Профессия

Старший инженер по показам: Юрий Леечкис

Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис рассказывает о традициях советской 3D-проекции, дает совет, как справиться с дефицитом государственного финансирования, и доходчиво объясняет, почему живое изображение с пленки — всегда лучше «цифры»


Мои кинопрофессии


Я родился в Ленинграде, в семье, тесно связанной с кино. Мои родители работали на местном ленинградском заводе киноаппаратуры КИНАП, который затем был преобразован в ЛОМО (ленинградское оптико-механическое объединение). Во время войны мы уехали в эвакуацию в Самарканд, чтобы они смогли продолжить работу на КИНАПе. Детство я провел в Одессе, и мы каждые выходные смотрели всем двором кино на 16-мм проекторе. После окончания одесского киноинститута я стал работать на Одесском КИНАПе, там же, где служил и мой отец.

Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский 
Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский 

В 1966 году я устроился в лабораторию кинопроекционной техники НИКФИ (Научно-исследовательский кинофотоинститут — примечание tvkinoradio.ru). Мы испытывали аппараты, писали для них исходные требования, проводили эксплуатационные мероприятия в кинотеатрах, например, испытывали первые платтеры для кинозалов. Вместе с лабораторией стереоскопических исследований в НИКФИ мы также оснащали кинотеатры стереопроекцией. До сих пор я числюсь сотрудником НИКФИ.

С 1967 года руковожу показами кинофильмов на Московском кинофестивале. В этом качестве я смог завести «шапочное» знакомство с такими метрами, как Феллини и Форд Коппола. В 1985-м году впервые в СССР была показана картина Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня», и я руководил этим показом. После того, как он прошел, Коппола лично поблагодарил меня, подписав буклет, посвященный фильму — «спасибо для Юры».

С начала 1990-х я работаю в Доме кино старшим инженером по показам.
 

Советская 3D-проекция


Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский
Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский

В советское время в каждом большом городе был стереокинотеатр. Лично я налаживал стереопоказы в Таллине. Единственный советский «Оскар» за технику мы получили за «Стерео-70», сделанный в НИКФИ (премия была вручена американской киноакадемией в 1991 году — примечание tvkinoradio.ru). В наши дни стереопоказы ушли практически «в никуда»: ведь стереофильмы больше не делают.

Однажды я позвал охранников из Дома кино посмотреть стереокино в НИКФИ. После просмотра они сказали: «Мы больше не пойдем в 3D-кинотеатры». Стереофильмы, сделанные в НИКФИ, были настоящими, они сняты «по науке» — все было четко определено, и таковы традиции советского стереопоказа. Кроме прочего, стереопоказ можно было запустить с обычной кинопленки — для этого в киноаппараты ставилась специальная насадка.
 

О разнице между старшим инженером по показам и киномехаником

Аппаратная Дома кино / Фото: Виктор Вытольский

Аппаратная Дома кино / Фото: Виктор Вытольский

Аппаратная Дома кино / Фото: Виктор Вытольский

Аппаратная Дома кино / Фото: Виктор Вытольский

Киномеханик — это человек, который показывает фильм. Я же руковожу процессом в целом, проверяю фильмы и держу под контролем состояние аппаратной, а показываю кино только в самых крайних случаях. В наших аппаратных, обеспечивающих три кинозала (Большой, Белый и Малый залы Дома кино), работает три киномеханика. Кроме того, у нас есть инженеры, заведующие цифровым и видеопоказами и звукооператор.

Киномеханики и инженеры обычно задействованы только в момент показа картины, а также в течение двух часов до и после него: это необходимо, чтобы подготовить копию к трансляции. Я работаю каждый день: составляю график показов и слежу за организацией процесса в трех аппаратных.
 

Об аппаратуре, которая используется в Доме кино

Кинопроектор в Доме Кино / Фото: Виктор Вытольский

Кинопроектор в Доме Кино / Фото: Виктор Вытольский

Кинопроектор в Доме кино / Фото: Виктор Вытольский

Кинопроектор в Доме кино / Фото: Виктор Вытольский

Для показа пленочных кинофильмов мы используем кинопроекторы одесского завода КИНАП и лениградского предприятия ЛОМО, произведенные в 1960-е годы: последние пятьдесят лет они служат нам «верой и правдой». Под каждый формат пленки (например, это 1.37, 1,66:1 и 1,85:1) используются разные объективы. Если фильм широкого формата, киномеханик использует для проекции анаморфотную оптику.

«Голь на выдумки хитра». На нынешние пленочные копии принято ставить цифровой звук, аппаратура для считывания которого в Доме кино отсутствует: не хватает финансирования. Поэтому нам пришлось проявить смекалку: мы «врезали» в аналоговый звуковой считыватель кинопроектора звукоблоки и цифровые датчики Dolby Digital.
Цифровой датчик Dolby Digital / Фото: Виктор Вытольский

Цифровой датчик Dolby Digital / Фото: Виктор Вытольский

Кинопроектор / Фото: Виктор Вытольский

Кинопроектор / Фото: Виктор Вытольский

Для показа цифровых копий кинофильмов мы используем зарубежный аппарат DLP Cinema, который был установлен в Большом зале Дома кино около пяти лет назад. Аппарат состоит из трех частей: это проектор, сервер и звуковой усилитель. Загрузка фильма на сервер по времени эквивалентно длительности картины. Когда фильм загружен, он готов к воспроизведению.
 

Как происходит кинопоказ


В советское время показы происходили следующим образом: редакторы заказывали копии фильмов и ставили их в фильмотеку Дома кино. Оттуда их брали мы, проверяли, делали точки для переходов с поста на пост. После этого копии были готовы к показу. В нужное время мы заряжали их в кинопроектор и демонстрировали. В наши дни пленочные копии точно так же берутся из фильмотеки Дома кино, либо из коллекции Госфильмофонда.

В течение последних двадцати лет в Доме кино проходят показы цифровых DCP-копий, а также трансляции с USB-носителей и DVD-дисков. DCP-копии мы загружаем в сервер цифрового проектора, а материалы с флешки и DVD — на жесткий диск компьютера.
Работа с «цифрой» / Фото: Виктор Вытольский

Работа с «цифрой» / Фото: Виктор Вытольский

Работа с «цифрой» / Фото: Виктор Вытольский

Работа с «цифрой» / Фото: Виктор Вытольский

Неважно, с пленкой ли мы имеем дело или с «цифрой», но чтобы показ происходил гладко, киномеханик должен точно знать, когда ему запускать ленту. Перед премьерами в Доме кино обычно выступают участники команды: актеры, режиссеры, продюсер и так далее. В это время на экран мы выводим заставку с названием картины. Как только контролер гасит свет, мы сразу начинаем показ. Важно, чтобы фильм был предоставлен в срок, и у нас оставалось время его «закачать» — в случае с «цифрой», или проверить, если мы говорим про пленку.
 

Пленка и ее «подводные камни»


Работа с пленкой. Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский
Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский
Когда к нам приходит пленка, мы обязательно должны удостовериться, что она перемотана на начало. Если этого не сделано — мы ее перематываем сами. Если на ней есть заусеницы или трещины, киномеханик ее подклеивает. После этого пленка укладывается в коробки для показа. Обыкновенно один фильм делится на несколько частей длительностью 10-15 минут.
Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Работа с пленкой / Фото: Виктор Вытольский

Чтобы обеспечить непрерывность кинопоказа, традиционно используются два кинопроектора (или, как еще говорят, — два поста). В конце каждой бобины с пленкой киномеханик ставит две метки с разницей примерно в семь секунд, позволяющие вовремя перейти с одного поста на другой. Когда на экране появляется первая метка, механик включает «мотор» на втором аппарате. После второй метки, он переводит показ на другой аппарат: заслонка на втором аппарате поднимается, а на первом автоматически падает.

Кинопоказ, кинопроектор, Дом кино / Фото: Виктор Вытольский
Кинопроектор в Доме кино / Фото: Виктор Вытольский 

Несмотря на сложность процесса, живое изображение с пленки — всегда лучше. Пленка играет с резкостью, лучше передавая акценты, она интереснее по фактуре и цвету. Когда показываешь фильм на пленке, в центре экрана изображение часто более яркое, а края — темные. «Цифра» же, напротив, дает плоское и резкое, достаточно однородное изображение. Даже учитывая тот факт, что цифровые показы в разы проще и удобнее, культуру пленочных показов необходимо сохранять и развивать.
 

Есть ли будущее у Дома кино?


Бывает, в месяц в Доме кино не проходит ни одного показа на пленке. А бывает — 5 или даже 7. Но в целом их количество только сокращается, и одна из причин этого в том, что многие фильмы, снятые на пленку, переводят в цифровой формат. Но и показов в других форматах в Доме кино гораздо меньше, чем в прежние времена. В Москве резко увеличилось количество кинотеатров, кроме того, у зрителей появилась возможность смотреть фильмы дома, даже на телефоне.

Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский
Старший инженер по показам Дома кино Юрий Петрович Леечкис / Фото: Виктор Вытольский

Премьеры новых российских картин теперь чаще проходят в «Октябре», чем в Доме кино. Но раньше Дом кино был местом силы — здесь в обеденное время можно было встретить Тарковского, Михалкова и Рязанова, сюда приезжали звезды мировой величины.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 6486
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4892
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3978
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2942
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее