Практика

Белый «Квадрат»: операторская работа в фильме-победителе Каннского кинофестиваля-2017

Каннский триумфатор этого года помимо прочего примечателен визуальным решением, в особенностях которого мы предлагаем разобраться: пятьдесят дублей на один кадр, влияние Роя Андерссона, «чистое изображение» и работа с Человеком-обезьяной

  • 11 сентября 2017
  • 2729
Павел Орлов

Съемки: локации, репетиции на площадке и норма в пятьдесят дублей


Кадр из фильма «Квадрат»Кадр из фильма «Квадрат»

Сюжет «Квадрата» во многом связан с личным опытом режиссера Рубена Эстлунда. Например, центральный арт-объект, представленный в фильме, — белый квадрат, размеченный на площади, внутри которого провозглашается всеобщее равенство, — это повторение художественной акции 2014 года самого Эстлунда. Значительная часть действия фильма разворачивается в вымышленном музее современного искусства. Подобно тому, как в Париже коллекция Лувра размещена в бывшем королевском дворце, авторы «Квадрата» перенесли свой музей в официальную резиденцию шведских монархов — в Стокгольмский королевский дворец. Однако группе позволили снять только экстерьер, так что интерьеры пришлось «собирать» из десятка разных помещений, найденных в Стокгольме, Гетеборге, а также Берлине. По словам оператора фильма Фредерика Вензела (ранее он уже работал с Эстлундом над «Форс-мажором») в этом и была одна из самых сложных задач на фильме — объединить разные локации в общее пространство, чтобы оно при этом «казалось зрителю реалистичным и убедительным».

На съемках фильма «Квадрат»На съемках фильма «Квадрат»

После полугодового препродакшна съемки заняли восемьдесят смен и проходили с июня по октябрь 2016 года. Перед съемками фильм тщательно спланировали, а на площадке Эстлунд работал очень скрупулезно и неторопливо. Сначала выстраивался кадр, который, как правило, после этого уже не менялся. Эстлунд комментирует свой подход так: «Кадр — это визуализированная эмоция, и ее необходимо выразить правильно и точно». Как правило, одна сцена снималась за смену, но некоторые сцены требовали до четырех дней. На одной площадке за смену никогда не было больше двух перестановок камеры и света. При этом делалось от двадцати пяти до пятидесяти дублей. Вензел рассказывает, что первые дублей двадцать воспринимались режиссером скорее как репетиции с включенной камерой. Актерам разрешалось импровизировать или предлагать изменения, но оператор такой привилегии обычно был лишен. Вензел даже замечает, что его задача зачастую заключалась в том, чтобы не допустить в кадре своего влияния, максимально реализуя режиссерское видение. В монтаж в большинстве случаев попадал какой-то из последних трех-пяти дублей, так как именно в них Эстлунд чувствовал наибольшую степень концентрации команды.  
 

Визуальный стиль: влияние Роя Андерссона и whip pan


Кадр из фильма «Квадрат»Кадр из фильма «Квадрат»

Для Эстлунда и Вензела «Квадрат» стал шагом вперед в плане развития визуального стиля по сравнению с «Форс-мажором». Вензел считает, что Эстлунд работает под большим влиянием классика шведского кино Роя Андерссона и его оператора Иштвана Борбаша, которые снимают преимущественно статичной камерой, длинными кадрами и общими планами. В картинах Эстлунда схожая эстетика, но в менее радикальной форме. «Квадрат» в этом плане стал чем-то отличным, поскольку здесь, например, больше движения камеры и работы с крупными планами. Также Эстлунд и Вензел предпочли работать в чуть более теплой цветовой палитре по сравнению с «Форс-мажором». 

Кадр из фильма «Квадрат»Кадр из фильма «Квадрат»

Вензел рассказывает, что для него необычным приемом на съемках «Квадрата» было использование быстрого панорамирования (whip pan). Идея Эстлунда состояла в том, что камера, статично снимая какой-то объект, могла неожиданно и резко перейти на другой. Такое решение должно было создавать ощущение тревоги и напряжения за счет внезапного изменения привычного изображения.  
 

Инструменты: камера и оптика


Фредерик Вензел и Рубен Эстлунд на съемках фильма «Квадрат»Фредерик Вензел и Рубен Эстлунд на съемках фильма «Квадрат»

«Квадрат» снимался на камеру Arri Alexa XT. Вензел объясняет выбор тем, что Alexa дает нейтральное, чистое изображение, какое хотел получить Эстлунд. Вензел делал тесты с Alexa 65 и Alexa XT, и в итоге все-таки выбрал последнею. Прежде всего из-за бюджета — с учетом склонности Эстлунда снимать долго, Alexa 65 была не по карману. После ряда тестов Вензел остановился на оптике Zeiss Master Prime, поскольку она также позволяла добиться «максимально чистого и свежего» изображения. Большая часть фильма была снята на 32mm объектив на открытой диафрагме.  
 

Сцена приема: Олег Кулик и Человек-обезьяна


Кадр из фильма «Квадрат»Кадр из фильма «Квадрат»

Одна из самых примечательных и одновременно сложных сцен фильма — десятиминутный эпизод приема в музее, куда врывается полуголый Человек-обезьяна, устраивающий возмутительный перформанс. Эпизод, очевидно, был вдохновлен схожими скандальными практиками художника Олега Кулика (героя даже зовут Олег Рогожин). Сцена снималась на протяжении трех дней, при этом на площадке все это время помимо группы находилось двести пятьдесят человек массовки. По словам Вензела, сцена в основном продумывалась на месте из-за специфической актерской задачи. Эстлунд решил оттолкнуться от идей исполнителя роли Человека-обезьяны, голливудского актера Терри Нотари. Ранее у него уже был богатый «звериный» опыт — во франшизе «Планета обезьян» он трижды сыграл примата Ракету. Соответственно в «Квадрате» от актера требовалось исполнить нечто похожее, а группе оставалось следовать за его исполнением. По этой причине именно в этой сцене камера наиболее динамична, поскольку наблюдает за активно действующим героем. 

Источники: AFI Cinema, Arri ChanelScreen Daily.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Великая иллюзия, или Как снимают секс в кино

Как бы чувственно ни смотрелись на экране любовные сцены, создаются они в обстоятельствах далеких от романтики, интима и какой-либо привлекательности. Разбираемся, какие ухищрения необходимы, чтобы убедительно показать секс в кино

  • 15 марта
  • 4774
Практика

Как это снято: «Карты, деньги, два ствола»

Вспоминаем, с какими усилиями двадцать лет назад Гай Ричи ворвался в мировой кинематограф, вдохнув новую жизнь в криминально-гангстерский жанр: минимальный бюджет, клиповая эстетика, актеры-уголовники, злачные места Лондона и параллели с Тарантино

  • 11 марта
  • 4552
Практика

Как начать снимать видео: 10 советов начинающим

Чтобы попробовать себя в мире видеосъемки, вам понадобится не только камера и микрофон. Рассказываем об основных принципах кадрирования, освещения и других аспектах хорошего ролика

  • 9 марта
  • 2584
Обзоры

7 провальных дебютов великих режиссеров: от Бергмана до Кэмерона

Все с чего-то начинают, и даже крупнейшие мастера когда-то делали первые шаги. Причем у некоторых эти шаги были весьма сомнительными. Вспоминаем больших режиссеров, дебюты которых оказались неудачными, зато полезными

  • 16 марта
  • 1829
Обзоры

Главные сериалы этой весны

И снова мы рассказываем, что будет интересно посмотреть весной 2019 года, даже если у вас нет телевизора. (Подсказка: финальный сезон «Игры престолов» начинается в апреле, завершение 9 сезона «Ходячих мертвецов» уже идет, а второй сезон «Американских богов» стартует в марте)

  • 10 марта
  • 1824
Слова

«Лампы — ваши лучшие друзья, но иногда лучше обойтись без них»: оператор Робби Райан о съемках «Фаворитки»

Новый фильм Йоргоса Лантимоса хоть и не получил «Оскар» за операторскую работу, но все равно остается одной из самых интересных картин года с визуальной точки зрения. Оператор «Фаворитки» Робби Райан делится опытом работы с широкоугольными объективами и почти без освещения

  • 5 марта
  • 1633
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее