Профессия

Старший инженер по показам: Юрий Леечкис

Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис рассказывает о традициях советской 3D-проекции, дает совет, как справиться с дефицитом государственного финансирования, и доходчиво объясняет, почему живое изображение с пленки — всегда лучше «цифры»

  • 28 сентября
  • 1296
Петр Скопин

Мои кинопрофессии


Я родился в Ленинграде, в семье, тесно связанной с кино. Мои родители работали на местном ленинградском заводе киноаппаратуры КИНАП, который затем был преобразован в ЛОМО (ленинградское оптико-механическое объединение). Во время войны мы уехали в эвакуацию в Самарканд, чтобы они смогли продолжить работу на КИНАПе. Детство я провел в Одессе, и мы каждые выходные смотрели всем двором кино на 16-мм проекторе. После окончания одесского киноинститута я стал работать на Одесском КИНАПе, там же, где служил и мой отец.

Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский 
Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский 

В 1966 году я устроился в лабораторию кинопроекционной техники НИКФИ (Научно-исследовательский кинофотоинститут — примечание tvkinoradio.ru). Мы испытывали аппараты, писали для них исходные требования, проводили эксплуатационные мероприятия в кинотеатрах, например, испытывали первые платтеры для кинозалов. Вместе с лабораторией стереоскопических исследований в НИКФИ мы также оснащали кинотеатры стереопроекцией. До сих пор я числюсь сотрудником НИКФИ.

С 1967 года руковожу показами кинофильмов на Московском кинофестивале. В этом качестве я смог завести «шапочное» знакомство с такими метрами, как Феллини и Форд Коппола. В 1985-м году впервые в СССР была показана картина Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», и я руководил этим показом. После того, как он прошел, Коппола лично поблагодарил меня, подписав буклет, посвященный фильму — «спасибо для Юры».

С начала 1990-х я работаю в Доме кино старшим инженером по показам.
 

Советская 3D-проекция


Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский
Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский

В советское время в каждом большом городе был стереокинотеатр. Лично я налаживал стереопоказы в Таллине. Единственный советский «Оскар» за технику мы получили за «Стерео-70», сделанный в НИКФИ (премия была вручена американской киноакадемией в 1991 году — примечание tvkinoradio.ru). В наши дни стереопоказы ушли практически «в никуда»: ведь стереофильмы больше не делают.

Однажды я позвал охранников из Дома кино посмотреть стереокино в НИКФИ. После просмотра они сказали: «Мы больше не пойдем в 3D-кинотеатры». Стереофильмы, сделанные в НИКФИ, были настоящими, они сняты «по науке» — все было четко определено, и таковы традиции советского стереопоказа. Кроме прочего, стереопоказ можно было запустить с обычной кинопленки — для этого в киноаппараты ставилась специальная насадка.
 

О разнице между старшим инженером по показам и киномехаником

Аппаратная Дома кино / Фото: Виктор Вытольский

Аппаратная Дома кино / Фото: Виктор Вытольский

Аппаратная Дома кино / Фото: Виктор Вытольский

Аппаратная Дома кино / Фото: Виктор Вытольский

Киномеханик — это человек, который показывает фильм. Я же руковожу процессом в целом, проверяю фильмы и держу под контролем состояние аппаратной, а показываю кино только в самых крайних случаях. В наших аппаратных, обеспечивающих три кинозала (Большой, Белый и Малый залы Дома кино), работает три киномеханика. Кроме того, у нас есть инженеры, заведующие цифровым и видеопоказами и звукооператор.

Киномеханики и инженеры обычно задействованы только в момент показа картины, а также в течение двух часов до и после него: это необходимо, чтобы подготовить копию к трансляции. Я работаю каждый день: составляю график показов и слежу за организацией процесса в трех аппаратных.
 

Об аппаратуре, которая используется в Доме кино

Кинопроектор в Доме Кино / Фото: Виктор Вытольский

Кинопроектор в Доме Кино / Фото: Виктор Вытольский

Кинопроектор в Доме кино / Фото: Виктор Вытольский

Кинопроектор в Доме кино / Фото: Виктор Вытольский

Для показа пленочных кинофильмов мы используем кинопроекторы одесского завода КИНАП и лениградского предприятия ЛОМО, произведенные в 1960-е годы: последние пятьдесят лет они служат нам «верой и правдой». Под каждый формат пленки (например, это 1.37, 1,66:1 и 1,85:1) используются разные объективы. Если фильм широкого формата, киномеханик использует для проекции анаморфотную оптику.

«Голь на выдумки хитра». На нынешние пленочные копии принято ставить цифровой звук, аппаратура для считывания которого в Доме кино отсутствует: не хватает финансирования. Поэтому нам пришлось проявить смекалку: мы «врезали» в аналоговый звуковой считыватель кинопроектора звукоблоки и цифровые датчики Dolby Digital.
Цифровой датчик Dolby Digital / Фото: Виктор Вытольский

Цифровой датчик Dolby Digital / Фото: Виктор Вытольский

Кинопроектор / Фото: Виктор Вытольский

Кинопроектор / Фото: Виктор Вытольский

Для показа цифровых копий кинофильмов мы используем зарубежный аппарат DLP Cinema, который был установлен в Большом зале Дома кино около пяти лет назад. Аппарат состоит из трех частей: это проектор, сервер и звуковой усилитель. Загрузка фильма на сервер по времени эквивалентно длительности картины. Когда фильм загружен, он готов к воспроизведению.
 

Как происходит кинопоказ


В советское время показы происходили следующим образом: редакторы заказывали копии фильмов и ставили их в фильмотеку Дома кино. Оттуда их брали мы, проверяли, делали точки для переходов с поста на пост. После этого копии были готовы к показу. В нужное время мы заряжали их в кинопроектор и демонстрировали. В наши дни пленочные копии точно так же берутся из фильмотеки Дома кино, либо из коллекции Госфильмофонда.

В течение последних двадцати лет в Доме кино проходят показы цифровых DCP-копий, а также трансляции с USB-носителей и DVD-дисков. DCP-копии мы загружаем в сервер цифрового проектора, а материалы с флешки и DVD — на жесткий диск компьютера.
Работа с «цифрой» / Фото: Виктор Вытольский

Работа с «цифрой» / Фото: Виктор Вытольский

Работа с «цифрой» / Фото: Виктор Вытольский

Работа с «цифрой» / Фото: Виктор Вытольский

Неважно, с пленкой ли мы имеем дело или с «цифрой», но чтобы показ происходил гладко, киномеханик должен точно знать, когда ему запускать ленту. Перед премьерами в Доме кино обычно выступают участники команды: актеры, режиссеры, продюсер и так далее. В это время на экран мы выводим заставку с названием картины. Как только контролер гасит свет, мы сразу начинаем показ. Важно, чтобы фильм был предоставлен в срок, и у нас оставалось время его «закачать» — в случае с «цифрой», или проверить, если мы говорим про пленку.
 

Пленка и ее «подводные камни»


Работа с пленкой. Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский
Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский
Когда к нам приходит пленка, мы обязательно должны удостовериться, что она перемотана на начало. Если этого не сделано — мы ее перематываем сами. Если на ней есть заусеницы или трещины, киномеханик ее подклеивает. После этого пленка укладывается в коробки для показа. Обыкновенно один фильм делится на несколько частей длительностью 10-15 минут.
Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Чтобы обеспечить непрерывность кинопоказа, традиционно используются два кинопроектора (или, как еще говорят, — два поста). В конце каждой бобины с пленкой киномеханик ставит две метки с разницей примерно в семь секунд, позволяющие вовремя перейти с одного поста на другой. Когда на экране появляется первая метка, механик включает «мотор» на втором аппарате. После второй метки, он переводит показ на другой аппарат: заслонка на втором аппарате поднимается, а на первом автоматически падает.

Кинопоказ, кинопроектор, Дом кино / Фото: Виктор Вытольский
Кинопроектор в Доме кино / Фото: Виктор Вытольский 

Несмотря на сложность процесса, живое изображение с пленки — всегда лучше. Пленка играет с резкостью, лучше передавая акценты, она интереснее по фактуре и цвету. Когда показываешь фильм на пленке, в центре экрана изображение часто более яркое, а края — темные. «Цифра» же, напротив, дает плоское и резкое, достаточно однородное изображение. Даже учитывая тот факт, что цифровые показы в разы проще и удобнее, культуру пленочных показов необходимо сохранять и развивать.
 

Есть ли будущее у Дома кино?


Бывает, в месяц в Доме кино не проходит ни одного показа на пленке. А бывает — 5 или даже 7. Но в целом их количество только сокращается, и одна из причин этого в том, что многие фильмы, снятые на пленку, переводят в цифровой формат. Но и показов в других форматах в Доме кино гораздо меньше, чем в прежние времена. В Москве резко увеличилось количество кинотеатров, кроме того, у зрителей появилась возможность смотреть фильмы дома, даже на телефоне.

Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский
Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский

Премьеры новых российских картин теперь чаще проходят в «Октябре», чем в Доме кино. Но раньше Дом кино был местом силы — здесь в обеденное время можно было встретить Тарковского, Михалкова и Рязанова, сюда приезжали звезды мировой величины.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 8218
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 7642
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 6672
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 5551
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4357
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

До новогодних каникул осталось меньше месяца, а между тем у многих каналов запустились новые сериалы или новые эпизоды уже любимых проектов. Если вам трудно сориентироваться в мире ТВ-шоу, то вот вам телепрограмма на всю зиму

  • 8 декабря
  • 3956
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее