Профессия

Оператор: Артем Емельянов

Пообщались с оператором нашумевшей «Тесноты» о съемках фильма: использовании pre-shoot’а, поисках Нальчика 90-х в современном Петербурге, цветовом решении и визуализации той самой «тесноты»


Профессиональный опыт до «Тесноты»


Оператор Артем Емельянов  Оператор Артем Емельянов

В 2014 году я закончил операторскую мастерскую Дмитрия Алексеевича Долинина в СПбГУКиТ. Диплом защищал короткометражным фильмом «Армия» Олега Хамокова. Это было первое знакомство с режиссерским курсом Александра Сокурова в Нальчике и деятельностью фонда «Пример интонации», на базе которого я снял еще одну короткометражку — «Мой брат Бэтмен» режиссера Татьяны Рахмановой. Параллельно осуществлял профессиональную деятельность в коммерческом видеопроизводстве: снимал клипы, рекламу и документальные фильмы. Много работал за границей: в США, Европе, Японии. В целом, опыт очень разносторонний, многое удалось попробовать.
 

Задачи оператора на «Тесноте»


У каждой истории в кино свой «язык» — сложная знаковая система. Цвет, свет, композиция — все это необходимо собрать в уникальную, многослойную структуру, основанную на драматургии. Ничего случайного быть не должно. От этого мы с режиссером Кантемиром Балаговым отталкивались, когда начинали разрабатывать визуальное решение «Тесноты».

Кадр из фильма «Теснота»Кадр из фильма «Теснота»

Если говорить более конкретно, Кантемир очень хотел передать состояние «тесноты» на всех уровнях драматургии. Героям тесно в рамках семьи, географии и времени. Такая ясная и очень точная формулировка. Мне, как оператору, это очень помогло.
 

Референсы и источники вдохновения


В качестве референсов режиссер приводил «Розетту» братьев Дарденн, «Озеро» Филиппа Гранрийе и «Мушетт» Робера Брессона. Но это скорее задавало нам общий вектор, чем служило конкретным примером воплощения тех или иных сцен.

Кадр из фильма «Теснота»Кадр из фильма «Теснота»

Вдохновлялись мы прежде всего 90-ми годами и визуальной эстетикой того времени. Не конкретными примерами, а скорее набором визуальных образов, которые остались в памяти из детства. Мы нарочно не стремились излишне приукрасить реальность, что так свойственно кино в классическом понимании. Очень важно было суметь воссоздать и сохранить жизнь на экране.
 

Подготовка


На съемках фильма «Теснота»На съемках фильма «Теснота»

Подготовительный период длился почти три месяца. Сначала мы отбирали локации, а затем сняли на утвержденных объектах «pre-shoot» большей части фильма. Без постановки света, со статистами. Таким образом весь процесс «творческого поиска» мы прошли еще до выхода на площадку. Это верный путь, особенно если ты дебютант. Так можно точно сформулировать технические и творческие задачи по всем департаментам.
 

Локации: современный Петербург как Нальчик 90-х


На съемках фильма «Теснота»На съемках фильма «Теснота»

Съемки проходили в Санкт-Петербурге. В силу ограничений по бюджету, мы не имели возможности поехать в полноценную съемочную экспедицию в Нальчик. Необходимо было воссоздать не только приметы того времени, но и сам город, в котором разворачивается действие. Снимали в основном по окраинам, каким-то темным углам, которых почти не коснулось время за последние двадцать лет. Канонерский остров, стадион «Кировец», парк имени Бабушкина, поселок Суоранда. Какие-то особые детали, идентифицирующие Нальчик, художники бережно перенесли в наши локации.
 

О визуализации «тесноты»


Кадр из фильма «Теснота»Кадр из фильма «Теснота»

«Теснота» — это не просто название, а главный морфологический признак этой истории. Выбранный нами академический формат кадра 4:3 помог отсечь лишнее, сфокусировать внимание на портретах: на героях и их переживаниях. С другой стороны, при таком соотношении сторон кадра практически невозможно вписать в рамку двоих человек на крупном плане. На простом физическом уровне исполнители мешают друг другу существовать в пространстве, им «тесно». Главную сложность в нашем случае составило определение «меры» композиционных особенностей. Это должно было вызывать дискомфорт у зрителя, но ни в коем случае не раздражать.
 

Цветовое решение «Тесноты»


Кадр из фильма «Теснота»Кадр из фильма «Теснота»

Мы использовали классическое правило комплиментарности: сочетание двух противоположных цветов воспринимается глазом наиболее гармонично. Желтый — цвет родителей, синий — цвет Иланы. Они противоположны, но вместе образуют единое целое — «семью». Зеленый совсем не в этой связке. Это цвет Давида и Леи — новой, отдельной от родителей, жизни. Красный: машина похитителей, дежурный свет на заправке — все связанное с тревожными событиями. По сути, цветовая схема в нашем фильме — это основа драматургии. Таким образом мы хотели поддержать, усилить эмоциональное воздействие происходящего на экране.
 

О работе оператора с режиссером


На съемках фильма «Теснота»На съемках фильма «Теснота»

Ответить на вопрос о взаимодействии режиссера и оператора очень сложно. Это непростая форма коммуникации, так как речь всегда идет о сложных и неоднозначных вещах: об эмоциях, интонации. Кино — очень чувственное искусство, на мой взгляд. Важнейшую роль в успешном сотрудничестве играет подготовительный период, совместный процесс поиска. Есть возможность договариваться, задавать вопросы и находить ответы. Если этого не происходит «на берегу», вряд ли что-то путное получится в съемочном периоде. Необходимо быть открытым и готовым к компромиссам. Как личным, так и профессиональным. Часто куда важнее дать актеру больше свободы, чем поставить еще один осветительный прибор на его пути.
 

О работе с операторской группой


На съемках фильма «Теснота»На съемках фильма «Теснота»

Операторская группа была небольшая: второй оператор, фокус-пуллер, механик камеры, несколько осветителей. Так как у меня на руках был смонтированный pre-shoot, многие технические задачи удалось обговорить и подготовить заранее. Что особенно ценно для учета многих нюансов в постановке света и движении камеры.

Что касается личного взаимодействия, важно собрать вокруг себя команду заинтересованных в результате людей. Вне зависимости от должности. Я часто сталкиваюсь со специалистами технически грамотными, но «без любви» к делу. Без этого невозможно настроить необходимый контакт и темп работы на площадке.

На съемках фильма «Теснота»На съемках фильма «Теснота»

На «Тесноте» мне повезло. Фокус крутила Маша Терентьева, должность художника по свету и второго оператора совмещал Павел Цветков, механиком камеры работал Саша Золотухин. Это был наш первый большой совместный проект. И я очень благодарен ребятам за их отзывчивость и полное погружение в процесс.
 
 
 
Артем Емельянов

Оператор

Работал над фильмами: «Армия», «Мой брат Бэтмен», «Теснота».
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 13349
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 11542
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 5571
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4329
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее