Тенденция

Виртуальная реальность в кино: аттракцион или искусство

Гладиаторы и пришельцы, инсталляция Иньярриту и российская волна, первые номинации на «Оскар» и успехи в Каннах – мы собрали и проанализировали события в кинематографе виртуальной реальности на данный момент

  • 29 сентября
  • 978
Петр Скопин

Виртуальная реальность (Virtual Reality, или VR) развивается в наши дни достаточно быстро. С помощью VR-шлемов и игровых приставок каждый может, находясь дома, полетать на истребителе в Star Wars или на грифоне в World of Warcraft. Но до последнего времени было трудно предположить, что технологии VR станут актуальными в зрительском кино. Стоит подумать, каковы основные тенденции жанра виртуальной реальности в кинематографе.
 

Почему это интересно


Кажется, 2017-ый год расставляет точки над «i»: еще даже не закончившись, он заслужил лавры «прорывного» для кинематографа виртуальной реальности. Хотя бы тем, что впервые фильм этого формата был номинирован на «Оскар». Короткометражный анимационный шедевр Патрика Осборна «Перл» рассказывает о взрослении девочки Сары, которая путешествует по Соединенным Штатам вместе со своим отцом-музыкантом. Очевидцы предлагают перед просмотром картины запастись носовыми платочками.
 

 
Короткометражный фильм «Перл», режиссер Патрик Осборн

Начинался VR в кино как чистой воды аттракцион — виртуальная реальность дала возможность оказаться в центре происходящих событий и слиться с персонажами. В фильме «Вторжение!» режиссер «Мадагаскара» Эрик Дарнелл показывает историю о маленьком белом кролике и двух пришельцах-неудачниках. В интерактивной версии зритель ассоциирует себя с героем: например, поднимая свои руки, он поднимает лапки кролика.
 
Короткометражный фильм «Вторжение!», режиссер Эрик Дарнелл

В короткометражке «Гладиаторы на сцене Колизея» зритель стоит в центре арены в окружении пятидесяти тысяч зрителей и видит борьбу двух гладиаторов в шаге от себя. Иногда нужно «уворачиваться» от копий соперников: эффект присутствия, свойственный жанру в целом, здесь буквально захлестывает.

Плодятся образовательные проекты. «Эрмитаж VR» предлагает путешествие по историческим эпохам, начиная от Екатерины II и до современности, в компании Константина Хабенского, а «Время первых. Первый выход человека в открытый космос» демонстрирует глубины стратосферы.
 
Съемки фильма «Эрмитаж VR. Погружение в Историю»
 
 
Георгий Молодцов, режиссер, креативный директор VRability, организатор программы «Russian VR Seasons» на 39 ММКФГеоргий Молодцов, режиссер, креативный директор VRability, организатор программы «Russian VR Seasons» на 39 ММКФ:

«Образовательный формат быстрее всего позволяет реализовывать наиболее интересные художественные и творческие задумки для создателей VR. «Образовательная» виртуальная реальность хороша как элемент объяснения подрастающим школьникам и студентам вещей, которые, может быть, их сильно не привлекают. VR позволяет погрузиться внутрь человеческого тела, улететь в космос, оказаться внутри технологических пространств, куда никого не пускают, в географически недоступных местах — и за счет иммерсивности (чувства погружения) максимально впитать в себя информацию».
 
 
 

«Сандэнс» и Иньярриту


Что есть правда? В каком мире мы живем? Концепция реальности всегда интересовала в первую очередь документалистов. Фильмы, снятые в 360°, смогут ответить на важные вопросы максимально наглядно. Фестиваль независимого кино «Сандэнс» в 2017 году показал сразу несколько VR-картин, посвященных проблемам мировой экологии. «В поисках кораллов» помещает зрителя внутрь океанических вод, где тот разглядывает кораллы, тускнеющие под воздействием глобального потепления. В фильме «Дерево» зритель становится тропическим деревом (его руки — ветви, а тело — ствол) и проходит весь цикл роста, начиная с фазы осеменения. В «Тающем льде» мы вместе с американским политиком Альбертом Гором отправляемся в Гренландию изучать глобальное потепление.

Инсталляция к фильму «Плоть и песок» Алехандро Иньярриту
Инсталляция к фильму «Плоть и песок» Алехандро Иньярриту

Буквально несколько месяцев назад VR-революция «доползла» и до мастеров полнометражного кино. Алехандро Иньярриту, автор культовых лент последнего времени («Бердмэн» и «Выживший»), стал первым, чей VR-фильм был показан на Каннском фестивале. В течение четырех лет он работал над социальной VR-короткометражкой о беженцах «Плоть и песок», которую представил в Каннах как часть инсталляции о мексиканском миграционном кризисе. На входе посетителям выдавали рюкзак и VR-шлем, и они попадали в пустой авиационный ангар с рассыпанным по полу песком. История заканчивалась арестом. По словам очевидцев, фильм оказался одним из самых некомфортных опытов, полученных ими в жизни: ощущать себя нелегальными иммигрантами, в которых стреляет американская полиция — неприятно. Даже в течение нескольких минут. Но таковой и должна быть, по мнению многих, виртуальная реальность в кино: беспощадный эмоциональный опыт, меняющий представление о мире.
 
 
Оператор-постановщик VR-фильма «В кругу семьи» Татьяна КолядкоОператор-постановщик VR-фильма «В кругу семьи» Татьяна Колядко:

«VR дает создает эффекта полного присутствия. Представьте: фильм «Хардкор», где ты сам бежишь и стреляешь, можешь оглянуться по сторонам. Это даст гораздо более сильное эмоциональное ощущение. Примерно, как в «Прибытии поезда», когда зрители подумали, что поезд на них реально поедет. Было бы здорово снять «Страсти Жанны Д’Арк» 1928-го года как VR-фильм от первого лица. И зрителю будет жарко на костре, как главной героине. «Превращение» Кафки с точки зрения главного героя интересно снять в формате VR».
 
 

Несмотря на то, что «Плоть и песок» Иньярриту — самый внятный и завершенный опыт VR в художественном кино, в зарубежной прессе царит устойчивое мнение, что это — все что угодно, но никак не фильм в классическом понимании. Действительно, суть режиссуры в стремлении смотреть на героев под определенным ракурсом, а суть драматургии — управление эмоциями. Как управлять, если зрительское внимание буквально распыляется на любую деталь или мелочь, а действие может происходить где угодно в рамках 360°? Но, видимо, VR-кино это уже нечто большее, чем «просто» кино, и в формуле его успеха талант режиссера на первом месте: слишком экспериментальное поле, учебник «VR для чайников» пока что никто не написал.  
 
 
Георгий Молодцов, режиссер, креативный директор VRability, организатор программы «Russian VR Seasons» на 39 ММКФГеоргий Молодцов, режиссер, креативный директор VRability, организатор программы «Russian VR Seasons» на 39 ММКФ:

«VR это всегда серьезное повышение уровня творческого вызова. Большинство людей, которые приходят из кинематографа в виртуальную реальность, быстро создают сложные интерактивные проекты, в которых можно взаимодействовать с большим объемом объектов и самостоятельно влиять на развитие сюжета».
 
 
 

Русский VR


Одним из индикаторов возможностей VR в художественном кино стал Lichter Filmfest, прошедший около полугода назад во Франкфурте. На фестиваль прислали более 50 работ со всего мира. Но жюри выбрали лишь 5 финалистов — по одному ролику из разных стран: Ирландия, Канада, Франция, Германия и Россия. Главным критерием оценки работ на конкурсе стала именно история — storytelling.
На съемках фильма «В кругу семьи»

На съемках фильма «В кругу семьи»

На съемках фильма «В кругу семьи»

На съемках фильма «В кругу семьи»

По словам Линары Багаутдиновой, режиссера фильма-финалиста Lichter Filmfest «В кругу семьи», в ходе обсуждения проектов на фестивале самыми актуальными были вопросы: «Как выстроить мизансцену, как управлять вниманием зрителя, чтобы работала драматургия?».

Победителем VR-секции стал хоррор/триллер Александра Перез из Франции «Сержант Джеймс», повествующий о ребенке, который боится монстра под кроватью. История ведется непосредственно от лица монстра, а камера была спрятана под детской кроватью. Именно необычный угол съемки и идейная составляющая картины привлекла жюри фестиваля, а также саспенс, который «держит» зрителя, отличное качество видеоматериала и специально отстроенный для фильма павильон.
 
Фильм «В кругу семьи», режиссер Линара Багаутдинова

Но и Россия прекрасно показывает себя на международных VR-смотрах. В 2016 году студенты режиссерского и продюсерского факультетов Московской школы кино при поддержке корпорации ЕМС и Ассоциации дополненной и виртуальной реальности в рамках учебного процесса первыми в России сняли 6 игровых VR-фильмов, два из которых — упомянутая картина «В кругу семьи» и «История одного шута» — активно путешествуют по престижным мировым фестивалям. Как будто угадав мировой тренд на социальное кино, «В кругу семьи» снята о том, что три семьи из четырех в России сегодня разводятся. Двигаясь по выстроенным декорациям, пары заводят детей и ссорятся, перетекая из одного условного домашнего пространства в другое.  
 
 
Оператор-постановщик VR-фильма «В кругу семьи» Татьяна КолядкоОператор-постановщик VR-фильма «В кругу семьи» Татьяна Колядко:

«Оператору VR-фильм задают сразу несколько технических вопросов: как скрыть техническое оборудование, если зритель видит картину в 360 градусов, то есть может смотреть во все стороны, а также вверх и вниз в любой момент действия? В нашем фильме мы решили данный вопрос эстетически — мы намеренно не прятали элементы декораций и часть осветительных приборов, создав некое условное, несколько «театральное» пространство, похожее на фильм "Догвилль"».
 
 

Другой российский фаворит мировых фестивалей «История одного шута» — стилизованный под шекспировскую трагедию рассказ о судьбе непутевого скомороха — также снят «под сенью» Московской школы кино.
 
Фильм «История одного шута», режиссер Алексей Быстрицкий  
 
 
Алексей Лихницкий, продюсер фильма «История одного шута»Алексей Лихницкий, продюсер фильма «История одного шута»:

«У VR-режиссера очень мало выразительных средств, и при этом важно сконцентрировать внимание зрителя на определенном действии. Кроме того, способы демонстрации сферических фильмов пока далеки от идеальных. Все в этой области находится в стадии становления, но развивается невероятными темпами. Основной задачей при постановке фильма “История одного шута” как раз была концентрация внимания зрителя в определенной точке сюжетной линии».
 
 

В 2017 году в рамках Russian VR-Seasons обе картины попали в Канны, а потом на ММКФ. По следам Lichter Filmfest, одна из крупнейших немецких газет Frankfurter Allgemeine выпустила статью про VR 360, в которой говорится о вкладе русских в развитие технологии.
 

И что дальше?


Сейчас для виртуальной реальности в кино наступают времена схожие с 1900-ми для традиционного кинематографа: технология уже изобретена, но правила игры еще не сформулированы. Все держится на двух столпах: энтузиазме и полном эксперименте. В каком-то смысле всех мировых режиссеров уравнивает стоимость съемочной техники. Выложить десятки тысяч долларов за навороченную Nokia Ozo ради съемок короткометражного фильма может далеко не всякий профессиональный продакшн и уж тем более простой кинематографист.

Камера виртуальной реальности Nokia Ozo
Камера виртуальной реальности Nokia Ozo
Молодые авторы по всему миру пользуются тем, что имеют в наличии. Нанимают команду, готовую работать «за еду». Пользуются ресурсами киношкол и небольшими коммерческими грантами. Таким образом экономится огромное количество средств, которые никто не собирается возмещать.

Но это стоит того. Пространство для маневра — колоссальное. Жанр детектива будет органично смотреться в формате виртуальной реальности. В «Фотоувеличении» Антониони, например, герой постоянно разглядывает фотографию, чтобы понять, произошло ли на самом деле преступление. Если задействовать специальные звуковые эффекты и периферийное зрение зрителей, многие будут пересматривать фильмы по нескольку раз, пытаясь найти ключ к разгадке. Или банальная на первый взгляд романтическая комедия, в которой на заднем плане может происходить захват мира инопланетными пришельцами. В таком виде VR-кино может стать интеллектуальным развлечением для продвинутой молодежи.

VR-показ 
VR-показ 
Пока что не совсем понятно, в какую гавань заплывет корабль под названием «VR-кино». Сейчас у него равные шансы стать настоящим искусством и «продаться» массовой культуре. Об этом говорит, например, репертуар первого VR-кинотеатра, который открыт в Амстердаме. В тридцатиминутном блоке из фильмов драма In your face, посвященная сирийскому миграционному кризису, соседствует с «Вторжением» — чистой воды семейным аттракционом. Но будем оптимистичны. В конце концов, технология 3D, принятая многими в штыки в силу своей «попкорновости», теперь служит экспериментальным полем для мэтров кино Жана-Люка Годара и Гаспара Ноэ. И VR-кино может превратиться из нишевого развлечения в художественную технологию, меняющую мир к лучшему.
 

Факты

 
  • Понятие искусственной реальности было впервые введено Майроном Крюгером (англ. Myron Krueger) в конце 1960-х.
  • Первой реализацией виртуальной реальности считается «Кинокарта Аспена» (Aspen Movie Map), созданная в Массачусетском Технологическом Институте в 1977 году. Эта компьютерная программа симулировала прогулку по городу Аспен, штат Колорадо, давая возможность выбрать между разными способами отображения местности. Летний и зимний варианты были основаны на реальных фотографиях.
  • Более 230 компаний занимаются разработкой девайсов, связанных с VR (в первую очередь — VR-шлемов и джойстиков).
  • На данный момент самые популярные направления развития виртуальной реальности — по-прежнему видеоигры и порнография. К ним вплотную приближается Google Street View.
  • В 2017 году в Германии была запущена съемка первого полноценного VR-сериала.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6163
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5094
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4398
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4281
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4108
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3922
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее