Главная / Практика / «Плохие» декорации и приукрашенные 60-е: как создавали дизайн сериала «Вражда»

«Плохие» декорации и приукрашенные 60-е: как создавали дизайн сериала «Вражда»

Сериал «Вражда» рассказывает о соперничестве двух великих актрис, которые, встретившись на одном проекте, пытаются буквально сжить друг друга со свету. Проект основан на реальных событиях, поэтому всю среду для персонажей нужно было создавать с оглядкой на период начала 60-х годов.
 

Художник-постановщик сериала Джуди Бекер Художник-постановщик сериала Джуди Бекер говорит, что самым сложным было собрать для фильма команду, потому что платили на этом сериале сущие копейки, и далеко не каждый соглашался на такие условия, а согласившись, часто уходил на другой проект.

Действие сериала разворачивалось в 1962-63 годах. Бекер уже работала на проекте, действие которого разворачивалось в то же время — это был «Хичкок» Саши Джерваси. Так что с миром кино той эпохи она была знакома.

«Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис были самыми известными актрисами своего времени, — рассказывает Джуди, — а Джоан вела гламурную жизнь, в которую было интересно погружаться».

 

В поисках источников

Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. Кадр из фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис. Кадр из фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»

Работу по дизайну исторического проекта всегда начинают с исследований — изучения исторической предметной среды. Чтобы найти лучшие материалы, недостаточно просто сидеть в интернете — нужно копать глубже. Большая часть действительно полезных источников до сих пор не отсканирована, так что главная проблема онлайн-исследования — в ограниченности доступных материалов, и полагаться только на них нельзя.

Джуди Бекер часто нанимает профессионального исследователя Дамани Магнума, который делает всю тяжелую работу: ходит по библиотекам, связывается с архивами, находит тех, кто мог знать исторических личностей, о которых в проекте идет речь. Это классический способ исследования, которым пользовались еще на заре кинематографа.

«У меня есть большая библиотека референсов, я покупаю много книг и старых журналов, — рассказывает Джуди. — В них я нахожу вещи, которые нельзя найти больше нигде. И если мне нужен период 1960-х, я обращаюсь к печатным изданиям».

 

Создавая противоположности

У обеих героинь сериала были резко противоположные вкусы, что облегчило работу по «маркированию» среды каждой из них. Все интерьеры их жилищ построили в павильонах, дом Джоан снаружи «отыгрывал» фасад дома в Холмбли Хиллз, дизайнером которого был Пол Уильямс.

Кроуфорд усиленно поддерживала свою репутацию гламурной женщины: сотрудничала с самым модным на то время голливудским дизайнером по интерьерам Уильямом Хэйнсом и пыталась следовать всем модным трендам в интерьерном дизайне. Фотографии ее дома публиковали в журналах, и ее часто критиковали за странные вкусы, например, за портреты. Она заказала портрет себя кисти Маргарет Кин (помните фильм Тим Бертона «Большие глаза» про художницу, рисовавшую странные портреты людей с огромными глазами? Это Маргарет Кин) и привезла несколько примитивных картин с Гаити. Она говорила: «Это мой вкус, они мне нравятся». Но в интервью было видно, что она защищается, и эта критика ее действительно задевает. За этим гламурным фасадом был человек, который переживал из-за того, как ее воспринимает публика.

Дома у Джоан Кроуфорд в разные годы жизни. Видны пластиковые чехлы и портрет кисти Маргарет Кин

Дома у Джоан Кроуфорд в разные годы жизни. Видны пластиковые чехлы и портрет кисти Маргарет Кин

Дома у Джоан Кроуфорд в разные годы жизни. Видны пластиковые чехлы и портрет кисти Маргарет Кин

Дома у Джоан Кроуфорд в разные годы жизни. Видны пластиковые чехлы и портрет кисти Маргарет Кин

«Я слышала, что Джоан любила пластиковые чехлы и покрывала, — продолжает Джуди, — но не представляла, насколько. Я была крайне удивлена, когда на фото увидела, что они были везде. Где бы Джоан ни жила, она их использовала. Мое любимое ее фото — в кровати, где пластиковое покрывало лежало поверх простыни!».

Кадр из сериала «Вражда»Кадр из сериала «Вражда»

В те времена люди жили скромнее, и звезды — не исключение, поэтому художник-постановщик позволила себе некоторую творческую свободу, чтобы адаптировать реальность 60-х для сегодняшней ментальности.

«Интересно, что реальность не всегда кажется реалистичной на экране, если воспроизводить ее так, как было в действительности,— делится секретом Джуди. — Здесь нужен баланс творческого подхода. Нужно знать, что и где приукрасить, чтобы зритель „купился“ и принял эту реальность. Кроме того, для экрана нужно создать некий единый в эстетическом плане мир».

Например, настоящее жилище Джоан Кроуфорд по сегодняшним меркам было небольшим и скромным. Если показать его таким, сегодняшний зритель не воспримет актрису как гламурную диву. А задачей художника-постановщика было произвести соответствующее впечатление на зрителя и создать определенный образ звезды. Поэтому размеры ее комнат увеличили.

У Кроуфорд действительно была гардеробная комната, но в сериале она разраслась до размеров целого крыла здания. Она вмещала мраморную ванную (была в действительности), мини-холодильник с водкой, гримерную с трехдверным трюмо, одежду и аксессуары.

Интерьеры дома Джоан Кроуфорд

Интерьеры дома Джоан Кроуфорд

Интерьеры дома Джоан Кроуфорд

Интерьеры дома Джоан Кроуфорд

Интерьеры дома Джоан Кроуфорд

Интерьеры дома Джоан Кроуфорд

Интерьеры дома Джоан Кроуфорд

Интерьеры дома Джоан Кроуфорд

«Мне было интересно вставить в интерьер некоторые детали, показывающие одержимость героини вещами, — рассказывает Джуди. — Например, я вспомнила, как моя приемная мать держала на внутренней стороне каждого шкафа список того, что в нем находится. Она очень боялась, что прислуга что-нибудь украдет. Я создала такие списки для каждого шкафа Джоан. Не думаю, что их было видно на камеру, как и множество других деталей, но верю, что такие подробности увеличивают насыщенность среды».

Планы двух этажей дома Джоан Кроуфорд для строительства в павильоне

Планы двух этажей дома Джоан Кроуфорд для строительства в павильоне

Планы двух этажей дома Джоан Кроуфорд для строительства в павильоне

Планы двух этажей дома Джоан Кроуфорд для строительства в павильоне

Планы двух этажей дома Джоан Кроуфорд для строительства в павильоне

Планы двух этажей дома Джоан Кроуфорд для строительства в павильоне

Нью-Йоркская квартира Джоан, которую сделали для восьмого эпизода, была намного меньше, чем та, в которой актриса жила в конце жизни. К тому времени Уильям Хэйнс умер, и квартиру обставлял его протеже Карлтон Варни. Ее постарались воссоздать как можно ближе к реальности. Интересно, что Джоан жила в том самом доме, который Джуди Бекер использовала как локацию для экстерьера дома персонажа Эми Адамс в фильме «Афера по-американски».

Модель и интерьер дома Джоан Кроуфорд в поздние годы жизни: пластиковые чехлы и портрет кисти Маргарет КинМодель и интерьер дома Джоан Кроуфорд в поздние годы жизни: пластиковые чехлы и портрет кисти Маргарет Кин

Нужно было показать, что героиня стареет: этого эффекта достигли с помощью деталей маленькой кухни и гардероба.

Но интерьеры жилища Бетт Дэвис потребовали другого подхода. «Оформление комнат Бетт Дэвис должно было говорить: «Я из Новой Англии, и я — серьезная личность Я вышла из традиционной семьи янки, поэтому именно так я украшу свой дом, не важно, где я живу»», — говорит Джуди.

Интерьеры и планы дома Бетт Дэвис

Интерьеры и планы дома Бетт Дэвис

Интерьеры и планы дома Бетт Дэвис

Интерьеры и планы дома Бетт Дэвис

Интерьеры и планы дома Бетт Дэвис

Интерьеры и планы дома Бетт Дэвис

Джуди посчитала главными деталями в доме Бетт огромный кирпичный камин с глиняными горшочками и плетеный ковер, а также крошечные узорчики на мебели. «Я бы никогда не смогла представить подобную мебель в доме кинозвезды, — смеется Джуди, — если бы не видела фотографии интерьера Бетт Дэвис!» По мнению художницы, это было частью мира Бетт, ее жизненного уклада.

 

Церемонии награждения

Что касается сцен на церемонии «Золотой глобус», то самой большой сложностью было найти локацию для съемки. Где же еще подобные эпизоды, если не в Beverly Hilton? Но сегодня этот интерьер осовременен и не отвечает требованиям сценария. В итоге сцены снимали в Hollywood Palladium, который остался практически нетронутым с той поры.

Интерьер для церемонии вручения «Золотого глобуса»Интерьер для церемонии вручения «Золотого глобуса»

«Для меня самым интересным было воспроизвести оформление сцены, — говорит Джуди Бекер. — Там стояла картонная фотовырезка самого трофея, а также флаги стран, чьи журналисты входят в Ассоциацию иностранной прессы».

И хотя церемонии награждения «Золотой глобус» и «Оскар» — это большие события в индустрии, они мимолетные, быстротечные, одноразовые. Их оформляли дешевыми материалами. Именно так их делали тогда, и так они воспроизведены в сериале. Дизайнеру нужно было показать искусственность всего оформления, тогда как обычно требуется воспроизвести аутентичность среды. То есть задача стояла прямо противоположная. Но она была одновременно сложной и интересной.

Церемония «Оскар» в 1963 году проходила в Санта-Монике в Civic Auditorium. Буквально за год до съемок «Вражды» Джуди Бекер работала на этой локации на другом проекте и хорошо ее знала.

Макет помещения, который был сделан для планирования длинного шота с проходом героини по закулисью церемонии «Оскар»Макет помещения, который был сделан для планирования длинного шота с проходом героини по закулисью церемонии «Оскар»

«Это была моя любимая декорация, — продолжает Джуди, — она получилась более подробной. Я получила море удовольствия, воспроизводя красную ковровую дорожку и огромную статую „дядюшки Оскара“ перед входом».

Но потом режиссер решил снять одним длинным кадром, как Джоан уходит со сцены, проходит по помещениям за сценой и выходит с другой стороны. Помещения за сценой были, но не все были нужны. В итоге пришлось воссоздать коридор, комнату прессы, кухню, которая стала забавной отсылкой к «Славным парням» Скорсезе, и «зеленую» комнату для фото. Само воссоздание не представляло сложностей — в архивах сохранилось море фотографий той церемонии. Но художник-постановщик проявила вольность в местонахождении комнат.
 

«Это было интересной комбинацией исследований, реальности и творческой вольности, — говорит Джуди. — Планирование этого длинного шота вместе с режиссером и оператором-постановщиком Нельсоном Краггом было самым интересным моментом в работе над всем проектом».

Любопытным также стал дизайн декорации ресторана. Джуди Бекер черпала вдохновение в интерьерах ресторана Perino`s на Wilshire Boulvard, созданных дизайнером Полом Уильямсом. Perino`s — это самый гламурный ресторан той эпохи (за исключением знаменитого Four Seasons в Нью-Йорке, конечно), куда действительно ходили звезды. Джоан посещала это заведение, как и Гедда Хоппер. У них в сериале много совместных сцен, так что локация была выбрана логично.

Интерьер и план ресторана

Интерьер и план ресторана

Интерьер и план ресторана

Интерьер и план ресторана

В основном в ресторанах было много дерева и красные кожаные банкетки. Для фильма «Хичкок» Джуди воспроизводила ресторан Chasen`s в Musso& Frank и поэтому знала — интерьеры Perino`s сильно отличались. Ресторан был огромным, белым, с круглым залом с зеркалами на всех стенах. И банкетки у них были из бархата персикового цвета. Строить его было непросто. И оператор сериала хотел снимать потолок, поэтому его пришлось делить на секции, включив в них элементы освещения.

Конечно, декорацию строили в павильоне — найти такую локацию невозможно. «Но это место было визитной карточкой эпохи», — считает Джуди.

Для сцены, в которой Джоан ужинает со своим агентом в восьмом эпизоде нужно было найти локацию, которая бы «отыгрывала» кофейню в Нью-Йорке того времени. «Я очень люблю местечко Early World Restaurant на бульваре Сан Висенте в Брентвуде, — рассказывает Джуди. — Они пошли нам навстречу и согласились на съемки, но Сан Висенте сильно отличается от Манхэттена».

Неоновые огни на улице, и как они выглядят изнутри кафе

Неоновые огни на улице, и как они выглядят изнутри кафе

Неоновые огни на улице, и как они выглядят изнутри кафе

Неоновые огни на улице, и как они выглядят изнутри кафе

Тогда Джуди Бекер придумала сделать то, чего раньше не делала — предложила найти неоновые вывески и повесить их снаружи за окнами ресторана, чтобы создать иллюзию центра Нью-Йорка.

 

Кино про кино

Создание мира «Вражды» во многом было связано с воспроизведением декораций фильмов, съемки которых показаны в сериале. «Прекрасных специалистов сложно заставить делать плохие декорации, потому что все хотят выполнить свою работу как можно лучше, — говорит Джуди. — Но нам требовалось воспроизвести качество декораций тех проектов, а оно было плохое. Создание заведомо ненатуральных декораций стало для нас интересной задачей».

Чтобы добиться нужного результата, авторы применили методы той эпохи: например, нарисовали плоские задники. Также строители использовали те материалы, что применялись в 20-е годы. Например, фанеру вместо шпона и толстые рамы. Декорации из толстой фанеры и штукатурки весили раза в три тяжелее, чем такие же, но созданные из современных материалов.

Для сериала потребовалось воспроизвести декорации фильма «Что случилось с Бэби Джейн?». Это было малобюджетное кино. Джек Уорнер, который запустил фильм в производство, считал его фильмом категории B. Более того, картина была черно-белой, поэтому у ее дизайнеров было больше свободы, да и изображения высокого разрешения тогда не было. «Но даже в этом случае, когда рассматриваешь фотографии декораций этого фильма, удивляешься, как много им сошло тогда с рук», — делится художница.

План декорации и интерьеры, воспроизведенные для съемок фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»

План декорации и интерьеры, воспроизведенные для съемок фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»

План декорации и интерьеры, воспроизведенные для съемок фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»

План декорации и интерьеры, воспроизведенные для съемок фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»

План декорации и интерьеры, воспроизведенные для съемок фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»

План декорации и интерьеры, воспроизведенные для съемок фильма «Что случилось с Бэби Джейн?»

Джуди Бекер всегда использует винтажные обои. Их сложнее клеить, но зато не нужно фактурить — они и так выглядят старыми. Она нашла чудесные обои для дома Бетт, но их не хватило — пришлось допечатывать, чего раньше Джуди не делала.

«Самое потрясающее в работе в Голливуде, это то — что вся его история к твоим услугам, — рассказывает Джуди. — Например, я с удивлением обнаружила, что какие-то элементы мебели из фильма „Что случилось с Бэби Джейн?“ все еще хранятся в отделе по реквизиту студии Warner Bros. — более 50 лет спустя после окончания работы над фильмом! Здесь почти ничего не выбрасывают. Моя ассистентка нашла тот самый диван, клетку для птиц и пианино. Пианино было совершенно уникальным, больше напоминало клавесин. Я не верила, что они использовали именно его, но, заглянув в фильм, убедилась в этом».

Кадр из сериала «Вражда»Кадр из сериала «Вражда»

Когда Джуди Бекер создавала декорации для «Хичкока», ей не удалось найти ни одной цветной фотографии со съемок фильма «Психо», поэтому пришлось фантазировать на тему того, какие цвета на самом деле использовали декораторы, чтобы на черно-белой пленке они выглядели соответствующе. Но цветные фотографии со съемок «Что случилось с Бэби Джейн?» нашлись в архивах библиотеки Университета Южной Калифорнии.

«Мне удалось рассмотреть эти декорации, — делится Джуди. — Они были почти монохромными. Здесь было много бежевого, белого и светло-розового, но был и цветовой акцент из насыщенных цветов. Я поступила так же». Все, что мы увидели в сериале, основано на тех фотографиях: синие шторы и подушки, а также одетая в красное Джоан.

Это была первая работа Джуди Бекер на телевидении. И здесь ее больше всего поразило то, что дизайн декораций продолжался все время съемок сериала. «В кино я получаю сценарий и все аккуратно планирую по сценам, — рассказывает она. — Здесь же я начала со сценария пилотной серии, а потом мне присылали и присылали сценарии. В кино всегда есть момент, когда ты уже знаешь про все декорации и детали, все готово. Но здесь я никогда не знала, что потребуется в будущем. Я делала дизайн декораций до последнего дня съемки. И еще это костюмно-исторический сериал, нельзя сказать: „Эту сцену только что вписали в сценарий, мы завернем за угол и снимем ее“. Все нужно создавать с нуля и оформлять. Придется найти соответствующую локацию и изменить ее».