Практика

Как это снято: «Полярный экспресс»

В этом году исполняется 10 лет «Полярному экспрессу», не самой лучшей работе Роберта Земекиса, тем не менее, примечательной рядом технических открытий. Об одном из самых революционных фильмов нового тысячелетия – в материале tvkinoradio.ru

  • 22 ноября 2014
  • 3230
Павел Орлов

"Полярный экспресс"


Съемочный период

 
Роберт Земекис известен своей любовью к техническим новинкам. Редкая работа в его фильмографии обошлась без применения какого-нибудь прогрессивного спецэффекта. В «Кто подставил кролика Роджера?» живые актеры взаимодействовали в одном кадре с рисованной анимацией. Компьютерная графика в «Смерть ей к лицу» была оценена статуэткой «Оскара». Не менее примечательная она и в «Форресте Гампе», где, к примеру, Том Хэнкс был очень убедительно помещен в кадры хроники.

Съемочный период

К тому, чтобы сделать «Полярный экспресс» целиком с помощью 3D-анимации и технологии motion capture подталкивал сам материал, лежащий в основе картины. Одноименная сказочная книга Криса Ван Оллсберга о путешествии мальчика на волшебном поезде на Северный полюс к Санта-Клаусу предполагала наличие таких эпизодов, воплотить которые вживую было просто невозможно. Технологии ротоскопирования и зеленого экрана также не отвечали задумке режиссера сделать «словно бы написанные красками картины, сохранившие тепло, непосредственность и тонкость человеческого исполнения». Кроме того, по подсчетам авторов проекта, съемки «Полярного экспресса» в обычном формате, если бы и были возможны, заняли бы как минимум 8 месяцев. С motion capture можно было уложиться в 6 недель.

Съемочный период

Заручившись поддержкой своего постоянного продюсера Стива Старки и специалистов по визуальным эффектам Кена Рэлстона и Джерома Чена, Земекис занялся разработкой полностью цифровой вселенной будущего мультфильма. В 2001 году была проведена тестовая съемка эпизода с прибытием поезда, после чего проекту был дан зеленый свет. В 2002 году были подготовлены превизы и доработаны необходимые технологии, а весной 2003 года в павильонах Sony Studio в Лос-Анджелесе прошли съемки. Компьютерная обработка изображения велась, по сути, на протяжении четырех лет, с момента запуска проекта до середины 2004 года. Работала над фильмом команда из 500 человек.
 

Motion capture


Том Хэнкс в роли машиниста
 
«Полярный экспресс» стал первым фильмом в истории, все герои которого были созданы с помощью motion capture или «захвата движения». Ранее эта технология применялась лишь для воплощения отдельных персонажей, к примеру, Голлума в трилогии «Властелин колец». Motion capture, использованная в «Полярном экспрессе», предполагает крепление на тело и лицо актера специальных маркеров. Они представляют собой пластиковые кружки, покрытые веществом, отражающим инфракрасный свет. Маркеры позволяют камере при съемке считывать движения и мимику актера, и передавать информацию в компьютер. На основе полученных данных создается трехмерная модель, в дальнейшем преобразуемая в анимированного персонажа и помещаемая в любые виртуальные декорации.

Съемки фильма "Полярный экспересс"

Разработанная Sony Pictures Imageworks специально для «Полярного экспресса» разновидность motion capture под названием Imagemotion предполагала ряд новшеств. Главное состояло в том, что можно было записывать и обрабатывать данные, получаемые одновременно от нескольких человек, находящихся в кадре. То есть на площадке у Земекиса могли находиться сразу до четырех актеров, а не один, как обычно. Кроме того, до «Полярного экспресса» актерам приходилось играть одни и те же сцены дважды: в первый раз маркеры крепились только к телу, во второй – только к лицу. Земекис во многих сценах снимал движения и мимику одновременно. В ходе съемок на лицо каждого из них крепилось 152 маркера диаметром по 2,5 миллиметра, а также еще 54 9-милиметровых маркера на тело. Играть при этом приходилось в облегающем черном костюме из лайкры.

Графика, используемая в фильме "Полярный экспресс"

Съемки проходили в трех павильонах студии Sony, называемых volume и имевших разную протяженность: 20 на 10 метров, 10 на 10 метров и 3 на 3 метра. Большая часть съемок проходила в среднем по величине павильоне, где создавались кадры общих и средних планов. Самый большой понадобился для съемок сцены танца  в вагоне, а в самом маленьком снимали часть крупных планов и детали. По периметру каждого павильона на разной высоте были установлены цифровые камеры, позволявшие получить 360° обзор снимаемых объектов. Наименьшее число камер, 48, находилось в среднем павильоне, в маленьком и большом – 74 и 120 соответственно. Всего 242 камеры. Добавим, что из 74 камер среднего павильона 18 фиксировали данные с маркеров, расположенных не теле актера, а 56 – на лице. Каждая камера была снабжена миниатюрными инфракрасными излучателями, лучи от которых попадали на маркеры, а уже их отражение фиксировалось камерой. Также на площадке находились декорации, представлявшие собой, по сути, проволочный каркас тех или иных предметов, реквизита, вагонов, кресел, саней и т.д. В таком виде декорации не мешали прохождению инфракрасного излучения.
 

Работа оператора


Работа оператора
 
Одна из особенностей «Полярного экспресса» – чрезвычайно свободное поведение камеры. При этом специфика работы операторов на этом проекте заключается в том, что действия камеры – ее хореография, ракурсы, освещение – определялись уже после того, как были отсняты актеры и было смоделировано трехмерное пространство фильма. Специально для проекта Imageworks разработала технологию, как бы симулировавшую «виртуальную площадку», на которой могла действовать «виртуальная камера». При этом возможности последней оказывались, по сути, безграничными. Оператор как бы помещался в уже готовое смоделированное пространство, в котором он был волен выбирать, как действовать. «Съемка» осуществлялась следующим образом – оператор смотрел на монитор, транслировавший виртуальное пространство, и управлял камерой благодаря удобной системе «колес» («wheels» system). В итоге в некоторых сценах фильма удалось добиться таких движений камеры, которые в реальности просто неосуществимы.
 

Том Хэнкс

 


Благодаря motion capture любимый актер Земекиса Том Хэнкс исполнил в фильме целых пять ролей. Он одновременно сыграл кондуктора поезда, мистического бродягу Хобо, Санта-Клауса, отца главного героя и, собственно, самого главного героя, маленького мальчика. Кстати, несмотря на обилие детских персонажей, в большинстве случаев их роли исполняли взрослые. На стадии обработки данных, полученных при съемке, пропорции актеров можно было менять как угодно. Это также позволило создать колоритные образы машинистов, толстяка Смоки и долговязого бородача Стимера, сыгранных одним актером, Майклом Джиттером. Хэнкс также озвучил всех своих героев, кроме, разумеется, мальчика. При этом любопытно, что портретным сходством с Хэнксом наделены только кондуктор и главный герой: первый рисовался на основе современной внешности Хэнкса, а для второго были использованы детские фотографии актера. В общей сложности съемки заняли у актера 38 дней.   
 

Костюмы и грим


Костюм и грим
 
Несмотря на то, что для работы на съемочной площадке Тому Хэнксу и другим актерам гримироваться и надевать костюмы своих героев не приходилось, время от времени это нужно было делать для других целей. Загримированные и облаченные в костюмы актеры сканировались, а полученные изображения совмещались с данными, записанными камерами с маркеров. Всего для фильма было разработано и потом отсканировано около полусотни костюмов, в том числе, 26 костюмов детей. Правда, нюансы, возникающие при движении костюмов, уже пришлось дорисовывать аниматорам. Наиболее сложными элементами для создания в формате 3D-анимации стали волосы и глаза. Если с первыми авторам еще удалось справиться с помощью специальных программ и разработки алгоритмов, то «мертвые» глаза, созданные покадровой анимацией, по общему мнению, оказались самым слабым местом в картине.
 

Декорации


Декорации
 
Большинство виртуальных декораций, интерьеров и экстерьеров фильма создавались командой художников на основе реальных объектов и рисунков Ван Оллсберга. Дома в мультфильме были вдохновлены домами, в которых в детстве жили сами Земекис и Ван Оллсберг. Паровоз был смоделирован на основе реконструированной действующей модели Pere Marquette 1225, находящейся в Железнодорожном институте города Овоссо, штат Мичиган. Архитектура городка на Северном полюсе, в том числе часовая башня, из которой выходит Санта-Клаус, также имеет прообраз – здание завода компании Пульмана в Чикаго, производившей железнодорожные вагоны.
 
Более подробную информацию о создании «Полярного экспресса» можно найти здесь: Imageworks, AWN 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Рубрики

    7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

    В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

    • 8 июля
    • 10081
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3686
    Практика

    Как Люк Бессон снял блокбастер за 180 млн долларов, который не может провалиться

    Люк Бессон пошел в обход традиционной голливудской системы и профинансировал свой новый фантастический блокбастер по модели независимого кино. Вот как у него это получилось

    • 10 июля
    • 3238
    Техника

    Исследуя границы: 4K, HDR, HFR и человеческое зрение

    Современные технологии делают ставку на большие разрешения, высокий динамический диапазон и частоту кадров. Но как на все это влияют ограничения нашего визуальное восприятия?

    • 9 июля
    • 3059
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2106
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1818