Профессия

Оператор: Артем Емельянов

Пообщались с оператором нашумевшей «Тесноты» о съемках фильма: использовании pre-shoot’а, поисках Нальчика 90-х в современном Петербурге, цветовом решении и визуализации той самой «тесноты»

  • 24 августа 2017
  • 2273
Павел Орлов

Профессиональный опыт до «Тесноты»


Оператор Артем Емельянов  Оператор Артем Емельянов

В 2014 году я закончил операторскую мастерскую Дмитрия Алексеевича Долинина в СПбГУКиТ. Диплом защищал короткометражным фильмом «Армия» Олега Хамокова. Это было первое знакомство с режиссерским курсом Александра Сокурова в Нальчике и деятельностью фонда «Пример интонации», на базе которого я снял еще одну короткометражку — «Мой брат Бэтмен» режиссера Татьяны Рахмановой. Параллельно осуществлял профессиональную деятельность в коммерческом видеопроизводстве: снимал клипы, рекламу и документальные фильмы. Много работал за границей: в США, Европе, Японии. В целом, опыт очень разносторонний, многое удалось попробовать.
 

Задачи оператора на «Тесноте»


У каждой истории в кино свой «язык» — сложная знаковая система. Цвет, свет, композиция — все это необходимо собрать в уникальную, многослойную структуру, основанную на драматургии. Ничего случайного быть не должно. От этого мы с режиссером Кантемиром Балаговым отталкивались, когда начинали разрабатывать визуальное решение «Тесноты».

Кадр из фильма «Теснота»Кадр из фильма «Теснота»

Если говорить более конкретно, Кантемир очень хотел передать состояние «тесноты» на всех уровнях драматургии. Героям тесно в рамках семьи, географии и времени. Такая ясная и очень точная формулировка. Мне, как оператору, это очень помогло.
 

Референсы и источники вдохновения


В качестве референсов режиссер приводил «Розетту» братьев Дарденн, «Озеро» Филиппа Гранрийе и «Мушетт» Робера Брессона. Но это скорее задавало нам общий вектор, чем служило конкретным примером воплощения тех или иных сцен.

Кадр из фильма «Теснота»Кадр из фильма «Теснота»

Вдохновлялись мы прежде всего 90-ми годами и визуальной эстетикой того времени. Не конкретными примерами, а скорее набором визуальных образов, которые остались в памяти из детства. Мы нарочно не стремились излишне приукрасить реальность, что так свойственно кино в классическом понимании. Очень важно было суметь воссоздать и сохранить жизнь на экране.
 

Подготовка


На съемках фильма «Теснота»На съемках фильма «Теснота»

Подготовительный период длился почти три месяца. Сначала мы отбирали локации, а затем сняли на утвержденных объектах «pre-shoot» большей части фильма. Без постановки света, со статистами. Таким образом весь процесс «творческого поиска» мы прошли еще до выхода на площадку. Это верный путь, особенно если ты дебютант. Так можно точно сформулировать технические и творческие задачи по всем департаментам.
 

Локации: современный Петербург как Нальчик 90-х


На съемках фильма «Теснота»На съемках фильма «Теснота»

Съемки проходили в Санкт-Петербурге. В силу ограничений по бюджету, мы не имели возможности поехать в полноценную съемочную экспедицию в Нальчик. Необходимо было воссоздать не только приметы того времени, но и сам город, в котором разворачивается действие. Снимали в основном по окраинам, каким-то темным углам, которых почти не коснулось время за последние двадцать лет. Канонерский остров, стадион «Кировец», парк имени Бабушкина, поселок Суоранда. Какие-то особые детали, идентифицирующие Нальчик, художники бережно перенесли в наши локации.
 

О визуализации «тесноты»


Кадр из фильма «Теснота»Кадр из фильма «Теснота»

«Теснота» — это не просто название, а главный морфологический признак этой истории. Выбранный нами академический формат кадра 4:3 помог отсечь лишнее, сфокусировать внимание на портретах: на героях и их переживаниях. С другой стороны, при таком соотношении сторон кадра практически невозможно вписать в рамку двоих человек на крупном плане. На простом физическом уровне исполнители мешают друг другу существовать в пространстве, им «тесно». Главную сложность в нашем случае составило определение «меры» композиционных особенностей. Это должно было вызывать дискомфорт у зрителя, но ни в коем случае не раздражать.
 

Цветовое решение «Тесноты»


Кадр из фильма «Теснота»Кадр из фильма «Теснота»

Мы использовали классическое правило комплиментарности: сочетание двух противоположных цветов воспринимается глазом наиболее гармонично. Желтый — цвет родителей, синий — цвет Иланы. Они противоположны, но вместе образуют единое целое — «семью». Зеленый совсем не в этой связке. Это цвет Давида и Леи — новой, отдельной от родителей, жизни. Красный: машина похитителей, дежурный свет на заправке — все связанное с тревожными событиями. По сути, цветовая схема в нашем фильме — это основа драматургии. Таким образом мы хотели поддержать, усилить эмоциональное воздействие происходящего на экране.
 

О работе оператора с режиссером


На съемках фильма «Теснота»На съемках фильма «Теснота»

Ответить на вопрос о взаимодействии режиссера и оператора очень сложно. Это непростая форма коммуникации, так как речь всегда идет о сложных и неоднозначных вещах: об эмоциях, интонации. Кино — очень чувственное искусство, на мой взгляд. Важнейшую роль в успешном сотрудничестве играет подготовительный период, совместный процесс поиска. Есть возможность договариваться, задавать вопросы и находить ответы. Если этого не происходит «на берегу», вряд ли что-то путное получится в съемочном периоде. Необходимо быть открытым и готовым к компромиссам. Как личным, так и профессиональным. Часто куда важнее дать актеру больше свободы, чем поставить еще один осветительный прибор на его пути.
 

О работе с операторской группой


На съемках фильма «Теснота»На съемках фильма «Теснота»

Операторская группа была небольшая: второй оператор, фокус-пуллер, механик камеры, несколько осветителей. Так как у меня на руках был смонтированный pre-shoot, многие технические задачи удалось обговорить и подготовить заранее. Что особенно ценно для учета многих нюансов в постановке света и движении камеры.

Что касается личного взаимодействия, важно собрать вокруг себя команду заинтересованных в результате людей. Вне зависимости от должности. Я часто сталкиваюсь со специалистами технически грамотными, но «без любви» к делу. Без этого невозможно настроить необходимый контакт и темп работы на площадке.

На съемках фильма «Теснота»На съемках фильма «Теснота»

На «Тесноте» мне повезло. Фокус крутила Маша Терентьева, должность художника по свету и второго оператора совмещал Павел Цветков, механиком камеры работал Саша Золотухин. Это был наш первый большой совместный проект. И я очень благодарен ребятам за их отзывчивость и полное погружение в процесс.
 
 
 
Артем Емельянов

Оператор

Работал над фильмами: «Армия», «Мой брат Бэтмен», «Теснота».
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Сведение звука для кино и видео: 5 простых советов

Как сделать четкую и разборчивую аудиодорожку для своего будущего проекта

  • 11 июня
  • 2450
Практика

Как авторы сериала «Касл-Рок» получили благословение Стивена Кинга и утвердили актрису через Twitter

Увидев, как Стивен Кинг кричит на героев сериала «Касл-Рок», продюсеры Сэм Шоу и Дастин Томасон поняли, что сделали хорошую адаптацию

  • 10 июня
  • 2395
Обзоры

Camera! Action!: что происходит в российском кино

Домогаров играет в японской военной драме, Петров и Машков устроили экшн в фильме «Герой», а победитель короткометражного «Кинотавра» готовит дебют

  • 13 июня
  • 2062
Практика

Как это снято: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Двадцать лет назад Терри Гиллиам отправил своих зрителей в психоделический трип в город греха. Разбираем, как воссоздавался на экране мрачный наркотический опыт Хантера Томпсона: «гонзо-режиссура»,  широкоугольная оптика, одноглазый оператор и японский Джимми Хендрикс

  • 18 июня
  • 2126
Практика

40 правил независимого кино Роберта Родригеса

Роберт Родригес, enfant terrible Голливуда и «человек-киностудия», в день своего 50-летия делится смелыми советами о первых шагах в кинопроизводстве. Осторожно, после прочтения можно и впрямь подорваться и пойти снимать свой фильм

  • 20 июня
  • 1986
Практика

К чему стремиться и чего избегать при замедленной съемке

Если вы хотите, чтобы кадры, снятые в рапиде, выглядели как можно лучше, стоит прислушаться к этим советам

  • 14 июня
  • 1780
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее