помощью одного–двух спутников. Наиболее близка к этому связка из двух аппаратов: Intelsat-15 (IS-15) и Horizons-2, находящихся в позиции 85,2° в.д. и 85° в.д. соответственно. Первый из них запущен 30 ноября 2009 года, второй — 21 декабря 2007 года, предполагаемый срок их активной «жизни» — 15 лет. Оба спутника принадлежат американской компании Intelsat, и, как видим, они уже в почтенном возрасте. Оператор «НТВ-Плюс» использует для покрытия территории страны три спутника (о них речь ниже).

Покрытие спутниками Intelsat-15 (IS-15), Horizons-2 и Express AM5 
Зоны покрытия спутников Intelsat-15 (IS-15), Horizons-2 и Express AM5

Действующих космических аппаратов (КА), транслирующих телевизионные пакеты непосредственно для населения, не так уж и много. И емкости транспондеров у них не беспредельны. Вероятнее всего, специально для выполнения этой части ФЦП будет произведен запуск одного или двух спутников. И, учитывая тенденцию последнего времени на импортозамещение во всех отраслях, логично предположить, что это будут отечественные аппараты серии «Экспресс».

За примерами далеко ходить не надо: не так уж и давно «Триколор ТВ» и «НТВ-Плюс» переместились с европейского Eutelsat (36° в.д.) на российский спутник «Экспресс-АМУ1». Сибирский регион эта же пара операторов покрывает при помощи аппарата «Экспресс-АТ1» (56° в.д.), который пришел на замену американского Bonum 1. А для Дальнего Востока «НТВ-Плюс» использует отечественный КА «Экспресс АТ2» (140° в.д.).
Российский спутник «Экспресс-АМУ1»

Российский спутник «Экспресс-АМУ1»

Зоны покрытия российского спутника «Экспресс-АМУ1»

Зоны покрытия российского спутника «Экспресс-АМУ1»

Зоны покрытия российского спутника «Экспресс АТ2»

Зоны покрытия российского спутника «Экспресс АТ2»

В настоящее время действует четыре крупных «игрока» на рынке отечественного непосредственного спутникового телевизионного вещания: «Орион Экспресс», МТС и уже упоминавшиеся «НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ». Ранее, в 2014 году два DTH-оператора: «Рикор ТВ» и «Радуга ТВ» —покинули рынок из-за того, что не смогли получить лицензию на спутниковое вещание.
 

Не следует будущему госоператору отказываться от возможности сотрудничества с коммерческими DTH-вещателями. Многие проблемы ими уже решены, и вроде незачем изобретать велосипед повторно.


Справедливости ради, не следует будущему госоператору отказываться от возможности сотрудничества с уже названными коммерческими DTH-вещателями. Многие проблемы они уже решили, и вроде незачем изобретать велосипед повторно. А трансляция мультиплексов через спутниковые емкости у негосударственных операторов уже ведется — нужно только организовать получение сигнала тем самым удаленным телезрителям, о которых говорится в ФЦП. Хотя, если под будущую госпрограмму будут выделены средства, вероятнее всего, что их будут осваивать только государственные структуры.
 

Ожидания и проблемы


Проблема, которую нельзя оставить в стороне — вещание должно осуществляться раздельно для действующих часовых поясов на территории России: кому захочется на Камчатке смотреть утром вечерние передачи предыдущего дня из Москвы?

Мультиплексы из космоса


А вот еще одна — в сообщении РБК говорится: «Этот оператор будет передавать сигнал двух обязательных мультиплексов в небольшие населенные пункты. Рассматривается вариант, что оператор также будет оказывать коммерческие услуги, чтобы окупить проект». Речь идет о том, что необходимо как-то снизить долю расходов государства на этот проект, и коммерческое вещание телевизионных каналов могло бы уменьшить нагрузку на бюджет.

Но в этом случае появляется неожиданная проблема, которая существенно усложняет первоначальную задачу трансляции двух бесплатных мультиплексов. Дело в том, что многие каналы из будущего коммерческого пакета вещают контент с территориальным ограничением прав на трансляцию. Из-за этого придется решать вопросы с кодированием сигнала, картами доступа, разработкой (или приобретением) оборудования, организацией его обслуживания и организацией сбора оплаты за кодированный пакет телеканалов.
 

Проблема, которую нельзя оставить в стороне — вещание должно осуществляться раздельно для действующих часовых поясов на территории России: кому захочется на Камчатке смотреть утром вечерние передачи предыдущего дня из Москвы?


Это, в свою очередь, повлечет за собой удорожание приемного оборудования у телезрителя. К примеру, стоимость приемника спутниковых FTA-каналов (Free-to-Air— бесплатно (свободно) вещаемый в эфире) сопоставима со стоимостью приставки для приема цифрового эфирного вещания DVB-T2. А ресивер с встроенной системой условного доступа для приема кодированных каналов (так называемое «рекомендованное оборудование») будет стоить значительно дороже, и не каждый житель удаленных районов России (потенциальный телезритель) сможет его приобрести.

Мультиплексы из космоса


Есть еще масса вопросов и критических замечаний, которые возникнут в ходе реализации программы бесплатного цифрового вещания двух мультиплексов из космоса. Они неизбежны. Пока что мы рассмотрели возможные варианты, а вот на самые главные вопросы — стоимость проекта, источники финансирования, сроки реализации ответ еще предстоит получить.


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4185
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2614
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1985
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1684
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1241
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1193
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее