Профессия

Главный редактор отдела новостей: Полина Сулимова

Специфика развлекательных каналов, порядок работы корреспондентов и их взаимодействие с редакторами — Полина Сулимова делится опытом, полученным на телеканалах «Москва 24», Ю и Муз-ТВ

  • 28 августа
  • 398
Александра Гагарина

О профессиональном выборе


Я занялась журналистикой, потому что больше ничего не умею. Я рано начала писать стихи, рассказы и много читала, поэтому выбрала факультет журналистики МГУ и стала писать статьи для районной газеты «На Варшавке». Их хватило, чтобы пройти один из этапов творческого конкурса. На ТВ-кафедру меня не взяли, пришлось идти туда, где были места: на редакционно-издательское отделение. Но хотелось, конечно, попасть на телевидение, «светить лицом», раскрутиться и стать известной. Себя я видела в новостях и информационных программах. Мне нравилась их оперативность и компактность, там не надо «растекаться мыслью по древу»: ты просто говоришь о том, что произошло, рассказываешь о причинах, если ты их знаешь, записываешь спикеров и вырезаешь конкретные цитаты по теме. Но и сложности тут, конечно, тоже есть: нужно быстро принимать решения и быть аккуратным, чтобы не переврать цитату и не дезинформировать аудиторию.

Полина Сулимова / Фото: Ольга НаседкинаПолина Сулимова / Фото: Ольга Наседкина

На втором курсе мои знакомые позвали меня на стажировку в новости на ТВЦ. Ее я, по большому счету, провалила, потому что не понимала, что и как мне делать. В 17 лет это вполне естественно. Мне было неловко отвлекать других от работы, просить вычитать мои тексты и прочее. Но именно там мне удалось многому научиться. Корреспонденты и операторы помогали: давали массу полезных советов, объясняли, как брать интервью, как писать стендапы, какие вопросы задавать и как их формулировать. Там же я познакомилась с Сергеем Смирновым — он совсем недолго проработал на ТВЦ и вскоре ушел, а через несколько месяцев позвал меня в продакшн, который работал для нового канала — «Столицы +» (сейчас «Москва»). Это был конец 2006-го года. Когда я пришла, открытых вакансий не было, мне предложили постажироваться пару недель и уходить. Я согласилась, за один день расписала Сереже несколько рубрик, спродюсировала два или три сюжета и поработала с ведущим в студии. На меня посмотрели и сказали: «Ну, оставайся, раз такая бойкая».

Там я проработала до 2009-го. Периодически совмещала с работой на проектах других каналов. А потом перешла в новостную редакцию все той же «Столицы +». Потом был уход на несколько месяцев и проба себя в PR-сфере. А в сентябре 2011-го меня вернули на канал. К тому времени он назывался «Доверие», а редакция сидела в одном ньюс-руме с редакцией «Москвы 24» — оба канала вошли в новый холдинг «Москва Медиа». Через год состоялся мой трансфер — из редакторов «Доверия» в редакторы «М24».

Полина Сулимова / Фото: Ольга НаседкинаПолина Сулимова / Фото: Ольга Наседкина

Там мне удалось поработать в команде с классными профессионалами, например, с Вадимом Фридманом. Он в итоге перешел на Life News. И, уходя, порекомендовал меня руководителю службы информации «Москвы 24» — Евгению Мартынову в качестве шеф-редактора. В итоге в 26 лет я стала шефом. Поначалу ответственность пугала и где-то полгода я приходила на работу в абсолютном ужасе. Потом стало поспокойнее, но напряжение, связанное с прямыми эфирами, конечно, всегда колоссальное. В конце 2014-го года я перешла на телеканалы Ю и Муз-ТВ. После серьезных новостей на М24 такая смена профиля стала интересным опытом.
 

О работе команды


Я работаю главным редактором отдела новостей, который делает программы «Популярная правда», «В стиле», «В теме» и «PRO-новости». Департамент небольшой — по сравнению с новостными отделами на других каналах. У нас, к примеру, всего 13 корреспондентов, между которыми и распределяется вся нагрузка. В офисе висят доски, куда мы вписываем текущие сюжеты. Примерный план на неделю составляют каждую пятницу, но, разумеется, что-то может меняться, появляются новые срочные инфоповоды, которые смещают предыдущие. Темы программы «В стиле» вообще периодически расписываются раз на месяц вперед.

Кадр из программы «В теме»Кадр из программы «В теме»

Наши репортеры — универсальные профессионалы. Они выезжают на съемки (причем темы могут быть любыми — от шоу-бизнеса до ограничений по выдаче виз в США), пишут тексты, озвучивают, сами монтируют и подкладывают музыку на сюжеты. Режиссер только проверяет итоговый материал и по мелочи что-то доделывает, убирает «дыры» и т.д. Всю графику корреспонденты также заказывают сами у дизайнеров телеканала. Сюжет «PRO-новостей» должен быть полностью готов и сдан режиссеру к 15:30, «В теме» — в 17:00. Иногда бывает так, что дедлайны немного продляются, если корреспондент ехал со съемки, например. Но в 19-30 программа должна быть полностью готова в любом случае и сдана на проверку в отдел технического контроля. После проверки программу сдают уже непосредственно на эфир.

Ведущий программы «PRO-новости» Георгий ИващенкоВедущий программы «PRO-новости» Георгий Иващенко

У нас все очень дисциплинированные, поэтому форс-мажоров почти не бывает. Разве что в понедельник случается какое-то важное для нас внеплановое событие. Тогда корреспонденту приходится на метро ехать обратно в студию и писать материал на коленке.

В прошлом году 26 декабря, когда мы уже подготовили все эфиры на новогодние праздники и готовы были уходить отдыхать, — упал самолет в Сочи. Мы освещали это событие и, судя по рейтингам, неплохо справились. Тут нам очень помогли коллеги из Associated Press — у нас с ними договор: они нам оперативно прислали нужные кадры. Также мы сотрудничаем иногда с различными глянцевыми изданиями, радиостанциями и артистами — делаем совместные специальные сюжеты и выпуски «PRO-новостей». В этом нам помогают бартерный отдел и отдел по работе с артистами. У телеканала Ю бывают различные активности в Интернете, в частности в соцсетях, поэтому мы часто взаимодействуем с digital-отделом.
 

О форматах и новостях


Что касается новостной политики, то у нас нет стоп-листов или людей, с которыми мы не сотрудничаем и не упоминаем в новостях. Конечно, иногда приходят какие-то директивы сверху, но, в принципе, особых ограничений в рамках формата нет.

Полина Сулимова / Фото: Ольга НаседкинаПолина Сулимова / Фото: Ольга Наседкина

С телеканалом Ю в плане формирования верстки было немного сложнее. Он некоторое время себя искал, и мы пробовали разные подходы, смотря на рейтинги и фидбек. В итоге решили не освещать трагичные истории. Люди устали от ощущения, что все плохо, от негатива и «токсичных» новостей. Им не хочется слышать в сотый раз про войну и пенсионеров, а вот про Ждуна — с удовольствием. Они включают наши каналы, ожидая хорошего настроения и интересных новостей про звезд.

Конечно, важно не забывать о журналистской этике и корректности. Я не терплю оскорблений и язвительных комментариев. Для аудитории это сигнал: журналист — невоспитанный хам. Я стараюсь такие моменты обсуждать с корреспондентами на стадии формирования идеи сюжета и вычитки текста. Объясняю, почему так можно писать, а так — нет. Иногда достаточно поменять всего несколько слов, чтобы общая картина изменилась в лучшую сторону.
 

О разнице профессий


Полина Сулимова / Фото: Ольга НаседкинаПолина Сулимова / Фото: Ольга Наседкина

Когда я перешла из корреспондентов в редакторы, я поняла, что мне делать программу за кадром гораздо интереснее, чем находиться в кадре. Ты задаешь общий тон всей программы. Корреспонденты, записывая свои репортажи, показывают события по-своему, но все-таки в рамках редакционного задания. К тому же текст проходит стадию редактуры. И иногда не единожды. В итоге получаются довольно жесткие рамки. Когда ты шеф-редактор, то, большому счету, эфир — это отражение твоего представления о картине дня. Ты не навязываешь свое мнение, ведь всегда можно переключить канал.

Мне кажется неуместным высказывать свое мнение открыто и прямым текстом давать оценку в новостях — для этого есть авторские рубрики и программы. Достаточно ограничиться анализом со ссылкой на мнение экспертов. На «Москве 24» меня научили, что в любом материале, в котором приводится какая-либо точка зрения, должна быть и противоположная, иначе сюжет будет необъективным и однобоким. При этом обязательно давать ссылки на источники. Если этого не делать, вашу программу не будут считать авторитетной. Зрители будут доверять вам больше, если вы будете проверять факты и подавать историю корректно.
 

О том, чего не хватает


Полина Сулимова / Фото: Ольга НаседкинаПолина Сулимова / Фото: Ольга Наседкина

Как профессионал я не имею права обсуждать работу коллег, тем более, с других каналов, поэтому могу говорить только с позиции зрителя. В целом мне не хватает легкости и позитивных новостей, общая картина очень тяжелая. Возникает ощущение, что мы живем во время Апокалипсиса и завтра не наступит вообще. Кажется, что многие телеканалы не успевают за своим зрителем. Например, подросткам очень нравятся блогеры, но про них редко что-то рассказывают по ТВ. Тем не менее на Первом канале есть контент почти для любой аудитории — от «Модного приговора» для домохозяек до каких-то программ с упоминанием новомодных трендов. Вообще не хватает детских программ, вроде того, что делал Сергей Супонев: «Зов джунглей» и «Звездный час». Я очень их любила и скучаю по ним, с удовольствием сейчас посмотрела бы новые выпуски. Эти программы были построены не столько на образовательном элементе, сколько на яркой картинке, соревновании, они поймали саму суть детства. Супонев просто уловил это и транслировал через экран. После никто так и не смог это повторить.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 распространенных ошибок цветокоррекции

Процесс цветокоррекции — не самая простая часть кинопроизводства, и нужно быть особенно внимательным, чтобы зрителю не казалось, что видео делал новичок

  • 18 ноября
  • 4754
Практика

Как Disney меняет правила голливудского кино с выходом «Последних джедаев»

Disney становится самой могущественной студией в истории. Чем это грозит киноиндустрии?

  • 17 ноября
  • 3293
Практика

Как получить анаморфотное изображение без анаморфотного объектива

Задумайтесь: может быть, вам не нужна дорогостоящая оптика, чтобы в вашем фильме появилось знаменитое боке и горизонтальные блики

  • 10 ноября
  • 3256
Практика

Как это снято: «Титаник»

Двадцать лет назад «Титаник» отправился покорять сердца миллиардов зрителей по всему миру, в честь чего предлагаем вспомнить обстоятельства создания оскаровского рекордсмена и одного из самых технологически сложных фильмов в истории

  • 9 ноября
  • 2783
Практика

Как это снято: «28 дней спустя»

15 лет назад Дэнни Бойл снял один из самых необычных хорроров XXI века. Разбираем, чем так важен фильм «28 дней спустя»: апгрейд образа зомби, безлюдный Лондон, первые цифровые камеры, а также при чем здесь датская «Догма», Эбола и построк

  • 14 ноября
  • 1968
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Тайки Вайтити

Автор свежевышедшего «Тора» и один из самых оригинальных постановщиков «большого» Голливуда делится своим списком важных картин. Спойлер: особенно новозеландец ценит Тарковского

  • 19 ноября
  • 1947
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее