Практика

7 уроков первого полнометражного фильма

Дэн Трахтенберг, снявший «Кловерфилд, 10», вспоминает, чему научился на производстве своей дебютной картины и почему не надо бояться неизвестности и подражать другим

  • 22 сентября 2017
  • 3719

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Вы будете допускать ошибки на каждом фильме, но самая первая ваша киноработа важна особенно: на ней вы, скорее всего, совершите их все. Те, кто уже снял свой дебют, знают, о чем идет речь. Но, изучая ошибки других режиссеров, вы, возможно, сумеете избежать хотя бы небольшую часть распространенных просчетов.

На видео ниже Дэн Трахтенберг рассказывает о съемках его дебютной полнометражки «Кловерфилд, 10», проблемах во время ее производства и о том, как все это помогло развить режиссерские навыки.
 
 

Не бойтесь переозвучки


«Первое, что я осознал на „Кловерфилд, 10“ — в переозвучке нет ничего страшного. Я понял, что с ее помощью можно многое поправить. В фильме есть момент, когда случается землетрясение, все встают, мерцает свет, Джон Гудман говорит: „Это первая волна“. Затем мы видим других героев около 20 секунд, а герой Гудмана проговаривает экспозицию, рассказывая, что происходит. И все это переозвучили.

Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»
Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»

Мы записали что-то на площадке, но это просто не подходило для фильма. Моя первая реакция: „Мы не можем это выпустить. Что делать?“. Но я разговаривал с людьми, и никто ничего не замечал. Но ведь кадр и правда держится только на двух персонажах, пока Гудман говорит. Обычно на монтаже при переозвучке стараются делать так, чтобы человек хотя бы начинал фразу в кадре, прежде чем делать склейку на что-то другое, но у нас не вышло. Тем не менее никто не замечает. А ведь это ужасно стыдно».
 

Будьте готовы к многочисленным встречам


Дэн Трахтенберг на съемках фильма  «Кловерфилд, 10»
Дэн Трахтенберг на съемках фильма «Кловерфилд, 10»

«Я предлагал свои идеи компании Bad Robot много лет. И вот, я в очередной раз сидел там, рассказывал свою оригинальную идею, а Линдси, с которой я разговаривал, сказала: „Прекрасный проект. Но у нас есть другой, и для него нужен режиссер. Что у вас со временем в ближайшую неделю, месяц, лето?“. Они отправили мне сценарий, я прочитал его залпом, у меня появились какие-то идеи, и нам понадобился почти год, чтобы его разработать. Бюджет тоже немного разросся. Мы поняли, что не сможем снять все в гараже и нам понадобятся декорации.

То есть мне дали уже написанный сценарий, после чего я предложил свое видение продюсерам, и им нужно было решить, нравится ли им оно или чье-то еще. Затем они рассказали об этом Джей Джей Абрамсу, мне пришлось представлять проект ему, а потом, после его одобрения, предстоял еще один питчинг — в Paramount.

Меня наняли как режиссера, но проект находился на стадии девелопмента. Нам нужно было получить зеленый свет на производство. Мне пришлось снова идти на питчинг в Paramount, теперь уже при поддержке продюсеров из Bad Robot. На этом этапе проект вполне мог бы заглохнуть».
 

Не избегайте юмора даже в серьезной истории


Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»
Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»

«Оригинальный сценарий, который написал Дэмьен Шазелл (он же должен был стать режиссером, но отправился снимать „Одержимость“), был отличный, напряженный, но очень мрачный. Я же хотел сделать его смешнее. Когда ты смеешься вместе с персонажами, между вами появляется связь. Так напряженные моменты становятся еще более напряженными. Говард, персонаж Джона Гудмана, тоже изначально был более устрашающим. Он сразу же был очевидным антагонистом. Я же подумал, что в его словах и действиях есть логика. Мы добавили спор между персонажами Мэри Элизабет Уинстед и Джона Гудмана о строительстве ковчега, когда потоп уже начался. И захватывающих экшн-сцен.

Мне также нравится напряжение в фильмах Тарантино, когда одни персонажи знают что-то, чего не знают другие. Так в фильме появилась сцена с игрой. И баллончик со сжатым воздухом — я нашел в интернете видео, как с его помощью открывают замок. Так что я это не из воздуха взял. Мы постоянно работали над сценарием».
 

Оставляйте пространство для маневра


Дэн Трахтенберг на съемках фильма  «Кловерфилд, 10»
Дэн Трахтенберг на съемках фильма «Кловерфилд, 10»

«Раскадровки мы делали только для экшна: автокатастрофы и финального эпизода. Перед этим я составил монтажный лист, а потом мы все это развивали уже с художником. К сожалению, многое из этого нам использовать не пришлось.

У меня был прекрасный оператор, настроенный на совместное творчество. Во время препродакшна ты каждый день встречаешься с главами различных отделов производства, в том числе и с оператором и вторым режиссером. Вы обсуждаете, как, на ваш взгляд, должно выглядеть расписание съемок. На этих встречах с оператором мы разбирали каждую сцену. Накануне я старался составлять монтажный лист, а потом мы его меняли вместе. Мы делали блокировки сцен, подбирали референсы из других фильмов. Например, мы несколько раз пересмотрели „Семь“. Там не так много фирменного стиля Финчера, но фильм отлично снят, там много диалогов. Мы разбирали, что нам нравится или не нравится, и таким образом визуализировали сценарий.

Мы не знали, что будут делать актеры и строили план, закладывая в него определенную свободу их передвижения. К счастью, почти все действие фильма разворачивается в одной локации, и декорации почти полностью построили, когда утвердили актеров. Так что у нас была неделя или две на репетиции прямо там. Поэтому мне удалось посмотреть, как они инстинктивно двигаются и немного подкорректировать некоторые моменты. Потом пришел оператор-постановщик, понаблюдал за нами, и мы обсудили некоторые детали».
 

Быть неуверенным — это нормально


Кадр из фильма  «Кловерфилд, 10»
Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»

«Мы не прогнали весь фильм на репетициях, и я очень боялся момента съемок, когда мы дойдем до неотрепетированных и нераспланированных сцен. Мы снимали в хронологическом порядке, поскольку все происходило в одной локации. Актеры смогли быть в одном настроении на протяжении целых блоков съемок.

Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»
Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»

И вот этот момент неизвестности настал. Мы отработали смену, монтажного листа на следующий день не было, но, приступив на следующий день к работе, мы смогли все обсудить и решить. И это круто! Все получилось очень быстро, и я мог не анализировать все в голове, а положиться на инстинкт. Отклоняться от плана страшно, но если так можно получить что-то лучшее — это моя обязанность. Очень классно было осознавать, что у меня есть талант для импровизации. Так же как и то, что на съемках некоторые члены команды могут оставаться недовольны, но это нормально, если в итоге все работает как надо».
 

Держите в голове картину целиком


Кадр из сериала «Черное зеркало»Кадр из сериала «Черное зеркало»

«История в целом продумывается на препродакшне. Я, актеры и продюсеры сосредоточены на том, как все будет выглядеть в целом. Эпизод „Черного зеркала“, над которым я работал, снимали не в хронологическом порядке. Поэтому получилась ситуация, когда после достаточно забавной сцены последовал действительно мрачный момент. И на монтаже мы поняли, что это не работает. Пришлось сильно переделывать. Это моя ошибка. Я видел, что эти сцены отличные сами по себе. Но не думал, как они будут смотреться в целом произведении.

В конце концов мы нашли нужное решение, и тут главное не убиваться по этому поводу и знать, что такое может произойти».
 

Будьте собой


Кадр из фильма  «Кловерфилд, 10»
Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»

«В начале пути я читал все доступные книги про кино, интервью с режиссерами и сценаристами. Я пытался подражать им в своем развитии. Но со временем я понял, что добиваюсь большего успеха, когда перестаю сопоставлять себя с ними и находить свой собственный путь.

Например, есть те, которые пытаются узнать как можно больше людей в индустрии, ходят на все вечеринки и налаживают контакты. Я не такой. Я более интровертный человек и могу хорошо с кем-то общаться только один на один.

И я понимаю, что если бы следовал той же тактике, то меня ждал бы полный провал. Поэтому я хожу с людьми на ужин в ресторан, если хочу с ними познакомиться. Например, с человеком из Disney, который спустя пять лет показал одну из моих короткометражек агенту, который потом начал сотрудничать со мной.

Дэн Трахтенберг на съемках фильма  «Кловерфилд, 10»
Дэн Трахтенберг на съемках фильма  «Кловерфилд, 10»

У меня есть друг, который попал на проект, притворившись собственным агентом. Лично я бы так сделать не смог, мне нужно быть честным. Мне помог подкаст и рецензии на фильмы, потому что таким образом я набрал подписчиков в Twitter, смог снять короткометражку по Portal, потому что вышел на специалистов по VFX.

Все это было очень нишевым, но для меня — очень интересным. Надо быть собой».

Источник: nofilmschool.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

Когда применять анаморфотную оптику

Большая глубина изображения и захватывающая работа с фонами, ограничения по композиции кадра и дороговизна в применении: ведущие российские операторы о преимуществах и недостатках анаморфотов

  • 20 сентября
  • 2354
Практика

Как это снято: «Дни жатвы»

Сорок лет назад на экраны вышли многострадальные «Дни жатвы» Терренса Малика, одна из самых визуально совершенных картин в истории кино. Вспоминаем обстоятельства создания картины: импровизация, естественный свет, «магический час», бунт съемочной группы и — внимание — полуслепой оператор

  • 16 сентября
  • 2215
Практика

Короткометражка без бюджета и команды: чего ждать

За последние несколько лет технологии развились достаточно сильно. Но позволят ли они самостоятельно снять короткометражный фильм? Режиссер и оператор Льюис МакГрегор решил ответить на этот вопрос

  • 15 сентября
  • 2156
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1944
Практика

Приемы: Нелинейное повествование

Как запутанный порядок событий помогает известным режиссерам и сценаристам делать фильмы сложнее и интереснее

  • 13 сентября
  • 1768
Практика

Как это снято: «Игла»

«Казахская новая волна», концепция «открытого кино», Аральское море, съемки как тусовка друзей и Виктор Цой как Брюс Ли — вспоминаем, как тридцать лет назад создавался главный фильм всех «киноманов»

  • 23 сентября
  • 1564
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее