Репортаж

Снимается кино: «Я худею»

Что мы увидели на съемочной площадке комедии «Я худею»: восемь пиротехников, «русское» ощущение в кадре, пробежки Александры Бортич сквозь горящую избу и отказ от постпродакшна

  • 19 сентября
  • 2386
Петр Скопин

Комедия «Я худею» — полнометражный режиссерский проект Алексея Нужного, который успел прославиться благодаря короткометражкам «Конверт» с Кевином Спейси и «Петух» (победитель кинофестиваля «Короче»), а также снял сериал «Ольга». Мы увидели поджог деревянной бани, из которой выбегает актриса Саша Бортич, и расспросили участников группы, насколько сложно было подготовиться к сцене.
 

«Банная» хореография


Мы прибыли в арт-усадьбу Веретьево в 7 часов вечера. Первым, кого нам посчастливилось увидеть на съемочной площадке, был Сергей Шнуров, который играет отца главной героини: он сидел в актерском вагоне-трейлере. Близилось время ужина (хотя формально — это обед), команда доснимала последние «предбанные» кадры.
Сергей Шнуров на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

Сергей Шнуров на съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

Сергей Шнуров и Саша Бортич на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

Сергей Шнуров и Саша Бортич на съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

Для режиссера Алексея Нужного обед — это скорее повод немного передохнуть и прийти в себя. Он рассказывает, чем сегодняшняя сцена мотивирована с режиссерской точки зрения: «Герой Сергея Шнурова — богатый русский мужик, который строит бани. По сюжету к нему приезжает дочь, не видевшаяся с ним пятнадцать лет. Между ними назревает сильное недопонимание, и она случайно сжигает баню отца. Таким образом, горящая баня для нас стала точкой кипения конфликта отцов и детей. Мы показываем характеры героев с разных сторон».

Участия каскадера в сцене режиссер пытался избежать — он старается работать с актерами везде, где только возможно. На этот раз удалось найти способ обвести зрителя вокруг пальца: первый кадр в сцене с баней играет актриса Бортич, а в следующем перекатываться по земле будет каскадер. Монтаж поможет осуществить переход настолько стремительно, что зритель не заметит, как Бортич сменяет дублерша.

Режиссер Алексей Нужный на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский
Режиссер Алексей Нужный на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

Постановщик трюков Александр Стеценко (генеральный продюсер компании «Русские каскадеры», фильмы «Хардкор», «Выкрутасы», «Одной левой») рассказывает: «Сжечь баню мы не можем. Это будет не кино, а другой вид бизнеса». О каком виде бизнеса идет речь, он, правда, не уточнил.

«В деревянную баню мы проложили около восьми специализированных газовых горелок, по две-три с каждой стороны, — уточнил Александр. — Газовые горелки загораются по нажатию рычагов, и это полностью регулируемый процесс. Прекратить пламя мы тоже можем за секунду. В этом трюке очень важна техника безопасности, поэтому баня обработана противопожарной смесью и обложена изнутри железными щитами. Отдельный момент для беспокойства — нависающая над объектом береза, которую важно не поджечь».
На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На площадке работает команда пиротехников из восьми человек, каждый из которых отвечает за один из источников огня и за безопасность.

Помимо газовых горелок в сцене было и другое пиротехническое оборудование: короба, вентиляторы и дым-машины, составляющие систему автономного пожара. «Постановка трюка — как хореография: мы определяем уровень огня, а потом дубль за дублем его немного убавляем, чтобы в кадре все выглядело максимально эстетично. Самое важное — заставить зрителя поверить, что баня действительно полыхает», — рассказывает Стеценко.

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

Мы осматриваем баню и с удивлением замечаем, что она — трехстенная: со стороны, не попадающей в кадр, есть пустое пространство. Снаружи баня выглядит абсолютно обычно, но, несмотря на скромные размеры, внутри достаточно места, что позволяет съемочной группе чувствовать себя комфортно. Пока мы осматриваем объект, команда постановщика трюков наносит на стены противопожарную пропитку.

Перед съемками постановщики встретились с актрисой Сашей Бортич, объяснили ей, в чем будет состоять трюк, а затем показали на техническом дублере программу его исполнения.
 

Как готовиться к трюку правильно: рецепт Алексея Нужного


На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор ВытольскийНа съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

Чтобы подготовиться к смене, Нужный сделал раскадровки и собрал аниматик на основе фотографий, сделанных на айфон, что для него — обычная практика. На подготовку ушло примерно два дня. Сначала режиссер обсудил все детали программы с постановщиком трюков и его командой. Затем сцены были сыграны с участием каскадера и дублеров и сняты на фотоаппарат. Второй день подготовки Нужный посвятил техническим моментам и работе с актерами. На вопрос, что было самым сложным при подготовке трюка, ответ неожиданный: «Найти бесплатную баню». И правда — бюджет фильма невелик, и некоторые трюки удалось оставить в сценарии лишь благодаря смекалке продюсеров (одним из которых выступил сам Нужный).
 

Репетиция: первый блин комом

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер просит Стеценко провести тест и в итоге решает, что уровень горения недостаточно мощный. Постановщики увеличивают подачу газа в горелках — начинаются предварительные репетиции первого кадра. Из горящей бани должна выбежать Саша Бортич в подожженном халате и пробежать метров десять вниз по склону. Во время репетиции актрисе важно определиться с оптимальной скоростью бега, а оператору — поймать нужный ракурс. Техника безопасности: на спину Бортич наносят специальный гель, купленный в Германии — он защищает от огня. Под халатом у актрисы — белье из номекса, обеспечивающее низкую температуру горения одежды.

Актриса направляется к формально отсутствующему входу в баню. По команде режиссера в горелки подается газ. Затем один из членов каскадерской группы зажигает их при помощи факелов. Другой, на крыше, активизирует специальный прибор, раздувающий искры над баней. Стеценко лично поджигает халат актрисы. Бортич выбегает из бани, поскальзывается на мокрой траве и падает, ударившись лодыжкой о железную рамку в основании светоотражателя. Кажется, настал локальный апокалипсис, но нет: ситуация вполне штатная. Нужный просит Бортич выбегать из бани чуть медленнее и смотреть себе под ноги, когда это возможно.
 

Николай Куликов о смысле жизни и Сергее Шнурове


Николай Куликов на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор ВытольскийНиколай Куликов на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

Мы перемещаемся на красивую деревянную террасу над рекой, чтобы поговорить со сценаристом Николаем Куликовым («Легенда № 17», «Экипаж», «Горько!»). На проекте «Я худею» Куликов выступает также креативным продюсером. Он рассказал об идее его коллеги Ильи Найшуллера взять на роль отца главной героини Сергея Шнурова: «Сергей Владимирович нам всегда очень нравился, ведь в нем есть „вкусная“ русская энергия, такая яростная и беспечная. Когда видишь Шнурова в кадре, сразу становится понятно: его персонаж — обалденный мужик». А в Саше Бортич Нужный с Куликовым разглядели «честную и неудержимую жизненную силу, пробивающую любые плотины».
 

«Опасная» Бортич


В половине десятого вечера дают старт сцене с баней. Режиссер командует «Начали!», и в кадр входит актриса Саша Бортич. Закалившись во время репетиций, команда выдает дубль за дублем практически идеально. На третий раз Нужный объявляет, что кадр снят. Но перфекционистка Бортич просит дать ей еще одну попытку. Лучше бы она этого не делала!
 
Саша Бортич на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор ВытольскийСаша Бортич на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На артистку в очередной раз наносят защитный гель. Саша встает на свою позицию, и каскадеры поджигают горелки. По команде оператора Бортич выбегает из бани, при этом начинает страшно кричать и дергать плечами. Кажется, ей очень больно. Оказавшись в финальной точке, она останавливается, и начинает громко материться: ей очень горячо. Ожогов и других неприятных последствий, к счастью, удается избежать. Видимо, из-за усталости и высокого уровня адреналина в крови Бортич показалось, что ситуация вышла из-под контроля. Впрочем, на площадке есть шланг и ведро с водой, и, даже в экстренном случае, группа успела бы среагировать.

Кадр снят, теперь уже точно и безапелляционно, и актриса отправляется отдыхать. Дальше — сцена с дублершей.
 

Каскадеры за работой

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

Дублерша — миниатюрная блондинка, похожая на Бортич со спины. По плану она должна в сильно горящем халате пробежать перед камерой и смачно упасть в траву. Оказавшийся неподалеку актер Евгений Кулик должен помочь ей подняться. После этого в кадре появится «владелец бани» Сергей Шнуров, у которого начинается ссора с дочкой и персонажем Кулика, который по сюжету помогает героине Бортич похудеть. Параллельно Шнуров будет пытаться тушить баню из тоненького садового шланга.

Пока дублерша в безупречной координации с остальной командой репетирует трюк, на съемочную площадку прибывает Шнуров. Сергей Владимирович в радостном настроении, много шутит и интенсивно курит.

Режиссер Алексей Нужный, актер Евгений Кулик и Сергей Шнуров / Фото: Виктор ВытольскийРежиссер Алексей Нужный, актер Евгений Кулик и Сергей Шнуров / Фото: Виктор Вытольский

Как только раздается команда «Начали!», Шнуров отдает дымящуюся сигарету «на хранение» одному из продюсеров и полностью включается в процесс. Бригада постановщика трюков поджигает баню, дублерша выбегает из нее и падает, затем в кадре появляется Шнуров и начинает лихорадочно поливать баню из шланга. Поскольку озвучание фильма будет происходить на студии, актеры не борются за чистоту диалога.

Шнуров позволяет себе говорить в кадре матом и подбивает на это других участников группы. Дольше всех «держится» Кулик, и когда, на исходе третьего дубля, он произносит «в ответку» Шнуру робкое «м***ло», народ вокруг разражается одобрительными аплодисментами.
 

Просто ли найти баню в Подмосковье?


Время — за полночь. Мы разговариваем с художником-постановщиком картины «Я худею» Маргаритой Аблаевой («Кислород», «Родина», «Хардкор»). По ее словам, баня стала одним из самых сложных объектов на всем фильме. «Более двух месяцев мы искали подрядчиков для строительства бани, которые согласились бы осуществить работу без денег, в обмен на продюсерское соглашение, — рассказывает Маргарита. — Параллельно я разрабатывала презентации и эскизы будущего здания».

Художник-постановщик Маргарита Аблаева на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор ВытольскийХудожник-постановщик Маргарита Аблаева на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

Для правдоподобия сцены было важно найти свежий образец бани: по сценарию герой «поставил» ее только накануне. Кроме того, необходимо было выдержать постройку в определенном стиле, ведь персонаж Шнурова — человек со вкусом, который любит наслаждаться жизнью. Нашлось место и для «тонкого» юмора: это надпись «с легким паром» на двери постройки.

Но главное, чего хотела добиться Аблаева — ощущения «русскости». Комплекс зданий «Арт-усадьба Веретьево», в декорациях которого разворачивается семейная драма, Маргарита нашла не сразу: сперва она просмотрела около пятнадцати объектов, включая дворянские усадьбы и «рублевские» коттеджи. Настроение, которое удалось передать в кадре, художник-постановщик называет «позитивным, оптимистичным, очень красивым и искренним». По ее словам, архитектура подчеркивает характер персонажа: «Он — интересный и многогранный герой, а не „русский медведь“, как может показаться на первый взгляд».
 

Залог успеха — в концентрации


Пока мы общались с художником-постановщиком, второй режиссер прогнала с площадки всех, кто не был задействован в съемках. Дело в том, что оператору нужно было снять диалоговую сцену с другого ракурса, встав спиной к реке. В кадре будет видна беседка, где ранее располагались административный состав, журналисты и актеры. Стоит отдать команде должное: за последние три часа баня «загоралась» более десяти раз, но никто и не думал терять концентрации (вспомним, что съемки начались еще утром).
Сергей Шнуров на съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

Сергей Шнуров на съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Алексей Нужный, актер Евгений Кулик на съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

Режиссер Алексей Нужный, актер Евгений Кулик на съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

Примерно в половину второго ночи нас снова пускают на съемочную площадку. Снимаются некоторые детали горящей бани и крупные планы актеров Шнурова и Кулика. Нужный пообещал команде, что дубль будет последним, поэтому вокруг царит усталая, но радостная атмосфера конца смены. Многие снимают происходящее на смартфон. После нескольких дублей режиссер произносит «Снято!», и команда одобряюще улюлюкает. Далее нас ждет интересный сюрприз: Кулик решается сделать совместное с Сергеем Шнуровым вайн-видео для инстаграма. Постановщики трюков снова «зажигают» баню, Кулик достает айфон, «впускает» Шнурова в кадр и с вытаращенными глазами кричит: «Серег, у тебя тут баня горит!». «Зато комаров нет», — отвечает в своем обычном пофигистическом тоне Шнуров.
 

Постпродакшн — для слабаков


Напоследок мы пообщались с оператором-постановщиком Кириллом Клепаловым («Майор», «Дурак», сериал «Ольга»).
Кирилл Клепалов на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

Кирилл Клепалов на съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

Кирилл Клепалов на съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

Кирилл Клепалов на съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

В процессе съемки картины использовались три камеры: ARRI ALEXA Mini, Canon EOS C700 и Canon EOS C300 Mark II, а в сцене с баней — только первые две. Почему именно они? По словам Кирилла, Canon C700 практически не требует освещения: камера позволяет снять сцену с одной свечой. «Даже если актеры в какой-то момент уйдут в тень, мы будем хорошо подстрахованы». По этой причине C700 использовали для съемки крупных планов и деталей. На ALEXA сняли средние и общие планы сцены, что потребовало выставить немало света. В процессе съемки использовалась оптика Cooke Anamorphic.

Кирилл объясняет высокий уровень координации процесса временными ограничениями. «Летом короткая ночь, поэтому снимать приходится максимально быстро. Но в целом съемочный темп на „Я худею“ более интенсивный, чем даже на сериале „Ольга“. Доходит до 5-6 минут выработки. Когда видишь съемочный план на день, немного проседаешь». Именно поэтому приходится быть максимально сконцентрированными.
На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею»  / Фото: Виктор Вытольский

На съемках фильма «Я худею» / Фото: Виктор Вытольский

Взаимодействие Кирилла с режиссером, художником-постановщиком и постановщиком трюков было достаточно тесным в период подготовки к сцене. «Сначала мы выбирали место, где можно было построить баню, чтобы потом эффектно и при этом безопасно для съемочной группы ее сжечь». После того, как объект был построен, оператор совместно с постановщиком трюков детально разбирали эпизод. «Например, пытались понять, в какую сторону героиня должна открыть дверь, выбегая из бани», — объясняет Кирилл. Помимо традиционных раскадровок, оператор-постановщик сделал топ-планы (сцена с верхнего ракурса), демонстрирующие, каким образом должны взаимодействовать между собой в кадре актеры, команда и оборудование.

Планирует ли команда использовать возможности постпродакшна применительно к сцене с баней? «Возможно, придется „вычистить“ на посте металлические уголки на окнах, которые там для безопасности. Что касается цветокоррекции — она не сильно будет отличаться от того, что вы видели на мониторе плейбека. Никакого другого „вмешательства“ не понадобится».

Результаты работы съемочной группы мы сможем оценить уже весной 2018 года, когда фильм «Я худею» выйдет на экраны.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6750
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 6431
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 5324
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4739
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4755
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4173
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее