Практика

Хранение данных: опыт киностудии «Амедиа»

Нам удалось пообщаться с руководителем отдела постпродакшна киностудии «Амедиа» Сергеем Кучеровым, который рассказал, как на их студии хранят, защищают и работают с медиаданными

Производство


Наши проекты можно условно поделить на два типа:



— съемка телесериалов или кино в высоком разрешении. Обычно этот материал не идет напрямую в монтаж, для него считаются прокси-копии.

— съемки телепрограмм с использованием оцифровочных машин (серверов). В этом случае продюсеры и исполнительные продюсеры ищут баланс между затратами на съемки и постпродакшн. Обычно подобный материал снимают с потоками 50 или 100 Мбит/с. И цветокоррекцию делают тут же на площадке, чтобы затраты времени на обработку в постпродакшне были как можно меньше.

На киностудии «Амедиа» / Фото: Виктор Вытольский
На киностудии «Амедиа» / Фото: Виктор Вытольский

Для записи материала во время съемок телепередач киностудия «Амедиа» использует несколько серверов фирмы Skylark. Сериалы и кино передают материалы с площадок на жестких дисках или флеш-картах.

Далее материал переносится в главное хранилище, после чего к нему предоставляется многопользовательский доступ и идет монтаж в обычном или многокамерном режиме.

Для проектов, которые нужно оперативно монтировать нескольким монтажерам, лучшего решения, чем Avid, не найти. Это оптимально, особенно когда монтируют с колес: утром снимают, вечером — в эфире. На киностудии «Амедиа» монтируют на Avid Media Composer. Все станции подключены к единой производственной компьютерной сети, изолированной от офисной. Половина машин работает на сети 10 Гбит/с, а другая половина подключена к сети 1 Гбит/с.
 

Система оперативного хранения


Во время выбора системы хранения нам удалось протестировать достаточно большое количество продуктов. В качестве центрального сервера отдела, обеспечивающего совместный доступ к медиаматериалу, мы используем решение от Tiger Technology. Этот программный продукт позволил нам объединить  различные системы хранения в единый комплекс, предоставить нашему конечному пользователю, монтажеру, полную функциональность, сравнимую с решениями от Avid.

К Tiger у нас подключены два массива Synology и один Maxtronic. На каком из них будут храниться медиаданные, для пользователя не имеет значения. Чтобы повысить скорость доступа к медиафайлам, для работы мы используем твердотельную память — комплект SSD для каждого массива.

Также мы брали на тестирование накопитель LaCie 6big Thunderbolt 3 — настольный накопитель для хранения и обработки материалов высокого разрешения. LaCie 6big обеспечивает скорость обмена данными на уровне до 1400 Мбайт/с.

Накопитель LaCie 6big Thunderbolt 3 на киностудии «Амедиа»
Накопитель LaCie 6big Thunderbolt 3 на киностудии «Амедиа»

В хранилище используются жесткие диски Seagate, их легко заменять. По светодиодным индикаторам на панели можно следить за состоянием накопителей и процессом сборки RAID-массива. Я использовал LaCie как один из массивов главного сервера, который дает общий доступ к материалам нашей компании. Подключил накопитель как сетевой диск к Tiger, а тот предоставил доступ к нему монтажным аппаратным. Два дня монтажеры работали на Synology, два дня на LaCie — не заметили разницы. У нас было 24×6 дисковое хранилище, там около 20 Тбайт пространства, и на 15 Тбайт был проект.

Системы хранения на киностудии «Амедиа» / Фото: Виктор Вытольский
Система хранения на киностудии «Амедиа» / Фото: Виктор Вытольский

Также проверял работу накопителя в аварийном режиме. В какой-то момент вынул на ходу один из дисков, и пользователи ничего не заметили. Скорее всего, благодаря процессору, встроенному в хранилище, которое позволяло воспроизводить восстановление массива, не снижая производительности по передаче данных.
 

Монтаж: доступ к файлам и система работы


Руководитель отдела постпродакшна киностудии «Амедиа» Сергей Кучеров / Фото: Виктор Вытольский
Руководитель отдела постпродакшна киностудии «Амедиа» Сергей Кучеров / Фото: Виктор Вытольский

В отделе постпродакшн киностудии «Амедиа» основной монтажной программой является Avid. С моей точки зрения, это непревзойденная программа для совместной работы большого числа монтажеров над продолжительными проектами. В качестве маленькой ложечки дегтя могу отметить невозможность изменения прав доступа к проекту во время работы: доступ к хранилищу Tiger сравним с ISIS  — тот, кто первый открыл Bin, получает доступ на редактирование, все остальные получают доступ только на чтение. Все остальное как у старших братьев — даже размер общего диска можно менять «на лету», перераспределяя пространство в пользу более «нуждающегося» проекта.

Средний объем проекта на данный момент составляет 20-25 Тбайт. Сейчас у нас идут разнообразные проекты, в которых основной съемочный материал в 50 Мбит/с, один проект в DNxHD 120, соответственно, 120 Мбит/с, и один проект, у которого материал DNxHD 185 10 бит.

Каждый проект индивидуален. Например, над проектом работают два монтажера — по сериям. После того, как серию приняли, происходят сразу три параллельных процесса: озвучивание, цветокоррекция и компьютерная графика. Аппаратные озвучивания у нас Avid Pro Tools на MAC и PC. Станция цветокоррекции DaVinci подключена по 10 Гбит/с сети к хранилищу Synology. Как только все собралось, монтажер выгоняет мастеры.
 

Защита данных


Руководитель отдела постпродакшна киностудии «Амедиа» Сергей Кучеров / Фото: Виктор Вытольский
Руководитель отдела постпродакшна киностудии «Амедиа» Сергей Кучеров / Фото: Виктор Вытольский

Наши клиенты хотят иметь 100% контроль над материалом. Мы обеспечиваем непрерывность процесса для конечного пользователя, продюсера, что бы ни случилось. Моя задача, как руководителя, — обеспечить доступность данных и их сохранность. Технические проблемы есть, но мы не допускаем потерь.

Внутреннее пространство хранения разбито на две части. Материалы, у которых должны быть гарантии сохранности, дублируются на две разные машины. Одна часть — это то пространство, которое контролирует Tiger, это материал для общего доступа. Второе пространство — системные папки, которые защищены паролем. Таким образом материал резервируется.

Каждое утро я просматриваю почту — что там мне написал мой сервер, все ли у него в порядке? Везде есть диск автоматического восстановления — и массив в случае критического сбоя сам решает, что пора восстанавливаться. Хотя обычно когда видишь, что количество ошибок на диске больше десяти, запускаешь восстановление вручную.

Что касается дисков — в среднем вылетает один диск из тридцати в год, вне зависимости от марки. Сохранность данных обеспечивается резервным копированием критических данных на двух независимых серверах и на дисках клиента. Часто так бывает, что мы предлагаем дополнительное хранилище, но заказчики просто приносят свои внешние жесткие диски — на них они хранят в том числе сданные проекты.

У всех производителей от Avid до Adobe есть облачные хранилища. Они предлагают арендовать их емкости. Здесь есть опасность стать заложником технологий, мне кажется. Библиотеки и резервирование, которые предлагает Avid, стоят неподъемных денег. У нас массив 200 Тбайт, если перекинуть этот объем, учитывая их расценки, даже если откинуть стоимость транспортировки, цена получается заоблачная.
 
 
Киностудия «Амедиа» — одна из крупнейших российских киностудий полного цикла. Предоставляет в аренду 16 съемочных павильонов и вспомогательные помещения, широкий спектр современной киносъемочной и осветительной техники, большой выбор реквизита, мебели и костюмов, а также услуги постпродакшн.
 
 

Комментарии

Комментариев: 1

"У нас массив 200 Тбайт" - всего-то? Может, 200 Петабайт?

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 интересных фактов о «Том и Джерри»

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

20 марта 30620
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 18088
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 8956
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 6760
Практика

Россия vs США: звукорежиссеры у нас и у них

Артем Нужин, владелец звуковой компании T.I.M. Sound Company и звукорежиссер шоу «Последний герой», «Мастер Шеф» и «Каникулы в Мексике», рассказал, за что борются американские профсоюзы, чего никогда не будет делать звукорежиссер в Америке и чему стоит поучиться у российских специалистов

18 марта 3871
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 3881
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее