Главная / Практика / Белый «Квадрат»: операторская работа в фильме-победителе Каннского кинофестиваля-2017

Белый «Квадрат»: операторская работа в фильме-победителе Каннского кинофестиваля-2017

Съемки: локации, репетиции на площадке и норма в пятьдесят дублей

Кадр из фильма «Квадрат»Кадр из фильма «Квадрат»

Сюжет «Квадрата» во многом связан с личным опытом режиссера Рубена Эстлунда. Например, центральный арт-объект, представленный в фильме, — белый квадрат, размеченный на площади, внутри которого провозглашается всеобщее равенство, — это повторение художественной акции 2014 года самого Эстлунда. Значительная часть действия фильма разворачивается в вымышленном музее современного искусства. Подобно тому, как в Париже коллекция Лувра размещена в бывшем королевском дворце, авторы «Квадрата» перенесли свой музей в официальную резиденцию шведских монархов — в Стокгольмский королевский дворец. Однако группе позволили снять только экстерьер, так что интерьеры пришлось «собирать» из десятка разных помещений, найденных в Стокгольме, Гетеборге, а также Берлине. По словам оператора фильма Фредерика Вензела (ранее он уже работал с Эстлундом над «Форс-мажором») в этом и была одна из самых сложных задач на фильме — объединить разные локации в общее пространство, чтобы оно при этом «казалось зрителю реалистичным и убедительным».

На съемках фильма «Квадрат»На съемках фильма «Квадрат»

После полугодового препродакшна съемки заняли восемьдесят смен и проходили с июня по октябрь 2016 года. Перед съемками фильм тщательно спланировали, а на площадке Эстлунд работал очень скрупулезно и неторопливо. Сначала выстраивался кадр, который, как правило, после этого уже не менялся. Эстлунд комментирует свой подход так: «Кадр — это визуализированная эмоция, и ее необходимо выразить правильно и точно». Как правило, одна сцена снималась за смену, но некоторые сцены требовали до четырех дней. На одной площадке за смену никогда не было больше двух перестановок камеры и света. При этом делалось от двадцати пяти до пятидесяти дублей. Вензел рассказывает, что первые дублей двадцать воспринимались режиссером скорее как репетиции с включенной камерой. Актерам разрешалось импровизировать или предлагать изменения, но оператор такой привилегии обычно был лишен. Вензел даже замечает, что его задача зачастую заключалась в том, чтобы не допустить в кадре своего влияния, максимально реализуя режиссерское видение. В монтаж в большинстве случаев попадал какой-то из последних трех-пяти дублей, так как именно в них Эстлунд чувствовал наибольшую степень концентрации команды.  

 

Визуальный стиль: влияние Роя Андерссона и whip pan

Кадр из фильма «Квадрат»Кадр из фильма «Квадрат»

Для Эстлунда и Вензела «Квадрат» стал шагом вперед в плане развития визуального стиля по сравнению с «Форс-мажором». Вензел считает, что Эстлунд работает под большим влиянием классика шведского кино Роя Андерссона и его оператора Иштвана Борбаша, которые снимают преимущественно статичной камерой, длинными кадрами и общими планами. В картинах Эстлунда схожая эстетика, но в менее радикальной форме. «Квадрат» в этом плане стал чем-то отличным, поскольку здесь, например, больше движения камеры и работы с крупными планами. Также Эстлунд и Вензел предпочли работать в чуть более теплой цветовой палитре по сравнению с «Форс-мажором». 

Кадр из фильма «Квадрат»Кадр из фильма «Квадрат»

Вензел рассказывает, что для него необычным приемом на съемках «Квадрата» было использование быстрого панорамирования (whip pan). Идея Эстлунда состояла в том, что камера, статично снимая какой-то объект, могла неожиданно и резко перейти на другой. Такое решение должно было создавать ощущение тревоги и напряжения за счет внезапного изменения привычного изображения.  

 

Инструменты: камера и оптика

Фредерик Вензел и Рубен Эстлунд на съемках фильма «Квадрат»Фредерик Вензел и Рубен Эстлунд на съемках фильма «Квадрат»

«Квадрат» снимался на камеру Arri Alexa XT. Вензел объясняет выбор тем, что Alexa дает нейтральное, чистое изображение, какое хотел получить Эстлунд. Вензел делал тесты с Alexa 65 и Alexa XT, и в итоге все-таки выбрал последнею. Прежде всего из-за бюджета — с учетом склонности Эстлунда снимать долго, Alexa 65 была не по карману. После ряда тестов Вензел остановился на оптике Zeiss Master Prime, поскольку она также позволяла добиться «максимально чистого и свежего» изображения. Большая часть фильма была снята на 32mm объектив на открытой диафрагме.  

 

Сцена приема: Олег Кулик и Человек-обезьяна

Кадр из фильма «Квадрат»Кадр из фильма «Квадрат»

Одна из самых примечательных и одновременно сложных сцен фильма — десятиминутный эпизод приема в музее, куда врывается полуголый Человек-обезьяна, устраивающий возмутительный перформанс. Эпизод, очевидно, был вдохновлен схожими скандальными практиками художника Олега Кулика (героя даже зовут Олег Рогожин). Сцена снималась на протяжении трех дней, при этом на площадке все это время помимо группы находилось двести пятьдесят человек массовки. По словам Вензела, сцена в основном продумывалась на месте из-за специфической актерской задачи. Эстлунд решил оттолкнуться от идей исполнителя роли Человека-обезьяны, голливудского актера Терри Нотари. Ранее у него уже был богатый «звериный» опыт — во франшизе «Планета обезьян» он трижды сыграл примата Ракету. Соответственно в «Квадрате» от актера требовалось исполнить нечто похожее, а группе оставалось следовать за его исполнением. По этой причине именно в этой сцене камера наиболее динамична, поскольку наблюдает за активно действующим героем. 

Источники: AFI Cinema, Arri ChanelScreen Daily.